Материалы уроков о Хакасии, гжель.
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

1.Презентации о Хакасии

2.Разработка урока "гжель"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок ИЗО в 5-м классе

 МБОУ «Сорская СОШ№ 3 с УИОП» Патрикеева Т.И.

Тема: "Народные промыслы. Гжель"

 Цели и задачи

"        Формирование у учащихся навыков работы по созданию эскизов росписи гжельской керамики, расширение теоретических знаний о Гжели.

"        Развитие у учащихся творческого подхода при составлении коллажа.

"        Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любовь к Родине, её истории и культуре, умения работать коллективно в группах.

Материалы: клей, ножницы, синяя и голубая цветная бумага, гуашь, кисти, фломастеры, трафареты цветов и листьев, эскизы кувшинов на 1/4 ватмана.

Оборудование: магнитофон, магнитная доска.

Зрительный ряд:

"        Репродукции, открытки, фотографии с изображением гжельской керамики.

"        Изделия гжельской керамики.

"        Работы учащихся предыдущих лет.

Музыкальный ряд: записи инструментальных мелодий.

Вид урока: индивидуально-коллективная работа в группах.

Подготовительная работа:

В течение 2-х недель найти материал о народных промыслах Гжели;

Оформить сообщение, указать источник информации и автора.

Найти стихи, загадки, поговорки об этих промыслах и их изделиях.

Найти иллюстрации, фотографии, открытки с изображением изделий этого промысла, а также изделия.

(Сообщение должно быть интересным и во время рассказа необходимо демонстрировать иллюстрации, фотографии, рисунки гжельской керамики и изделия Гжели.)

Ход урока

Орг. момент.

Учитель.

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Сообщение темы и цели урока.

Что ж давайте по порядку

Загадаю я загадку

Кто быстрей ответ найдёт,

Тот первым и тему урока назовёт.

Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?

Видно с севера пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми.

(Гжель)

Верно, ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу по теме "Гжель". На предыдущем уроке вы познакомились с Гжелью, с элементами гжельской росписи. Сегодня вы подробнее узнаете о Гжели, вам предстоит создать эскиз росписи гжельской керамики, работая коллективно, используя технику коллаж.

Повторение. Кроссворд.

- Отгадав кроссворд мы с вами повторим материал о гжельской керамике, который изучили на предыдущем уроке.

По горизонтали:

1.        Этот цвет используют в гжельской росписи (голубой).

2.        Так называют глиняные изделия, обожженные в печи (керамика).

3.        Этот поселок называют родиной и колыбелью русской керамики (Гжель)

4.        Именно они преобладают в росписи гжельской посуды (цветы).

5.        Декоративный сосуд с кольцевидным туловом, длинным изогнутым носиком, часто на ножках. (квасник)

6.        Это вид художественной техники, в которой используются живопись и наклеивание различных материалов (коллаж).

По вертикали:

1.        Он состоит из цветов (букет).

2.        Это цвет гжельской керамики (белый).

3.        Это основной цвет в росписи гжельской керамики (синий).

4.        Это вид тонкой керамики (фарфор).

5.        Сосуд, похожий на квасник, но без сквозного отверстия в корпусе. (кумган)

Проверка домашнего задания.

На дом было задано подготовить сообщения, подобрать стихи и загадки о Гжели и гжельской керамике. Мы заслушаем сообщения и рассмотрим материал о Гжели. Ребята, сейчас вы должны очень внимательно прослушать сообщения, подготовленные одноклассниками и затем дать ответы на вопросы:

"Что нового, интересного о Гжели и гжельской керамике вы узнали"?

Чьё сообщение было самым интересным, увлекательным и почему?

<Приложение1>

Физкультминутка

(Учащиеся выполняют упражнения за учителем).

По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой

Иду по мягкой травушке

Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).

И любо мне, и весело,

Смотрю по сторонам,

Голубеньким и синеньким

Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).

