Рабочая программа по ИЗО для 7 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Изобразительное искусство», из расчета 1 учебный час в неделю. В 4 четверти выпадает праздничный день– 1 мая. В связи с этим наблюдаются уплотнения в программе за счёт резервного времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_7_kl.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Карповская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом
к утверждению ШМО методическим советом образовательного учреждения
протокол № от № от
протокол № от Директор школы
руководитель ШМО /А.В. Симонян/ /Т.Г. Олиферук/
О.В. Тихонюк/
Рабочая программа по ИЗО
для 7 класса на 2014 – 2015 учебный год
учитель: Н.А. Бидзюра
Пояснительная записка
Красота – это понятие неумозрительное, лежащее за пределами человеческого опыта. Оно по сути своей материалистическое. Человек, познающий и преобразующий мир, действует не только на научной основе, но и по «законам красоты». На опыте творческой деятельности он оттачивает чувство красоты, создавая что-либо реальное, материальное.
Чувство красоты, пропорциональности необходимо воспитывать в себе с юных лет. Для этого надо изучать лучшие произведения в области изобразительного искусства, литературы, техники. И обязательно работать самому – рисовать. Важно, чтобы подростки учились рисовать хорошо, грамотно, легко, умели мыслить образно, потому что рисунок, как правило, содержит больше информации, чем писаный текст. В силу своей образности он может пояснить идею гораздо быстрее и полнее, чем длинное объяснение.
Великому французскому энциклопедисту и просветителю Дени Дидро принадлежит изречение: «Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдет все другие в области наук, искусства и ремесел». И хоть сказано это два столетия назад, к мудрым словам стоит прислушаться и сегодня.
Содержание программы «Изобразительное искусство в жизни человека» для 7 класса продумано таким образом, чтобы приобщение к искусству было интересно подросткам, соответствовало романтическим устремлениям этого возраста, возросшей аналитичности, любознательности, требовательности к результатам своего творчества. В процессе изучения предмета необходимо раскрыть духовные горизонты искусства, приобщать к нему как языку общения между народами, памяти человечества, в которой сохранены мысли, чувства, деяния людей прошлых эпох и исторического времени.
Освоение языка каждого вида искусства происходит в процессе активной художественно-творческой деятельности в двух формах – в процессе восприятия произведений искусства и воплощения собственных художественно-образных замыслов в ходе творческих заданий – задача учебная не существует в отрыве от творческой.
Ориентация программы на духовное развитие подростков находит отражение в темах учебного года, каждой четверти, уроков. В них (например, «Поэзия повседневности», «Великие темы жизни», «Сложный мир исторической картины») раскрывается значение искусства, что важно и интересно для подростка, стремящегося понять место художника в обществе, найти свое место в жизни. Поэтому особое значение имеют задания, направленные на эстетическое преобразование окружающей среды (выставка детских работ в живописи, графике, скульптуре и т. п.)
Приобщаясь к искусству на уроках в 7 классе, подросток проходит путь от анализа к синтезу. При изучении станковых видов изобразительного искусства внимание учащихся направляется на анализ своих наблюдений и впечатлений от окружающей действительности (поиск мотива, композиции, колорита, работа с натуры), произведений искусства.
Одним из условий, способствующих эмоциональному восприятию, целостности впечатлений, получаемых при созерцании искусств и окружающей действительности, является драматургия урока.
Урок по искусству может быть уподоблен художественному образу, для большинства детей – это первая осознанная встреча с искусством и художником. Для каждого ребенка такой урок может стать событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству, творческому преобразованию окружающей действительности.
Драматическое решение урока изобразительного искусства призвано обеспечить установку восприятия и его целостность. В процессе восприятия произведения искусства, натурного материала у каждого учащегося и рождается свой замысел, который предстоит затем воплотить в материал.
Для того чтобы творческая деятельность подростков была удачной, с одной стороны, необходимо вооружить знаниями художественной техники, с другой – учитывая возрастающий аналитизм мышления, - постараться сохранить непосредственность и эмоциональность восприятия мира.
В художественном восприятии, принимая во внимание целеустремленность к познанию, анализу, нужно пытаться сохранить переживание, возникающее при первом восприятии художественного образа. (На решение этой проблемы направлены уроки 3 четверти: К. Брюллов «Последний день Помпеи», Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына».)
