ДОКЛАД На тему: Духовно-нравственное воспитание учащихся творческого объединения
материал

Козлова Анна Алексеевна

ДОКЛАД

На тему: Духовно-нравственное воспитание учащихся творческого объединения «Современные и народные танцы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Первомайского района Тамбовской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Первомайского района Тамбовской области

ДОКЛАД

На тему: Духовно-нравственное воспитание учащихся творческого объединения «Современные и народные танцы»

Автор-составитель:

Педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

Козлова Анна Алексеевна

р. п. Первомайский, 2016

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения определили духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию учащихся как задачу первостепенной важности.

В настоящее время перед образовательными организациями стоит задача подготовки ответственного гражданина способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Процесс воспитания в системе дополнительного образования осуществляется в различных формах и при помощи  разнообразных методов, приемов и  воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребенка.

В дополнительное образование дети приходят с ценностными установками сформированными  семьей и первым учителем. Взрослея, окунаясь в общение  с боле взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача педагога  направлять этот опыт социального познания в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей. Формы  воспитания могут быть различны  в зависимости от количества учащихся, где охвачен весь коллектив, небольшие группы или отдельные учащиеся. Содержание воспитания определяется видом деятельности, которым занимается учащийся в рамках освоения дополнительной образовательной программы.

  Специфика духовно-нравственного воспитания  средствами хореографии заключается в особых педагогических возможностях коллективной и индивидуальной творческой деятельности, в процессе которой учащиеся  расширяют свой культурный кругозор в области русской народной культуры и переживают чувство личной сопричастности к ней, вырабатывают социально нравственные способы взаимодействия в хореографическом коллективе и специальные танцевальные навыки.

Методика педагогического руководства  хореографическим коллективом предполагает определенное  содержание деятельности, выбор системы методов и приемов, обусловленных спецификой воспитательного процесса, то есть возможностями и способами его осуществления. [1]

Формы работы вклют в себя варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы духовно-нравственного воспитания  и формирования ценностей личности.

Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.

Форм  работы в сфере  духовно-нравственного воспитания существует огромное множество. Составить их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным.

В качестве организационных форм воспитания нравственных качеств учащихся выступают формы организации учебной деятельности: занятия, экскурсии, домашняя учебная работа (подготовка теоретического материала), а так же формы внеурочной деятельности, реализующиеся через различные воспитательные мероприятия: этические беседы, встречи с выдающимися людьми, утренники, мероприятия, конкурсы, посиделки и т.д.

Все формы  работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и с нашей точки зрения они были полностью реализованы. Воспитательный процесс – это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.

Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива.[2]

Особенностью процесса формирования духовно-нравственных ценностей учащихся выступает непрерывность. Духовно-нравственное воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса, – это процесс систематического взаимодействия педагога и учащихся. Одно мероприятие, каким бы оно ни было, не способно сильно повлиять на поведение ребенка. Для этого необходима система регулярных педагогических воздействий. Если же процесс воспитания нерегулярен и идет от случая к случаю, то педагогу постоянно приходится заново закреплять то, что уже осваивалось  ребенком, а затем забылось. При этом педагог не может углублять и развивать свое влияние, вырабатывать новые устойчивые привычки.

Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом педагогу-руководителю приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям.

Воспитательная работа  в творческом объединении «Современные и народние танцы»  ведется по программе внеурочной деятельности «Веселый каблучок» и обусловлена поиском эффективных путей формирования духовно-нравственных ценностей учащихся при изучении русских народных танцев.

Программа  направлена на  духовно-нравственное воспитание и  развитие учащихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.

При подготовке к реализации программы  были изучены  основные проблемы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся,  литература относящаяся к данной теме, разрабатывались тесты, занятия, подбирались упражнения и музыкальный материал, подготавливался дидактический материал.

Воспитательная работа осуществляется в течение трех лет с участием учащихся младшего и среднего школьного возраста.

Структурно содержание программы  включает в себя шесть  направлений развития личности учащихся, которые углубляются и расширяются в течение трех лет. Это личностная культура, социальная культура, гражданско-патриотическая культура, семейная культура, этическая и эстетическая культура. Эти шесть направлений последовательно и постепенно  формируют личность учащегося.