Самостоятельная практическая работа в группах (под музыку)

(Оказание индивидуальной помощи, советы по композиции).

Каждая группа гжельских мастеров должна создать проект росписи кувшина в технике коллаж, т.е. используя наклеивание и рисование. Эскиз кувшина перед вами. А вот как вы его распишите и какую оценку получит группа будет зависеть от вашей совместной работы.

8 - 10 минут каждый работает самостоятельно, делая заготовки одного из элементов: цветы, листья, полосы и т.п. для коллажа. Затем вместе составляете композицию из заготовленных элементов.

Выберете старшего мастера, под руководством которого группа будет составлять эскиз росписи. Каждый помогает советом, но окончательное решение принимает мастер.

Итак, прошу старшего мастера каждой группы представиться, назвать свои фамилию, имя, отчество.

После того как всё наклеите, подумайте, что можно нарисовать кистью, фломастером, чтобы ваша композиция смотрелась более красивой и живой. (спирально закручивающиеся травинки, усики, сетку и т.д.)

Как вы думаете, на что надо обратить внимание при выполнении коллективной работы?

"        а) аккуратность.

"        б) красочность

"        в) выразительность

"        г) композиция

Напоминаю правила техники безопасности: ножницы держать перед собой, не размахивать ими; клей не разливать.

Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить работу.

Итог урока.

Каждый мастер оценивает работу группы. Отмечает, есть ли учащиеся, которым можно снизить оценку за пассивность.

а) Экспресс - выставка выполненных работ.

б) А сейчас, ребята, представьте, что вы находитесь в салоне - магазине. Здесь вы можете не только посмотреть, но и купить понравившуюся вам вещь. Есть желающие купить? (2-3 человека). Но чтобы приобрести кувшин, надо ответить на вопросы (вопросы заранее записаны на обратной стороне доски). Кто даст самые полные ответы, тому и будет принадлежать покупка.

1.        Почему тебе понравился этот сосуд?

2.        Чем это изделие похоже на работы гжельских мастеров?

3.        Как ты думаешь, с любовью мастера украшали своё изделие или нет? Почему?

4.        Чтобы ты добавил, исправил в этой работе?

Выставление оценок.

а). За интересный материал все члены группы, получают "5". Молодцы!

б). Победитель в номинации "Самое интересное и увлекательное сообщение получает "5".

в). Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными. Всем "5".

Домашнее задание.

Подобрать материал о Хохломе. (Открытки, фотографии, изделия, рисунки).

Готовит сообщения, стихи, загадки с показом иллюстраций, открыток, изделий Хохломы.

Литература.

1.        В. А. Барадулин "Основы художественного ремесла". Москва "Просвещение" 1987 стр.222.

2.        Н. М. Сокольникова "Основы композиции" 5 - 8 класс. Издательство "Титул" Обнинск 2001 стр. 12.

3.        Т. Я. Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного рисования". Москва "Просвещение" 1979 стр. 90

4.        Большая советская энциклопедия

Приложение № 1

Сине-голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре -

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись… (гжель).

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели.

Фарфоровые чайники, подсвечники. Часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась, теперь

Известно всем в народе ее названье - Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила

Кисть мастера, на чашку, легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый.

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения.

И действительно, посмотрите, какая красота родилась под кистью художника, какие сказочно красивые узоры и это притом, что в росписи используется всего один цвет - Синий кобальт.

Сообщение I

Гжель называют родиной и колыбелью русской керамики. Белая керамическая посуда расписана синими и голубыми цветами. Это пышные садовые цветы, крупные листья, лепестки ромашек, полевые цветы. Синие колокольчики, синие тюльпаны, много лепестковые розы и причудливые цветы, рождённые фантазией авторов. В росписи также встречаются рыбы и птицы. Гжельские мастера ещё лепят скульптурки животных, птиц, фантастических зверей, героев сказок, и расписывают их синим.

