Рабочая программа по ИЗО для 6 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно – прикладного искусства. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_6_klass.docx | 37.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Карповская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом
к утверждению ШМО методическим советом образовательного учреждения
протокол № от № от
протокол № от Директор школы
руководитель ШМО /А.В. Симонян/ /Т.Г. Олиферук/
О.В. Тихонюк/
Рабочая программа по ИЗО
для 6 класса на 2014 – 2015 учебный год
учитель: Н.А. Бидзюра
Пояснительная записка
Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно – прикладного искусства. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства.
В жизни человек оперирует преимущественно зрительными образами. Одни несут к нашему сердцу красоту, другие навевают грусть, третьи складываются в эпическое повествование.
Без зрительных образов нет изобразительного искусства, но без них не могут существовать и театр, и балет, и кино.
Человек, понимающий язык графики, живописи, скульптуры, гораздо глубже воспринимает другие виды искусства.
Так, без приобщенности к изобразительному искусству образы, возникающие при чтении литературного произведения, будут беднее.
Одной наблюдательности мало, чтобы обладать способностью замечать красоту рассматриваемого или описываемого. Нужно хотя бы немного рисовать самому и при этом необходимо понимать и любить изобразительное искусство.
Грамотно нарисовать может научиться каждый, так же как читать и писать. И даже если человек не ставит перед собой цель стать профессиональным художником, он узнает в процессе обучения цену точной линии, удачного мазка, поймет, насколько трудна и трудоемка работа художника. Кроме того, элементарное умение владеть карандашом и кистью очень пригодится в жизни.
Конечно, за это время, которой отведено в общеобразовательной школе изобразительному искусству, детей не научить в должной мере грамоте рисунка, живописи и скульптуры. Но важно воспитывать у них отношение к изобразительному искусству как форме человеческого сознания, к деятельности, целеустремленности, умения преодолевать трудности.
Без учебы, без труда невозможно эстетическое и нравственное воспитание учащихся.
Освоение детьми элементарной грамоты изобразительного искусства в средней школе – залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно-выразительных средств.
Поэтому главной задачей учителя изобразительного искусства ставится задача побуждения фантазии ученика, увлечение его творчеством без навязывания собственных мнений и вкусов. Для этого не стоит жалеть ни ярких красок, карандашей, самой хорошей бумаги. Учащиеся должны увидеть силу художественных материалов и их возможности.
Именно на решение этой основной задачи и направлена данная программа изобразительного искусства.
В течение учебного года учащиеся изучают многие виды и жанры изобразительного искусства, и в первую очередь, основу основ – рисунок, живопись, композицию.
Все это позволит учителям целенаправленно и последовательно обучать шестиклассников грамоте рисования, основам теории и истории изобразительного искусства.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов за год, 1 час в неделю.
Учебно-тематическое планирование по ИЗО в 6 классе
№ урока | Дата | Тема учебного занятия | Стандарт темы | Результат урока | Способы организации деятельности учащихся | Этапы изучения темы | Домашнее задание |
1. | 2.09 | Изобразительное искусство в семье пластических искусств | Знать понятие искусство и его виды | Знать пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: конструктивные, декоративные и изобразительные | Практикум. Свободная тема | Вводный урок по теме «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» | Сбор информации по теме |
2. | 9.09 | Рисунок – основа изобразительного искусства | Знать виды рисунка, графические материалы и их выразительные возможности. | Знать творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Зарисовка. Набросок с натуры. Самостоятельная работа карандашами разной твердости. | Практикум (зарисовка с натуры и по памяти карандашами разной твердости) | Расширение знаний | Принести словари по изобразительному искусству |
3-4. | 16.09 23.09 | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен | Пятно в изобразительном искусстве. Понятие силуэта. Тональная шкала. Ритм пятен. | Знать роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: темное и светлое. Композиция места. Доминирующее пятно. Линия и пятно. | Практикум (изображение осенних состояний в природе: дождь, ветер, туман, яркое солнце) | Расширение знаний | Найти работы русских художников о природных явлениях |
5. | 30.09 | Цвет. Основы цветоведения | Знать основные составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплое и холодное. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Свойства цвета | Нарисовать фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета. | Практикум («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца». Работа красками) | Расширение знаний | Чтение сказок, подбор иллюстраций сказочных изображений царства, города, страны, планеты и т. д. |
