Программа дополнительного образования "Палитра"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Программа «ПАЛИТРА» направлена на работу с детьми в области изобразительного творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Введение в дополнительную образовательную программу
Программа «ПАЛИТРА» направлена на работу с детьми в области изобразительного творчества.
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми (Ю.З.Гильбух).
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными. Иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности (Рабочая концепция одарённости).
Сопровождение – специальный вид помощи субъекту (человеку, организации) в решении вопросов предупреждения и преодоления проблем его развития (Е.И.Казакова).
Направленность дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «ПАЛИТРА» имеет художественно – эстетическую направленность.
Данная программа направлена на сопровождение, развитие и становление одарённых детей в рамках художественно-эстетической направленности, также на воспитание в ребёнке патриотизма, любви к истории своей страны, к культуре родного края, на формирование внутренней гражданской позиции. В ходе реализации программы ребёнок получает знания в области живописи, графики и истории искусства, истории родного края.
Ведущими и основными методами обучения по данной программе являются методы творческого характера – проблемные, эвристические, поисковые, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.
Данная программа решает проблемы конкретной личности ребёнка в рамках индивидуально-ориентированного сопровождения.
Актуальность дополнительной образовательной программы
В соответствии с целевой программой «Одарённые дети», данная программа направлена на формирование таких знаний и умений в области изобразительного искусства, которые не могут быть сформированы в классах по причине того, что в них занимаются дети с разным уровнем художественных способностей. Личностная работа педагога в классе с каждым ребёнком не позволяет целенаправленно давать одарённым детям то развитие (даже при индивидуальных образовательных маршрутах), которое они могут получить при их выделении в специальные образовательные творческие группы. Диагностика проблем данной группы детей и создание программы для решения их проблем, позволяет успешно работать в области сопровождения, развития, обучения и воспитания одарённого ребёнка. Позволяет успешно проводить их профориентацию и реализацию в социуме.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в процессе её освоения решаются важные задачи сопровождения, воспитания, образования и развития, одарённого ребёнка.
Цель программы:
Выявление творчески одарённых детей, их сопровождение, развитие и становление в рамках художественно-эстетической направленности
Задачи программы:
Воспитательные:
- Формировать активную жизненную позицию ребёнка.
- Формировать бережное отношение к культурным ценностям родного края.
- Формировать трудолюбие и ответственность за начатое дело, аккуратность
Обучающие:
- Обучить правилам изображения человека.
- Обучить умению грамотно создавать композиции.
- Обучить умению находить и выделять объекты для изображения на пленэре.
- Обучить технике письма архитектурных сооружений.
- Обучить изображению животных в среде обитания.
- Обучить технологии анализа художественного произведения.
Развивающие:
- Развивать художественный вкус.
- Развивать умение анализировать и высказывать своё мнение.
- Развивать умение отслеживать многоплановость в композиции.
- Развивать познавательную самостоятельность.
Возраст учащихся
Данная программа предназначена для обучающихся 9 – 13 лет
Сроки реализации программы
Содержание программы реализуется за 3 года обучения:
Форма и режим занятий.
Форма занятий – групповая.
Занятия проводятся по 1 занятию в неделю.
Ожидаемые результаты в конце обучения
Обучающиеся будут знать:
- Основы национальной истории и культуры родного края.
- Пропорции фигуры человека.
- Правила построения художественной композиции.
- Технику изображения атмосферы в пейзаже.
- Технику письма архитектурных сооружений.
- Более подробно о строении животных.
- Технологию анализа художественного произведения.
Обучающиеся будут уметь:
- Использовать знания о культуре родного края в своём творчестве.
- Правильно изображать человека.
- Работать на пленэре.
- Правильно изображать памятники архитектуры.
- Изображать животных .
- Анализировать художественный материал и высказывать своё мнение.
- Строить многоплановую композицию.
- Самостоятельно работать над учебным материалом.
