урок по теме "Сказочная Гжель"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Рассказова Юлия Николаевна

Представлена разработка урока в 5 классе по программе Б.М.Неменского. Разработка содержит презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazochnaya_gzhel.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: "Сказочная Гжель».

Тип урока: урок закрепления умений и навыков.

Цели:

  • Формирование  у учащихся навыков работы в творческой мастерской гжельской керамики, расширение теоретических знаний о Гжели.
  • Развитие  у учащихся творческого воображения, активности в ходе выполнения работы, умений и навыков работы с акварельными красками.
  • Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любви  к Родине, её истории и культуре.
  • Применение на практике, в жизни полученных знаний о гжельской керамике.

Материалы: акварель, кисти, заготовки стаканчиков, бумага для эскизов.

Оборудование: мультимедийная аппаратура.

Зрительный ряд:

  • Стенд «Сказочная Гжель».
  • Изделия гжельской керамики.
  • Работы учащихся предыдущих лет.
  • Презентация «Сказочная Гжель».

Музыкальный ряд: плясовые наигрыши.

 Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель.

Здравствуйте. Садитесь.

Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте?

Ко все ли пожаловала принцесса-кисточка со своими слугами – красками, подругой палитрой, верным стражем – платочком, который утешает принцессу, если она вымокнет в воде?
Всё  в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?


2. Сообщение темы и цели урока. 


Что ж давайте по порядку:
Загадаю вам загадку,
Кто быстрей ответ найдёт,
Тот первым  тему нашего урока назовёт.

(Учитель подходит к выставке изделий гжельской керамики).

Сине–голубые

 розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре-

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись … (Ответы учащихся: Гжель).

Слайд №1.

Ребята, на предыдущем уроке вы познакомились с Гжелью, с элементами гжельской росписи. Сегодня мы продолжим изучать тему «Сказочная Гжель»: послушаем ваши сообщения о Гжели, повторим элементы гжельской росписи, и вы поработаете в творческой мастерской гжельской керамики.

3. Проверка домашнего задания.

На дом вам было задано подготовить сообщения, подобрать стихи о гжельской керамике. Давайте послушаем ваши сообщения и рассмотрим материал, который вы подготовили. Ребята, будьте внимательны, слушая сообщения одноклассников, чтобы затем дать ответ на вопрос: «Что нового, интересного  вы узнали о гжельской керамике?»

Сообщение 1  (Слайд №2)

Гжель  - это известный керамический центр, расположенный к юго – востоку от Москвы.  Гжель называют родиной и колыбелью русской керамики. Пришло к нам это слово из седой старины и обозначает «жечь, обжигать».

Сообщение 2  (Слайд №3)

Как и у всякой другой росписи, у гжели есть своя история.  В начале 18 века по приказу Петра I купцом Гребенщековым была открыта фабрика по производству «табачных трубок и майоликовой посуды». Спустя всего 16 лет изделия фабрики стали знаменитыми и популярными, благодаря своей самобытности и популярности.

Сообщение  3  (Слайд№4)

Я расскажу, что такое майоликовая керамика. Майолика изготавливается из белой глины, а рисунок на посуду наносится на сырое изделие, т.е. до обжига. Роспись майолики выполняется красками  4 цветов: желтой, зеленой, синей, черно-фиолетовой.

Сообщение 4  (Слайд №5)

Все изделия гжели отличаются замысловатой формой и прекрасными лепными украшениями. Особой пластической формой поражают квасники и кумганы.  Они имеют цилиндрическое тулово, изящный носик и горлышко.  Дырочка в центре тулова квасника предназначена для льда, чтобы квас всегда был холодным.

Сообщение 5

(Ученица выставляет из корзины игрушки).

А еще очень популярны и любимы гжельские игрушки. Они добры, веселы и полны народного юмора.

Ответы учащихся на вопрос: Что нового, интересного вы узнали о гжельской керамике?

4. Повторение.

А теперь давайте обобщим материал, который изучили за 2 урока, отгадав кроссворд.

Слайд №6

А сейчас, а сейчас

Время физкультминутки для вас!

(учащиеся выполняют упражнения за учителем).

