Народные праздничные обряды. По программе Б.М. Неменского.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Получение новых знаний на уроке искусства. Обучающиеся узнают на уроке о народных праздниках и народных праздничных обрядах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo_5_klass.docx | 542.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: изобразительное искусство
5-а класс I-отделение. 1 четверть. Урок № 8 Учитель: Белешина Светлана Николаевна
Тема | Народные праздничные обряды (тема рассчитана на 2 урока) |
Педагогическая цель | Получение новых знаний учащихся о народных праздниках и народных праздничных обрядах, воспитание любви к истории, к народной культуре, способствование развитию творческой и познавательной активности, способствование усвоению навыков работы с разными материалами: бумагой, акварелью гуашью, мелками, цветными карандашами. |
Тип урока | Комбинированный урок. |
Планируемые результаты (предметные ПР) | Учащийся должен понимать роль народного праздничного обряда в жизни русского человека. Знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы. Уметь распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. |
Личностные (ЛР) | Учащийся должен: - уважать традиции и обычаи предков; - уметь самоопределяться в выборе темы и сюжета изображения; - понимать роль культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
УУД Метапредметные (МПР) | Познавательные УУД: - постановка цели, решение проблемы; - поиск и выбор информации для творческой работы; - выбор оптимальных способов достижения цели, сюжета и композиции творческой работы; - овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: – умение слушать, говорить, вступать в диалог, - распределение функции и роли в процессе выполнения творческой групповой работы; - использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий. Регулятивные УУД: – постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляция, организация места для занятий; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач; - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре. Логические УУД: – проведение анализа, сравнения, классификации, постановка и решение творческой проблемы. |
Основное содержание темы, понятия, термины. | Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Особое отражение календарные народные праздники нашли в обрядовых действиях, их символическом значении. Праздники Иван Купала, Масленица, Колядки, Праздник урожая. |
Образовательные ресурсы. | Учебник. Презентация «Народные праздничные обряды». Иллюстрации с изображениями праздничных обрядов. Бумага, акварель, гуашь, карандаши. |
Технологическая карта урока
«Народные праздничные обряды» (1 урок)
Этап урока / учебная ситуация | Цель этапа | Время | Взаимодействие в образовательном процессе | Результат этапа | |
Действия учителя | Действия обучающихся | ||||
1.Организационный этап. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности | Формирование и развитие умения оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке, мотивация к учебной деятельности. | 3 | -Приветствие. Здравствуйте ребята! Проверка готовности к уроку. Мотивирует учащихся к действию, объясняет цели и задачи на урок. Работа за экраном. Ребята найдите ошибку на доске. - какое сегодня число? Даша исправь ошибку. - как называется наш урок? - какой сегодня день? Павел исправь ошибку. | -Здравствуйте! Обучающиеся выполняет оценку / самооценку готовности к уроку по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. -Сегодня 20 октября. На доске ошибка. Я исправила ошибку. изобразительное искусство (рисование) Сегодня четверг. На доске ошибка. Я исправил ошибку. | Готовность к уроку. Понимание целей и задач урока. |
2. Актуализация знаний. | Определение усвоенного и неусвоенного материала за предыдущие уроки. | 5 | Просмотр презентации с целью повторения пройденного материала, разговор о народном искусстве. Определение пробелов в знаниях, расстановка акцентов. | Рассматривают иллюстрации, презентацию Участвуют в диалоге, вспоминают элементы украшения русской избы, виды русской вышивки, конструкцию и декор предметов народного быта и искусства, элементы русского народного праздничного костюма. | Осознание пробелов в полученных знаниях и необходимости приобретения новых знаний. |
