РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
Классы 5 А, Б, В, Г
Учитель: Фомина Ксения Дмитриевна
Количество часов
всего - 35 часов
в неделю - 1 час
Учебная программа:
Примерная программа по предмету изобразительное искусство: интегрированная программа: 5-8 (9)классы / (Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова. –
М.: Вентана- Граф, 2014.
Учебно-методический комплекс:
Изобразительное искусство: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова, Л.Г. Савенкова., ( под ред. Л.Г. Савенковой).-2-е изд., испр. и доп.-М.: Вентана- Граф, 2015.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_izo_5_klass.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол № 1 от __________ 2017г. руководитель МО ____________ | ПРИНЯТАО на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «30» августа 2017г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы _____________/Е.В. Афанасьева приказ № 275 от «30» августа 2017г. . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
Классы 5 А, Б, В, Г
Учитель: Фомина Ксения Дмитриевна
Количество часов
всего - 35 часов
в неделю - 1 час
Учебная программа:
Примерная программа по предмету изобразительное искусство: интегрированная программа: 5-8 (9)классы / (Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова. –
М.: Вентана- Граф, 2014.
Учебно-методический комплекс:
Изобразительное искусство: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова, Л.Г. Савенкова., ( под ред. Л.Г. Савенковой).-2-е изд., испр. и доп.-М.: Вентана- Граф, 2015.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
В результате изучения изобразительного искусства ученик научится:
- характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
- раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
- создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
- создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
- определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
- создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
- характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
- различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
- различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
- находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
- различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
- называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
- классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
- объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
- композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
- создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
- простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
- навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
- изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
- создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
- строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
- характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
- передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
- творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
- выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
- рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
- применять перспективу в практической творческой работе;
- навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
- навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
- видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
- навыкам создания пейзажных зарисовок;
- различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
- пользоваться правилами работы на пленэре;
- использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
- навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
- различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
- определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
- различать и характеризовать виды портрета;
- понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
- пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
- использовать графические материалы в работе над портретом;
- использовать образные возможности освещения в портрете;
- пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
- называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
- навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
- навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
- навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
- рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
- приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
- характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
- объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
- изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
- узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
- перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
- характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
- узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
- характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
- рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
- называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
- творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
- творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
- творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
- представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
- называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
- узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
- характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
- рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
- описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
- творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
- анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
- культуре зрительского восприятия;
- характеризовать временные и пространственные искусства;
- понимать разницу между реальностью и художественным образом;
- представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. В.А. Фаворский;
- опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
- собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
- представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
- опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
- систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
- распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
- понимать сочетание различных объемов в здании;
- понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
- иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
- понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
- различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
- характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
- понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
- осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
- применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
- применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать практические творческие композиции в технике коллажа;
- получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
- приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
- характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
- понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
- называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
- понимать основы краткой истории костюма;
- характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
- отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
- использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
- различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
- различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
- узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
- раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
- работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
- различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
- рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
- ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
- использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
- выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
- характеризовать признаки и особенности московского барокко;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
ученик получит возможность научиться:
- активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
- владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
- понимать специфику изображения в полиграфии;
- различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
- различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
- проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
- создавать художественную композицию макета книги, журнала;
- называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
- называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
- называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
- называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
- понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
- определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
- использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
- узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
- узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
- понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
- получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
- использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией.
- Содержание учебного предмета
5 класс (35 ч)
Развитие дифференцированного зрения:
перевод наблюдаемого в художественную форму — 17 ч,
развитие фантазии и воображения — 11 ч,
художественно-образное восприятие изобразительного искусства
(музейная педагогика) — 7 ч
Глава 1. Человек, природа, культура как единое целое (4 ч). Природа и художник. Природа и человек. Человек — природа — культура. Пространство и время. Многомерность мира.
Глава 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве (7 ч). Зодчество. Образы старинной архитектуры. Конструктивные особенности архитектуры. Объёмные формы в изобразительном искусстве. Перспектива в открытом пространстве. Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке). Штрих в изобразительном искусстве.
Глава 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции (5 ч). Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира. Мифы Древней Греции. Скульптура Древней Греции. Рисуем человека по древнегреческим канонам. Чернофигурные вазы Древней Греции.
