урок по ИЗО "Народная игрушка - добрых дел мастерство".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Тетёркина Елена Николаевна

Урок-ярмарка. Подведение итогов после изучения народных промыслов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_izo_narodnaya_igrushka.doc.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМ. М. Н. ЗАГОСКИНА С. РАМЗАЙ

Урок  изобразительного искусства

по теме

6 класс

                                     учитель :  Тетёркина Елена Николаевна

ЦЕЛЬ:

Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастерству, создающему красоту на радость людям. Углубить знания о русской народной игрушке. Научить работать творческой группой. Обобщить пройденный материал.

Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать игрушки из Дымково, Филимоново, Абашева и матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.

Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обучения выполненных работ, уважать мнение товарища.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Для учащихся: тетрадь по ИЗО, творческие поисковые доклады, игрушки выполненные на уроках.

Для учителя: игрушки (дымковские, филимоновские, абашевские), матрешки, открытки с видом деревень. Магнитофон.

ОФОРМЛЕНИЕ:

На доске: "Народная игрушка", указатели деревень (с.Абашево, с. Дымково, с.Филимоново, Полхов Майдан, Сергиев Посад, Семеново). Надпись "Ярмарка".

Лоток с платками, кренделями, игрушками. Стол с самоваром, чашками, сушками. Класс разделен на 4 торговых ряда.

ПЛАН УР0КА:

  1. Организационный момент - I мин.
  2. Вступительное слово учителя - 4 мин.
  3. Работа творческих групп - 30 мин.
  4. Подведение итогов четверти - 5 мин.

/Звучит "Ярмарка" в исполнении В.Леонтьева./

Ребята занимают свои ярмарочные ряды.

Затем зазвучала мелодия "Подмосковные вечера.

Учитель : Здравствуйте, ребята! Как вы уже догадались тема сегодняшнего урока "Народная игрушка - добрых дел мастерство". И цель нашего урока - подвести итоги по изученным промыслам.

Как быстро время пролетает.

Нет не летит несется в скач.

Для нас оно прошло не даром,

Мы можем это доказать.

Мы очень многое узнали

О народных мастерах.

Мы по России "разъезжали",

Бывали в разных городах.

Под Тулой с вами побывали,

Летали в Полховский Майдан.

Мы много ценного узнали,

Все об игрушках тут и там.

Вам было трудно лишь в начале Игрушки эти создавать.

Не скрою, кое-кто рыдали,

Но, а теперь пусть поглядят

На то, что руки сотворили.

Нигде не надо унывать.

Народную игрушку с вами

Мы изучали четверть всю.

И вот чему вы научились

Сегодня я узнать хочу

Я попросила вас разбиться на творческие группы по четырем народным промыслам, которые мы успели изучить. И каждая группа должна сегодня представить свой товар на нашей ярмарке. /Звучит мелодия/

Учитель: Самые веселые ярмарки были на Руси. На видном месте в торговых рядах были разложены игрушки. А зазывалы шутками да прибаутками приглашали полюбоваться на игрушку. Давайте произнесем слова зазывал.

  • А вот игрушки славные, занятные, забавные!
  • Есть прехитрые штуки позабавиться от скуки!
  • Дешево продам, на совесть отдам!
  • Полюбуйтесь, да только не торгуйтесь!
  • Хоть игрушка и детская забава, да вам придется по нраву!


Как после этого не пройтись по рядам? Подойдем к первой лавке. /Звучит мелодия/

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей

В ней что-то есть от радуги.

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Уч-ся 1-й      Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали.

И село большое Дымково назвали.

Слободе Дымково около 500 лет. Основана она еще при Иване Ш, великом князе Московском, окончательно объединившем русские земли вокруг Москвы. Находится на берегу реки Вятки, близ города Вятки. Самое раннее описание дымковских игрушек относится в 181I году, Автор его - Николай Захарович Хитрово. В описании рассказывается о народном вятском празднике.

Уч-ся 2-й Название этого праздника мы придержим в секрете. Хотим, чтобы вы отгадали его. Перед вами слово из 12 буки. Сейчас я брошу кубик, какой рисунок выпадет, тому первому и угадывать букву (на кубике три рисунка: абашевская, филимоновская и матрешка. На четвертой стороне клоун, он имеет право открыть любую букву). Когда слово угадано, ученик читает стихотворение.

Вятка вздрогнула от свиста

Всяк свисток к губам пристал

И пошла базаром, сказка -

Родился, в веселый час

Вятский праздник - "Свистопляска"

Город весь пустился в пляс.

