Мордовские праздничные обряды. Троица.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Гущина Татьяна Александровна

Знакомство с народными обрядами. Выполнение мини-проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mordovskie_prazdnichnye_obryady.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Мордовские праздничные обряды. Троица.»

Цель: формировать образные представления учащегося о народных праздниках, обычаях и традициях  мордовского народа.

Задачи:  предметные:  характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического); совершенствовать навыки изображения людей в движении.

Личностные: формировать  эстетические потребности – потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности; понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство; создавать условия для активизации учащихся в поиске вариантов коллективной композиции.

Метапредметные:  участвовать в художественной жизни класса, школы; проявлять себя в роли знатоков, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов; находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства; развивать творческое воображение и умение работать коллективно; создавать условия для активизации учащихся в поиске вариантов коллективной композиции.   

Тип урока:    комбинированный урок                    

Формы организации урока: фронтальная, групповая, коллективная,  индивидуальная.

Методы урока: Объяснительно-иллюстративный, проектный.

Материалы: лист формата  А1 для панно, гуашь, кисти, баночки, тряпочки,  бумага, клей, ножницы, рисунки детей.

Зрительный ряд: слайдовая презентация  с изображением народных гуляний, рисунки детей.

Литературный ряд: народное творчество: присказки, прибаутки, пословицы.

Музыкальный ряд: подборка мордовских народных песен.

 

Организационный момент (2 мин.)

Актуализация знаний ;  (5 мин.)

Изучение нового материала (15 мин.)

Динамическая пауза (3 мин.)

Включение новых знаний в систему и повторение. ( Практическая часть) (15 мин.)

Итог урока. Рефлексия.( 5 мин.)

 Ход урока:

 Организационный момент

Учитель: Здравствуйте ребята. Садитесь.

Актуализация знаний.

Учитель: Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, давайте с вами вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке.

Ответ:  на прошлом уроке мы изучали народный праздничный мордовский костюм, создавали эскиз  праздничного эрзянского костюма, украшали одежду мордовским орнаментом.

Учитель: Верно. А для чего люди украшали свою одежду орнаментом?

Ответ: Люди украшали свою одежду орнаментом для красоты. Декоративные элементы крестьянского костюма играли защитную функцию В форме, в цветовом решении, орнаменте костюма выражались черты национального своеобразия.

Учитель: Верно. На сегодняшнем уроке мы продолжим с вами разговор о том, как жили наши предки. И попробуйте отгадать о каком празднике идет речь.

Ветви у берез плетутся косами,
Клейкие листочки подросли…
Травы на лугу покрылись росами,
По утру склонились до земли…

Соберу букеты утром рано я
Из цветов неброских полевых…
Терпкие, медовые, да пряные
Запахи легко сольются в них…

В комнате тотчас запахнет свежестью,
Небом, солнцем, радугой цветной…
Праздника дыханием, да нежностью,
Радостью великой неземной…. 

Ответ: О народном празднике Троица.

Учитель: Действительно речь будет  о Троице.

Учитель:  Календарные праздники у мордвы существовали во все времена, в них наиболее полно выражалась связь человека с природой. Праздники и увеселения служили своего рода передышкой от тяжелого полевого труда. Каждый праздник отмечали по-своему. Об одном из праздников мы сегодня и будем говорить.

Учитель:   Троица – один из православных праздников отмечается как русским, так и мордовским народом.  О Троице сложено множество народных поговорок. Кто знает поговорки об этом празднике?

Ученики: Троица – граница между весной и летом.

Троица тремя праздниками богата – цветами, травами и румяным летом.

 На Троицу каждая веточка – помощник и лекарь.