Глава 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре (8 ч). Славянские мифы о сотворении мира. Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек. Былинный образ Русской земли. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Народный костюм. Головной убор. Народный костюм. Одежда. Народные праздники. Святки. Масленица.
Глава 5. Народное декоративно-прикладное искусство (10 ч). Этнографический музей. Печные изразцы. Расписывание изразцов. Прядение — вид народного ремесла. Прялка. Кукла как часть народной культуры. Делаем куклу-«закрутку». Ткачество как вид народного искусства. Вышивка. Лоскутное шитьё.
Глава 6. Проекты и исследования (1 ч). Великие имена в искусстве.
- Календарно-тематическое планирование
№ п/п | По плану | Фактически | Тема урока | Примечание |
Глава 1. Человек, природа, культура как единое целое | ||||
1 | 5а-7.09 5б-7.09 5в-6.09 5г-6.09 | Природа и человек | ||
2 | 5а-14.09 5б-14.09 5в-13.09 5г-13.09 |
| ||
3 | 5а-21.09 5б-21.09 5в-20.09 5г-20.09 | Человек — природа — культура | ||
4 | 5а-28.09 5б-28.09 5в-27.09 5г-27.09 | Пространство и время. Многомерность мира | ||
Глава 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве | ||||
5 | 5а-5.10 5б-5.10 5в-4.10 5г-4.10 | Зодчество | ||
6 | 5а-12.10 5б-12.10 5в-11.10 5г-11.10 | Образы старинной архитектуры | ||
7 | 5а-19.10 5б-19.10 5в-18.10 5г-18.10 | Конструктивные особенности архитектуры | ||
8 | 5а-26.10 5б-26.10 5в-25.10 5г-25.10 | Объёмные формы в изобразительном искусстве | ||
9 | 5а-2.11 5б-2.11 5в-1.11 5г-1.11 | Штрих в изобразительном искусстве | ||
10 | 5а-9.11 5б-9.11 5в-8.11 5г-8.11 | Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке) | ||
11 | 5а-16.11 5б-16.11 5в-15.11 5г-15.11 | Перспектива в открытом пространстве | ||
Глава 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции | ||||
12 | 5а-23.11 5б-23.11 5в-22.11 5г-22.11 | Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира | ||
13 | 5а-30.11 5б-30.11 5в-29.11 5г-29.11 | Мифы Древней Греции | ||
14 | 5а-7.12 5б-7.12 5в-6.12 5г-6.12 | Скульптура Древней Греции | ||
15 | 5а-14.12 5б-14.12 5в-13.12 5г-13.12 | Рисуем человека по древнегреческим канонам | ||
16 | 5а-21.12 5б-21.12 5в-20.12 5г-20.12 | Чернофигурные вазы Древней Греции | ||
Глава 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре | ||||
17 | 5а-28.12 5б-28.12 5в-27.12 5г-27.12 | Славянские мифы о сотворении мира | ||
18 | 5а- 5б- 5в- 5г- | Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек | ||
19 | 5а- 5б- 5в- 5г- | Былинный образ | ||
20 | 5а- 5б- 5в- 5г- | Илья Муромец и Соловей-разбойник | ||
21 | 5а- 5б- 5в- 5г- | Народный костюм. | ||
22 | 5а- 5б- 5в- 5г- | Народный костюм. Одежда. | Р.К. | |
23 | 5а- 5б- 5в- 5г- | Народные праздники. Святки. Фольклорный праздник народа ханты «Ворна-Хатл» | Р.К. | |
24 | 5а- 5б- 5в- 5г- | Масленица | ||
Глава 5. Народное декоративно-прикладное искусство | ||||
25 | 5а- 5б- 5в- 5г- | Этнографический музей | ||
26 | 5а- 5б- 5в- 5г- | Печные изразцы | ||
27 | 5а- 5б- 5в- 5г- | Расписывание изразцов | ||
28 | 5а- 5б- 5в- 5г- | Прядение — вид народного ремесла | ||
29 | 5а- 5б- 5в- 5г- | Прялка | ||
30 | 5а- 5б- 5в- 5г- | Кукла как часть народной культуры. | Р.К. | |
31 | 5а- 5б- 5в- 5г- | Делаем куклу-«закрутку». | Р.К. | |
32 | 5а- 5б- 5в- 5г- | Ткачество как вид народного искусства | ||
33 | 5а- 5б- 5в- 5г- | Вышивка | ||
34 | 5а- 5б- 5в- 5г- | Лоскутное шитьё | ||
Глава 6. Проекты и исследования | ||||
35 | 5а- 5б- 5в- 5г- | Великие имена в искусстве. Художники народов севера | Р.К. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...