Рабочая программа по ИЗО для 7 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Изобразительное искусство», из расчета 1 учебный час в неделю. В 4 четверти выпадает праздничный день–  1 мая. В связи с этим наблюдаются уплотнения в программе за счёт резервного времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_7_kl.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                                       Карповская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и рекомендована                                                 Рассмотрена и рекомендована                                           Утверждена приказом

к утверждению ШМО                                                                  методическим советом                                                   образовательного учреждения

                                                                                                        протокол №             от                                          №         от

протокол №          от                                                                                                                                                                             Директор школы                                

руководитель ШМО                                                               /А.В. Симонян/                                                                                  /Т.Г. Олиферук/

О.В. Тихонюк/                                                                                  

        

   

                                                                                               Рабочая программа по ИЗО

                                                                                    для 7 класса на 2014 – 2015 учебный год

                                                                                                 учитель: Н.А. Бидзюра

Пояснительная записка

        Красота – это понятие неумозрительное, лежащее за пределами человеческого опыта. Оно по сути своей материалистическое. Человек, познающий и преобразующий мир, действует не только на научной основе, но и по «законам красоты». На опыте творческой деятельности он оттачивает чувство красоты, создавая что-либо реальное, материальное.

        Чувство красоты, пропорциональности необходимо воспитывать в себе с юных лет. Для этого надо изучать лучшие произведения в области изобразительного искусства, литературы, техники. И обязательно работать самому – рисовать. Важно, чтобы подростки учились рисовать хорошо, грамотно, легко, умели мыслить образно, потому что рисунок, как правило, содержит больше информации, чем писаный текст. В силу своей образности он может пояснить идею гораздо быстрее и полнее, чем длинное объяснение.

        Великому французскому энциклопедисту и просветителю Дени Дидро принадлежит изречение: «Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдет все другие в области наук, искусства и ремесел». И хоть сказано это два столетия назад, к мудрым словам стоит прислушаться и сегодня.

        Содержание программы «Изобразительное искусство в жизни человека» для 7 класса продумано таким образом, чтобы приобщение к искусству было интересно подросткам, соответствовало романтическим устремлениям этого возраста, возросшей аналитичности, любознательности, требовательности к результатам своего творчества. В процессе изучения предмета необходимо раскрыть духовные горизонты искусства, приобщать к нему как языку общения между народами, памяти человечества, в которой сохранены мысли, чувства, деяния людей прошлых эпох и исторического времени.

        Освоение языка каждого вида искусства происходит в процессе активной художественно-творческой деятельности в двух формах – в процессе восприятия произведений искусства и воплощения собственных художественно-образных замыслов в ходе творческих заданий – задача учебная не существует в отрыве от творческой.

        Ориентация программы на духовное развитие подростков находит отражение в темах учебного года, каждой четверти, уроков. В них (например, «Поэзия повседневности», «Великие темы жизни», «Сложный мир исторической картины») раскрывается значение искусства, что важно и интересно для подростка, стремящегося понять место художника в обществе, найти свое место в жизни. Поэтому особое значение имеют задания, направленные на эстетическое преобразование окружающей среды (выставка детских работ в живописи, графике, скульптуре и т. п.)

        Приобщаясь к искусству на уроках в 7 классе, подросток проходит путь от анализа к синтезу. При изучении станковых видов изобразительного искусства внимание учащихся направляется на анализ своих наблюдений и впечатлений от окружающей действительности (поиск мотива, композиции, колорита, работа с натуры), произведений искусства.

Одним из условий, способствующих эмоциональному восприятию, целостности впечатлений, получаемых при созерцании искусств и окружающей действительности, является драматургия урока.

        Урок по искусству может быть уподоблен художественному образу, для большинства детей – это первая осознанная встреча с искусством и художником. Для каждого ребенка такой урок может стать событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству, творческому преобразованию окружающей действительности.

Драматическое решение урока изобразительного искусства призвано обеспечить установку восприятия и его целостность. В процессе восприятия произведения искусства, натурного материала у каждого учащегося и рождается свой замысел, который предстоит затем воплотить в материал.

        Для того чтобы творческая деятельность подростков была удачной, с одной стороны, необходимо вооружить знаниями художественной техники, с другой – учитывая возрастающий аналитизм мышления, - постараться сохранить непосредственность и эмоциональность восприятия мира.

        В художественном восприятии, принимая во внимание целеустремленность к познанию, анализу, нужно пытаться сохранить переживание, возникающее при первом восприятии художественного образа. (На решение этой проблемы направлены уроки 3 четверти: К. Брюллов «Последний день Помпеи», Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына».)