Уч-ся 3-й - Хитрово писал, что на гулянье люди приносили с собой небольшие» свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что в Вятке делают игрушки для свиста!

Уч-ся 4-й - Стиль росписи у нашей игрушки красочный, яркий, жизнерадостный, но не крикливый. Нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор.

Кружочки, клеточки, полоски -Простой, казалось бы, узор

Но отвести не в силах взор,

Уч-ся 5-й - Цвета любят мастера яркие, нарядные: красный, алый, малиновый, синий, желтый, оранжевый, зеленый и др.

Уч-ся 1-й - Через горные отроги

Через крыши деревень

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный Олень

Уч-ся 2-й -   Посмотри, как хороша

 Эта девица-душа.

 Щечки алые горят,

 Удивительный наряд.

Уч-ся 3-й « Девица в венце

Румяней на лице,

Собой хороша.

Стоит не дыша.

Уч-ся 4-й    Что за конь у меня!

Только тронь

Со всадником вместе

Ускачет верст за двести.

А у лошадкиных ног

Жеребенок-стригунок.

Погляди на молодца:

Жеребенок весь в отца.

Учитель: Молодцы!

Какие продавцы!

Расхваливать товар

У вас природный дар.

Подойдем теперь сюда

Постоим там у ларца.

/Звучит мелодия/

Подходит к лавке с филимоновскими игрушками.

Уч-ся 1-й - Эй, народ, не стой у ворот!

Сегодня вас необычное ждет!

Игрушки из под Тулы - чудо из чудес!

Спешите, покупайте!

Времени в обрез.

Не менее известным между прочим, является и наш народный промысел  который зародился в деревне Филимоново Одоевского района Тулье кой области, где делают удивительную глиняную филимоновскую игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Возможно, это и определило ее промысел.

Уч-ся 2-й -         Филимоновская деревушка! Синий лес, холмы, косогор. Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

В прошлом веке здесь 75 домов из 100 занимались гончарством. Игрушечным делом занимались только женщины, уже с 7-8 лет девочки начинали лепить "свистушки". Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими. Все игрушки очень веселые и когда их много - это праздник. Старожилы говорят: "Места наши - одна глина. Вот и делали из нее все, что только можно"

Уч-ся 3-й - А чтобы узнать как называли черную глину, из которой делали филимоновскую игрушку нужно раздать приготовленный нами кроссворд.

  • человек делающий расписные игрушки
  • как звали деда, который первый зародил
    промысел
  • как называли мастера оранжевый цвет
  • деревня, где создают такие игрушки
  • чем расписывают обиженные игрушки
  • сложный узор, применяемый в росписи.

Уч-ся 4-й - Пальцам глина послушна, как тесто.

Шли игрушки для обжига в печь...

Расписные коровки, коньки, да гуськи,

Да забавные пары.

И везли по Руси мужики рукодельный товар на базары.

А узор из кругов и линий

Обегает подола край:

Красно-желтый, порою синий, -

В руки взяв, смотри и играй...

Бывают и более сложные узоры: ветвистая "елочка", яркая "ягодка" или "солнышко". /Звучит мелодия. Учитель подходит к абашевскому ряду/.

Учитель:    Со старинней сказкой схожи

Появились предо мной:

их рога на ель похожи,

цвет их - желтый, голубой,

темно-красный и зеленый!..

Стройный козлик и олень

Забавлять меня готовы,

Быть се мною целый день

И рога у них большие!

Глаз нельзя от них отвесть

Удивительно живые -

Не попросят лишь поесть.

Уч-ея 1-й -       Мы вот этот вот товар

 Привезли не с дальних стран

 Вот игрушка вам родная, красивая, не дорогая.

 Это Пензенский товар, налетай, мал и стар.

 Из Абашева села к вам она привезена.

Эта игрушка зародилась в Абашево Пензенской области. Многие в том селе делали игрушки, но прославилась она благодаря семье Зоткиных.

Уч-ся 2-й - Всю жизнь они лепили свистульки в виде фигур домашних и диких животных (козлов, коров, баранов, оленей). Все они отличаются яркой раскраской в один цвет (красный, синий, зеленый), который оттеняется пятнышками бронзовой или алюминиевой краски.

Уч-ся 3-й - Жаль только, что сейчас этот промысел стал затихать. А когда-то, наша Пензенская игрушка, выполненная Тимофеем Зоткиным заняла золотую медаль во Франции на выставке. Но после смерти последнего из рода Зоткиных, таких успехов никто не добивался.

Уч-ся 4-й - А так хочется чтобы о нашей Пензенской игрушке говорили везде.