Сообщение II

Гжельская керамика - гончарные, фаянсовые и фарфоровые изделия, вырабатываемые на керамических производствах в селениях близ станции Гжель (Московская область). Гончарное мастерство существовало в Гжели с древних времен. До 18 века мастера Гжели и окрестных селений делали простую гончарную посуду и игрушки; в 18 веке они освоили выделку художественной майолики. Сиело, используя в своих работах образы окружающей действительности, гжельские мастера создали своеобразный художественный стиль, отличающийся реалистичностью. В начале 19 века кустари Гжели перешли на производство изделий из фаянса и фарфора. В 30-40х годах 19 века около половины всех русских фарфорофаянсовых предприятий было сосредоточено в Гжели.

Сообщение III

В окрестности Гжели - керамические предприятия, а также современный завод художественной керамики, изготавливающий посуду и скульптурные фигурки. В деревнях Турыгино и Бахтеево расположились главные цеха производственного объединения 'Гжель ".

Пришло к нам это слово из седой старины, когда был целый район с много численными разноименными деревнями Огжель, Акжель, Жгель, Гжель.

Все эти названия имели определенный смысл: "жечь, обжигать" . Гжель- это большой рабочий поселок из тридцати двух малых деревень.

В Русском музее много старинных гжельских изделий: квасники, кумганы, кувшины, блюда, тарелки, кружки.

Сообщение IV

Как и у всякой другой росписи у гжели есть своя история. Не смотря на то,- что деревенька Гжель впервые была упомянута более 600 лет назад в

духовной грамоте великого московского князя Ивана Колиты, в связи с тем, что близ нее обнаружили большие залежи белой глины, пригодных для изготовления гончарных изделий, черепицы, кирпича... роспись с одноименным названием появилась лишь в первой половине 18 века.

В 1724 году по приказу "Его императорского величества"- Петра 1 купцом Гребенщековым была открыта фабрика по производству "табачных трубок и майоликовой (бело-глиняной) посуды" Спустя всего 16 лет изделия фабрики стали знаменитыми и популярными, благодаря своей самобытности и народности.

Здесь я немного отступлю от темы и расскажу о том, что такое

майоликовая керамика. Дело в том, что в отличие от простой глиняной

посуды майолика имеет белый цвет. Изготавливается из белой глины. Рисунок на майоликовую посуду наносится на сырое изделие, т.е. до обжига. И так, вернемся к истории. Роспись майолики того времени выполнялась красками 4 цветов: желтой, зеленой, синей, черно-фиолетовой. В сочетании с белым цветом фона создавалось удивительное равновесие и декоративность.

Урок по ИЗО, 5 класс «Декоративное искусство в  Тип урока

интегрированный обобщающий урок - ИЗО и литературы в 5 классе.

Цели урока

1.Вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение.


2.Формирование познавательного интереса детей к народному творчеству.


3.Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру и искусству.

Оборудование

мультимедиа-проектор, компьютер, изображения изделий из Хохломы, Гжели, Дымково, карта сказочной страны, карточки – задания с кроссвордом, альбомы, простые карандаши, краски.

Ход урока

I.Оргмомент. 

Учитель - На море, на окияне, на острове Буяне стоит древо – золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идёт – песню заводит, вниз идёт – сказки сказывает. Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди. Будет сказываться с утра после обеда, поевши мягкого хлеба. (музыка)

Учитель – В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь Горох. Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко – помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу – видеть будет. Царь собирает пир на весь мир, зовёт на пир князей да бояр и говорит им.

Царь – Кто бы, ребятушки, выбрался из избранников, из охотников, съездил за тридевять земель, в тридесятое царство, привёз бы молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку – герою полцарства отписал.

Учитель – И издал царь указ. Полетели гонцы во все стороны. И вызвались 15 добровольцев царю помочь. А кто они, давайте узнаем.

II.Систематизация и стабилизация знаний и умений. 

Вопросы: 1.Что такое декоративно – прикладное искусство? Декоративно – прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.)

