РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 9 класс (Б.Неменский)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему
Рабочая программа по ИЗО 9 класс на 18 часов с календарно-тематическим планированием. (Б.Неменский)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Дмитряшевка
Хлевенского муниципального района
Липецкой области
Рассмотрено на заседании Утверждено
Педагогического совета приказом по школе
протокол №_____от «___»_______2016 № от 2016
Директор_______ С.А.Дедов
Рассмотрено на МО учителей…….
и рекомендовано к утверждению
Протокол № от
Руководитель МО Артамонова ВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету (курсу)
«Изобразительное искусство»
9 класс
на 2016-2017 учебный год
Смирнова Надежда Викторовна
Учитель изобразительного искусства
Высшая категория
с. Дмитряшевка
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)» для 9 класса составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М.Неменского ( 1- 9 классы).- Москва: Просвещение
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года. Рабочая программа составлена с учетом учебного плана МБОУ СОШ села Дмитряшевка на 2015- 2016 учебный год. В программе на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 9 классе -17 часов и 1 резервного часа, из расчета 0,5 ч. в неделю.
Общая характеристика предмета.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (пластическая анатомия человека), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 9 классе представляет собой расширение курса визуально- пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами ( кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.
Экран- движущая картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий ( телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных , декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе лишь после прохождения «первоискуств».
Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретет способность противостоять этому потоку, отделяя в нем позитивное от негативного.
Еще одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся в синтетическими видами искусства, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своем быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развивается (а иногда и портится).
Цель курса изобразительного искусства в 9 классе:
помочь учащимся получить представления:
-о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств,
- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах,
- о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографии и экранных искусствах,
- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды,
-о постоянном взаимодействии пространственных и временных искусств.
Учащиеся должны:
- освоить элементарную азбуку фотографирования,
- уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, применять критерии художественности, композиционной грамотности в съемочной фотопрактике.
-усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа,
- осознать технологическую цепочку производства видеофильма.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Содержание программы.
Изобразительное творчество и синтетические искусства ( кино, театр, телевидение)- 17 часов.
1 четверть
Тема «Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств»- 4часа.
Раскрывая понятие «синтетические искусства», внимание учащихся необходимо сконцентрировать на том, какова в произведениях этого вида роль изображения и доля использования живописно- графических выразительных средств ( линия, тон, цвет т.д.) при создании художественного образа. Рассматривается этот вопрос прежде всего на примере театра и кино, т.е. спектакля и фильма. ( Прослеживается взаимосвязь между изображением ив живописи и в экранных произведениях- изобразительными по совей визуальной художественной природе.)
Тема «Театр кукол» - 5 часов
Театральные куклы. Создание перчаточной куклы папье-маше, театрализованное представление.
Тема: «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.» 5 часов
Уроки посвящены фотографии. Фотография рассматривается как художественно- документальное произведение на примере искусства фотографии исследуется общее в художественно- творческом процессе для всех визуальных искусств и то специфическое, что свойственно жанру фотографии.
4четверть
Тема: «Азбука экранного искусства»- 4 часа
Визуальная природа кино и телевидения, главенство изобразительного элемента в синтетическом экранном образе.
Кино как эволюция изображения в визуальном искусстве, развитие съемочно- проекционных технологий. Кино- это изображение в движении, живущее не только на плоскости, в пространстве, но и во времени, поэтому кино- пространственно- временное искусство. Овладение азами знания киноискусства, понимание его монтажно- образной природы, когда впечатление соединяется от соединения мозаики кадров и звука. Кино- синтез слова, звука, игры актеров, музыки, но прежде всего это изображение.
Монтаж- специфика экранного искусства и его образности. Условность времени в фильме.
Распределение учебного материала по часам
№ п/п | Наименование раздела, темы | К-во часов |
1 | Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств | 4 |
2 | Театр кукол | 5 |
2 | Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств | 5 |
3 | Азбука экранного искусства | 4 |
Итого | 18 ч. | |
Характеристика видов контроля качества знаний
по изобразительному искусству.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: фрагменты фильмов, комплект уроков ИЗО в 9 классе, шедевров русского и зарубежного искусства.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.
