Духовно – нравственное воспитание учащихся на занятиях кружкового объединения «Палитра»
материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Духовно – нравственное воспитание учащихся на занятиях кружкового объединения «Палитра»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie_.docx | 17.44 КБ |
chinakalova.pptx | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Духовно – нравственное воспитание учащихся на занятиях кружкового объединения «Палитра»
Большой мир творчества для учащихся открывается маленьким ключиком, который держит в руках педагог дополнительного образования. И слова Николая Заболоцкого заставляют глубоко задуматься, что искусство формирует личность с позиции духовно-нравственной культуры, истоки которой неисчерпаемы.
Изобразительное искусство является одним из эффективных средств воспитания духовно-нравственных ценностей учащихся. Оно помогает формированию творческой личности, знакомит с лучшими произведениями искусства, с высокими идеалами общества и нравственными нормами. Именно искусство прививает любовь к Родине, раскрывает внутренний мир человека, обогащает его чувства.
Я педагог дополнительного образования кружкового объединения «Палитра». Обучаю учащихся изобразительному искусству.
Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году учащиеся свободны от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно нам педагогам продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях. Таким интересным делом для 57 учащихся кружкого объединения «Палитра» является занятия изобразительным искусством.
На занятиях учащиеся выполняют разножанровые работы: натюрморты, портреты, пейзажи, тематические композиции, иллюстрации. Прежде чем приступить к работе я ставлю задачу, понаблюдать за натурой. На примере выполнения пейзажа на тему «Первый снег» предлагаю обратить внимание детей на зимние деревья. Какого цвета ствол дерева, как лежит снег на веточках? Что темнее зимой небо или земля. Тем самым нужно организовать глубокое, целенаправленное, профессиональное восприятии, развивая зрительную память, наблюдательность, а также воспитывать эстетическое отношение к миру, бережное отношение к родной природе.
Одним из универсальных способов разговора с детьми на духовные темы является сказка. При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то какой духовный смысл заложен в сказке. Второй важный момент при работе со сказкой - необходимость беседы, вопросов и заданий на тему. Важно, чтобы в конце беседы был подведен итог, главная мысль, заложенная в сказке. Человек спрашивает сказку, а она ему отвечает – о смысле земной жизни, сквозь национально- языческую мудрость.
Беседы с учащимися можно так же вести при рассматривании картин художников:
- на примере картин исторического и батального жанра воспитываются патриотические чувства;
- на примере бытового и портретного жанра – раскрываем темы семейного воспитания, даем оценку общественным явлениям;
- анималистический жанр, натюрморт и пейзаж раскрывает перед детьми красоту окружающего мира, который они должны научиться любить, о котором они должны заботиться и защищать.
Очень важно устраивать выставки работ учащихся по всем темам уроков – это помогает увидеть работы своих ровесников, почувствовать то, что волнует других людей.
В учебном и воспитательном процессе не менее важна роль конкурсов, так как участия в них, ребенок получает возможность продемонстрировать свою работу и творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов. «Светлый праздник - Рождество Христово», «Красота божьего мира», «Пасха в Кубанской семье», «Вот какая МАМА», «Одна страна – одна семья», «И помнит мир спасенный», «День родного языка» - вот неполный печень конкурсов в которых мы участвуем.
Во время занятий, дети обучаются не только изобразительному искусству, но и взаимодействуют при совместном труде. Развивается коммуникативная компетенция, которая выражается в том, что обучающиеся делятся своими инструментами, материалом, помогают друг другу в работе. Вселяют уверенность в тех учащихся, кто не уверен в своих силах.
Во время работы укрепляется детская дружба, основанная на общих интересах в творчестве. Дети становятся более открытыми в общении с педагогом. А заинтересовавшись той или иной темой, получают мотивацию к самостоятельному творчеству.
На занятиях я рассказываю о традициях национальной культуры, знакомлю обучающихся с историей возникновения народных промыслов, обычаев, достижениями разных народов. Это учит толерантности, уважению к соседним культурам, бережливости, аккуратности.
Рисование не только увлекательно, но и познавательно. Бумага, кисти, краски, карандаши, это те принадлежности, посредством которых дети начинают творить, создавать неповторимые работы. Детские искренние рисунки, открывают глубокий мир творческой личности и позволяют встретиться с удивительными композициями в разных жанрах изобразительного искусства и технике выполнения, всегда вызывают очарование зрителей.
Занимаясь в кружке «Палитра», учащиеся меняют своё отношение к предмету «Изобразительное искусство». А юные художники, которые, в свою очередь, каждый раз с огромным желанием стремятся проявить себя по-новому, получают морально-эстетическое удовлетворение, а все вместе стремятся к духовно-нравственному совершенству.
И вполне может случиться, что человек не будет рисовать, не будет сам создавать произведения искусства. Но понимать живопись, любить ее, наслаждаться ею может каждый. Искусство побуждает к размышлению, оказывает влияние на нравственные убеждения. Осознанное желание ребенка стать мастером имеет важнейшее значение для становления творческой, духовно развитой личности.
Благодарю за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Искусство формирует личность, с позиции духовно – нравственной культуры, истоки которой неисчерпаемы» Николай Заболоцкий
Духовно – нравственное воспитание учащихся на занятиях кружкового объединения «Палитра»
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках физики /из опыта работы/
В этой статье рассматриваются: аспекты духовно-нравственного воспитания; пути их реализации как на уроках физики, так и...
Роль социально-психологической службы в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Выступление на региональноми семинаре "Гуманизация профессиональной деятельности педагога как фактор духовно-нравственного воспитания учащихся". Г.О. Орехово-Зуево 2010 г....
Буклет "Патриотическое воспитание как важная составляющая духовно-нравственного воспитания учащихся"
1) Основные понятия: патриотизм, нравственность, патриотическое воспитание;2) Знакомство с Государственной программой «Патриотическое воспит...
Буклет "Патриотическое воспитание как важная составляющая духовно-нравственного воспитания учащихся"
Патриотизм - это ощущение ценности, необходимости для жизни каждого человека его включения в большую индивидуальность народа или, с другой стороны - инстинкт самосохранения народной индивидуальности. ...
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся на занятиях исследовательского кружка "ИСТОКИ"
Программа составлена для исследовательского кружка школы, основной целью которого является не только развитие исследовательских навыков учащихся, но и духовно-нравственное воспитане учеников....
Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...
ДОКЛАД На тему: Духовно-нравственное воспитание учащихся творческого объединения
ДОКЛАДНа тему: Духовно-нравственное воспитание учащихся творческого объединения «Современные и народные танцы»...