Изобразительное искусство : 5 кл программа
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Настоящий развернутый тематический план разработан на основе учебной программы по изобразительному искусству для четырехлетней начальной школы (автор – доктор педагогических наук В. С. Кузин) с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_rp5.docx37.51 КБ

Предварительный просмотр:

                           

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящий развернутый тематический план разработан на основе учебной программы по изобразительному искусству для четырехлетней начальной школы (автор – доктор педагогических наук В. С. Кузин) с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Программа рассчитана на 35 учебных часа (1 раз в неделю), в том числе:

 на обучение

– рисованию с натуры (рисунок – живопись) – 12 ч;

– рисованию на темы – 7 ч;

– рисование по памяти – 2 ч;

– декоративной работе – 7 ч;

– выполнению аппликации – 2 ч;

 на проведение бесед об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 ч.

Для реализации программного содержания используются учебно-методические пособия:

– Кузин, В. С. Изобразительное искусство : 5 кл. :  учеб. для  общеобразоват.  учреждений  / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М. : Дрофа, 2009;

– Кузин, В. С. Изобразительное искусство : 5 кл. : рабочая тетрадь / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М. : Дрофа, 2009.

Обучение изобразительному искусству направлено на достижение следующих целей:

– развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

– освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

– овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

– воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Требования к уровню подготовки
учащихся 5 класса

В результате изучения изобразительного искусства учащиеся должны

знать/понимать:

– основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

– известные центры народных художественных ремесел России;

– ведущие художественные музеи России;

уметь:

– различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

– узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

– использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель,
бумага);

– применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению; в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки);

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для самостоятельной творческой деятельности;

– обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

– оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наиме-

нование

раздела

программы

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся (результат)

Вид

контроля

Элементы

дополнительного(необязательного)

содержания

Домашнее задание

Дата
проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

В мире изобразительного ис-кусства
(12 часов)

Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж»

1

Беседа.

Практическая работа

Знакомство с творчеством русских пейзажистов. Простейший анализ произведений искусства. Работа

над развитием творческого воображения

Уметь передать эстетическое отношение

к произведениям искусства

Рисование на тему

Совершенствование умений отражать

в тематических рисунках явления действительности

2

Составление мозаичного панно «Парусные лодки на реке»

1

Беседа.

Практическая работа

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации. Наблюдение за окружающим миром

Уметь:

– работать над развитием творческого

воображения, пространственного мышления;

– образно передать

задуманную композицию;

– наблюдать за окружающим миром

Аппликация

Составление индивидуальных мозаичных панно


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

3–4

Ознакомление

с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко; ваза с яблоками

2

Беседа.

Практическая работа

Передача настроения

в творческой работе.

Работа над развитием чувства композиции

Уметь анализировать форму, цвет и их пространственное расположение предметов

Рисование с натуры

5–6

Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта. Кувшин и яблоко

2

Беседа.

Практическая работа

Передача настроения

в творческой работе.

Работа над развитием

чувства композиции

Уметь анализировать форму, цвет, пропорции предметов и их пространственное расположение

Рисование с натуры

7

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки

1

Беседа.

Практическая работа

Основы изобразительного языка искусства: объем, пропорции

Освоить приемы изображения объемных предметов простейших геометрических тел

Рисование с натуры

8

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара

1

Беседа.

Практическая работа

Основы изобразительного языка искусства: объем, пропорции

Освоить приемы изображения объемных предметов простейших геометрических тел

Рисование с натуры


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

9

Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор»

1

Беседа.

Практическая работа

Использование в индивидуальной деятельности различных художественных материалов.

Работа над развитием наблюдательности

к окружающему миру.

Воспитание любви

к родному краю

Уметь использовать

в работе различные художественные материалы

Рисование по памяти

10–

11

Рисование с натуры фигуры человека

2

Беседа.

Практическая работа

Первичные навыки рисования с натуры человека

Знать пропорции фигуры.

Уметь их анализировать

Рисование с натуры

12

Лепка фигуры человека с атрибутами труда

или спорта

1

Беседа.

Практическая работа

Работа в художественно-конструктивной деятельности

Знать:

– пропорции фигуры человека;

– характерное соотношение частей фигуры человека и их передача в скульптуре малой формы

Лепка

13

Мы

любим

смотреть

картины

Рисование животных с натуры

или по памяти

1

Беседа.

Практическая работа

Навыки рисования

по памяти. Работа

над развитием зрительного представления,

наблюдательности

к повадкам животных

Уметь рисовать с передачей пропорций

Рисование по памяти


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

14

 и рисовать

(22 часа)

Рисование

птиц с натуры

или по памяти

1

Беседа.

Практическая работа

Навыки рисования

по памяти

Уметь правильно определять и выразительно передавать в рисунках особенности формы

Рисование с натуры

15–

16

Сказка в декоративном искусстве

2

Беседа.

