Методы и приемы обучения школьников городскому пейзажу
методическая разработка по теме

Макаров Владимир Петрович

Задача педагога состоит в том, чтобы вовлечь в активную работу изостудии как можно большее число обучающихся. Знания, умения и художественные навыки, приобретенные в изостудии, они применяют как в учебном процессе, так и в общественной жизни класса.

Занятия в изостудии выполняют две очень важные задачи:

- углубление и расширение знаний, умений и навыков, полученных учащимися на классных занятиях изобразительным искусством;

- приобщение детей к новым стилям и технологиям в области изобразительного искусства.

Перед изостудией стоят следующие учебно – воспитательные задачи:

- развитие эстетического восприятия предметов, явлений окружающего Мира и эмоционального отношения к ним;

- формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства окружающего Мира;

- развитие цветового зрения, художественно - образной памяти, творческой активности, художественных способностей, воображения и фантазии;

- обучение практическим умениям и навыкам работы красками, ознакомление с теоретическими основами живописи;

- ознакомление с творчеством выдающихся художников.

Занятия в изостудии дают возможность повысить эффективность эстетического воспитания обучающихся, расширения их культурного и интеллектуального кругозора. Так как уроки изобразительного искусства в большинстве школ проходят один раз в неделю, по одному часу, то решить эти задачи только на уроках практически невозможно. Именно работая в изостудии педагог имеет возможность максимально использовать свою педагогическую квалификацию и творческий потенциал.

Успех работы изостудии зависит от увлеченности педагога, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым оборудованием и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы необходимо учитывать число воспитанников изостудии, количество часов, тематику заданий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выставок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №270 Красносельского района Санкт-Петербурга имени А.Е. Березанского _____________________________________________________________

«Методы и приемы обучения школьников городскому пейзажу»

Автор: Макаров В.П., педагог дополнительного образования

 

Произведения изобразительного искусства - это чудесный мир художественных образов, живущих в пространстве, организованном художником по законам и правилам композиции.

Одной из задач композиции является привлечение внимания зрителя главному в картине. Это может быть основной персонаж или главная сцена в сюжете, яркий цветовой или тоновой акцент. Для выделения композиционного центра в картине используют ритмическое наложение мазков, чередование различных линий, элементов пейзажа.

Иногда композиционных центров может быть несколько. Основной композиционный центр картины можно подчеркнуть приемом контраста противоположностей , свет — тьма, грусть — радость. Выразительность смыслового изобразительного центра значительно усилится, если освещенный предмет, светлое пятно, разместить на темном фоне, и наоборот.

К композиционным приемам относится и использование художником масштабных отношений. Например, на переднем плане полотна крупные предметы,  как бы, не полностью входят в картинную плоскость. Постигая секреты мастерства художника, композиционные приемы построения изображения, необходимо      помнить о том, что все-таки ведущую роль в композиции играет ее  целостность. Одним из приемов создания целостности композиции является объединение всех частей светом, цветом, тоном, колоритом и  ритмической  организацией пространства и живущих в нем объектов.

Художник, организуя композицию, убирает в ней лишнее, мешающее созданию определенного художественного строя, ритма, который способствует воплощению замысла. Все детали картины: размеры, характер линий, пятен даже характер мазков подчиняются особому ритму, то есть гармоническому строю. Например, при выборе мотива для работы с натуры художник долго присматривается к объекту с разных сторон и с разного расстояния, ищет точку зрения, с которой все будет хорошо смотреться. Это и есть поиск соразмерности частей и соотношение их с главным объектом будущей композиции, нахождение пропорций, ритмов, гармонии цветовых сочетаний .

От точки зрения и расстояния, с которого будет строиться изображение, во многом зависят выбор средств, материала и технических приемов рисования: каждая линия и пятно не случайны, а строго обусловлены. Отсчет пространства мы начинаем, сами того не замечая, от себя, от того места, где мы находимся.

