Пояснительная записка к предмету ИЗО 3 класс школы IIIV вида
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо) на тему
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребёнка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_izo.docx | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Планирование уроков изобразительного искусства в 3 классе на 2015-2016 учебный год составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, сб.№1, М, 2010г. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации).
КТП рассчитано на 35 часов (согласно календарного графика ОУ).
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
9 | 7 | 11 | 8 |
Всего: 35 |
Пояснительная записка
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребёнка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Целью данной программы является:
- оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы;
- способствовать формированию личности ребенка;
- воспитание положительных навыков и привычек.
На уроках по изобразительному искусству ставятся следующие основные задачи:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико - синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное раскрашивание, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
На подготовительном этапе проводится работа, направленная на развитие зрительного внимания, восприятия предметов и их свойства (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений.
Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Нужно добиваться, чтобы ученик осознанно выполнял движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Все занятия проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого нужно иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, геометрическое лото, а также различные игрушки.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у ребят эстетического вкуса.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунках так, как видят со своего места.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
Очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Содержанием уроков рисования на тему являются изображения явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 3 классе перед учащимися ставится простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правила загораживания одних предметов другими.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, нужно сосредоточить свои усилия на формирование у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Беседы об искусстве – важное средство нравственного и художетсвенно-эстетического воспитания школьников.
В 3 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репротудкий художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки не отводятся, а выделяется 10-15 минут в начале или в конце урока.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В основном работа идет над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время беседы об искусстве нужно работать над обогащением словаря и развитием речи детей, над коррекцией недостатков произношения.
СОДЕРЖАНИЕ
ДЕКОРАТИВНОЕ РАСКРАШИВАНИЕ
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
(2 раза в четверть)
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
Количество часов в неделю: 1
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны уметь:
Правильно располагать лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
Самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги
Правильно располагать величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
Делить лист на глаз на две и четыре равные части
Рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате
Различать и называть цвета и их оттенки
Анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
Основные виды организации учебного процесса
2.Формы работы: уроки изучения нового материала; закрепления знаний, умений и навыков; проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков; анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного; повторение темы или раздела; тематические игровые уроки, урок с использованием ИКТ.
3. Методы обучения.
-Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные обьяснительно-иллюстративные, поисковые, по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностю учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
4.Технологии обучения:
Традиционное обучение
Эмоционально-смысловой подход
Компьютерные технологии обучения
Учение через обучение
Технология парного обучения
Перечень учебно- методического обеспечения ОП:
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерская А.С. под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение. – 2008.
II. Расчет часов на учебный год
№ п/п | Название раздела | Кол-во ча-сов на изу-чение ма-териала | Контроль- ные часы (кол-во часов) | Часы регион. компо-нента | Всего |
Декоративное рисование | 11ч. | 11 ч. | 11 ч. | ||
Рисование с натуры | 13 ч. | 13ч. | 13 ч. | ||
Рисование на темы | 6 ч. | 6 ч. | 6 ч. | ||
Беседы об изобразительном искусстве | 5 ч. | 5 ч. | 5 ч. | ||
Итого: | 35 ч. | 35ч. | 35 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка по предмету "Технология" 6 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Технология" в 6 классе. ...
Пояснительная записка по предмету "Технология" 7 класс
Пояснительная записка по предмету "Технология" 7 класс вариант для девочек....
Конус 9 класс специальной коррекционной школы IIIV вида
Презинтация к уроку геометрия тема "Конус" 9 класс специальной коррекционной школы IIIV вида...
Цилиндр 9 класс специальной коррекционной школы IIIV вида
Презинтация к уроку геометрии по теме Цилиндр для учащихся коррекционной школы IIIV вида...
Рабочая программа по предмету ИЗО 3 класс школы IIIV вида
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействи...
Рабочая программа по предмету чтение 3 класс школы IIIV вида
Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пере...
Пояснительная записка по предметам Чтение и письмо класс 7 класс специальной (коррекционной) школы
Программа обучения и воспитания учащихся с умеренной умственной отсталостью построена с учетом регионального учебного плана рекомендованного для организации образовательной работы с данной катег...