На каждый год обучения приходится определенный уровень освоения навыков учащихся в сфере духовно-нравственного воспитания.

Первый уровень навыков включает в себя приобретение учащимися  знаний о национальных ценностях; первичное осознание себя в социуме (роль в семье, школе, обществе); разграничение положительной и отрицательной модели поведения; опыт взаимодействия с педагогом и коллективом (сверстниками) на основе полученных навыков общения; осознание учащимися первичных навыков духовности и морали.

Роль педагога на первом уровне заключается в трансляции знаний, интеллектуального и социального опыта.

Второй уровень навыков включает в себя применение полученных знаний духовно-нравственной сферы в общении как в коллективе таки вне его; опыт самостоятельного действия учащихся; первоначальный опыт участия в различных видах общественной деятельности.

Задача педагога на данном уровне – создание в коллективе обстановки, закрепляющей полученные детьми знания, организация учебного процесса и внеурочной деятельности, способствующей  дальнейшему освоению  и закреплению духовно-нравственных ценностей.

Третий уровень навыков включает в себя формирование общественного и индивидуального самосознания учащихся; опыт осознания базовых национальных ценностей как собственных; формирование позитивного отношения учащихся к жизни, доверия и милосердия к людям; трансляция учащимися приобретенных знаний и опыта в социальную среду.

На протяжении всех трех лет реализации программы педагог активно взаимодействует с семьей для единства требований и методов воспитания.

Практический этап включает в себя  проектную и познавательную деятельность учащихся о праздниках, обычаях и традициях русского народа, разучиваются танцевальные номера, с которыми учащиеся принимают активное участие в мероприятиях и праздниках, как в Доме детского творчества, так и вне его.

Проводятся интегрированные праздники и мероприятия с Первомайской общеобразовательной школой.

Учащиеся творческого объединения «Современные и народные танцы» участвовали в выездных концертах по району совместно с  музыкальной школой и районным Домом культуры. Так же учащиеся  участвуют в районных и областных конкурсах и фестивалях.

Учащиеся готовят творческие проекты на тему русского народного творчества, православных праздников, народных традиций.

На заключительном этапе проводится итоговое праздничное мероприятие, на котором учащиеся продемонстрируют  свои умения, навыки и знания, приобретенные в рамках освоения программного материала.

При выборе методов и приемов формирования духовно-нравственных ценностей предпочтение отдается тем формам, которые  способствуют развитию учащихся, их познавательной деятельности, интересны самим детям, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс.

Работа по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся через изучение русских народных танцев  включает в себя  теоретический и практический аспект. Осуществляется прямым и косвенным  путями: сообщение необходимых теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями; опрос учащихся  какие народные традиции они знают  своей семьи; организация работы с семьей, организация  практики во внеурочной деятельности. В качестве  направления работы по приобщению детей к  духовно-нравственным ценностям были выделены следующие: выявление знаний о народных традициях и культуре, умение использовать их в современной жизни, выявление семейных традиций, обрядов, творческие работы обучающихся, воспитательное значение народной культуры и фольклора.

Работа по данным направлениям проходит комплексно. Для этого была разработана система игровых занятий, цель которых – развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей; воспитание  учащихся на основе народной культуры; помощь детям по изучению народных традиций.

Система воспитательной работы предусматривает применение  ролевых игр, дискуссий, творческие работы детей, проекты, организацию праздников, посиделок и т.д.

Предпочтение отдается игре, так как она является важной формой приобщения младших школьников к народным традициям. Кроме того игра является первейшим и наиважнейшим  элементом народного праздника.

Проведение народных праздников с элементами игры позволяет включать в единый игровой воспитательный процесс одновременно детей, подростков и родителей.  Такая практика позволила сгладить  возрастные противоречия между поколениями (дети - родители) и  создать предпосылки  к образованию единого межвозрастного коллектива (младшая - старшая группа), который строится на  взаимоуважении и совместной деятельности.