2.Что такое солярный знак? Солярный знак – знак, несущий в себе символику солнца

3.Что такое дизайн? Дизайн – это придумывание, разработка новой, удобной для человека и красивой предметной среды.

4.Что такое замалёвка? Замалёвка (подмалёвок) – широкой кистью набрасывается силуэт букета. Роспись ведётся без предварительного рисунка плотными красками.

5.Что такое выправка? Выправка – заключительный этап серии сложных живописных операций.

6.Что такое вышивка? Вышивка – искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей.

7.Кто такая Берегиня? Берегиня – хранительница духа рода, посредник между Богом и человеком.

8.Что такое орнамент? Орнамент – узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы.

9.Что такое промысел? Промысел – действие промышляющего что-либо, возможность заработать деньги помимо основного заработка. Бывают местные и отхожие, т.е. вне места постоянного жительства.

10.Что такое керамика? Керамика – глиняная посуда, от греческого «керамос».

11.Что такое герб? Герб – условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города.

12.Что такое геральдика? Геральдика – искусство составления гербов.

13.Что составляет основу герба? Основа герба – щит, как поле для изображения эмблемы.

14.Какие пять форм щитов вы знаете? Пять форм щитов – итальянский, французский, варяжский, исландский, немецкий.

15.Что такое эмблема? Эмблема – это условное символическое изображение каких-либо понятий, идей и т.д.

Учитель – И собрались тогда наши герои в три команды. И назвали их: 1.«Хохлома» 2.«Гжель» 3.«Городец» И рассказали об этих промыслах.

Учитель – И отправились они в путь. Видели, что на коней садились, а не видели, в кою сторону укатились… Ехали они близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, ехали день до вечера, красна солнышка до закату. И доезжают до росстаней, до трёх дорог. Лежит на росстанях плита – камень, на ней надпись написана: «РЕКА», «БОЛОТО», «ЛЕС». И кинули они жребий, кому в какую сторону путь держать.

1 задание: 

•«РЕКА» 

Водяной – Здравствуйте, путники. Чтобы через реку перебраться, нужен плот – 5-10 брёвен. Назовите промыслы – ремёсла:

Ковроткачество;Овчинный – выделка шкур и дубление овчины; Плотничество;  Мыловарение;Разведение голубей; Корзиноплетение; Вязальный; Ткачество;  Винокурение. 

•«БОЛОТО» 

Лихо Одноглазое – Здравствуйте, чтобы болото перейти нужна гать – 5-10 Перевозка грузов –Пастушество; плашек. Назовите промыслы – подработки:  Землекопство – устройство колодцев, прудов, плотин;чумачество, ломовой извоз;  Коновальный – лечение скота;Синильный – покраска холстов, пряжи;  Батрачество. 

•«ЛЕС» 

Соловей Разбойник – Здорово, ребятушки. Чтобы через лес пройти, нужны Жиротопление;Рыболовство; 5 – 10 посохов. Назовите земледельческие промыслы:  Пчеловодство.Птицеводство; Животноводство; Цветоводство; Бахчеводство;  

2 задание: 

«ГОРЫ» 

Учитель – Близко ли, далеко ли, долго ли или медленно, вышли герои наши к горам. А горы те выше неба, длинные – за 10 лет не обойти и скалистые – не заберёшься. Но расступятся горы те, когда назовёшь, что такое масленица и перечислишь значение дней масленичной недели.

Масленица (сырная неделя) – период с конца февраля до начала марта. Проводы Понедельник – встреча, гостей встречали.зимы. Каждый день имел своё значение:  Среда – лакомка, стряпалиВторник – заигрыши, начинались катания на санках.  Пятница –Четверг – разгул. блины с самыми изысканными и вкусными приправами.  Суббота – «золовкины посиделки», в«тёщины вечёрки», ходили к тёще на блины.  Воскресенье – «прощёный день». Просилиэтот день навещали сестёр мужа.  прощение, сжигали чучело масленицы, водили хороводы, играли в снежки, катались с гор.