Формирование нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни предполагает:
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимание ими роли синтетических визуальных искусств, развитие у них навыков создания пространственной , временной композиции и понимание ее принципов,
- понимание сути и задач образной интерпретации явлений жизни в визуально- зрелищных искусствах,
- формирование художественно- творческой активности.
Учащиеся должны:
- учиться анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения,
- развивать навыки создания собственных композиционных работ,
- учиться понимать, как построены образ и композиция в произведениях экранного искусства,
- познакомиться с элементарной азбукой фотографирования,
- уметь анализировать фотопроизведение,
- иметь первичные представления о творческом процессе, соотношении субъективного и объективного в искусстве.
Методическое обеспечение уроков.
- Сборник «Комплекс уроков по ИЗО». 9 класс. СD, 2010.
- А. Н. Тихомиров. Искусство итальянского возрождения.- Москва: Просвещение, 1963.
- Современная иллюстрированная энциклопедия.- Москва: Росмэн- Пресс, 2007.
- Портретная живопись в России 18 века. Из собрания Эрмитажа.- Ленинград, 1987.
- Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. -М, 1998.
- Б.М.Неменский. Твоя мастерская.- Москва: Просвещение, 2003.
- А.Ф Шембель. Основы рисунка. –М.: Высшая школа, 1994.
16. Кожохина С.К., Путешествие в мир искусства. – М.; «ТЦ Сфера», 2002.
17. Киреева Л.Г.,Саськова О.А., Рисуем кукольный спектакль. – Волгоград;Изд.»Учитель», 2008.
18. Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному искусству . – М.; Просвещение,2006.
19. Перепелкина Г.П., Искусство смотреть и видеть. – М.; Просвещение , 1982
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 9 классе
Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение) - 18 часов.
Тема: «Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств.»
№ | Тема урока | Кол-во часов | сроки | примечания | |
план. | факт. | ||||
1 | Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах. | 1 | |||
2 | Театр и экран- две грани изобразительной образности | 1 | |||
3 | Сценография. или театрально - декорационное искусство- особый вид художественного творчества. | 1 | |||
4 | Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска. | 1 | |||
5 -8 | Театр кукол | 4 | |||
9 | Театрализованный показ проделанной работы. | 1 |
Тема: «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.» 5 часов
10 | Художник и художественные технологии. Грамота фотографирования и операторского мастерства. | 1 | |||
11 | Фотография- расширение изобразительных возможностей. Всеобщность законов композиции. | 1 | |||
12 | Выбор места, объекта и ракурса съемки. | 1 | |||
13 14 | « Мой фотоальбом». | 2 |
Тема: «Азбука экранного искусства» 4 часа
15 | Из истории кино. Кино-жанры. | 1 | |||
16 | Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры. | 1 | |||
17 | Каждый народ Земли- художник | 1 | |||
18 | (Резерв) Вечные истины искусства | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛОЖЕНИЕ о Рабочей программе по учебному предмету (курсу)
Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения Рабочей программы учебного предмета (курса)....
УЧЕБНАЯ (РАБОЧАЯ) ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ (КУРСУ)« АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» 5-9 класс УМК "Forward"
Программа курса английского языка для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 5-6 класс ( Б. Неменский)
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 класс ФГОС (Б.Неменский)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 7 класс
Рабочая программа по ИЗО 7 класс (Б. Неменский) с календарно-тематическим планированием....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 8 класс (с липецким компонентом)
Рабочая программа 8 класс по ИЗО с календарно-тематическим планированием (Б.Неменский) с добавлением липецкого компонента....
Программа по учебному предмету "История изобразительного искусства" на 5 лет
Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства "Живопись" по предмету "История изобразительного искусства" 5 лет....
Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ» для 10 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-х -классов разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29 декабря...