На этом возрастном этапе интеллектуальное напряжение и чувственное раскрепощение должны соседствовать друг с другом, только тогда процесс освоения искусства может быть плодотворным.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Изобразительное искусство», из расчета 1 учебный час в неделю. В 4 четверти выпадает праздничный день– 1 мая. В связи с этим наблюдаются уплотнения в программе за счёт резервного времени.
Учебно-тематическое планирование по ИЗО в 7 классе
№ урока | Дата | Тема учебного занятия | Стандарт темы | Результат урока | Способы организации деятельности учащихся | Этапы изучения темы | Домашнее задание |
1. | 5.09 | Изображение фигуры человека в истории искусства | Знать основные этапы истории искусства | Иметь представление о красоте человека в истории искусства | Лекция с элементами диалога | Вводный урок по теме «Изображение фигуры человека и образ человека» | Подобрать репродукции произведений ИЗО с изображением людей различных пропорций |
2. | 12.09 | Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации | Знать понятие пропорции человека, как происходит поиск пропорций | Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон», сделать набросок фигуры человека | Практикум | Расширение знаний | Принести проволоку и пластилин для выполнения скульптуры человека |
3-4. | 19.09 26.09 | Красота фигуры человека в движении. | Знать понятия скульптура, каркас, пропорции, репродукции с изображением скульптур | Знать особенности изображения человека в движении, сделать набросок фигуры человека в движении | Практикум | Обобщение знаний | Подобрать материал о творчестве художника-скульптора (по предложенному списку) |
5. | 3.10 | Великие скульпторы | Знать понятия скульптура, памятник, жизнь и творчество великих скульпторов мира | Усвоить понятие скульптура, различать творчество великих скульпторов | Урок-конференция | Расширение знаний | Принести графические материалы для работы в технике рисунка |
6. | 10.10 | Изображение фигуры с использованием таблицы | Знать понятия пропорция, набросок, эскиз, главное и второстепенное в изображении | Усвоить приемы выполнения фигуры человека, выполнить эскиз фигуры человека по таблице | Практикум | Расширение знаний | Принести графические материалы для работы с натуры |
7. | 17.10 | Набросок фигуры человека с натуры. Контрольная работа № 1 | Знать понятия набросок, рисунок, эскиз, пропорции, искусство художников-портретистов | Знать правила и технику выполнения набросков на примере выполнения наброска фигуры человека с натуры | Контроль знаний и умений | Контроль | Подобрать материал для тематической картины «Профессия» |
8. | 24.10 | Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия» | Знать понятия набросок, эскиз, картина, репродукции картин, изображающих человека в труде, отражающих профессию | Создать картину, изображающую человека в труде | Практикум | Обобщение знаний | Сбор материала по теме |
9. | 31.10 | Тематическая (сюжетная) картина | Знать понятия сюжет, картина, жанр, виды тематической (сюжетной) картины | Сформировать понятие сюжетно-тематическая картина и ее виды, понимать особенности жанра через повторение и обобщение, создать авторскую сюжетно-тематическую картину | Практикум | Вводный урок по теме: «Поэзия повседневности» | Подобрать материал по теме «Малы голландцы» (рефераты) |
10. | 14.11 | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Что я знаю о «малых голландцах»? | Знать понятия жанр, сюжет, бытовой жанр, голландская живопись, Голландии как родине бытового жанра | Иметь представление о голландских художниках и их картинах, усвоить понятие бытовой жанр | Урок-конференция | Расширение знаний | Подобрать материал о творчестве художников: А. Венецианова, П. Федотова; «передвижников» |
11. | 21.11 | Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А. Венецианов и П. Федотов | Знать понятия жанр, сюжет, бытовой жанр; А. Венецианов, П. Федотов | Знать о творчестве и биографии русских художников А. Венецианова, П. Федотова | Лекция | Расширение знаний | Подобрать материал о творчестве художников-передвижников (Репине, Крамском, Перове) |
12. | 28.11 | «Передвижники» | Знать понятия жанр, сюжет, бытовой жанр, Третьяковская галерея, меценат, творчество художников, входящих в товарищество передвижных художественных выставок | Знать понятие передвижники, творчество художников, входящих в товарищество передвижных художественных выставок | Урок-беседа | Расширение знаний | Подобрать материал о творчестве художников бытового жанра 20 века |
13. | 5.12 | Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея» | Знать понятия жанр, сюжет, бытовой жанр, Третьяковская галерея, меценат | Сформировать представление о Третьяковской галерее как первом музее русского искусства; музее с богатой коллекцией картин художников-передвижников | Просмотр видеофильма | Расширение знаний | Подобрать материал для работы над сюжетной картиной о жизни своей семьи |