Точку зрения можно выбрать, а можно придумать: взгляд с высоты птичьего полета или сквозь предметы. Содержание картины, ее изобразительная идея связаны с выбором формы и формата картины , а также с формами самих объектов изображения.

Мы уже знаем, что главной задачей художника является создание художественного образа, который и определяет наше эмоциональное восприятие произведения. Великие русские художники-пейзажисты создавали художественные образы, как бы заново открывая нам вечную красоту природы.   Их пейзажи оказывают сильное эмоциональное воздействие, рождают определенное состояние и настроение, которое возникает у нас от соприкосновения с художественным образом природы. Ведь для его создания художник отбирает в определенном мотиве все разумное и гармоничное, объединяет живописными средствами смысловой и композиционный центр, подчиняет все второстепенное главному — образной передаче состояния природы: тишины, покоя, тревоги, порыва, свежести, вечности, краткости мгновения.

Знакомство с искусством французских художников-импрессионистов помогает обучающемуся понять , как рождается художественный образ, и какие же приемы живописи используют художники для его воплощения. Импрессионизм , в переводе впечатление. Воздух и свет являются для художников как бы реальными сюжетами.

Так, основоположник импрессионизма Клод Моне изображал предметы бесконечными рядами цветных пятнышек, чистыми тонами узорами их вибраций.  Сам Клод Моне говорил, что главное лицо в картине - свет, а цвета и  тени меняются в зависимости от преломления лучей света. Главной целью живописи он считал «превращение ее в поэму», «поиске гармонии».  Художники -импрессионисты стремились к радостному и светлому искусству. Глядя на природу, они пытались видеть ее естественной, такой, какой она бывает по утрам, в полдень, вечером - нежной, туманной или ярко освещенной, радостной. Они превосходно передают все оттенки, нюансы, которые сливаются в единый живописный образ, создавая эффекты насыщенной световоздушной среды.

Перспектива в пейзаже. 

Надо представить себе, что в натуре параллельные линии не пересекаются, как бы далеко они ни уходили от нас: между ними остается пространство, кажущееся тем меньшим, чем дальше уходят от нас линии. Пересекающимися мы увидим линии только при их удалении от нас на бесконечно большое расстояние. Фонари по сторонам улицы рисуют, проводя к точке схода линии, соединяющие нижние и верхние части фонарей. Затем основание первого фонаря соединяют прямой линией с серединой итого Фонаря, проводя линию пересечения с линией от верха фонарей в перспективу, такому же принципу мы расставить на горизонтальной плоскости человеческие фигуры на разных от зрителя расстояниях .Нетрудно доказать, что линии зданий, удаляющиеся от них, горизонтальные параллельные, при продолжении пересекутся па линии горизонта, которая пересечет стены дома на высоте глаз человека, стоящего перед домом, и горизонтальные линии одной стены будут иметь точку схода справа, а линии другой стены — слева от рисующего. Если же присесть и посмотреть на дом снизу, то линия горизонта тоже опустится. При подъеме на небольшую высоту дом изображают на фоне земли.

В композиционном решении важным фактором является выбор уровня линии горизонта. Один объект требует изображения при низком горизонте, чтобы подчеркнуть величественность изображаемого объекта. В другом случае изображаемый сюжет целесообразно показывать с высокой точки, в этом случае композиция приобретает некоторую  панорамность.

Перспективные построения различных зданий позволяют представить возможности фронтальной, угловой и купольной перспективы, особенности построения изображений, когда точка схода расположена высоко над головой или глубоко под землей.

Воздушная перспектива.

Воздушная перспектива кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

Так, все ближние предметы воспринимаются четко со многими деталями н фактурой, а удаленные - обобщенно, без подробностей. Контуры ближних предметов выглядят резче, а удаленных — мягче. Все близкие предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все дальние слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими. Из-за воздушной прослойки цвета всех удаленных предметов становятся менее насыщенными и приобретают цвет воздушной дымки - голубой, молочно-белый, фиолетовый. Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные — одноцветными. Обучающийся  должен учитывать все эти изменения для передачи пространства и состояния освещенности в своей картине.

Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство, подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее передних, контуры предметов расплываются, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, поросшей лесом. Такое явление носит название воздушной перспективы.

Обучающиеся выполняют пейзаж по представлению акварельными или  гуашевыми красками. Задача передать в нем перспективу и создать впечатление глубины на плоскости с помощью цвета.

К цветам, кажущимся ближе своего фактического расположения , выступающим, относятся главным образом теплые тона, а к отступающим, кажущимися дальше своего расположения на плоскости - холодные.                                                          

 Во время изложения нового материала педагог показывает отличия между  гуашевыми и акварельными красками, объясняет, что из этих живописных техник техника работы гуашью является более легкой.

Технология работы гуашью.

1 .Гуашевые краски в отличие от акварели, лишены прозрачности и обладают кроющей способностью. Если надо переписать какое-то место, то лучше всего подождать пока краска просохнет.

2.Нельзя хаотично и бессистемно наносить мазки краски. Это разрушает форму, вносит пестроту, беспорядок и не способствует передаче материала, объема, пространства. Форма, направление и характер мазка в живописи зависят от формы предмета, характера его поверхности и материала. Следует знать, что мазок, наиболее насыщенный, приближает изображение к зрителю, а менее — отдаляет. По этой причине фон в пейзаже  целесообразно выполнять не такими густыми и насыщенными мазками, как предметы переднего плана. Изображая небо, даль или цвет тумана, не следует наносить краску так же тяжело и густо, как мы кладем ее, изображая землю, плотные или тяжелые предметы. Их лучше прокладывать тонким и неплотным слоем. К сказанному следует добавить, что масштаб цветовых пятен, штриха, мазка зависит от размера изобразительной плоскости.

Основа гуашевой технологии составляют белила. От качества белил много зависит. Их  необходимо  приобретать  в  двухсот граммовых, а лучше, в пятисот граммовых  банках,  и держать  закрытыми,  чтобы  не  высыхали. Накладывать их можно только чистым стеком, мастихином или кистью. Нельзя лезть в банку с белилами грязной кистью. Лучшие белила – сурьмяные. Хороши также цинковые и свинцово-цинковые . Титановые можно использовать только если они свежие. Разводят гуашь только кипяченой водой, чтобы избежать появления плесени. Необходимо пробовать разные технические приемы и цветовые палитры до тех пор, пока не найдется то сочетание, которое Вас действительно устроит. Гуашью пишут: живописно, корпусно, накладывая мазки от темных тонов к более светлым.

Мастера живописи часто применяют в акварельных работах гуашевые краски, смешивая их, особенно часто - белила . Белила – единственный не прозрачный компонент гуаши. Можно писать акварелью на гуашевых белилах.

Для работы гуашью применяют мягкие, но упругие кисти, как плоские, так и круглые , а также овальные, широкие, средние и узкие – все синтетические.

Первый шаг: темные тона. Проходим по бумаге широкой стороной кисти с колером, лишь изредка поворачивая ее, чтобы написать отдельные фрагменты листвы.

Второй шаг: средние тона. Теперь добавьте средние тона, прорабатывая края кроны, поворачивайте кисть, оставляя отдельные точечные мазки либо кончиком кисти, либо ее легким касанием на поворотах. Так вы будете варьировать размеры и форму листьев. Располагайте средние тона ближе к источнику света и составляйте некоторые темные тона.

Третий шаг: светлые тона. В технике  живописи гуашевыми красками светлые тона светлых градаций наносятся всегда последними. Смешайте на палитре в разных пропорциях желтую, красную и белила. Они наносятся там, где солнечный свет падает на листву, образуя блики. Постарайтесь, чтобы темные и средние тона подмалевка не были полностью закрыты

Четвертый шаг: завершающие мазки. Сделайте переходы от листвы к небу нерезкими. Напишите просветы, сквозь которые видно небо.