2. Учебно-тематический план
№ | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение в дополнительную образовательную программу. | 3 | 3 | |
2 | Абстрактная композиция | 5 | 2 | 3 |
3 | Эскиз витража | 5 | 1 | 4 |
4 | Фигура человека | 15 | 3 | 12 |
5 | Карнавал | 5 | 1 | 4 |
6 | Зимнее Камкино | 9 | 2 | 7 |
7 | Художники-нижегородцы жившие в 19 веке | 4 | 1 | 3 |
8 | Развитие воображения и фантазии. | 20 | 4 | 16 |
9 | Рисуем и лепим животных. | 5 | 1 | 4 |
10 | Камкино в цвету | 2 | 2 | |
11 | Художники-нижегородцы жившие в 20 веке | 4 | 1 | 3 |
12 | Правила работы на пленэре. Учимся писать небо. | 2 | 1 | 1 |
13 | Изображаем дорожки, траву. | 1 | 1 | |
14 | Изображение кустарников, деревьев | 3 | 1 | 2 |
15 | Рисуем цветы. | 5 | 1 | 4 |
16 | Изображение воды. | 2 | 1 | 1 |
17 | Пейзаж | 6 | 2 | 4 |
18 | Организация и проведение выставок. | 6 | 6 |
- Содержание программы
Тема | Содержание темы |
Введение в дополнительную образовательную программу. | ТЕОРИЯ:План работы на новый учебный год.Особенности построения программы года обучения. Инструктаж по технике безопасности |
Абстрактная композиция | ТЕОРИЯ :Понятие: «Абстракция в изобразительном искусстве».Предметные и беспредметные изображения. ПРАКТИКА:Отработка теоретического материала.Выполнение живописных работ на тему абстрактной композиции |
Эскиз витража | ТЕОРИЯ :Понятие: «Витраж».Особенности техники витражей.Приёмы работы. ПРАКТИКА:Отработка теоретического материала.Изготовление эскизов витражей. |
Фигура человека | ТЕОРИЯ :Пропорции человеческой фигуры.Особенности изображения человеческой фигуры. ПРАКТИКА :Отработка теоретического материала.Изображение человека. |
Карнавал | ТЕОРИЯ :Историческая справка о костюме.Особенности эскизов костюмов.Знакомство с профессией «художник по костюмам». ПРАКТИКА :Закрепление теоретического материала.Создание эскизов карнавальных костюмов. |
Зимнее Камкино | ТЕОРИЯ :Художники, изображавшие природу зимой.Особенности зимнего сельского пейзажа. ПРАКТИКА :Закрепление теоретического материала.Выполнение работ «Камкино зимой» |
ХудожникиНижнего Новгорода жившие в 19 веке | ТЕОРИЯ :История малой родины.Знакомство с творчеством художников 19 века. ПРАКТИКА :Отработка теоретического материала.Самостоятельная проектная работа. |
Развитие воображения и фантазии. | ТЕОРИЯ:Понятие: «монотипия». «гратаж» и т.д Цветоведение. ПРАКТИКА :Отработка теоретического материала.Создание работ в технике монотипии. |
Рисуем и лепим животных. | ТЕОРИЯ :Пропорции в изображении животных.Особенности изображения животных.Знакомство с художниками – анималистами. ПРАКТИКА :Отработка теоретического материала.Создание работ в анималистическом жанре. |
Камкино в цвету | ТЕОРИЯ :Знакомство с произведениями художников, изображавших весенние пейзажи.Особенности передачи весенней атмосферы в пейзаже. ПРАКТИКА:Отработка теоретического материала.Выполнение работы по теме. |
Художники-нижегородцы 20 век | ТЕОРИЯ :Знакомство с творчеством художников 20 века. ПРАКТИКА :Отработка теоретического материала.Самостоятельная проектная работа. |
Правила работы на пленэре. Учимся писать небо | ТЕОРИЯ :Историческая справка о пленэре.Особенности изображения с натуры.Русские художники - пейзажисты, изображавшие небо. ПРАКТИКА :Отработка теоретического материала.Выполнение работ, изображающих небо. |
Изображаем дорожки, траву. | ТЕОРИЯ :Русская художественная традиция в изображении деталей пейзажа. ПРАКТИКА :Отработка теоретического материала.Выполнение этюдов на заданную тему. |
Изображение кустарников, деревьев | ТЕОРИЯ :Техника изображения кустарников,деревьев.Особенности изображения кустарников. ПРАКТИКА :Отработка теоретического материала.Выполнение этюдов на заданную тему. |
Рисуем цветы. | ТЕОРИЯ:Русские художники, изображавшие цветы. ПРАКТИКА :Отработка теоретического материала.Выполнение работ на заданную тему. |
Изображение воды. | ТЕОРИЯ :Техника изображения воды.Особенности изображения воды и отражения в ней. ПРАКТИКА :Отработка теоретического материала.Выполнение этюдов на заданную тему. |
Пейзаж . | ТЕОРИЯ :Изображение архитектуры в пейзаже. ПРАКТИКА :Отработка теоретического материала.Создание пейзажа . |
Организация и проведение выставок. | ПРАКТИКА :Организация и проведение выставок. |
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
№ | Разделы и темы | Форма занятий | Методы | Дидактический материал, ТСО | Форма подведения итогов |
1 | Абстрактная композиция | Учебное занятие Беседа-рассуждение. Наблюдение. Практическое занятие. | Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. | Репродукции картин художников – абстракционистов. | Выставка |
