Рабочая программа по ИЗО для 5 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Изобразительное искусство», из расчета 1 учебный час в неделю. В 4 четверти выпадает праздничный день –1 мая. В связи с этим наблюдаются уплотнения в программе за счёт резервного времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_5_klass.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Карповская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом
к утверждению ШМО методическим советом образовательного учреждения
протокол № от № от
протокол № от Директор школы
руководитель ШМО /А.В. Симонян/ /Т.Г. Олиферук/
О.В. Тихонюк/
Рабочая программа по ИЗО
для 5 класса на 2014 – 2015 учебный год
учитель: Н.А. Бидзюра
Пояснительная записка
Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям. Учебный предмет ИЗО в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств – содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и форме самого искусства. В процессе обучения школьников должны решаться следующие задачи предмета:
- организация и систематическое развитие художественно-творческой деятельности подростков;
- развитие художественных способностей детей, их воображения, пространственных представлений, творческой активности;
- повышение уровня художественной образованности школьников – расширение круга знаний об искусстве, умений и навыков изобразительной деятельности, развитие художественно-образного восприятия.
Для выполнения поставленных задач предусмотрены четыре основных вида занятий: рисование с натуры и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течении всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включают в себя рисование с натуры, по памяти и представлению объектов действительности карандашами, а также акварельными красками.
Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1-2 урока) и кратковременными (7-15 минут). Наброски и зарисовки выполняются в начале, середине и в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока). Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся следует как можно чаще давать задания рисовать по памяти и представлению.
Раздел «Живопись» направлен на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основан на рисовании с натуры, по памяти и представлению акварельными или гуашевыми красками.
Давая учащимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по живописи помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус.
В целом содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» знакомит школьников с правилами рисования, обогащает их знаниями конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гармонии цветовой окраски, расширяет их представление о многообразии предметов, явлений действительности, несет в себе ярко выраженную познавательную направленность.
Содержание раздела «Тематическое рисование» и иллюстрирование включает рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование повестей, рассказов, сказок, басен и других литературных произведений.
От учащихся требуется: самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы, передать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему. Совершенствование умений применять эффекты светотени, пространственное расположение предметов, выделять композиционный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка.
По-прежнему большое внимание уделяется развитию воображения и творчества учащихся в сюжетных рисунках.
По разделу «Декоративная работа» учащиеся продолжают знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством. Новые области народного творчества раскрывают перед учащимися разнообразные выразительные возможности орнаментальной и сюжетной декоративной композиции. Учащиеся учатся самостоятельно выполнять эскизы оформления различных изделий на основе орнаментальной и сюжетной декоративной композиции. Практическая направленность данного раздела программы подчеркивается тем, что эскизы используются в изделиях, которые выполняются по ним.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Изобразительное искусство», из расчета 1 учебный час в неделю. В 4 четверти выпадает праздничный день –1 мая. В связи с этим наблюдаются уплотнения в программе за счёт резервного времени.
Учебно-тематическое планирование по ИЗО в 5 классе
№ урока | Дата | Тема учебного занятия | Стандарт темы | Результат урока | Способы организации деятельности учащихся | Этапы изучения темы | Домашнее задание |
1. | 5.09 | Цветовой круг | Знать понятие живопись, основы цветоведения, смешанные и основные цвета, спектр. | Знать основы цветоведения, разнообразные возможности художественных материалов, изобразить цветовой круг. | Практикум | Расширение знаний | Сбор информации по теме |
2. | 12.09 | Живописные упражнения. Монотипия «Веселые кляксы» | Знать понятие живописная техника, цветоведение, простейшие виды печати. | Освоить понятие «монотипия», выполнить полоски – сочетания, монотипию. | Практикум | Расширение знаний | Сбор информации по теме |