Учитель – И расступились горы, пропустили наших путешественников. Вышли они к синему морю. Далёко в море остров заветный. Плавает по морю один только корабль, всем не уместиться. А чтоб на корабль тот попасть, решить нужно три задачи, кто быстрее справится, тот первый и поедет.

3 задание: 

«МОРЕ» 

•1 задача: Древний Египет Дайте определение: схенти, калазирис, ускх. •2 задача: Древняя Греция Дайте определение: меандр, хитон, гиматий. •3 задача: Средние века Дайте определение: кота, камизо, барбет.

Калазирис – прямая, длиной до лодыжекСхенти – набедренная повязка. Ответы:  Ускх –рубашка на одной или двух бретелях, оставляющая грудь открытой.  Меандр –воротник-ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга.  Хитон – нижняяорнамент в виде изогнутых пересекающихся под прямым углом линий.  одежда из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали вдоль левого Гиматий –бока туловища или скреплённой на плечах двумя пряжками фибулами.  прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,7*4 м, драпировавшийся вокруг Котта – верхняя мужская одежда без рукавов, сфигуры различными способами.  Камизо – нижняя одежда с длиннымипрорезями отороченными мехом - для рук  Барбет – широкий венец с полотняной повязкой, охватывающий голову ирукавами.  подбородок.

Учитель – Быстро сказка сказывается да долго дело делается. Вот и попали наши герои на остров, где сад с яблоками молодильными растёт. Вокруг сада стена – 3 сажени вышиной, 2 сажени толщиной, у ворот стража – 33 богатыря. Чтобы с ними справиться, нужно дружными быть да сплочёнными.

4 задание: 

«САД» 

Решите кроссворд: «Народный костюм»

Учитель – Вот и попали наши герои в сад, каждая команда взяла по яблоку и по кувшину с живой водой. Только вот как быстрее домой попасть, других опередить. Ведь на кону полцарства.

5 задание:

«ВОЗВРАЩЕНИЕ» 

Нарисовать волшебную птицу, используя элементы узоров своей команды (Хохлома, Гжель, Городец), самая красивая – самая быстроходная.

III.Практическая работа. 

Выполнение рисунка волшебной птицы.

Учитель – Выпил царь живой воды, закусил яблочками молодильными и исцелился: по – прежнему стал здоровьем крепок и глазами зорок. Тут начался пир на весь мир, и я там была, мёд –пиво пила, да вот в рот не попало. А потому я вам про всё и рассказала. А царь велел тем, что первыми пришли полцарства отписать да пятёрки в журнал выставить, а других гонцов наградить подарками царскими и титул каждому присвоить княжеский.

IV.Подведение итогов, выставление оценок.

 



Предварительный просмотр:

Что означают цвета в детских рисунках


Рисунок для самого ребенка является не искусством, а скорее речью, а цвета выражением эмоционального настроения. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Не являясь профессионалом, сложно оценить уровень развития своего малыша по тем «каракулям» которые он рисует всеми доступными ему материалами способными оставить след на бумаге (и тут важно их предоставить в достаточном количестве) но мы попытаемся вам помочь.

Когда у ребенка есть выбор, это позволяет сделать очень много полезных наблюдений, одно из самых очевидных – это цвет, который преобладает в детских рисунках. Цвет расскажет нам в первую очередь о психо-эмоциональном состоянии ребенка на момент рисования.

Когда ребенок из кучки мелков или коробки карандашей выбирает цвет, в самом раннем возрасте он может еще не осознавать свой выбор. И то, что травка зеленая, он узнает позже, когда обучается говорить. В полтора или два года это еще не имеет такого значения для ребенка как сам факт того, что он может оставлять на бумаге видимый след своих мыслей. И каждая мысль малыша окрашена эмоциями.