Придаем объем стволу и ветвям.

Ствол и ветви имеют цилиндрическую форму, и это необходимо показать на картине, чтобы изображение казалось объемным.

Сначала напишем ствол и ветви . Далее нанесем следующий слой — светлые тона, а с противоположной стороны – нанесем темные. Правильно подобранные тона позволяют показать объем.

Работая красками, мы начинаем с темных тонов, затем переходим к средним тонам и заканчиваем светлыми тонами. Главное - помните: колер надо наносить поверх нанесенного слоя только после того, как он окончательно высохнет. Для ускорения процесса высыхания можно использовать фен.

Создайте плавный переход от темного к светлому, добавляя средний тон.

Деревья - самый распространенный и, пожалуй, самый привычный элемент пейзажа. Прежде чем рисовать дерево, внимательно изучите его. На что похож его силуэт. Ствол прямой, изогнутый или искривленный? Можно ли сделать его более интересным, подчеркнув изгибы и наклоны? Может быть, оставить голую ветвь тут или там? Не забудьте отметить характер тени и в произвольном порядке оставить просветы неба и листве.

Изображение деревьев потребует большого количества упражнений. Но результат того стоит. Мастерски переданные деревья могут стать самым интересным и красивым элементом пейзажа.

Хорошая картина начинается, с удачного рисунка .

Последовательность выполнения живописного городского пейзажа.                  

Первый этап – рисунок. Легкий, линейный без нажима, уходящий под красочный  слой. Первый шаг - смешивание колера на палитре. Сначала – белила, затем уже цветные пигменты.  Следующий шаг – раскрытие пейзажа в цвете. Попытайтесь уже на этом этане добиться наиболее точного распределения тонов. Крону дерева можно писать, прижимая кисть к листу бумаги и слегка поворачивая. Прописывая края кроны, нужно действовать более осмотрительно, поворачивая кисть так, чтобы придать листве произвольную форму.

Картину начинают писать сверху, с неба, постепенно спускаясь вниз, к переднему плану. Небо обычно является главным источником света в картине. Оно должно задавать не только общее настроение, но и тональную градацию картины.
Изображение городского пейзажа обычно начинают с изучения и изображения объектов переднего плана, затем рисуют пейзаж с дальними планами .

Кусты и деревья изображать значительно сложнее, чем отдельные листья и ветки, так как в них большое количество деталей. Но, так же как и при рисовании листьев, цветов, плодов, рисунок куста или дерева надо начинать с очерчивания общей массы куста или дерева.  Обычно отдельные листья показываются на переднем плане в освещённых местах или по краям куста, где они выступают силуэтом. Начинать рисовать дерево лучше всего с очертания общей силуэтной формы лиственного покрова и ствола. Предварительно, в самом начале рисования можно короткими штрихами наметить крайние точки дерева по высоте и ширине, то есть основание, верхнюю точку зеленого покрова  и боковые крайние точки кроны. Затем намечаются направление и толщина ствола, направление основных сучьев - от них зависть пространственное расположение основных масс зелени. Уточняются пропорции всей массы зелени, которая делится на большие группы сучьев. Эти основные массы зелени постоянно сравниваются между собой по величине, пространственному положению, расстояниями между сучьями.        

Изображая пейзаж акварельными красками, не следует забывать, что воздушность, материальность изображения объектов, отношения пространственных планов, настроение передаются в акварели, прежде всего точным соблюдением всех закономерностей воздушной перспективы, удачным выбором техники и приема работы и обусловлены Вашим чувством взволнованности от красоты природы .