Практическая работа

Передача настроения

в творческой работе

Знать произведения народного декоративно-прикладного искусства (Палех,

Городец, Хохлома, Гжель)

Декоративное рисование

17

Иллюстрация

к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Беседа.

Практическая работа

Приемы рисования

на сказочные сюжеты

Уметь использовать

в иллюстрации выразительные возможности композиций сюжета из сказки

Рисование на тему

18–

19

Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему

велению»

2

Беседа.

Практическая работа

Формирование творческого воображения

Уметь передавать

динамику событий, действия героев сказки посредством цветовых и тональных контрастов цветной бумаги

Аппликация

20

«В мирное время».

Рисование с натуры или по представлению. Атрибуты Армии ВС

1

Беседа.

Практическая работа

Совершенствование графических умений

и навыков

Знать жанры изобразительного искусства – батальный и исторический

Рисование по памяти


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

21

Рисование с натуры или по памяти современных машин

1

Беседа.

Практическая работа

Совершенствование навыков линейного рисунка

Знать о многообразии различных явлений, событий и предметов действительности

Рисование с натуры

22

Рисование народного праздника «Песни нашей Родины»

1

Беседа.

Практическая работа

Эстетическое отношение к народным обычаям. Развитие интереса к народным традициям

Знать народные традиции, обычаи

Рисование на тему

23–

24

Выполнение

эскиза лепного пряника и роспись готового изделия

2

Беседа.

Практическая работа

Эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства, передача

объемной формы. Развитие творческого воображения и изобразительных навыков

Знать произведения народного декоративно-прикладного искусства

Лепка, декоративная работа

25

Изображение животных и птиц

в произведениях изобразительного искусства «Мы снова рисуем животных и птиц»

1

Беседа.

Практическая работа

Упражнение в передаче в рисунке основ изобразительного языка искусства. Работа над развитием творческих способностей, наблюдательности.

Уметь анализировать особенности конструктивно-анатомического строения птиц и животных

Рисование животных и птиц. Рисование с натуры


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

26–

27

Иллюстрирование басни И. А. Крылова «Ворона

и Лисица»

2

Иллюстрирование басни

Работа над развитием

творческого воображения, умения передать конструкторское строение цвета изображаемых объектов, совершенствованием навыков передачи сюжета литературного произведения в рисунке

Уметь самостоятельно выбрать сюжет из басни и проиллюстрировать его

Рисование на тему

28–

29

Тематическое

рисование «Закат солнца»

2

Беседа.

Практическая работа

Элементарные основы живописи. Основы

воздушной перспективы. Совершенствование навыков рисования в цвете

Уметь:

– выделять главное

в пейзаже;

– определять изменение цвета и различать цветовой тон;

– эмоционально воспринимать образ природы

Рисование на тему

30

Люди труда

в изобразительном искусстве

1

Беседа.

Практическая работа

Работа над развитием

эстетического восприятия и понимания красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства

Уметь анализировать

содержание и художественные особенности картин

Творческое рисование


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

31–

32

Составление мозаичного панно «Слава труду»

2

Беседа.

Практическая работа

Использование различных художественных материалов. Работа над развитием творческого воображения, эстетического восприятия, понимания красоты труда и творческого воображения

Уметь выполнять пан-но из цветной бумаги по эскизным рисункам

Составление мозаичного панно

из цветной бумаги

33

Аппликация. Орнаменты народов мира

1

Беседа.

Практическая работа

Использование светотени в аппликации. Работа над развитием творческого воображения, изобразительных навыков

Уметь:

– самостоятельно выбрать вид орнамента

и народные мотивы

к нему;

– оценивать свои работы и аппликации товарищей

Аппликация

34.

35.

Итоги года. Выставка рисунков. Искусствоведческая викторина

1

Игровая форма, сообщения, соревнования, кон-

курсы

Любовь к истории народов. Работа над развитием творческого воображения, изобразительных навыков. Выступления по теме

«Народные художественные промыслы»

Уметь:

– выразить отношение к произведениям искусства, к собственному творчеству;

– участвовать в дидактических играх и конкурсах;

– выступать с сообщениями

Выставка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского 3 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского 3 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа предназначена для изучения изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского в условиях внедрения ФГОС основного общего образования. Данная программа содержит темати...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа предназначена для изучения изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского в условиях внедрения  ФГОС основного общего образования. Данная программа содержит...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "Живопись".Программа по учебному предмету "Прикладное творчество".

 Содержание учебного предмета « Прикладное творчество» построено с учётом возрастных особенностей детей, а также с учётом особенностей развития их пространственного мышления, включает теор...

Урок Изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского "Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства"

Цели и задачи урока:Предметные:знакомство учащихся с искусством витража;формирование представления об истории развития витража.Метопредметные:развитие творческой фантазии, понимание поэтичности создан...