3. | 19.09 | «Золотая осень» | Знать понятие строение дерева, жанр пейзажа, технику живописи «мазком» | Освоить понятие воздушной и линейной перспективы, создать рисунок осеннего дерева по памяти. | Практикум | Расширение знаний | Подобрать русские народные загадки |
4. | 26.09 | Рисуем отгадки к русским народным загадкам | Рисование по памяти, знать понятие организация листа к книге, иллюстрация к книге | Научить грамотному владению композицией, линией, цветом, изобразить отгадку к загадке | Практикум | Расширение знаний | Найти определение понятия «декоративно-прикладное искусство» |
5. | 3.10 | «Древние образы в народном искусстве» | Знать понятие и язык декоративно-прикладного искусства, формирование новых знаний о декоративно-прикладном искусстве | Показать связь декоративно-прикладного искусства с явлениями жизни, изобразить чудо-коня | Практикум | Вводный урок по теме «Древние образы в народном искусстве» | Подобрать иллюстрации наличника |
6. | 10.10 | «Единство конструкции и декора в народном жилище» | Знать конструктивные особенности строения народного жилища, особенности украшения фронтона | Научить создавать сюжетно-декоративную композицию, изучить язык декоративно-прикладного искусства, изобразить украшение наличника. | Практикум | Расширение знаний | Поиск информации по теме |
7. | 17.10 | «Русская народная изба» | Внешнее строение и убранство русской избы, анализ строения дома | Научить делить правильно предметы на геометрические части, изучить язык декоративно-прикладного искусства, изобразить русскую народную избу или терем. | Практикум | Расширение знаний | Найти иллюстрации с изображением интерьера крестьянской избы |
8. | 24.10 | «Интерьер крестьянского дома». Контрольная работа № 1 | Знать понятия: духовное и материальное, внутренний мир крестьянского дома, | Освоить понятие интерьер, его особенности в крестьянском жилище, нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами | Практикум. Контроль знаний и умений | Актуализация опорных знаний | Подобрать иллюстрации по теме: «Предметы народного быта» |
9. | 31.10 | «Конструкция и декор предметов народного быта» | Знать особенности декора предметов, которые наполняли крестьянский дом
| Сформировать навыки создания единого, художественного образа в декоративном оформлении предмета, начертить макет шкатулки и оформить ее. | Практикум | Актуализация опорных знаний | Найти определение понятия «орнамент» |
10. | 14.11 | Русский народный орнамент | Знать основные виды орнамента, его символы и принципы композиционного построения | Знать единство конструкции и декора в предметах народного быта, расписать разделочную доску | Практикум | Расширение знаний | Подобрать иллюстрации по теме: «Русская народная одежда» |
11-12. | 21.11 28.11 | «Народная, праздничная одежда» | Виды народной одежды и их декоративные особенности, виды головных уборов русских женщин и их декоративные особенности, | Сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды, закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, выполнить эскиз мужского и женского костюма | Практикум | Расширение знаний | Принести ватман, подобрать иллюстрации с изображением народных гуляний |
13. | 5.12 | Праздничные народные гулянья | Знать особенности устного, музыкального и художественного фольклора | Создать аппликацию на тему «Народные гулянья» из рисунков, созданных на предыдущем уроке | Контроль | Обобщение знаний по теме: «Древние корни народного искусства» | Найти иллюстрации с изображением медведя, волка, лисы, зайца |
14. | 12.12 | «Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»» | Сюжетно-тематическая картина через содержание сказки, усвоить понятие, что иллюстрация – это изображение, предназначенное для книги | Определять роль цвета для передачи характера героев сказки, нарисовать иллюстрацию к русской народной сказке «Колобок», придерживаясь древних образов в народном искусстве | Практикум | Актуализация опорных знаний | Принести пластилин, фотографии современных народных игрушек |
15. | 19.12 | Древние образы в современных народных игрушках. Контрольная работа № 2 | Знать виды древних русских игрушек | Различать виды древних игрушек, создать из пластилина свой образ игрушки, сохраняя традиции промысла | Практикум. Контроль знаний и умений | Вводный урок по теме «Связь времен в народном искусстве» | Подготовить реферат на тему: «Виды росписи» |
16-17. | 26.12 16.01 | Народные промыслы, их истоки и современное развитие (виды росписи) | Народные промыслы России, их отличия и общность | Знать виды росписи, составить декоративную композицию открытым мазком, расписать 1-й урок - поднос жостовской росписью, 2-й урок - самовар – гжельской | Практикум | Расширение знаний | Сбор информации по теме |
18. | 23.01 | Зачем людям украшения | Знать социальную функцию декоративного искусства в организации общества, | Усвоить понятие эволюции и образное значение одежды, создать современную несуществующую обувь | Практикум | Вводный урок по теме: «Декор, человек, общество, время» | Подобрать иллюстрации людей и архитектуру Древней Греции |
