| Сформировать образные представления у учащихся о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа. Совершенствовать навыки работы с различными материалами.
|
регулятивные: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей, умение эстетически подходить к любому виду деятельности; познавательные: овладеть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм, самостоятельно планировать пути достижения цели; коммуникативные: освоение диалоговой формы общения, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения
| Уважительно относиться к русской культуре; - понимать роль народной культуры в жизни человека; - учиться наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - учиться сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - учиться обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
|
I. Мотивационно-целевой этап Цели:
Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.- Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.
Продолжительность: 5 минут.
|
Проверка готовности учащихся к уроку
Картинки современных праздников |
| Картинки русских народных обрядовых праздников |
-Что изображено на картинках? -По какому признаку они разделены на две группы? -– Чем современные праздники отличаются от русских народных? Примерный ответ: традиционный праздник посвящается какому то событию, он имел свои традиции, обычаи, например масленица, провожают зиму, жгут чучело зимы в конце праздника, пекут блины, всю неделю ходят в гости друг к другу и угощают блинами, а современный праздник не имеет ничего, кроме даты (не будем считать нового года, 8 марта, 9 мая), где поздравляют, дарят подарки. Например день конституции, день милиции, день прокуратуры, они посвящены людям одной профессии, это их профессиональные праздники. - Назовите примеры современных праздников. -Что мы проходили на прошлых уроках? -С какой группой картинок мы можем это связать, почему? - Как будет звучать тема нашего урока? - А что такое обряд? - Как знания и умения, полученные на прошлых уроках мы можем использовать на последующих двух уроках? -Значит сегодня на уроке мы должны Узнать о…………. Использовать наши умения и навыки в……… Выполнить ………..
- Обратите внимание на критерии оценивания на сегодняшнем уроке.
|
Подготовка и проверка художественных материалов и принадлежностей.
Ученики рассуждают, отвечают на вопросы учителя, и предполагают название темы урока. Формулируют цели урока , опираясь на слова. | Личностные УУД эмоционально-положительный настрой на урок. устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?)
Метапредметные: формулируют тему, цель, проблему урока;
познавательные: интерес к предмету;
коммуникативные планирование сотрудничества с учителем, одноклассниками. Личностные: Метапредметные: формулируют тему, цель, проблему урока; определяют последовательность действий;
|
II. Процессуальный этап Цели: Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.
Продолжительность: 35 минут
| Рассказ учителя: Календарные праздники на Руси существовали во все времена, в них наиболее полно выражалась связь человека с природой. Праздники и увеселения служили своего рода передышкой от тяжелого полевого труда. Работа с учебником (в парах): - Откройте учебник на с.60 -А сколько всего в нашем учебнике страниц? (191) -Сколько страниц нам осталось еще пройти? (131) -Какую часть страниц мы уже прошли? (третью) - Просмотрите глазами текст и обратите на выделенные слова и их объяснение. Святки, Коляда (выступление) Масленица (выступление) Пасха (выступление) Зеленые святки (работа с учебником) Троица (выступление) - Что же такое праздник? - Как вы думаете, почему ни один народ не может жить без праздников?
Возможные комментарии учителя к выступлениям учащихся: Существовали всевозможные обряды. Например, святочные обряды, которые проводили в новогодние праздники. Масленичные обряды, которые включали проводы Масленицы, катание на лошадях, приготовление блинов. Без блинов не обходилась ни одна Масленица. Из соломы мастерили огромную куклу, которую вывозили в поле и сжигали, тем самым провожая зиму, холод и все тяготы. По-своему отмечалась и Пасха, после которой непременно праздновали «зеленые Святки». Девушки убегали в рощу или в лес и загадывали там заветные желания. Пели песни, водили хороводы, украшали головы плетеными венками. После жатвы крестьяне готовились к осенним праздникам. Пекли пироги, созывали родных. Праздник был народным творчеством, которому придавали огромное значение. К нему специально шили костюмы, придумывали песни и различные игры. Многие из старинных русских праздников живы и по сей день.
Математическая физминутка. Русские народные пословицы Пословицы представляют собой народную мудрость, передаваемую из поколения в поколение. У каждой группы своя пословиц: • Делу время – потехе час. • К чему душа лежит, к тому и руки приложатся. • Без труда не вытащить и рыбку из пруда. • Всякий пляшет, да не как скоморох. • Тогда пляши, когда играют. Попробуйте объяснить смысл этих пословиц.
- У вас на столах в конвертах задания, откройте их. -Определите какой праздник вам достался и к какому времени года он принадлежит. -С чего начнем работу над композицией? Задний план (деревня, с признаками времени года)(1 урок) Передний план(праздничное гулянье)(2 урок) -Выберете в группе главного художника, обсудите композицию, распределите обязанности и приступайте к работе. |
Работают с учебником в парах.
Выступления учащихся о русских народных обрядовых праздниках.
Примерный ответ: Потому, что любой народ помнит и уважает историю своей страны
Ученики отвечают на вопрос учителя, делают сравнительный анализ, высказывают свои предположения, находят правильный ответ. Выполняют упражнения
Работают в группах
Отвечают на вопросы. Определяют план работы на данный урок.
Работа над композицией в технике коллаж. | Личностные: умеют удерживать учебную задачу; Предметные: воспитание интереса к истории культуры своего Отечества, понимание красоты человека; Метапредметные: познавательные: находят ответы на вопросы; овладевают умением поиска и выделения необходимой информации; выполняют логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение; регулятивные: отличают верно, выполненное задание от неверного; коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении; аргументируют свое мнение; умение сформулировать вопрос;
|
III. Рефлексивно-оценочный этап
Цели: Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий..
Продолжительность: 5 минут. IV Домашнее задание 2 минуты
| Работа в группе по вопросам карточки:
| Обсуждают, отвечают, выстраивают план на следующий урок. | Личностные УУД: следуют моральным нормам и этическим требованиям. Метапредметные УУД: регулятивные: контролируют, оценивают процесс и результат своей деятельности; дают оценку деятельности на уроке; коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении.
|