Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо) на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_programme_b.nemenskogo_1-4_klass.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Изобразительное искусство и художественный труд»
1-4 КЛАССЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2004г., Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 5-е издание, М. Просвещение 2009.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» отводится 1 час в неделю с I по IV класс. Всего – 135 час. Из них 20% – резерв свободного учебного времени, который может быть использован для наполнения содержательных линий предмета.
В соответствии с базисным учебным планом реализация программы рассчитана на заданное количество часов (по 33 часа в 1, по 34 часа во 2, 3 и 4-м классах) Часы резерва (35 часов) распределены следующим образом: в 1 классе (8 часов) на дидактические единицы «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью»; во 2 классе (11 часов) на дидактические единицы «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью»; в 3 классе (10 часов) на дидактические единицы «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью»; в 4 классе (6 часов) на дидактические единицы «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью». Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством родного края, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. В программу включены варианты тем, изделий с учетом регионального компонента (1-й год обучения - 8тем); (2-й год обучения - 7тем); (3-й год обучения - 7тем); (4-й год обучения - 7тем).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Формы организации учебной деятельности, виды и типы уроков
Для реализации рабочей программы на уроках используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: проблемно-поисковое, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: проблемные, наглядно-образные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые индивидуальные карточки, схемы-опоры, памятки, тесты, демонстрационный материал, таблицы. В процессе такой деятельности формируются общеучебные умения и навыки, развивается мышление, память, воля, формируется культура общения. Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа.
Содержание тем учебного курса 1-4-го г.г обучения
Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительно сти: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятель ности. Система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Программа занятий предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призва ны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному ее решению.
Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» представлены в программе разделами в 1- м классе:
- Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
- Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
- Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
- Изображение, Украшение, Постройка всегда помогают друг другу
Дидактические единицы, реализуемые в программе 1-го года обучения
Мир изобразительных (пластических) искусств (5 ч)
Художественный язык изобразительного искусства (8 ч)
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью 20 (из них 8 из резерва)
Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» представлены в программе разделами во 2-м классе:
- Чем и как работают художники
- Реальность и фантазия
- О чём говорит искусство
- Как говорит искусство
Дидактические единицы, реализуемые в программе 2-го года обучения
Мир изобразительных (пластических) искусств (5 ч)
Художественный язык изобразительного искусства (5 ч)
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью 24 (из них 11 из резерва)
Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» представлены в программе разделами во 3-м классе:
- Искусство вокруг нас. Искусство в твоём доме
- Искусство на улицах твоего города
- Художник и зрелище
- Художник и музей
Дидактические единицы, реализуемые в программе 3-го года обучения:
Мир изобразительных (пластических) искусств (7 ч)
Художественный язык изобразительного искусства ( 5ч)
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью 22 (из них 10 из резерва)
Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» представлены в программе разделами во 4-м классе:
- Каждый народ – художник. Истоки родного искусства
- Древние города нашей земли
- Каждый народ – художник
Дидактические единицы, реализуемые в программе 4-го года обучения:
Мир изобразительных (пластических) искусств (8 ч)
Художественный язык изобразительного искусства (7 ч)
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью 19 (из них 6 из резерва)
Методическое обеспечение
Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского 5-е издание, М. Просвещение 2009
Л.А.Неменская Изобразительное искусство «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» Учебник для 1 класса начальной школы Рекомендовано Мин. Обр. и науки РФ 7-е издание Москва «Просвещение» 2007 г
Е.И. Коротеева «Искусство и ты» Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школыРекомендовано Мин. Обр. и науки РФ 7-е издание Москва «Просвещение» 2006 г
М.Т. Ломоносова Л.А.Неменская «Искусство вокруг нас» Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы Рекомендовано Мин. Обр. и науки РФ 7-е издание Москва «Просвещение» 2005 г
Л.А.Неменская «Каждый народ-художник» Учебник для 4класса начальной школы Рекомендовано Мин. Обр. и науки РФ 7-е издание доработанное Москва «Просвещение» 2007 г
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
- основные жанры и виды произведений изобразительного ис-кусства;
- известные центры народных художественных ремесел России;
- ведущие художественные музеи России;
уметь
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения)
Требования к уровню подготовки учащихся 1 классов
(базовый уровень) Учащиеся 1 классов должны знать/понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
уметь: - различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-
прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и
скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллю
страциях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев ной жизни;
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 классов
(базовый уровень) Учащиеся 2 классов должны уметь:
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников;
- использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);
- решать творческие задачи на уровне импровизаций;
- создавать творческие работы на основе собственного замысла;
- выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в
худо жественном изделии;
- моделировать предметы бытового окружения человека;
- применить навыки несложных зарисовок с натуры;
- создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок,
сделанных на природе; - сформулировать замысел;
- построить несложную композицию;
- воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
- анализировать результаты сравнения;
- использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные
техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин; - передавать настроение в собственной творческой работе
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса (базовый уровень)
Ученики должны знать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
• имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные про
изведения;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;
- названия известных центров народных художественных ремесел России.