 Природа всегда органически сочетается с архитектурными сооружениями: городскими и сельскими постройками, сараями, изгородями, мостами  и виадуками. Работа акварелью целесообразно начинать с локального цветового тона зеленой массы, ствола с постепенным цветовым насыщением теневых мест и проработкой цветом ствола, сучьев, отдельных листьев. Главное при этом - чувствовать и стремиться передать объемность всей зеленой массы, кроны в целом и отдельных ее частей, объемность круглой формы стволов.  При  рисовании самое главное - правильный контур. Видимость предмета определяется величиной его изображения на сетчатке глаза. Чем ближе предмет тем больше величина его углового размера, тем больше размер его изображения на сетчатке. Значит, оно, распределяясь на множество светочувствительных клеток сетчатки и раздражая их, дает больше сведений о форме предмета, что обеспечивает наилучшую видимость его. Напротив, чем дальше предмет от наблюдателя, тем меньше величина его углового размера, тем меньше информация о предмете, что не обеспечивает хороший видимости его. И действительно все ближние к наблюдателю предметы воспринимаются с исчерпывающей полнотой, а дальше неполно обобщенно. Изображение пространственной глубины требует определенной характеристики и предметов, находящихся на значительном расстоянии друг от друга, требует решения качественно разных задач. При изображении предметов переднего плана  раскрывают индивидуальные               особенности формы через проработку характерных для каждого предмета деталей и передачу целостности большой формы в которой все элементы согласованы и соподчинены; при изображение предметов среднего плана отбирают наиболее типичные по форме крупные части и показывают, как формируется из них характер всей массы, цельной и несколько уплощенной;  при  изображении предметов дальнего плана крайне обобщают форму схематизацией предметов, показом не частей, а всей их плоской массы через контур. Живописное решение перспективы поверхностей требует воспроизведения цвета, который накладывается небольшими мазками разных оттенков. Следует также обратить внимание на положение линии горизонта. При низкой  линии горизонта зеленая поверхность сильно сокращается и элементы пейзажа, расположенные на земле загораживают друг друга. Такая пейзажная композиция обычно строится на основе немногих элементов ближнего и дальнего планов. Это сближение равноудаленных предметов приводит к резкому обозначению разнице между ними по всем признакам, включая и расстояние. При высокой линии горизонта зеленая поверхность широко развертывается перед рисующим, он видит, как элементы пейзажа последовательно уходят в даль, захватывая пространство от первого плана до самого горизонта и утверждая каждый свое место в этом пространстве. Композиция с высоким горизонтом строится многопланово. Поэтому здесь решающее значение для передачи глубины имеет не резкое противопоставление предметных признаков, а постепенное их изменение от плана к плану.

Условно можно выделить три этапа композиционного решения изображения :

На первом этапе лист бумаги представляется в виде горизонтальной плоскости, земли, пола,  на которой изображения как бы раскладываются на ней.

На втором этапе все предметы располагаются по одной линии, на одной узкой полосе.

На третьем этапе лист бумаги делится горизонтальной линией на две равные части. Нижняя часть представляется горизонтальной плоскостью, а верхняя - вертикальной.

Изображение городского пейзажа начинается с определения формата и положения листа бумаги. Затем на бумаге проводят линию, горизонта определяющую соотношение земли и неба. На земле рисуют основные элементы пейзажа. Отмечают их обобщенную пространственную форму по внешним контурам светлыми линиями.

Моделировка формы производным цветом осуществляется с таким расчетом, чтобы :

- передать объем каждого элемента городского пейзажа;

- передать объем, обусловленный цветовыми оттенками;

- установить цветовую связь между всеми планами пейзажа.

Работа над этюдами городского пейзажа требует от учащихся умения рисовать дома, транспорт, улицы в соответствии с закономерностями перспективы; умение разобраться во всем многообразии цвета, света, масштабности предметов и объектов, привести изображение к целостности и единства. Поэтому случайного в учебных этюдах темы городского пейзажа встречаются чаще, чем в живописи видового природного мотива.