3. Постановка учебной задачи, первичное усвоение новых знаний. | Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока, приобретение новых знаний. Коррекционная работа. | 7 | Учитель показывает презентацию «Народные праздничные обряды», обращает внимание на названия календарных народных праздников, действия людей во время обрядов, место обряда и его оформление. Учебная задача: создать коллективную работу «Народные праздничные обряды». Класс делится на группы. Ребята получают задание. Каждая группа обсуждает сюжет. Повторяет новые слова. РСВ - Послушайте и повторите: - Прочитайте выразительно: ОБРЯД, ПРАЗДНИК, ХОРОВОД -ПОВТОРИМ -Маша прочитай. -Андрей повтори -Хоровод, Обряд; -Павел назови праздники -Кирилл повтори, громко красиво. На первом уроке ребята придумывают композицию по теме Праздника. | Обучающиеся проговаривают тему, формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия, делятся на группы и начинают работать. Повторяют словарь ОБРЯД, ПРАЗДНИК, ХОРОВОД. Масленица, Рождество, Ивана Купала, праздник Осеннего снопа. Кирилл повторяет название праздников. | Обучающиеся получили представление о новой теме, стали разбираться в особенностях и отличиях народных праздничных обрядов. |
4. Решение учебной задачи. Первичная проверка понимания, выраженная в самостоятельной работе учащихся. | Открытие нового знания и умения, закрепление знаний и умений. | 15 1 | Учитель контролирует начало работы. Учитель оказывает помощь учащимся, указывает на ошибки и подсказывает методы их устранения.
Физкультминутка Здоровьесберегающие технологии. Коррекция зрения. Технология моргания. Эффект: упражнение дает хороший отдых глазам, усиливает кровоснабжение. | Обучающиеся, рассматривают учебник и иллюстрации, представленные учителем, начинают работу в карандаше на бумаге: их задача изобразить человека в народном праздничном костюме в какой-то позе и место действия обряда. Обучающиеся выполняют работы в карандаше и в цвете, ориентируясь на критерии: лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия. Выполняют упражнение Коррекция зрения. Технология моргания. | Закрепление знаний и умений: изображение человека в характерном народном праздничном костюме, избы или русской природы. Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. |
5. Оценка. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Формирование и развитие самооценки знаний и способов действий. | 5 | Учитель предлагает оценить результат деятельности учащихся, готовность творческих работ, выявить плюсы и минусы творческой работы. | Просмотр и обсуждение выполненных работ, самооценка и взаимооценка в группах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий. | Умение определять уровень овладения знанием, готовности работы, уровня овладения способом деятельности. |
6. Итог. Рефлексия деятельности. | Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения, фронтальная оценка деятельности обучающихся. | 2 | Подведем итог урока. -Ребята, скажите, чему вы научились на сегодняшнем уроке? -Вам было интересно работать? - Что нового узнали? - Какое практическое задание выполняли? Оценки за урок. Все сегодня работали замечательно. Постановка целей и задач на следующий урок. | -Ответы обучающихся. Обучающиеся участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. | Умение оценивать результаты собственной деятельности. |
7. Домашнее задание. | Повторение изученного материала. | 2 | Принести необходимые материалы для завершения работы: ножницы, клей. | Запись домашнего задания в дневник. | Подготовка к завершению творческого задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Тема: «Народные праздничные обряды».
План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Тема: «Народные праздничные обряды»....
Презентация Народные праздничные обряды
В помощь учителям изобразительного искусства, работающим по программе под редакцией Б.Неменского....
План конспект "Народные праздничные обряды"
План- конспект урока изобразительного искусства в 5 классе "Народные праздничные обряды", посвящен христианской традиции росписывать пасхальные яйца....
Урок ИЗО в 5 классе "Народные праздничные обряды".
В материале представлена технологическая карта урока ИЗО в 5 классе "народные праздничные обряды"....
Народные праздничные обряды.
Русские народные праздничные обряды....
Презентация к уроку ИЗО "Народные праздничные обряды"
Презентация к уроку ИЗО "Народные праздничные обряды"...
Конспект урока ИЗО "Народные праздничные обряды" 5 класс
Конспект урока ИЗО "Народные праздничные обряды" 5 класс...