Урок изобразительного искусства в 5 классе "Витраж" ФГОС
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Данный урок изобразительного искусства разработан для 5 класса. Тема урока "Витраж" ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку изобразительного искусства "Витраж" | 2.57 МБ |
Урок изобразительного искусства в 5 классе "Витраж" ФГОС. | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Возникла проблема
Витражи
Цель урока познакомиться с искусством витража, сформировать навыки и умения создания художественного образа в декоративной работе, сформировать навыки работы над имитацией техники витража, формировать положительные взаимоотношения со сверстниками, умение сотрудничать, расширять художественный кругозор учащихся, формировать активного зрителя.
Собор Нотер-Дам де Пари во Франции
Витраж
Определение понятия Витраж (лат. Vitrum – стекло) – разновидность декоративного искусства, основным материалом является стекло или иной прозрачный материал. Витраж – стеклянная картина, мозаика или ковер, чьи краски никогда не меркнут, не тускнеют .
Витраж Витраж – это картина, выполненная из кусочков стекла по средствам свинцовых узких полосок.
Из истории витража
Витраж в истории России.
Символы солнца, земли, плодородия и воды
Колерованный витраж
Заливной витраж
Пленочный витраж
Практическая работа 1 группа: растительный орнамент – краски; 2 группа: символы земли, плодородия и воды; геометрический орнамент; теплые цвета – краски
Спасибо за работу на уроке!
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
по изобразительному искусству
в 5 классе
Тема урока: «Современное декоративное искусство. Витражи» фгос
ФИО | Коваленко Любовь Валерьевна | |
Место работы | МАОУ «Калиновская СОШ» | |
Должность | учитель | |
Предмет | Изобразительное искусство | |
Класс | 5 | |
Тема урока | Современное декоративное искусство (витраж) | |
Базовый учебник | Горячева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса / Под. Ред. Б.М. Немецкого. – М. Просвещение, 2010 |
Класс: 5 Дата: 18.04.2017г.
Урок: изобразительное искусство
Раздел:
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Зрительный ряд: репродукции витражей; презентация; фотографии современных интерьеров с витражами; детские работы.
Музыкальный ряд: Моцарт - Симфония N40, часть, Бетховен - Лунная соната, Вивальди - Весна (Времена года), Огинский - Полонез «Прощание с Родиной», Боккерини – Менуэт, Бетховен - К Элизе, Чайковский - Марш (Щелкунчик), Бетховен СимфонияN3
Цели урока:
1. Образовательные:
- знакомство учащихся с искусством витража;
- формирование представления об истории развития витража.
2. Развивающие:
- развитие творческой фантазии, понимание поэтичности создания декоративной работы;
- сформировать навыки работы над имитацией техники витража.
3. Воспитательные:
-создание условий для формирования эстетического вкуса.
задачи:
Вызвать интерес к творческой деятельности.
Выполнить работу в технике имитации витража.
1 вариант: разработать эскиз композиции с соблюдением симметрии на основе геометрического орнамента.
2 вариант: составить эскиз на сюжетную композицию.
Развивать художественные навыки при выборе цветового решения в составлении витража.
Вызвать потребность заняться поисковой деятельностью в области витражного искусства.
Прогнозируемый результат
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере – художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы; стремление использовать художественные умения для создания работы имитирующей витраж.
Метапредметные результаты:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания выразительных средств, произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов;
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельност-ных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла при создании своей творческой работы;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.
Оборудование и материалы:
Для учителя:
- Фотографии с изображением витражей, готических соборов.
- Работы старшеклассников, имитирующие витраж, от эскиза до завершенной работы.
- Художественные материалы: картон, ножницы, клей, цветная бумага.
- Презентация.
- Музыкальный ряд: музыка Баха.
Оборудование:
презентация «Виды витражей и технология работы»;
иллюстрации витражей;
выставка детских рисунков;
компьютер
Материалы для урока: бумага формат А-4;
цветные акварельные карандаши;
кисточки;
ножницы;
баночка для воды;
краски.
Структура и ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Формулирование проблемы. Целеполагание.
IV. Решение учебной задачи. Первичное усвоение знаний.
V. Первичная проверка понимания
VI. Первичное закрепление.
VII. Физминутка.
VIII. Самостоятельная творческая работа учащихся.
IX. Просмотр, корректировка эскизов. Показ наиболее удачных работ.
X. Итог. Рефлексия. Задание на дом.
Задание: создание рисунка композиции для витража.
Перед уроком учащиеся разделены на 2группы выбирая карандаши и краски.