Значимостью  игр, и в первую  очередь народных стало  воспитание чувства любви к родной земле, гордости за свой народ, за его культуру и историю. Народная игра не только учит и воспитывает, она еще и соединяет современное подрастающее поколение с традициями предков, с их культурой и мировоззрением. Знание и понимание национального славянского мировоззрения помогает также избежать таких опасных в настоящее  время тенденций как шовинизм, национальная и религиозная нетерпимость.  Народная игра стала одним из средств воспитания  соревновательного характера, уважительного отношения  друг к другу в разновозрастных и разнополовых группах, что также является одной из важнейших задач духовно-нравственного воспитания.

При подготовках к праздникам  вносились дополнения в учебные занятия. Дети знакомились с содержанием народных праздников, обрядов, традиций, поверий и примет, связанных с праздниками; изучали песенки, колядки, зазывалки загадки, пословицы и поговорки.

Одним из условий воспитательной работы стало формирование основ нравственности в процессе знакомства с календарно-обрядовыми праздниками.

 Народные календарные праздники и обряды – это коллективные действа. Педагогическая ценность народного календарного обряда состоит еще и в том, что он сохраняет традицию игры взрослых и детей. В календарном празднике принимают участие все, и каждому  отводится свое место и своя роль. Детские календарно-обрядовые игры подразумевают участие в них и взрослых. Использование принципов организации народного действа на православных праздниках в учреждениях дополнительного образования детей помогает объединить семью и данное учреждение в единое воспитательное  пространство. Праздник, в котором и дети, и взрослые являются активными участниками, обретает воспитательную и развивающую направленность.

Большую помощь в духовно-нравственном воспитании учащихся  оказало участие  в общественных мероприятиях. Участие в  различных конкурсах, презентациях сделало детей более  раскованными и культурными в общении. Посещение библиотеки, музея  обогатило  нравственный мир учащихся, развило их эстетический вкус. В это время формировались нормы и правила поведения, обогащались нравственные представления и понятия.

При формировании коммуникативных навыков  главной задачей является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и  вместе с тем инициативности. Для достижения этого  организовывается  работа в малых группах. Работа в малых группах менее утомительна для детей, так  как они находятся в более тесном контакте между собой. Работа организовывается по принципу «Знаешь сам, скажи (покажи) другому», умеешь сам, научи другого». Важно, что при работе в малых группах  формируется оценка на «себя». Учащиеся учатся объективно сравнивать собственное умение и знание с умением и знанием сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других.

Учащихся младшего школьного возраста мы объединяли сначала  в пары, затем в четверки, шестерки для  знакомства и сближения, для возникновения общения.

Дальнейшим шагом  стало создание ситуаций и удерживание условий, при которых общение приобретает предметный деловой характер. Этому способствует организация  детей в группах, где отрабатываются и шлифуются внутригрупповые взаимоотношения, которые  позволяют перейти к  сотрудничеству.

Для создания условий  раскрытия творческого потенциала учащихся, формирования у них устойчивой мотивации к занятиям народной хореографией и достижения ими высокого творческого результата  используется метод проектов.

Введение в учебно-воспитательную деятельность  метода проекта позволило  целенаправленно и эффективно осуществлять эстетическое  воспитание учащихся. Данный метод позволил дать более глубокие  всесторонние знания  по народному танцу, расширить кругозор учащихся.

Проектная деятельность на занятиях народной хореографией показала себя как эффективная методика формирования определенных личностных качеств учащегося, необходимых для становления личности. Это  умение работать в коллективе, умение анализировать результаты деятельности, умение оценивать свои достижения, быть самокритичным, принимать замечания.

Занимаясь проектами, учащиеся  выполняли исследовательскую, познавательную и  практическую  деятельность. Они сравнивали, сопоставляли, анализировали факты по темам, делали собственные выводы.

Педагогическая деятельность с использованием проектных технологий помогает достичь главной цели педагога-хореографа – это формирование  творческой личности, что решает одну из задач эстетического воспитания.