        На этом возрастном этапе интеллектуальное напряжение и чувственное раскрепощение должны соседствовать друг с другом, только тогда процесс освоения искусства может быть плодотворным.

               Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Изобразительное искусство», из расчета 1 учебный час в неделю. В 4 четверти выпадает праздничный день–  1 мая. В связи с этим наблюдаются уплотнения в программе за счёт резервного времени.


Учебно-тематическое планирование по ИЗО  в 7 классе

№ урока

Дата

Тема учебного занятия

Стандарт темы

Результат урока

Способы организации деятельности учащихся

Этапы изучения темы

Домашнее задание

1.

5.09

Изображение фигуры человека в истории искусства

Знать основные этапы истории искусства

Иметь представление о красоте человека в истории искусства

Лекция с элементами диалога

Вводный урок по теме «Изображение фигуры человека и образ человека»

Подобрать репродукции произведений ИЗО с изображением людей различных пропорций

2.

12.09

Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации

Знать понятие пропорции человека, как происходит поиск пропорций

Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон», сделать набросок фигуры человека

Практикум

Расширение знаний

Принести проволоку и пластилин для выполнения скульптуры человека

3-4.

19.09

26.09

Красота фигуры человека в движении.

Знать понятия скульптура, каркас, пропорции, репродукции с изображением скульптур

Знать особенности изображения человека в движении, сделать набросок фигуры человека в движении

Практикум

Обобщение знаний

Подобрать материал о творчестве художника-скульптора (по предложенному списку)

5.

3.10

Великие скульпторы

Знать понятия скульптура, памятник, жизнь и творчество великих скульпторов мира

Усвоить понятие скульптура, различать творчество великих скульпторов

Урок-конференция

Расширение знаний

Принести графические материалы для работы в технике рисунка

6.

10.10

Изображение фигуры с использованием таблицы

Знать понятия пропорция, набросок, эскиз, главное и второстепенное в изображении

Усвоить приемы выполнения фигуры человека, выполнить эскиз фигуры человека по таблице

Практикум

Расширение знаний

Принести графические материалы для работы с натуры

7.

17.10

Набросок фигуры человека с натуры. Контрольная работа № 1

Знать понятия набросок, рисунок, эскиз, пропорции, искусство художников-портретистов

Знать правила и технику выполнения набросков на примере выполнения наброска фигуры человека с натуры

Контроль знаний и умений

Контроль

Подобрать материал для тематической картины «Профессия»

8.

24.10

Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия»

Знать понятия набросок, эскиз, картина, репродукции картин, изображающих человека в труде, отражающих профессию

Создать картину, изображающую человека в труде

Практикум

Обобщение знаний

Сбор материала по теме

9.

31.10

Тематическая (сюжетная) картина

Знать понятия сюжет, картина, жанр, виды тематической (сюжетной) картины

Сформировать понятие сюжетно-тематическая картина и ее виды, понимать особенности жанра через повторение и обобщение, создать авторскую сюжетно-тематическую картину

Практикум

Вводный урок по теме: «Поэзия повседневности»

Подобрать материал по теме «Малы голландцы» (рефераты)

10.

14.11

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Что я знаю о «малых голландцах»?

Знать понятия жанр, сюжет, бытовой жанр, голландская живопись, Голландии как родине бытового жанра

Иметь представление о голландских художниках и их картинах, усвоить понятие бытовой жанр

Урок-конференция

Расширение знаний

Подобрать материал о творчестве художников: А. Венецианова, П. Федотова; «передвижников»

11.

21.11

Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А. Венецианов и П. Федотов

Знать понятия жанр, сюжет, бытовой жанр; А. Венецианов, П. Федотов

Знать о творчестве и биографии русских художников А. Венецианова, П. Федотова

Лекция

Расширение знаний

Подобрать материал о творчестве художников-передвижников (Репине, Крамском, Перове)

12.

28.11

«Передвижники»

Знать понятия жанр, сюжет, бытовой жанр, Третьяковская галерея, меценат, творчество художников, входящих в товарищество передвижных художественных выставок

Знать понятие передвижники, творчество художников, входящих в товарищество передвижных художественных выставок

Урок-беседа

Расширение знаний

Подобрать материал о творчестве художников бытового жанра 20 века

13.

5.12

Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея»

Знать понятия жанр, сюжет, бытовой жанр, Третьяковская галерея, меценат

Сформировать представление о Третьяковской галерее как первом музее русского искусства; музее с богатой коллекцией картин художников-передвижников

Просмотр видеофильма

Расширение знаний

Подобрать материал для работы над сюжетной картиной о жизни своей семьи

14-15.