Необходимо обращать внимание на то, как интересно сочетаются формы, объемы, материал, цвет, масштабность зданий с легким ажурным переплетом ветвей и листьев деревьев, как выглядят в окружении архитектурных сооружений люди, транспорт, как выглядит архитектура  в разное время дня и в различных погодных условиях. Осенью желательно начинать этюд из ярких мест пейзажа - оранжево-желтой, красной, карминовой по цвету листьев деревьев и кустарников, особенно освещенных солнцем. Таким образом, можно сразу взять в полную силу по цвету и свету пятно, а к нему наметить отношения полутонов и теневых мест. Многочисленные яркие листья деревьев нужно писать в общих чертах, т.е. идти от целого, а не заниматься передачей отдельного листья, световых бликов и пятен. Краски класть тонким, возможно более прозрачным слоем, чтобы они не смешивались с другими тонами. Зимой начинать этюд лучше из темных предметов - деревьев, домов, машин и т.д., а потом писать снег и небо. Такая этапность  работы  позволяет использовать с обучающимися различные художественные техники  и  разнообразные приемы работы красками.

Желательно, чтобы этюды писались в один короткий сеанс. Если же этюд остался неоконченным, то надо  продолжить его в такое же время дня и при аналогичном состоянии погоды  в любой другой день. Полезно писать этюды из одного и того же мотива в разное время года - весной, летом, осенью, зимой. Таким образом, можно собрать несколько этюдов одного и того же мотива, но выполненных в разное время суток, при разном состоянии погоды. Каждый этюд должен отличаться по своим цветовым решениям, настроениям, колоритом и палитрой использованных красок.              

В процессе работы с обучающимися   над городским пейзажем основными методическими приемами  методическими приемами являются :

- показ на классной доске, педагогический рисунок, примерных вариантов тематической композиции, последовательности выполнения композиции, отдельных компонентов сюжета;

- показ на классной доске с помощью выразительных аппликационных фрагментов различных сюжетов тематической композиции;

- сравнительный анализ с обучающимися их живописных работ;

- предварительное выполнение  обучающимся  схематичного компоновочного эскиза.

    Помимо занятий в классе в учебные часы, педагогу часто приходится проводить занятия с обучающимися  вне класса. Внеурочная  работа преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьезной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу. Кружок  изобразительного искусства, или изостудия, - наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия в изостудии  имеют свои особенности.

 Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью.

Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках педагог обязан изучать с обучающимися, в первую очередь, вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы изостудии  включает в себя составление программы занятий с учетом склонностей и интересов обучающихся разного возраста. Это означает, что педагог должен давать детям именно то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого обучающегося, и возможности изостудии, то есть ее обеспечение изобразительными материалами и необходимым оборудованием, наглядными пособиями и натурным  фондом.

   Задача педагога состоит в том, чтобы вовлечь в активную работу изостудии как можно большее число обучающихся. Знания, умения и художественные навыки, приобретенные в изостудии, они применяют как в учебном процессе, так и в общественной жизни класса.

В изостудии, в первый год обучения, обычно занимается не более пятнадцати детей, не более  двенадцати – в кружке 2-го года обучения, десять – в третий. Это   создает необходимые условия для индивидуальной работы.

Занятия в изостудии выполняют две очень важные задачи:

-  углубление и расширение знаний, умений и навыков, полученных учащимися на классных занятиях изобразительным искусством;

 -  приобщение детей к новым стилям и технологиям в области изобразительного искусства.

Перед изостудией стоят  следующие учебно – воспитательные задачи:

- развитие эстетического восприятия предметов, явлений окружающего Мира и эмоционального отношения к ним;

-  формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства окружающего Мира;                                                                                                                                

- развитие цветового зрения, художественно - образной памяти, творческой активности, художественных способностей, воображения и фантазии;

- обучение практическим умениям и навыкам работы красками, ознакомление с теоретическими основами живописи;

- ознакомление с творчеством выдающихся художников.