Учащиеся самостоятельно или под руководством педагога занимались поиском решения какой-либо проблемы, для решения которой необходимо владение большим  объемом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Работа по проекту включала четкое планирование действий, распределение ролей при групповой форме работы. В процессе работы над проектом, учащиеся  обращались к различным справочникам, использовали интернет, и другие источники информации, советовались с родителями, изучали необходимый материал для выполнения проекта. Проекты оформлялись как путем личной защиты, так и  в письменном виде. Оценки проекту давали сами разработчики, «эксперты» (учащиеся, педагоги, родители).

По характеру конечного результата проектной деятельности в области изучения народного танца учащимися были созданы творческие проекты, исследовательские проекты, информационные проекты.

Учащиеся готовили информационно-исследовательские  проекты на тему русского народного творчества, православных праздников, народных традиций.

Проектная форма работы является одной из технологий, позволяющих  учащимся применять накопленные знания. Учащиеся расширяли свой кругозор, получая опыт от практического его использования, учились слушать и понимать друг друга при защите проектов, что способствовало воспитанию уверенности в себе.

С одной стороны проект являлся методом обучения, а с другой – дал возможность общения в рамках определенной  деятельности, интеграции знаний из других образовательных предметов и из собственного жизненного и культурного опыта.

Важнейшим целевым ориентиром  в процессе духовно-нравственного воспитания и развития учащихся  выступали критерии, показатели и уровни, позволяющие  давать качественную и количественную оценку эффективности реализации педагогического проекта, а так же наблюдать динамику повышения уровня духовно-нравственной  воспитанности личности средствами хореографии.

Проведение анализа работы по программе «Волшебный каблучок» за 2013-2016 учебные годы  позволило определить в качестве основных критериев духовно-нравственной воспитанности учащихся  следующие: культурно-образовательный, эмоционально-ценностный, коммуникативный, творческо-деятельностный. Выбор критериев основывался на выявлении характерных черт и особенностей духовно-нравственного воспитания, охватывающего процесс становления личности школьника на основе освоения им традиций и ценностей русской народной культуры средствами хореографии.

Культурно-образовательный критерий характеризует в личности уровень ее познания и духовно-смыслового осознания приобретенной информации в области  русской народной  культуры, а также обуславливает способность обучающегося к адекватному  применению знаний и ценностно-ориентирующей информации в своей творческо-исполнительской  деятельности.

Эмоционально-ценностный критерий характеризует осмысление обучающимися социальной и личностно-ценностной  образцов русской культуры. Это  свидетельствует о сформированности ценностных ориентаций учащихся на основе русских народных традиций, способности соотносить свое  поведение с  социальными нормами и культурными идеалами. Данный критерий подразумевает так же  эмоционально позитивное  удовлетворение учащихся от участия в процессе  коллективного  хореографического творчества, равно как и  от  индивидуального творческого самовыражения в хореографических постановках на основе  художественных образов русского фольклора.

Коммуникативный критерий выявлялся в процессе продуктивного общения и совместного  творчества, цель которого – обмен знаниями о  русской народной культуре  и ценностным отношением к ней. Вместе с тем – популяризация русских народных традиций, воссозданных средствами хореографии. Школьный период в психологическом плане  характеризуется активным межличностным общением, выступающим у учащихся ведущим видом деятельности.  Соответственно, в условиях организации духовно-нравственного  воспитания  общение укрепляет  чувство сплоченности в хореографическом коллективе, сходство стремлений относительно познания русского фольклора, потребности в его освоении и творческом воссоздании. Все это является  фактором дружеского сближения учащихся  и взаимоответственных отношений в коллективной творческой деятельности.

Динамика развития коммуникативных навыков учащихся  2013 – 2016 учебный год

Творческо-деятельностный  критерий определяет уровень гибкого, творческого сознания, проявляющегося в способности  учащегося к активной художественно-творческой деятельности по  воссозданию конкретных образцов и образов  русского фольклора. Содержание этого критерия включал в себя  творческую активность учащихся, развитие их воображения и фантазии в процессе изучения русского фольклора и его воплощения на сценической площадке, а также формирование специальных  танцевальных умений и навыков и приобретение опыта их применения в самостоятельной  исполнительской деятельности.