Только к пяти годам, когда ребенок выбирает цвета, можно с уверенностью сказать, что у ребенка уже есть достаточно ассоциативного опыта для адекватного выбора. Однако к этому времени ребенок начинает рисовать «волшебные истории» и сказки, в которых все может быть иным, чем в реальном мире. И вот тут начинается самое интересное. Если рисующий красным цветом травку полуторогодовалый малыш не вызывает большого удивления, то проделывающий то же самое четырех летний ребенок уже заставляет задуматься. И не зря.

Люшером давно разработаны психологические характеристики цвета, и мы их рассмотрим ниже. Однако нельзя сразу однозначно сказать, что если ребенок все рисует черной краской, то у него депрессия, или хуже того, он отстает в развитии. Просто это повод показать его специалистам. В первую очередь педагогам и психологам. Они помогут вам разобраться в сложившейся ситуации.

Чаще, однако, дети выбирают какое либо сочетание цветов. И вот тут должна придти вам на помощь ваша родительская интуиция. Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу?

Чтобы точнее определить это, можно попробовать описать рисунок, используя понятия:

«светлый» – «темный», «яркий» – «тусклый», «гармоничный» – «негармоничный», «спокойный» – «неспокойный», «упорядоченный» – «беспорядочный», «веселый» – «грустный», «агрессивный» – «доброжелательный», «богатый» – «бедный», «тяжелый» – «легкий».

Это поможет более точно воспринять состояние ребенка. Возможно, подобный способ оценки покажется трудным. В этом случае можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом своими ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов». Ну и всегда можно и нужно обращаться к специалистам, которые вам с радостью помогут.

Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями.

Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный).

Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций.

Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом.
Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние
.

Каждый из цветов в детском рисунке имеет собственное символическое значение:
темно-синий цвет – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
зеленый цвет – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
красный цвет – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
желтый цвет – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
фиолетовый цвет – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
коричневый цвет – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;
черный цвет – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
серый цвет – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.


Наблюдайте и интересуйтесь детскими рисунками, и тогда общение с ребенком наполнится для вас более глубоким смыслом.

МБОУ «Сорская СОШ№ 3 с УИОП» Патрикеева Т.И.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хранители истории

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шаманизм

Слайд 2

Буряты Алтайцы Эвенки Ханты Ненцы

Слайд 3

Хакасия Родная религия хакасов – шаманизм.

Слайд 4

ШАМАНСТВО (шаманизм) (от эвенкийского слова шаман, саман — возбужденный, исступленный человек), ранняя форма религии. Основывается на представлении об общении шамана с духами во время камлания (ритуал, приводящий в экстатическое состояние; сопровождается пением и ударами в бубен).. Камлание

Слайд 5

Подготовка камлания ( покупка и установка различных предметов и приспособлений). Очищение (места проведения сеанса, самого шамана и шаманских атрибутов). Жертвоприношение и молитва об успехе камлания. Вызов духов – помощников. Вступление в контакт с призванными духами (иногда их вселение в шамана). Узнавание причины болезни (в случае если проводится лечебное камлание). Кормление духов (жертвоприношение). Путешествие в иные миры (если необходимо) или целительный сеанс с помощью духов – помощников. Благодарение духов. Роспуск духов. Этапы камлания

Слайд 6

Шаманский бубен васюганских хантов с изображенным трехчастным делением мира Строение мира в представлении шаманов

Слайд 7

Алтайский бубен с изображением вертикальной модели мира

Слайд 8

Бубен хакасской шаманки. А – Верхний мир; Б – Нижний мир; В – три уровня земли, отделяющие небесный мир от подземного.

Слайд 9

Трехчастное деление мира на бубне нанайского шамана Долганский бубен. Три части мира. Путешествие шамана во время камлания связаны с его перемещениями между мирами. Наиболее распространено представление о Вселенной как о трех мирах, соединенных между собой срединной осью, символизируемой Мировым Древом или Мировой горой.