2 | Эскиз витража | Беседа-рассуждение. Учебное занятие. Практическое занятие. | Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный | Презентация. | Выставка |
3 | Фигура человека | Учебное занятие. Беседа-рассуждение. Постановка проблемной задачи. | Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный Проблемное изложение. | Учебные пособия | Выставка. |
4 | Карнавал | Учебное занятие. Беседа-рассуждение. Занятие-игра. | Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. | Карточки с изображением эскизов карнавальных костюмов | Выставка. |
5 | Зимнее Камкино | Учебное занятие. Занятие-бесседа. Практическое занятие. Постановка проблемной задачи. | Решение проблемной задачи. Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. | Книги художников, изображавших зимой. | Выставка. |
6 | Художники Нижнего Новгорода, жившие в 19 веке | Учебное занятие. Беседа-рассуждение. Занятие-игра. Постановка проблемной задачи. Работа с книгой. | Проблемное изложение. Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. | Книги с иллюстрациями . Фотографии. | Выставка. |
7 | Развитие воображения и фантазии. | Занятие-бесседа. Учебное занятие. Практическое занятие. Постановка проблемной задачи. | Проблемное изложение. Практический. | Учебные пособия | Выставка |
8 | Рисуем животных. | Занятие-беседа. Практическое занятие. Постановка проблемной задачи. | Проблемное изложение. Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. | Открытки, карточки, иллюстрации. Работы художников – анималистов. | Выставка |
9 | Камкино в цвету | Занятие-беседа. Работа с книгой. Учебное занятие. Постановка проблемной задачи. | Проблемное изложение. Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. | Книги с иллюстрациями . Фотографии. | Выставка. |
10 | Художники нижегородцы- 20 век | Учебное занятие. Беседа-рассуждение. Постановка проблемной задачи.Работа с книгой. | Проблемное изложение. Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. | Книги с иллюстрациями. Фотографии. | Защита проектов |
11 | Правила работы на пленэре. Учимся писать небо | Занятие-беседа.Работа с книгой. Учебное занятие. | Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. | Репродукции русских художников. | Выставка. |
12 | Изображаем дорожки, траву. | Занятие-беседа.Работа с книгой. Учебное занятие. Постановка проблемной задачи. | Проблемное изложение. Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. | Репродукции русских художников. | Выставка |
13 | Изображение кустарников | Занятие-беседа.Работа с книгой. Учебное занятие. | Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. | Книги с иллюстрациями. Фотографии. | Выставка. |
14 | Рисуем цветы. | Занятие-беседа. Учебное занятие. Постановка проблемной задачи. | Проблемное изложение. Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. | Репродукции русских художников. | Выставка. |
15 | Изображение воды. | Занятие-беседа. Учебное занятие. | Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. | Репродукции русских художников. Фотографии. | Выставка. |
16 | Пейзаж . | Занятие-беседа. Учебное занятие. Постановка проблемной задачи. | Проблемное изложение. Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. | Фотографии. | Выставка. |
Календарно-тематический план 3-его года обучения
№ | Тема | Кол.час | Дата проведения |
Введение в дополнительную образовательную программу. | 1 | ||
Развитие воображения и фантазии. | 3 | ||
Художники Нижнего Новгорода- 19 век (проект) | 2 | ||
Защита проекта | 1 | ||
Фигура человека (изготовление куклы) | 5 | ||
Карнавал | 2 | ||
Пейзаж. | 3 | ||
Художники -нижегородцы, жившие в 20 веке | 2 | ||
Абстрактная композиция | 3 | ||
Развитие воображения и фантазии. | 4 | ||
Фигура человека (портрет-графика ) | 2 | ||
Фигура человека (портрет-живопись ) | 3 | ||
Организация и проведение выставок. | 3 | ||
Технические средства обучения (ТСО).
1. Компьютер.
Учебно-материальная база
Для занятий по изобразительному искусству необходимо иметь:
1. Помещение с хорошим освещением.
2. Рабочие столы и стулья.
3. Учебную доску;
4. Художественные материалы: карандаши, краски, мелки, кисти, резинки;
5. Бумагу различного формата и качества.
6. Материал для декоративно – прикладной работы: ножницы, клей, ткань, бумагу разного качества и цвета, природный материал.
7. Посуду для работы с красками.
8. Рабочий материал.
Список литературы для педагога
Планирование учебной деятельности Изобразительное искусство-линия УМК под редакцией Б.М.Неменского
Список литературы
для учащихся
- Альбомы репродукций западноевропейских художников;
- Альбомы репродукций русских художников;
- Справочники по изобразительному искусству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...