Динамика развития творческих способностей учащихся за 2013 – 2016 учебный год

                  

Данные критерии выражены через ряд качественных показателей, которые не только выступают как характеристика какого-либо критерия, но и  отражают  признаки духовно-нравственного воспитания учащихся   и служат в качестве оценки эффективности воспитательной работы.

На основе выделенных критериев были  определены уровни – высокий, средний, низкий -  духовно-нравственной  воспитанности учащихся как результата формирования духовно-нравственных ценностей посредством изучения русский народных танцев.

Динамика  уровней  духовно-нравственной воспитанности обучающихся

в рамках реализации проекта за 2010 - 2013 учебный год

Высокий уровень духовно-нравственной воспитанности учащихся  предполагает системное познание  русского народного художественного творчества и фольклора в контексте культурно-исторического  прошлого своей страны; понимание и осмысление преемственности традиций русской народной  культуры; широкий кругозор в сфере  народного сценического  танца (культурно-образовательный критерий);  сформированность эмоционально-ценностной  позиции в отношении русской народной культуры и искусства своей страны; широкое  культурное восприятие нравственных и  духовный ценностей в системе общечеловеческих идеалов; высокий уровень осознанности изучения  традиций и обычаев русской культуры применительно  к своему культурно-личностному развитию (эмоционально-ценностный критерий); устойчивое  проявление социально-нравственных качеств в поведении и творческой коммуникации (коммуникативный критерий); активное использование приобретенных теоретических знаний о русской народной культуре в своей творческой и исполнительской деятельности (творческо-деятельностный критерий).

Средний уровень духовно-нравственной воспитанности учащихся характеризуется наличием знаний и представлений о русском фольклоре в достаточном объеме, но нечетким пониманием взаимосвязи народных традиций и обычаев с историей и культурой России; наличием знаний и представлений в области народного танцевального творчества, но недостаточным осознанием региональных особенностей его формирования (культурно-образовательный критерий); средней степенью сформированности личного эмоционально-ценностного отношения к русской  народной культуре и ее  традициям художественного творчества; частичным восприятием нравственных и духовных ценностей и их  значимости для личности и общества (эмоционально-ценностный критерий); средней степенью готовности к обмену информацией и своими суждениям и эмоциями и чувствами в процессе коллективной деятельности; непостоянным проявлением нравственных качеств в поведении и общении  с другими участниками творческого процесса (коммуникативный критерий); умением использовать приобретенные теоретические знания в своей творческой  и исполнительской деятельности (творческо-деятельностный критерий).

  Низкий уровень духовно-нравственной воспитанности учащихся  обусловлен слабым владением информацией и разрозненными представлениями о русской народной  художественной культуре; слабым пониманием социально-культурной значимости традиций и  видов русского народного творчества (культурно-образовательный критерий); пассивностью в восприятии духовно-нравственных ценностей русской культуры; формальным принятием нравственных ценностей (на словах, а не в деятельности), узость духовных идеалов (эмоционально-ценностный критерий); отсутствием личной заинтересованности и неготовностью к участию в беседах коллектива; слабым проявлением коммуникативных качеств в процессе  коллективной творческой деятельности (коммуникативный критерий); низким проявлением творческой активности; слабым владением танцевальными умениями и навыками; отсутствием стремления к самостоятельной танцевальной деятельности (творческо-деятельностный критерий).

Результаты, полученные в ходе реализации проекта подтвердили возможность  формирования духовно-нравственных ценностей учащихся посредством изучения русских народных танцев.