Занятия в изостудии дают возможность повысить эффективность эстетического воспитания обучающихся, расширения их культурного и интеллектуального кругозора. Так как уроки изобразительного искусства  в большинстве школ проходят  один раз в неделю, по одному часу, то решить эти задачи только на уроках  практически невозможно.  Именно  работая в изостудии  педагог имеет возможность максимально использовать свою педагогическую квалификацию и творческий потенциал.

Успех работы изостудии зависит от увлеченности педагога, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым оборудованием и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы необходимо учитывать число воспитанников изостудии, количество часов, тематику заданий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выставок.

Помогает в работе и составление план-конспектов по отдельным темам. К началу каждого занятия необходимо заранее подготовить соответствующие методические таблицы, репродукции и раздаточный материал.  Методы работы в изостудиях должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной школе.  На первых занятиях, когда обучащиеся еще недостаточно усвоили: технику живописи, нужно показать им весь ход построения рисунка и работы  акварельными или гуашевыми красками с помощью ранее                         подготовленных таблиц, изображающих несколько фаз: композиционное размещение рисунка на листе бумаги, постепенный ход построения линейного рисунка и работы краской.

При работе над выявлением объема и цветовой характеристики предметов приучаем детей правильно держать кисть, следить за обязательным предварительным разведением краски на палитре, обращать внимание на подбор нужных тональностей и цветовых соотношений.

Руководя работой обучающихся, надо не ограничиваться только словесными  объяснениями, а больше показывать на практике, как работать кистью, как разводить колер на палитре, подбирать нужные тона и колорит. Желательно, чтобы на этих занятиях сам педагог выполнил в присутствии обучающихся основной процесс работы над частью постановки.

Законченные работы полезно просмотреть коллективно, с тем чтобы обучающиеся отметили достоинства и недостатки своих рисунков, В конце просмотра надо суммировать их высказывания и дать необходимые рекомендации.

Лучшие работы, выполненные учащимися на занятиях в кружке, нужно отобрать для выставок-конкурсов районного, городского и всероссийского уровня

Городской  пейзаж – самостоятельный жанр в изобразительном искусстве, и он заслуживает  большего внимания, тем более, что мы живем в одном из красивейших городов Мира – Санкт-Петербурге. Природа -  прекрасна  и бесконечно разнообразна. Она воздействует на человека, вызывает глубокие переживания и мысли, а соприкосновения с произведениями пейзажной живописи укрепляет дух человека, обогащает его внутренний мир. Если в классе обучающиеся  имеют мало возможностей работать над городским пейзажем, то в изостудии для этого имеются лучшие условия.                                                    

        Большой интерес у детей вызывает работа на природе - пленер, поэтому следует проводить экскурсии на улице, во время которых ребята, кроме длительных работ, выполняют быстрые зарисовки с натуры, а затем заканчивают их красками уже в помещении. Такой порядок работы способствует развитию умения запомнить и воспроизвести наиболее характерные особенности природы, помогает понять пространственные отношения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы обучения диалогической речи

Данная разработка может быть полезна для учителей в обучении учащихся диалогической речи, одним из самых трудных видов речевой деятельности....

«Использование интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и общество-знания».

Анализ и практическая иллюстрация методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках истории и обществознания. “мозговой штурм”, дискуссия, ролевая и деловая игра, метод “Синквейна”,...

Методы и приемы обучения лексике.

Данная публикация содержит рекомендации для учителя англ. языка начальной школы по обучению лексике младших школьников, с опрой на основные методы и приемы, а так же приложение с различными видами игр...

Методы и приемы обучения

Аннотация (краткое описание помещаемого материала) *Аннотация (краткое описание помещаемого материала) *Аннотация (краткое описание помещаемого материала) *Аннотация (краткое описание помещаемого мате...

Методы и приемы обучения иностранному языку младших школьников

Данная статья рассказывает о методах и приемах обучения английскому языку младших школьников...