Слайд 10

У каждого шамана есть духи-помощники и духи-покровители, с которыми он общается во время камлания. Именно от их количества зависит могущество шамана. Эти духи отличаются друг от друга, и от каждого он получает особые знания и возможности. Духи-помощники чаще всего имеют облик диких зверей, птиц, рыб. Духи - помощники

Слайд 11

Бурятский Якутский Эвенкийский Хакасский Ненецкий

Слайд 12

У каждого шамана, как правило, есть специальный комплект ритуальной одежды ( шаманский костюм, в который входят рубаха , маска, пояс, головной убор, халат, металлические диски, подвешивающиеся на грудь, спину или к поясу, и т. д.) и прочие элементы, применяемые во время камлания, т. е. шаманское снаряжение. Сюда же можно отнести и воображаемое снаряжение, имеющееся у некоторых шаманов (нанайцев, эвенков, хакасов, алтайцев): сани. Повозка или ездовые животные – духи. Об этом снаряжении шаманы упоминают во время камлания. С его помощью они переправляют души умерших людей в загробный мир. Шаманский костюм

Слайд 13

Хакасский шаман

Слайд 14

Костюм алтайского шамана Костюм бурятской шаманки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хакасия

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О край родной, как ты чудесен !

Слайд 2

Если ты приедешь в эти дали, Здесь оставишь сердце навсегда…

Слайд 3

… В светлых струях Стремительных рек…

Слайд 4

… Здесь природа Сама себе снится.

Слайд 5

П. Н. Сагалаков «Жарки» Цветные бабочки на тонких стебельках…

Слайд 6

В. Ощепкова «Необозримые просторы.»

Слайд 7

В. Ощепкова «Осень на Абакане»

Слайд 8

В. Ощепкова « Осенний день»

Слайд 9

К. В. Серебряков «Степь»

Слайд 10

В. Ощепкова « Хмурое утро»

Слайд 11

В. Ощепкова « Зимняя дорога»

Слайд 12

В. Ощепкова «Зима в лесу»

Слайд 13

Земля ждала обильного дождя. Березы жалкой худенькие плети, Серебряные космы ковыля Вдруг перестал терзать горячий ветер. Потяжелели влагой веки туч. Курганов грудь предчувствием дышала. Вот-вот, казалось,радостно могуч, Дождь разразится. Капелька упала в мою ладонь. Рукой встряхнула я, И вздрогнула, как женщина, земля. Н. Ахпашева.

Слайд 14

Подъехали к степной речушке. Неширокая полоска воды, вобравшая в себя синь неба, блестела между мшистых берегов. В речке мыла зеленые космы осока, вырисовывались шильца молодого камыша, веточки водяных растений, движения быстрых струй . Н. Доможаков « В далеком аале»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Сказочная Гжель"

Данный урок-проект разработан для педагогов ИЗО, работающих в 5 классах....

Презентация к уроку изобразительного искусства "Гжель" 5 класс по программе Б.М. Неменского.

Данная презентация поможет учителю познакомить школьников с особенностями народного промысла "Гжель", даст возможность учащимся узнать историю возникновения, развития, современное прочтение, ассортиме...

Конспект урока по ИЗО "Гжель", презентация к уроку

Урок может быть использован в 5 классе по теме "Гжель", или как внеклассное мероприятие....

Урок ИЗО "Голубая гжель" 5 класс

презентация к уроку 5 класса "Голубая гжель"...

сценарий проблемно-эвристического урока изобразительного искусства "Гжель" 2 класс

Сценарий проблемно-эвристического урока и презентация к уроку изобразительного искусства "Сказочная Гжель", 2 класс (программа Савенковой, Ермолинской)....

Открытый урок по теме "Гжель"

Открытый урок на тему "Гжель" с использованием приложение "Kahoot"...

разработка урока "Антонимнер хакас паза орыс соспек-сиспектеринде, таптыргастарында"

разработка урока с использованием метода "диалога культур". Тема: "Антонимнер хакас паза орыс соспек-сиспектеринде, таптыргастарында". 5 класс...