Технологическая карта
Этапы урока | Время | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты деятельности уч-ся и способы выявления уровня знаний, умений, навыков, способов деятельности, УДД |
I Организационный Эмоциональный настрой. | 1 мин | Организовать готовность учащихся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке. | Приветствие уч-ся. Приветственное слово учителя: Как хорошо, что сегодня мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и доброжелательны. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть и красоту чистого неба, приближение каникул. Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему, нашим гостям, улыбнитесь друг другу, мне. | Настрой на работу | Готовность к работе на уроке. Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха. Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные |
| 2 мин | Обеспечить мотивацию учения, Совместно сформулировать цели урока Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме. | Учитель. Беседа о современном ДПИ --Что мы изучаем на уроках изобразительного искусства в этом году? - В чём состоит отличие произведений ДПИ от изделий массового производства? - Где в основном используется современное декоративное искусство?
– Что означает слово “ интерьер “? – Люди какой профессии занимаются интерьерами? - Скажите, пожалуйста, в чём отличие современного художника – прикладника от народного мастера? | Участвуют в беседе. Декоративно-прикладное искусство, народное искусство) - Современное декоративное искусство в основном используется в оформлении интерьеров зданий. - Внутреннее убранство здания, помещения. - Художники и дизайнеры. - В отличие от народного мастера, работающего в традиции и сохраняющего в своём творчестве передаваемые из поколения в поколение правила и навыки, современный художник - прикладник свободен в осуществлении творческих замыслов. Он смело экспериментирует с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то новое. | |
III Формулирование проблемы. Целеполагание. | 3 мин | Сегодня на уроке мне понадобится ваша помощь и поддержка. 1 слайд Ко мне обратились знакомые. Им дома поставили пластиковое окно и не очень удачно. С улицы, да и в квартире окно смотрится грязноватым. С разводами. Хотя оно чистое. Что делать? Ваши варианты? А как можно украсить окно? Итак, как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? (Цель сегодняшнего урока) А как мы можем достичь этой цели? Как вы думаете, зачем нам необходимо найти эти знания? | Называют свои варианты. Работают над постановкой целей урока. (Создание эскиза украшения окна) (должны узнать об этом искусстве побольше) 1. Узнать об искусстве украшения окон 2. Познакомиться с типами 3. Выполнить эскиз - Чтобы применять их в жизни, расширить свой кругозор | Самостоятельно определить цель урока, пути ее достижения. Создание уверенности, что четко поставленная цель даст возможность эффективно получить знания УУД: личностные, коммуникативные, познавательные | |
IV Решение учебной задачи. Первичное усвоение новых знаний V. Первичная проверка понимания | 5 мин 4 мин | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала учащимися. | 2,3 слайд - Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. С давних пор витраж использовался в храмах. В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент. В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, и в так называемых окнах «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу. Тематика витражей: флора, фауна, пейзаж, сюжет, портрет, орнамент Давайте проведем небольшое исследование и узнаем, какие технологии изготовления витражей применяют мастера. У вас на столах лежат материалы, внимательно изучите их, работая по инструкции. РАБОТА В ГРУППАХ. Выдать на группу пакет документов: рисунок (один большой, несколько маленьких; инструкция, информационная справка). Кратко передайте суть и сформулируйте название направления. Тиффани: кусочки стекла, медная лента, паяльник, светильник, ваза Фьюзинг: кусочки цветного стекла, спекание, печь, объем, часы, украшения Расписной витраж: контур, витражные краски, цельное стекло, плоскость, дверь, окно | Получают инструкцию, работают в группах Группа №1 работает над техникой Тиффани Группа №2 над техникой Фьюзинг Группа №3 техника расписной витраж Для каждой группы приготовлена таблица Ученики, работая в группе, должны ответить на вопросы и записать (наклеить) ответы в таблицу. Вопросы: 1) прочитайте информационную справку 2) рассмотрите рисунки 3) каков процесс изготовления, какие материалы требуются 4) объемные или плоские предметы получаются 5) где применяются (виды изделий) 6) какие навыки нужны для изготовления Представляют «свою» технику. | Способность работать в группе, договариваться друг с другом. Уметь использовать полученную информацию. Уметь применять полученные знания. Отбирать, классифицировать полученную информацию Развивать навыки публичного выступления. УУД: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные
|
VI Первичное закрепление | 3 мин | Обеспечить закрепление знаний и способов действий. Обеспечить в ходе закрепления повышенного уровня осмысления материала, глубины его понимания. | Чтобы закрепить знания, которые вы получили в ходе работы, предлагаю вам поработать с текстом из учебника стр.175 | Работают в группе: читают текст и рассматривают иллюстрации на с. 175-179 учебника, письменно продолжают предложения в маршрутном листе. Анализируют новые сведения о витраже. | Развивать умение применять новые знания. Обобщать, анализировать УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные |
VI. Физминутка Для глаз | 3 мин | ||||
VII Самостоятельная творческая работа учащихся | 20 мин | Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий. Проверить способность учащихся работать красками на бумаге и в технике аппликации. . | Итак, вы познакомились с различными видами витража Предлагаю вам побыть мастерами декоративного искусства и создать композиции витражей для моих знакомых. Перед вами находятся шблоны витражей. 1 группа расписывает геометрический рисунок, второй растительный. А также для варианта расписного витража-краски, фломастеры. Вспомните правила работы. Перед вами инструкции для выполнения эскиза. Помните главную особенность витража-все контурные линии изображения должны соприкасаться друг с другом и с самой рамкой, как бы дробить рисунок на выразительные по очертаниям части – ячейки, в которых потом появляются узоры, цветные стекла. |
Выполняют творческую работу в парах. Представление работы.
| Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Работать в парах, распределяя обязанности. Озвучить и демонстрировать последовательность выполнения задания. Построение монологических высказываний, уметь строить в коммуникации понятные для партнеров способы действия, определять, что он видит и понимает, а что нет. УУД: коммуникативные, регулятивные, личностные. |
IX Просмотр, коррекция эскизов. Показ наиболее удачных работ. | 4 мин | Дать оценку работы класса и отдельных учащихся (оценить уровень достижений) (лист самооценивания) | Выставить (вывесить) лучшие работы на доску и закончить рисунок дома с окнами. А как вы считаете, пригодятся ли вам полученные сегодня навыки в жизни? Где вы их можете применить? Ребята, помните ли вы, о чем мы говорили в начале урока? Как вы думаете, витражное искусство может использоваться в современных домах для украшения окон? Спасибо за урок. | Оценивают Отвечают на вопросы. Рефлексия. Я научился…… Я узнал…….. Мне понравилось….. Свою работу я оцениваю на «…..»
Отвечают на вопросы. | Рефлексивная оценка уч-ся. Уметь обосновывать выбор оценки. УУД: личностные, коммуникативные |
Самоанализ урока изобразительного искусства в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Самоанализ урока изобразительного искусства проведённого учителем Коваленко изобразительного искусства был проведен в 5 классе.
Тема урока: «Современное декоративное искусство. Витражи»
Цели урока:
1. Образовательные:
- знакомство учащихся с искусством витража;
- формирование представления об истории развития витража.
2. Развивающие:
- развитие творческой фантазии, понимание поэтичности создания декоративной работы;
- сформировать навыки работы над имитацией техники витража.
3. Воспитательные:
-создание условий для формирования эстетического вкуса.
Задачи:
- Вызвать интерес к творческой деятельности.
- Выполнить работу в технике имитации витража.
- Разработать эскиз композиции с соблюдением симметрии на основе геометрического орнамента.
- Составить эскиз на сюжетную композицию.
- Развивать художественные навыки при выборе цветового решения в составлении витража.
- Вызвать потребность заняться поисковой деятельностью в области витражного искусства.
По типу урока - это занятие открытия нового знания, при использовании проблемно-поисковой технологии. (Открывают знания сами учащиеся в процессе самостоятельной исследовательской деятельности)
В соответствии с темой занятия, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и групповая. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Своё занятие к я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. На занятие прослеживалась межпредметная связь: с историей. биологией.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.
Структура урока соответствовала требованиям ФГОС:
Универсальные учебные действия.
Личностные:
- формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- воспитывать умение уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано.
Регулятивные:
- планировать свои действия в соответствии с учебной задачей;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Познавательные: - развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия;
- самостоятельное применение имеющихся знаний в новой ситуации.
Коммуникативные: - строить понятное высказывание, доказывать свой выбор или способ действия при заданном условии;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
3.Использование современных образовательных технологий - проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения (двигательные физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся, сан пин)
Содержание занятия:
Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.
Учебный материал занятия соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была понятна для детей. За счёт доступности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на занятии использовалось эффективно, запланированный объём занятия выполнен. Интенсивность занятия была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.
Данное занятие соответствовал моей методической теме " Системно-деятельностный подход в обучении учащихся через активные формы и методы работы с ними ".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны
Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и практическое зн...
Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"
Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»
Опытно - методическая разработка Тема:«Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...
Итергированный урок изобразительного искусства и истории в 7 классе "18 век - звездный час для России и переломный момент в ее истории. Воплощение величия и противоречивости этого времени в изобразительном искусстве"
Конспект интегрированного урока изобразительного искуссства и истории России...
Интегрированная система уроков литературы, истоков, изобразительного искусства. (1урок литература; 2урок истоки; 3 урок изобразительное искусство; итог подводиться на классном часе)
Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке....
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....