14-15. | 12.12 19.12 | Создание тематической картины «Жизнь моей семьи» | Знать понятия композиция, эскизы, колорит, сюжет, станковая картина | Усвоить роль сюжета в решении образа, иметь представление о сложном мире станковой картины, создать картину о жизни своей семьи | Практикум | Обобщение знаний | Сбор информации по теме |
16. | 26.12 | Историческая тема в искусстве. Творчество В. И. Сурикова. Контрольная работа № 2 | Знать понятия исторический жанр, сюжет, содержание, жизнь и творчество В. И. Суриков | Иметь представление о жизни и творчестве великого русского художника В. И. Сурикова на примере картин | Тематическая беседа. Контроль знаний и умений | Контроль | Подобрать материал для работы над картиной на историческую тему |
17-18. | 16.01 23.01 | Сложный мир исторической картины | Знать понятия исторический жанр, сюжет, содержание, эскиз, набросок, репродукции картин с историческим сюжетом | Сформировать представление о сложном мире исторической картины, создать авторскую историческую картину | Практикум | Расширение знаний | Поиск информации по теме |
19. | 30.01 | Зрительные умения и их значение для современного человека | Знать понятия сюжет, содержание, колорит, «художественный язык», о разном уровне понимания произведений изобразительного искусства | Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности, написать эссе «О чем мне рассказал художник» | Практикум | Расширение знаний | Познакомиться с картиной К. Брюллова «Последний день Помпеи» |
20. | 6.02 | Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов «Последний день Помпеи» | Знать понятия сюжет, содержание, колорит, «художественный язык», К. Брюллов, картина «Последний день Помпеи» | Знать историю создания и художественный замысел великой картины К. Брюллова «Последний день Помпеи» | Тематическая беседа | Расширение знаний | Подобрать материал о творчестве И. Библина и В. Васнецова |
21. | 13.02 | Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки | Знать понятия сюжет, содержание, колорит, «художественный язык», сказочно-былинный жанр, творчество В. Васнецова и И. Билибина | Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества В. Васнецова и И. Билибина, создать эскиз былинной сказки | Практикум | Расширение знаний | Познакомиться с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына» |
22. | 20.02 | Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына) | Знать понятия библейский жанр, сюжет, содержание, колорит, «художественный язык», сказочно-былинный жанр | Сформировать представление об истории картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» | Урок-беседа | Расширение знаний | Провести поисковую работу на тему «Великие музеи мира» по предложенному списку |
23. | 27.02 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре | Знать понятия музей, галерея, выставочный зал; типы музеев, крупнейшие музеи мира и России | Сформировать представления о художественных музеях и их видах | Урок-беседа | Расширение знаний | Перечислить музеи родного города (края) |
24. | 6.03 | Эрмитаж – сокровищница мировой культуры | Знать понятия музей, коллекция, выставочный зал, Эрмитаж-сокровищница мирового искусства | Сформировать представления об Эрмитаже как сокровищнице мирового искусства | Тематическая беседа | Расширение знаний | Подготовиться к экскурсии в городской музей |
25-26. | 13.03 20.03 | Художественные музеи моего города (края). Контрольная работа № 3 | Знать понятия музей, коллекция, выставочный зал, художественным музеем города, его историей | Познакомить с художественным музеем города, его историей, коллекцией работ | Урок-экскурсия. Контроль знаний и умений | Обобщение знаний | Придумать задание или кроссворд для тематической викторины, подготовиться к викторине |
27-28. | 3.04 10.04 | Знакомые картины и художники. | Тематика предыдущих уроков | Систематизировать знаний учащихся по предыдущим темам | Викторина | Контроль | Поиск информации по теме |
29-31. | 17.04 24.04 8.05 | Плакат и его виды | Знать понятия плакат, шрифт, шрифтовая композиция, роль текста в плакате и его взаимосвязь с рисунком | Сформировать представление о плакате, как особом виде графики, отметив специфику его образного языка | Практикум | Вводный урок по теме: «Реальность жизни и художественный образ» Расширение знаний | Подобрать материал о шрифтах, их видах и особенностях выполнения |
32-34. | 15.05 22.05 29.05 | Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации. Контрольная работа № 4 | Знать понятия книга, обложка, переплет, титул, иллюстрация, страница, история книги, особенности оформления книжной страницы | Сформировать представление об основных элементах книги, с искусством иллюстрации | Практикум. Контроль знаний и умений | Расширение знаний | Подобрать информацию по теме «Иллюстрация» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...