Русская народная вышивка
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Ламбантова Лада Викторовна

Технологическая карта урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon polotentse.ppt1.9 МБ
Microsoft Office document icon 6.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? - А куда же сажали дорогих гостей в русской избе? - Что находилось в красном углу?

Слайд 2

- Для чего нужны вам полотенца? - Какие полотенца называются бытовыми? Чем праздничные полотенца отличаются от бытовых ? - Что такое вышивка? - Зачем украшают изделия вышивкой?

Слайд 4

Сегодня мы будем говорить о том, как украшали в старину полотенце и какие символы использовали в вышивке Тема урока: Русская народная вышивка

Слайд 5

Древние славяне считали,что жизнь человека имеет начало и конец. Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей

Слайд 6

Орнамент – от лат. – украшение – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов

Слайд 8

Птицы В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко.

Слайд 10

Древо жизни Символ растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Слайд 11

Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности. Орнамент старше всех произведений искусств .

Слайд 12

Орнамент в своём первородном виде – это некое магическое заклинание. Посмотрите, как решены фигуры женщины и всадниц на конях – у них угловатые тела, странной формы головы. Ведь это не только изображение, а знаки орнамента .

Слайд 13

Вот как по-разному решается в узорах вышивки образ древа жизни.

Слайд 14

Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов.

Слайд 15

Полотенца с «кругами» висели прежде вместо календарей. Их берегли, передавали из поколения в поколение. “ Круг” состоит из цветка - “солнышка” и описанного вокруг незамкнутого кольца - “месяца”, от которого, надо полагать, узор и получил своё название.

Слайд 16

Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Красный был цветом солнца, огня, жизни , узоры воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

Слайд 17

Задани е : Выполните эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата

Предмет

ИЗО

Класс

5

№ урока

6

Тема

Русская народная вышивка

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

формировать у учащихся представление об особенностях образного языка народной (крестьян- ской) вышивки, разнообразии трактовок традиционных образов.

Планируемые результаты (предметные ПР)

восприятие и интерпретация темы и содержание произведений изобразительного искусства, применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности и в оформлении быта

Личностные (ЛР)

воспитание художественного вкуса, овладение основами культуры, практической творческой работы, различными художественными материалами    

УУД   Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,  умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач

составлять план последовательности действий.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Русская вышивка, ее особенности. Роли вышивки вообще и вышивки на полотенцах в частности в народной культуре.

Рушник, ритм, орнамент, симметрия

Образовательные ресурсы.

Презентация «Русская народная вышивка». Бумага, акварель, кисти, цветная бумага, ножницы

Ход урока

Этап урока /

учебная ситуация

Результат этапа

Цель этапа

      Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающихся

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров)  к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

2. Актуализация знаний, мотивация.

Осознание необходимости получения новых знаний.

Определение границ знания и незнания.

Подведение к теме и воспроизведение необходимых знаний. активирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию, предлагает ответить на вопросы, обращая внимание на предметы крестьянского быта (из школьного музея)

- Для кого создавал эти предметы русский человек?

- Для чего нужны вам полотенца?
- Какие полотенца называются
бытовыми? Чем  праздничные полотенца отличаются от бытовых?
- Что такое вышивка?
- Зачем украшают изделия вышивкой?

Анализировать и понимать особенности языка народной вышивки, особенность русского орнамента и его построения.

Символика формы и цвета в орнаменте русской вышивки.

Участвуют в диалоге

3. Постановка учебной задачи.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока?

- Что мы будем делать практически?

- Можем ли мы сразу приступить к творческой работе? Почему «нет»?

Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

4. Решение учебной задачи.

Новое знание: особенности русской народной вышивки, основные символы, цветовое решение

Формирование  и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека.
- Для чего нужны вам полотенца?
(использовать в быту)
- Какие полотенца называются
бытовыми?

 – Чем  праздничные полотенца отличаются от бытовых?
- Что такое вышивка?
- Зачем украшают изделия вышивкой?

Воспринимают презентацию к уроку, анализируют и учатся  понимать особенности образного языка вышивки.

Самостоятельно изучают информацию в учебнике стр. 44-49

Сотрудничают с учителем и одноклассниками, строят речевое высказывание. Сравнивают, находят общее в конструкции и декоре предметов народного быта. Рассуждают о связях произведений искусства с природой

Физкультминутка

5.Первичное закрепление.

Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности.

Формирование  и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

Сравнивать и называть конструктивные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной среды.

конструктивные декоративные  элементы устройства жилой среды.

Учащиеся под музыку выполняют творческое задание.  

Выделяют декором , цветом, величиной главный мотив с помощью акварели, фломастеров, дополняя его орнаментальными поясами из цветной бумаги

6. Оценка.

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

Формирование  и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

-Оцените результаты своей работы, способы их достижения  (с комментированием)

Выставка творческих работ уч-ся (самооценивание). Оценивать собственную художественную деятельность с точки зрения выразительности декоративной формы. Просмотр и обсуждение выполненных работ

7.  Рефлексия

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование  и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Беседа по вопросам:

-Что понравилось на уроке?

- Чему новому научились?

- Какие новые слова узнали?

- У меня получилось…

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

8. Домашнее задание.

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Формирование  и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение ранне усвоенных ЗУНов

- Подготовьте ответы на вопросы стр. 49

Запись д/з в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».

Представлена разработка мини - проекта по изобразительному искусству, рассчитанная  на 3 урока. В  мини - проекте рассматривается последовательность исследовательской работы и работы над про...

Русская народная вышивка

презентация "Русская народная вышивка" к уроку по изо искусству в 5 классе...

технологическая карта урока изо русская народная вышивка 5 класс

технологическая карта к уроку изо "Русская народная вышивка" программа Неменский с учетом ФГОС...

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе.Тема: Русская народная вышивка

Тип урока  Открытие новых знанийЦель  Содержательная цель:познакомить учащихся с русской народной вышивкой на основе краеведческого материала;способствовать формированию умения выстраи...

Открытый урок в 5 классе по теме: «ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ»

Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойст...

Образы русской народной вышивки.Полотенце.

Материал содержит разработку урока , посвящённого русской народной вышивке. На уроке дети познакомятся со старинными русскиими обрядами ,запечатлёнными в узорах народной вышивки, узнают какую ро...