6. | 7.10 | Цвет в произведениях живописи | Понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция | Изобразить осенний букет с разным настроением – радость, грусть, нежность. Работа красками. | Практикум | Расширение знаний | Сбор информации по теме. Принести пластилин, бумагу |
7. | 14.10 | Объемные изображения в скульптуре | Знать выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре и их свойства: глина, камень, металл, дерево и др. | Изобразить в объеме животных в различных материалах: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы. | Практикум | Расширение знаний | Поиск информации по теме |
8. | 21.10 | Основы языка изображения. Контрольная работа № 1 | Обобщение материала темы: Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие | Создать рисунок по замыслу на свободную тему | Контроль знаний и умений | Обобщение материала по теме «Виды изобразительного искусства» | Написание реферата по теме: «Рисунок по замыслу» |
9. | 28.11 | Художественное познание: реальность и фантазия | Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. | Различать реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения. Работа карандашами на тему: «Этот фантастический мир» | Практикум | Вводный урок по теме: «Мир наших вещей. Натюрморт» | Написать мини - рассказ к рисунку |
10. | 11.11 | Изображение предметного мира | Разнообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его роль в истории искусства. | Знать понятие натюрморт, историю его возникновения. Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов, например, кухонной утвари. Работа красками. | Практикум | Расширение знаний | Подобрать из газет, журналов, открыток изображения натюрмортов |
11. | 18.11 | Понятие формы Многообразие форм окружающего мира | Знать многообразие форм в мире, виды форм: линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть на основе всего многообразия форм | Знать понятие формы, виды форм, выразительность формы. Сконструировать из бумаги простые геометрические тела. | Практикум | Расширение знаний | Сбор информации по теме |
12. | 25.11 | Изображение предметов на плоскости и линейная перспектива | Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. | Знать понятие ракурса. Построить конструкцию из нескольких геометрических тел, выполнить зарисовки карандашом. | Практикум | Расширение знаний | Сбор информации по теме |
13. | 2.12 | Освещение. Свет и тень. | Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Свет как средство организации композиции в картине | Знать понятия: свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Изображение геометрических тел из дерева или бумаги с боковым освещением. Работа красками | Практикум | Расширение знаний | Сбор информации по теме |
14. | 9.12 | Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте | Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей. Собственный цвет предмета и цвет в живописи. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Натюрморт в графике. Графическое изображение натюрмортов. Материалы и инструменты; их влияние на выразительность художественных техник | Знать ритм цветовых пятен, композицию и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Создать натюрморт в заданном эмоциональном состоянии: праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т. д. Работа красками. | Практикум (предполагает оттиск с аппликацией на картоне) | Расширение знаний | Подобрать вырезки из газет, открыток, журналов с изображением натюрмортов |
15. | 16.12 | Выразительные возможности натюрморта. Контрольная работа № 2 | Предметный мир в изобразительном искусстве и выражение переживаний и мыслей художника, его представлений окружающего мира. | Выставка лучших работ по теме. Экскурсия по выставке; выступления «экскурсоводов», «критиков», «авторов» картин | Контроль знаний и умений | Обобщение знаний по теме: «Мир наших вещей. Натюрморт» | Оформление своих творческих работ |
16. | 23.12 | Образ человека – главная тема искусства | Изображение человека в искусстве разных эпох. Портрет как образ определенного реального человека. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира | Знать историю возникновения портрета. Изобразить портрет соседа по парте, работа красками | Практикум | Введение в тему: Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» | Подобрать картинки и иллюстрации с образом человека |
17. | 13.01 | Конструкции головы человека и ее пропорция | Знать закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика | Знать пропорции лица человека, среднюю линию и пропорции лица. Работа над рисунком и аппликацией по изображению головы с различно соотнесенными деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и др.) | Практикум | Обобщение знаний | Сбор информации по теме |