12.12

19.12

Создание тематической картины «Жизнь моей семьи»

Знать понятия композиция, эскизы, колорит, сюжет, станковая картина

Усвоить роль сюжета в решении образа, иметь представление о сложном мире станковой картины, создать картину о жизни своей семьи

Практикум

Обобщение знаний

Сбор информации по теме

16.

26.12

Историческая тема в искусстве. Творчество В. И. Сурикова. Контрольная работа № 2

Знать понятия исторический жанр, сюжет, содержание, жизнь и творчество В. И. Суриков

Иметь представление о жизни и творчестве великого русского художника В. И. Сурикова на примере картин

Тематическая беседа. Контроль знаний и умений

Контроль

Подобрать материал для работы над картиной на историческую тему

17-18.

16.01

23.01

Сложный мир исторической картины

Знать понятия исторический жанр, сюжет, содержание, эскиз, набросок, репродукции картин с историческим сюжетом

Сформировать представление о сложном мире исторической картины, создать авторскую историческую картину

Практикум

Расширение знаний

Поиск информации по теме

19.

30.01

Зрительные умения и их значение для современного человека

Знать понятия сюжет, содержание, колорит, «художественный язык», о разном уровне понимания произведений изобразительного искусства

Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности, написать эссе «О чем мне рассказал художник»

Практикум

Расширение знаний

Познакомиться с картиной К. Брюллова «Последний день Помпеи»

20.

6.02

Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов «Последний день Помпеи»

Знать понятия сюжет, содержание, колорит, «художественный язык», К. Брюллов, картина «Последний день Помпеи»

Знать историю создания и художественный замысел великой картины К. Брюллова «Последний день Помпеи»

Тематическая беседа

Расширение знаний

Подобрать материал о творчестве И. Библина и В. Васнецова

21.

13.02

Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки

Знать понятия сюжет, содержание, колорит, «художественный язык», сказочно-былинный жанр, творчество В. Васнецова и И. Билибина

Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества В. Васнецова и И. Билибина, создать эскиз былинной сказки

Практикум

Расширение знаний

Познакомиться с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына»

22.

20.02

Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына)

Знать понятия библейский жанр, сюжет, содержание, колорит, «художественный язык», сказочно-былинный жанр

Сформировать представление об истории картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»

Урок-беседа

Расширение знаний

Провести поисковую работу на тему «Великие музеи мира» по предложенному списку

23.

27.02

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

Знать понятия музей, галерея, выставочный зал; типы музеев, крупнейшие музеи мира и России

Сформировать представления о художественных музеях и их видах

Урок-беседа

Расширение знаний

Перечислить музеи родного города (края)

24.

6.03

Эрмитаж – сокровищница мировой культуры

Знать понятия музей, коллекция, выставочный зал, Эрмитаж-сокровищница мирового искусства

Сформировать представления об Эрмитаже как сокровищнице мирового искусства

Тематическая беседа

Расширение знаний

Подготовиться к экскурсии в городской музей

25-26.

13.03

20.03

Художественные музеи моего города (края). Контрольная работа № 3

Знать понятия музей, коллекция, выставочный зал, художественным музеем города, его историей

Познакомить с художественным музеем города, его историей, коллекцией работ

Урок-экскурсия.

Контроль знаний и умений

Обобщение знаний

Придумать задание или кроссворд для тематической викторины, подготовиться к викторине

27-28.

3.04

10.04

Знакомые картины и художники.

Тематика предыдущих уроков

Систематизировать знаний учащихся по предыдущим темам

Викторина

Контроль

Поиск информации по теме

29-31.

17.04

24.04

8.05

Плакат и его виды

Знать понятия плакат, шрифт, шрифтовая композиция, роль текста в плакате и его взаимосвязь с рисунком

Сформировать представление о плакате, как особом виде графики, отметив специфику его образного языка

Практикум

Вводный урок по теме: «Реальность жизни и художественный образ»

Расширение знаний

Подобрать материал о шрифтах, их видах и особенностях выполнения

32-34.

15.05

22.05

29.05

Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации. Контрольная работа № 4

Знать понятия книга, обложка, переплет, титул, иллюстрация, страница, история книги, особенности оформления книжной страницы

Сформировать представление об основных элементах книги, с искусством иллюстрации

Практикум. Контроль знаний и умений

Расширение знаний

Подобрать информацию по теме «Иллюстрация»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...