Ученики должны уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
- применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной
творче ской деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению),
в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностноориентационной, рефлексивной.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса (базовый уровень)
Ученики должны знать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России;
- известные центры народных художественных ремесел России;
Ученики должны уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета
- применять основные средства творческой деятельности: в рисунке и живописи к произведениям литературы и музыки;
владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникатиьной. рефлексивной.
Основная литература:
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .
Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.
Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.
Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 251 с.
Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.
Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.
б) дополнительная литература для учителя
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
в) дополнительная литература для учащихся:
Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
Стебловская Л. П. Учитесь рисовать: Альбом для учащихся второго года обучения. – Киев, Рад. шк., 1989. – 75 с.
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
ОБОРУДОВАНИЕ
- Учебные столы.
- Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
- Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Телевизор
- Видеомагнитофон (DVD)
- Диапроектор
- Экран
- Музыкальный центр
- Компьютер
Таблицы (комплекты)
- Хохлома
- Гжель
- Урало-сибирская роспись
- Полхов-Майдан
- Мезенская роспись
- Дымковская игрушка
- Жостово
- Введение в цветоведение.
- Декоративно-прикладное искусство.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
- Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
- Репродукции картин разных художников.
- Муляжи для рисования (2 набора)
- Коллекция насекомых для рисования
- Серии фотографий и иллюстраций природы.
- Фотографии и иллюстрации животных.
- Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
- Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
ДИАПОЗИТИВЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
- Дымковские игрушки
- Гжель
- Слайды картин В. Васнецова
- Слайды иллюстраций И. Билибина
- Слайды картин отечественных художников
- Западно-европейское искусство нового времени
- Русское искусство 18 века. Архитектура
- Изобразительное искусство начала 20 века
- Портреты Д.Г.Левицкого в Государственном Русском музее
- Старинные русские работы из бисера
- Хохлома - древнее и вечно живое
- Женские образы в произведениях искусства Эрмитажа
- Исаакиевский собор
- Павловский дворец
- Фактура в природе и в народном искусстве
- Мир животных в изобразительном искусстве
- Русское искусство 18 века. Скульптура
Диафильмы
- Бытовой жанр
- Художник и дети
- Исторический жанр
- Народное художественное творчество
- Шедевры русской живописи
- Россия Репина
- Выдающиеся произведения изобразительного искусства. Скульптура
- На полях и стройках нашей Родины
- Анималистический жанр
- Художник Шишкин
- Пейзаж
Видеоматериалы
- Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж»
- Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»
- Видеоэкскурсия в Мурманском краеведческом музее
- Используются видеоматериалы из фонда ИМЦ (по необходимости)
Развивающие и обучающие программы по изодеятельности на электронных носителях
- Кольский Север: история и культура (П. Утков, П. Фёдоров)
- Искусство Кольского Севера (В.Н.Бубенцов, В.У.Плюхин)
- Гжель
- Жостово
- Городец
- Тим и Тишка спасают шедевры Эрмитажа
- Лаковая миниатюра
- Шедевры Русской Живописи
- Фактура. Форма. Весёлая каллиграфия
- Древний мир. Иллюстративный материал по курсу МХК
- Волшебные превращения
- Азбука Искусства
- Учимся рисовать
- Весёлая геометрия
- Тематические презентации выполненные учителем
Документы
- п. 1 ст. 7, п. 4 ст. 37 Закона Российской Федерации «Об образовании» в ре дакции, введенной в действие с 1(с изменениями на 31.12.2005 г.), 5.01.1996 г. Федеральным законом от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ (с изменениями на 31.12.2005 г.),
- п. 7. ст. 32 Закона РФ «Об образовании» (с изменениями на 31.12.2005 г.),
- Концепция «Модель школы – 2020г.»
Сборник программ Образовательная система «Школа 2100» Москва 2004 Баласс с.131
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского 3 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского 3 класс...
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа предназначена для изучения изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского в условиях внедрения ФГОС основного общего образования. Данная программа содержит темати...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Методическое пособие в помощь педагогам дополнительного образования « Отслеживание результатов освоения обучающимися образовательной программы, в динамике, на примере программы по изобразительному искусству»
« Отслеживание результатов освоения обучающимися образовательной программы, в динамике, на примере программы по изобразительному искусству» Таблицарезультативности по освоению ...
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа предназначена для изучения изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского в условиях внедрения ФГОС основного общего образования. Данная программа содержит...
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа предназначена для изучения изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского в условиях внедрения ФГОС основного общего образования. Данная программа содержит...