Информационные источники

  1. Аксиомы религиозного опыта/И.А. Ильин – М.:  ЛСТ, 2012.
  2. Артамохина, А. О. Нравственное воспитание младших школьников Артамохина, А. О. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. – М. – 2002. [электр. ресурс] // www.lib
  3. Беккер Г., Босков Л. Современная социологическая теория в ее преемственности и применении [текст]. – М.: Наука, 1961.
  4. Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Москва, 2008.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2011.
  6. Бочарова В.Г. Научно-педагогическая концепция взаимодействия школы и других социальных институтов во внешкольном воспитании учащихся // Социально-педагогические проблемы взаимодействия государственных учреждений и общественности во внешкольном воспитании учащихся. - М., 2011
  7. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга в семье: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия. – 2009.
  8. Бруднов А. А. Внешкольное дополнительное образование - насущное веление времени: проблемы, поиски, решения // Воспитание школьников. – 2012.
  9. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе // Образование в современной школе. – 2012. - № 3.
  10. Власова Т.И. Диагностика индивидуальной культуры современных школьников (Аксиологический подход) //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - №2.
  11. Внешкольные учреждения. / Под ред. Л. К. Балясной. - М., 2013.
  12. Водзинский Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьников. — Минск: Высшая школа, 2012.
  13. Гильгенберг И.В. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания: Автореф. дисс. ... кпн. - Челябинск, 2002.
  14. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. - М.: Просвещение, 2003.
  15. Донцов И.А. Самовоспитание личности. – М.: Политиздот. 1984.
  16. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений/ Под ред. О.Е. Лебедева. - М., 2009.
  17. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Политиздат. - 2013.
  18. Евладова Е.Б. Образование основное и дополнительное: (проблема взаимосвязи) // Внешкольник. -2010. - № 3.
  19. Журкина А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования //Допол. образ. – 2000. - №9.
  20. Зелинский К.В., Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников: теория диагностика, эксперимент, технологии и методы: учеб.-метод. пос. / К.В. Зелинский, Т.В. Черникова; под. ред В.И. Слободчикова. – М.: планета, 2010
  21. Ивлева Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: Учебное пособие / ЧГАКИ. – Челябинск, 2009
  22. Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. - Оренбург, 2003.
  23. Концепция Духовно-нравственного развития  и воспитания гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.
  24. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование – Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев – Дубна, 1997г
  25. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Кн. для учителя-воспитателя. М.: Педагогическое общество России. Изд-во Дом Ноосфера . – 2013.
  26. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. — М.: Педагогика, 2009.
  27. Медынский Е. Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. - М., 2013.
  28. Организационно-педагогические основы развития учреждений дополнительного образования детей: Учебно-методическое пособие/ Под ред. И.Н. Семенова. - М., 2008.
  29. Перекрестова  Т.С. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС: от теории к практике – Начальная школа плюс до и после. – 2013. - №1
  30. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. – М.: Центр "Педагогический поиск". - 2009.
  31. Попова Г.Н. Содержание дополнительного образования: (региональный компонент)// Педагогический поиск. - 2007. - № 5.
  32. Примерное содержание воспитания школьников/ Под ред. И.С.Марьенко. — М.: Просвещение, 2010.
  33. Развитие социально-педагогических функций учреждения дополнительного образования детей (учебно-методическое пособие) /Под ред. И.Н. Семенова. - М., 2008.
  34. Симаева Ю.М.  Воспитательные возможности уроков хореографии в школе/диссертация «Педагогическое обеспечение преподавания хореографии в учебных заведениях России»
  35. Стефановская Т.А.  Основы  современной методики воспитательной работы в школе. – Иркутск, 1991 Евладова, Е.Б., Логинова, Л.Г., Организация дополнительное образование детей. [Текст]:// Е.Б., Евладова, Л.Г., Логинова, М.:ГУЦ ВЛАДОС, 2010.

[1] Ивлева Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: Учебное пособие / ЧГАКИ. – Челябинск, 2009

[2] Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование – Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев – Дубна, 1997г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:" Духовно-нравственное воспитание подростков"

Задача каждого педагога направить ребёнка, помочь разобраться,посеять зерно, которое обязательно прорастёт....

Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание школьников"

Цель педагога – сохранение духовно-нравственного здоровья детей....

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся"

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся"...

Доклад на тему "Духовно – нравственное воспитание средствами изобразительного искусства"

Этот материал представляет опыт работы по теме Духовно - нравственое развитие на уроках изобразительного искуства и во внеурочной деятельности. Доклад содержит задачи морально-нравственных ориент...

Доклад на тему: «Духовно- нравственное воспитание - любовь к малой родине».

В данном докладе описывается о духовно-нравственном воспитании....

Доклад на тему: «Духовно- нравственное воспитание - любовь к малой родине».

В данном докладе описывается о духовно-нравственном воспитании....