 Учитель: Кульминацией всей весенне-летней обрядности был  праздник Троицы, впитавший прежние дохристианские обычаи, связанные с почитанием растительности, которая в это время распускалась и цвела. Зеленью и цветами во время летних праздников украшали дома, улицы, церкви. Девушки во время всей Троицкой недели ходили на гулянья в венках из листьев, цветов или просто втыкали цветы в волосы над ушами и вплетали их в косу. Центральным предметом Троицкого цикла была украшенная березка, вокруг которой развивались основные события. За березкой ходили девушки накануне или рано утром в Троицкий день. Троицкую березку в песнях называли «летним днем» — кизонь ши (м.), ки-зэнъ чи (э.), который девушки «приводили» в деревню. Перед этим березку несколько раз окунали в реку, прося Ведь аву «вымыть летний день». Затем ее проносили по всему селу. В конце Троицкой недели устраивался традиционный массовый карнавал Тун-донь илыпямо (э.), Тунданъ илъхтемапрважама (м.) — проводы весны, который и сейчас проводится во многих мордовских селах. Для него опять же наряжали березку, её несли впереди праздничной процессии. Главным ее персонажем была Весна — девушка с большим венком на голове. Иногда этот венок или большой букет несли на шесте или прикрепляли наверху березки. Во многих селениях каждый конец выбирал свою Весну и наряжал свою березку. Иногда вместо березки впереди процессии несли девочку, наряженную платками, а в некоторых местах — крест или фигуру из зелени и цветов. Образ Весны, которая олицетворяла дух растительности, изображали и люди (СпужалатКалинатКук-латВирь ломантъломаттъ). В костюме этих персонажей обязательно присутствовала различная зелень. Спужалат и Калинат накручивали на голову травы и ветки, пришивали к костюму листья папоротника, а Вирь ломанть (э.), ло-матть(м.) (лесные люди) и Вирь ават (лесные женщины) с ног до головы опутывались растительностью. Из ветвей, трав, цветов изготовлялись и чучела людей, животных — лошадей, женские фигуры — цветочная и конопляная молодушки, крапивная сношенька, потишкат. На последние надевались женские головные уборы и другие элементы костюма.
В праздничном шествии принимали участие и другие обрядовые персонажи — жених и невеста, дед и бабка, медведи и т. д. Навстречу им выносили угощение, обычно пиво. За это ряженые должны были петь и плясать или разыгрывать сценки, которые часто имитировали трудовые процессы. Во время движения процессии ее участники совершали разнообразные магические действия, которые должны были обеспечить здоровье людей и животных, их плодовитость. Для этого зрителей обливали вином или пивом, хлестали их ветками, цветами, пучками зелени.
Заканчивался обряд на ржаном поле или у речки. Здесь бросали березку и ри-туальный венок Весны, ряженые раскидывали цветы и ветви со своих костю-мов, разрывали на части чучела, чтобы передать посевам и воде плодоносящую силу растений. На поле девушки разбрасывали и свои кольца. Таким образом они стремились отдать земле свою молодую силу. Если же церемония оканчивалась у речки, то полагали, что вода от соприкосновения с растительностью становится целебной, недаром все участники карнавала купались в ней. А девушки, войдя в воду, били себя березовыми ветками, приговаривая : 
«Келу паз ! Пошли нам гостя (то есть ребенка)»

Учитель: Я думаю, что вы немного устали, давайте проведем с вами динамическую паузу.

 Физкультминутка

 Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

Включение новых знаний в систему и повторение

Учитель: А теперь разделимся на группы для выполнения коллективной работы «Троица» и на основе полученного материала будем делать эскизы для коллективной работы. Выбираем несколько художников они будут делать фон для нашего праздника. Другая группа вырезает и украшает березку. Третья группа будет вырезать людей в мордовских костюмах, эскизы которых мы подготовили на прошлом уроке и добавлять им украшения из цветов и веток.

Учащиеся  выполняют работу.

Во время самостоятельной работы звучит мордовская  народная музыка.

Учитель: Работы крепятся на ватман, помещенный на доске. Просмотр и выставка готовых работ, обсуждение и оценка.

Рефлексия

Учитель подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Перед вами лежит таблица из трех граф.

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

  Сегодня Вы выполняли коллективную работу. Каждый внёс свой небольшой вклад в создание этой красоты. Это получилось благодаря тому, что вы работали слаженно и сообща, так же как умели работать наши предки.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Тема: «Народные праздничные обряды».

План-конспект урока  по изобразительному искусству в 5 классе. Тема: «Народные праздничные обряды»....

Презентация Народные праздничные обряды

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим по программе под редакцией Б.Неменского....

Народные праздничные обряды. По программе Б.М. Неменского.

Получение новых знаний  на уроке искусства. Обучающиеся узнают на уроке о народных праздниках и народных праздничных обрядах....

План конспект "Народные праздничные обряды"

План- конспект  урока  изобразительного искусства в 5 классе "Народные праздничные обряды", посвящен христианской традиции росписывать пасхальные яйца....

Урок ИЗО в 5 классе "Народные праздничные обряды".

В материале представлена технологическая карта урока ИЗО в 5 классе "народные праздничные обряды"....

Народные праздничные обряды.

Русские народные праздничные обряды....

Презентация к уроку ИЗО "Народные праздничные обряды"

Презентация к уроку ИЗО "Народные праздничные обряды"...