19-20. | 30.01 6.02 | Декоративное искусство Древней Греции | Знать понятие ювелирное искусство, язык древнего декоративного искусства | Знать особенности искусства Древнего Египта, различать декоративное искусство разных времен по стилистическим особенностям, сделать наброски людей в греческих костюмах, греческую архитектуру | Практикум | Расширение знаний | Найти фотографии и иллюстрации древнегреческих ваз |
21. | 13.02 | Греческая вазопись | Стиль и сюжет древнегреческий живописи по керамике | Понимать место и роль античного искусства в мировой художественной культуре, изобразить мифологический сюжет в чернофигурном стиле на сосуде любой формы | Практикум | Расширение знаний | Подготовить пересказ древнегреческого мифа и принести иллюстративный материал по теме «Мифы Древней Греции» |
22. | 20.02 | Иллюстрирование древнегреческого мифа | Знать особенности средневековой одежды различных слоев общества | Проиллюстрировать сюжет древнегреческого мифа | Контроль | Обобщение знаний | Найти понятия символики: герб, флаг, эмблема |
23-24. | 27.02 6.03 | Что такое эмблемы и зачем они людям | Знать символический язык декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем | Сформировать навыки составления композиции герба, сочетания цветов, выполнить композицию герба по группам и сочинить девиз к нему | Практикум | Расширение знаний | Подготовить рассказ об истории возникновения герба любого города с его иллюстрацией, уметь защитить свой герб |
25. | 13.03 | Гербы и эмблемы | Знать гербовую символику средневековья, гербы древних русских городов | Знать историю герба родного города, создать символику нового города (город-сад, город спорта, город искусства, науки и т. д.) | Контроль Рыцарский турнир | Обобщение знаний | Подобрать иллюстрационный материал с изображением средневековой одежды и интерьера дворцов: Ш. Перро «Золушка», «Спящая красавица» и т. д. |
26. | 20.03 | Декоративное искусство западной Европы 17 века. Контрольная работа № 3 | Знать особенности декоративного искусства в стиле барокко | Понимать роль и место декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена, создать интерьер дворца | Практикум. Контроль знаний и умений | Расширение знаний | Принести иллюстрации с изображением средневекового костюма; кусочки ткани: шелк, бархат; клей, ножницы |
27. | 3.04 | Одежда французского двора второй половины 17 века | Знать особенности средневековой одежды различных слоев общества | Уметь придерживаться в работе единства формы и декора, выполнить эскиз костюма придворного аристократа | Практикум | Расширение знаний | Подобрать иллюстрации с изображением средневекового бала |
28. | 10.04 | Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. | Знать особенности средневековой одежды различных слоев общества | Уметь согласовывать между собой детали для объединения их в целый ансамбль, нарисовать фрагмент средневекового бала | Практикум | Обобщение знаний | Подготовиться к итоговому заданию по теме «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества» |
29. | 17.04 | Роль декоративного искусства в жизни человека | Знать особенности средневековой одежды различных слоев общества, символический язык декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем; особенности декоративного искусства в стиле барокко | Проверить знания учащихся по теме «Декор – человек, общество, время» | Контроль | Контроль | Поиск информации по теме |
30. | 24.04 | «Мультипликационные герои» | Знать понятие искусство мультипликации, метод создания мультфильмов | Освоить понятие художник-аниматор, создать два кадра для мультфильма. | Практикум | Расширение знаний | Найти определение понятия «граттаж» |
31. | 8.05 | «Работа в технике «Граттаж»» | Тематическое рисование, освоение художественной техники, ее возможностей, знакомство с разнообразием штриха и его возможностями. | Знать технику штриха, новые возможности художественных техник, нарисовать зайца и заштриховать его. | Практикум | Расширение знаний | Подобрать из газет, журналов, открыток изображения набросков человека |
32. | 15.05 | «Наброски с натуры фигуры человека» | Знать анатомию и пластику тела человека, общее и индивидуальное | Усвоить технику выполнения наброска фигуры человека, выполнить наброски фигуры одноклассника | Практикум | Расширение знаний | Найти определение понятия «натюрморт» |
33. | 22.05 | Композиция в натюрморте | Знать определение понятия натюрморт, особенности этого жанра | Освоить понятие светотень, техника штриха – Гризайль, рисование натюрморта неживых предметов в графике. | Практикум | Расширение знаний | Найти определение понятия «пейзаж» |
34. | 29.05 | Весна-красна. Контрольная работа № 4 | Знать особенности изображения человека в пропорциях | Уметь разделять фигуру человека на пропорции, нарисовать весну в человеческом обличии, олицетворить весну | Практикум. Контроль знаний и умений | Обобщение знаний | Сбор информации по теме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...