Посмотри какой олень!

Стоит гордо целый день.

Золотистые рога.

Нy, красавец, хоть куда!

А вот козлик, посмотри,

Коротенькие ножки.

Не беда, что коротки,

Зато какие рожки?

/Звучит мелодия "Мы милашки,  куклы-неваляшки/

Учитель : Ребята, я вижу замечательную игрушку, угадайте - какую! Алый, шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока, А внутри секреты есть: Может три, а может, шесть. Разрумянилась немножко... Это... Русская., (матрешка).

Уч-ся 1-й - Подходите, подходите!

На товары поглядите!

Привезли из далека

Мы не ситцы, не шелка

И не кольца, и не брошки.

Привезли мы вам матрешки.

А знаете кто придумал матрешку?

Русский художник Малютин. Он жил в прошлом веке. Путешествуя по Японии видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошел к народным умельцам. "Можно ли выточить вот такую забавную куклу!" Выточили, расписали и назвали русским именем - Матрешка. И начали с тех пор на Руси выделывать эти удивительные игрушки. А теперь скажите, какая игрушка побудила нашего художника сделать матрешку? (Японская кукла "Дарума"). Молодцы!

Уч-ся 2-й - В каждой местности выделывали и расписывали эти игрушки по-своему.

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка!

Матрешки из Сергиева Посада украшены довольно скромно, цвета не очень яркие, одета матрешка в сарафан с фартуком, на голове платочек.

Уч-ся 3-й - Взяла я в руки кисть и краски,

Стала волшебником из сказки.

На матрешке яркий сарафан

Распишу под Полховский Майдан.

Полхов-майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, характерному цветку и малиновому цвету. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий с желтым. Все объединяет черный контур.

Уч-ся 4-й - А теперь посмотрите на семеновскую матрешку. На фартуках яркие букеты. Чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет сарафана-красный. Черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок украшенный по кайме.

Учитель: Спасибо, ребята. Подходит к концу наша ярмарка. Великолепный товар вы сегодня представили. И из всего сегодня увиденного и услышанного нельзя сказать, что что-то лучше, а что-то нет. Каждая игрушка хороша по-своему. Я думаю теперь и вы это поняли.

Народная игрушка как сказка, - все так, да не так. И все это создал мастер. И вас тоже сегодня можно назвать мастерами ведь такую красоту могли сделать только добрые руки. И давайте, же исполним песню, которую мы с вами сочинили.

Сколько на свете есть чудес

Нам с вами их сейчас не счесть

Но создавались все они - людьми /2р./

Вот так народные мастера

Долго трудились день ото дня,

Чтобы игрушку нам создать - радость дать /2р./

Мы мастеров не подведем

Их ремесло с собой возьмем.

Будем игрушки делать мы - как они /2р./

Учитель: Спасибо! Вот мы и подвели итог всему тому, чему научились за это время. А научились мы многому. И результат, как говорят "на лицо".

Сегодня все за урок получают высший бал. Урок окончен. До свидания.

/Звучит музыка/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку МХК COMEDIA DEL ARTE (Комедия мастерства)

Презентация урока-импровизации «Искусство итальянской комедии дель арте»В презентации  учащиеся знакомятся с творчеством актеров итальянской комедии дель арте, особенностями этого искусства, полу...

Урок русского языка в 6 классе - защита проекта "Добрых рук мастерство"

Конспект урока русского языка в 6 классе из серии уроков развития речи. Публичное выступление - защита проекта "Добрых рук мастерство" (о произведениях декоративно-прикладного искусства)....

Урок ИЗО "Дымковская игрушка"

На уроке закрепляются  знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формируется  умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы ...

Разработка урока "Роспись дымковской игрушки", 5 класс

Разработка урока "Роспись дымковской игрушки", 5 класс. Включает презентацию, план-конспект урока....

"Добрых рук мастерство" (мероприятие для детей и родителей)

Мероприятие посвящено народным промыслам, предназначено для проведения в 5 - 7 классах совместно с родителями....

Реализация авторской программы по декоративно-прикладному искусству "Добрых рук мастерство"

1. Реализуется в системе дополнительного образования детей в МБОУ «Полазненская датская школа искусств» с 2003 года;2. Образовательной программе присвоен статус «авторской» в 2007 году;3. Востребована...

Классный час "Добрых рук мастерство"

Предлагаю вашему вниманию презентацию и сценарий классного часа "Добрых рук мастерство". Материал можно использовать как на уроках технологии, уроках изобразительного искусства, так и на кла...