По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой.
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).

И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).

5. Практическая работа.

Настало время поработать в творческой мастерской гжельских мастеров.

(Учитель напоминает правила работы с красками, кистью).

Учитель: Какой прием работы используют гжельские мастера?

Учащиеся: «мазок с тенями».

Учитель: В чем его особенность?

Учащиеся: Одним движением кисти получаем мазок с оттенками. Вначале мазка на кисть нажимаем сильнее, а затем нажим уменьшаем, и в конце мазок сужается и переходит в острый кончик

Учитель: Положите лист бумаги перед собой. Возьмите кисть в руки, намочите ее и наберите краску на кисть. Как вы это будете делать? Давайте вспомним, как рисуется веточка с листиками.

Слайд №7.

(Учитель выполняет рисунок на доске).

Учитель: А теперь давайте нарисуем любимый цветок гжельских мастеров. Скажите, что это за цветок? С чего начнем его рисование?

Ответы учащихся.

Учитель: Положите второй лист бумаги перед собой.  На нем вы выполните эскиз рисунка, который затем перенесете на объемную форму – стаканчик.

Учитель: Как будет расположен ваш узор?

Учащиеся: В центре изделия.

Учитель: с чего вы начнете писать узор?

Учащиеся: с крупных деталей, например, розы.

Учитель: узор может состоять из одного цветка?

Учащиеся: нет, нужно нарисовать еще стебельки, листья.

Учитель: А зачем нужны бордюры?

Учащиеся: чтобы оформить горлышко, низ изделия, сделать его красочным и выразительным.

Приступайте к работе.

Звучит музыка.

(Во время работы учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам в выборе композиции, при работе с кистью).

6. Итог урока

а) Экспресс- выставка выполненных работ

Дети выставляют свои работы и рассказывают приготовленные ими стихи.

1 уч. Чудо с синими цветами,

         Голубыми лепестками,

         Синими цветочками,

        Нежными виточками.

2 уч. На белом фарфоре,

         Как на заснеженном поле,

        Из-под белого снежочка

        Растут синие цветочки.

        Неужели, неужели,

        Вы не слышали о Гжели.

3 уч. У каждого художника есть свой узор любимый.

         И в каждом отражается сторонушка родимая.

         Ее трава шелковая,  ее цветы весенние

         И мастерство волшебное достойно восхищения.

И действительно, посмотрите, какая красота родилась под вашей кистью, какие сказочно красивые узоры и это притом, что в росписи используется всего один цвет – синий.

Скажите, пожалуйста, вам понравилось в мастерской гжельских мастеров?

А какое практическое применение можно найти вашему стаканчику?

Чем ваше изделие похоже на работу гжельских мастеров?

б) Выставление оценок.

При оценке изделий необходимо учитывать верность выполнения «мазка с тенями», композицию узора, самостоятельность в сочинении узора.

Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными.

Сегодняшний урок мне хотелось бы закончить следующими строчками: (см. Слайд № 8)

Спасибо за урок.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы уроков о Хакасии, гжель.

1.Презентации о Хакасии2.Разработка урока "гжель"...

Урок-проект "Сказочная Гжель"

Данный урок-проект разработан для педагогов ИЗО, работающих в 5 классах....

Презентация к уроку изобразительного искусства "Гжель" 5 класс по программе Б.М. Неменского.

Данная презентация поможет учителю познакомить школьников с особенностями народного промысла "Гжель", даст возможность учащимся узнать историю возникновения, развития, современное прочтение, ассортиме...

Конспект урока по ИЗО "Гжель", презентация к уроку

Урок может быть использован в 5 классе по теме "Гжель", или как внеклассное мероприятие....

Тема урока: Гжель. Сказочная гжель.

1. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.2. Формировать практические умени...

Урок ИЗО "Голубая гжель" 5 класс

презентация к уроку 5 класса "Голубая гжель"...

сценарий проблемно-эвристического урока изобразительного искусства "Гжель" 2 класс

Сценарий проблемно-эвристического урока и презентация к уроку изобразительного искусства "Сказочная Гжель", 2 класс (программа Савенковой, Ермолинской)....