18. | 20.01 | Изображение головы человека в пространстве | Знать понятие поворот и ракурс головы. Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. | Создать объемное конструктивное изображение головы. Работа карандашом | Практикум | Расширение знаний | Сбор иллюстраций по теме |
19-20. | 27/01 3.02 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека | Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение. Расположение на лице. Линия и пятно. | Закрепить знания по теме: «Изображение головы». Рисунок-набросок с натуры 1-й урок – работа в карандаше, 2-й урок – в цвете. | Практикум | Обобщение знаний | Принести пластилин. Описание внешности и характера литературного героя |
21. | 10.02 | Портрет в скульптуре | Знать выразительные возможности скульптуры. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. | Изобразить из пластилина портрет выбранного литературного героя с ярко выраженным характером | Практикум | Расширение знаний | Описание внешности и характера литературного героя |
22. | 17.02 | Сатирические образы человека | Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. | Усвоить понятия карикатура, дружеский шарж. Изобразить сатирические образы литературных героев или создать дружеские шаржи | Практикум | Расширение знаний | Подобрать иллюстрации по теме из газет и журналов |
23. | 24/02 | Образные возможности освещения в портрете | Изменение образа человека при различном освещении. Пространство формы и изменение ее восприятия. Свет: направленный сбоку, снизу, рассеянный, изображение против света, контрастность освещения. | Наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. Черная акварель | Практикум | Расширение знаний | Подготовить рефераты на тему: «Жизнь и творчество И. Е. Репина» |
24. | 3.03 | Портрет в живописи | Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи эпохи Возрождения, в 16-19 и 20-х вв. | Зарисовать композиции портретов с натуры в карандаше | Практикум | Расширение знаний | Сбор информации по теме |
25. | 10.03 | Роль цвета в портрете | Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура | Знать понятия: цвет и тон, цвет и освещение. Создать автопортрет или портрет близкого человека (члена семьи, друга) | Практика | Расширение знаний | Подобрать материал на тему; «Великие портретисты» |
26. | 17.03 | Великие портретисты. Контрольная работа № 3 | Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Чтение докладов и рефератов по теме четверти | Презентация работ-портретов, отчет по рефератам, их анализ и оценка | Контроль знаний и умений | Обобщение знаний по теме: «Портрет в изобразительном искусстве» | Оформление своих творческих работ |
27. | 31/03 | Жанры в изобразительном искусстве | Знать изменения видения мира в разные эпохи. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве | Знать жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр | Практикум | Расширение знаний | Проиллюстрировать в словарях жанры ИЗО |
28. | 7.04 | Изображение пространства | Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции | Пространство иконы, его смысл. Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота | Практикум | Расширение знаний | Продолжить работу со словарями и энциклопедической литературой по ИЗО |
29-30. | 14.04 21.04 | Правила линейной и воздушной перспективы | Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Уменьшение удаленных предметов – перспективные сокращения. Правила воздушной перспективы и изменения контрастности | Знать понятие плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Изобразить уходящую вдаль аллею с соблюдением правил перспективы. Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой | Практикум | Расширение знаний | Сбор информации по теме |
31. | 28/04 | Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства | Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир. Роль выбора формата. Высота горизонта | Создать большой эпический пейзаж «Дорога в большой мир, «Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями | Практикум | Расширение знаний | Собрать иллюстрации с изображением пейзажей |
32-33. | 5.05 12.05 | Пейзаж – настроение. Природа и художник | Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток. Освещение в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже | Знать понятие пейзаж-настроение. Работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. Изменчивые и яркие цветовые состояния весны. | Практикум | Расширение знаний | Выполнить наброски пейзажа улиц города с натуры |
34. | 19.05 | Городской пейзаж. Контрольная работа № 4 | Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве | Работа над графической композицией «Городской пейзаж», «Мой город». Коллективная работа путем аппликации отдельных изображений в общую композицию после предварительного эскиза. Внимание на ритмическую организацию листа | Практикум. Контроль знаний и умений | Расширение знаний | Подготовить доклады о работах художников пейзажистов |
35. | 26.05 | Обобщение знаний по курсу 6 класса | Обобщение знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...