РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 8 класс (с липецким компонентом)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Смирнова Надежда Викторовна

Рабочая программа 8 класс по ИЗО с календарно-тематическим планированием (Б.Неменский) с добавлением липецкого компонента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Дмитряшевка

Хлевенского муниципального района

 Липецкой области

Рассмотрено на заседании                                             Утверждено

Педагогического совета                                          приказом по школе

протокол №_____от «___»_______2016              №     от                      2016

                                                                               Директор_______ С.А.Дедов

Рассмотрено на МО учителей…….

и рекомендовано к утверждению

Протокол №       от

Руководитель МО Артамонова ВА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету (курсу)

«Изобразительное искусство»

8 класс

на 2016-2017 учебный год

Смирнова Надежда Викторовна

Учитель изобразительного искусства

Высшая категория

с. Дмитряшевка

Пояснительная записка.

Статус документа

Программа по «Изобразительному искусству» для 8-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и учебного плана Липецкой области.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитание и развитие учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом и знакомит учащихся с особенностями Липецкой области.

Общая характеристика учебного предмета

        Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.

        Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры – используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.)

        Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.)

        Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры, и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной.

        Каждый современный человек живёт в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.

        Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности – изобразительный, декоративный, конструктивный).

Цель программы:

Основной целью разработанной рабочей программой является формирование художественной культуры учащихся через творческий подход к познанию искусства разных исторических эпох. Этому способствует активная поисковая и практическая деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время: подготовка сообщений и видео - экскурсий, изображение архитектурных форм на плоскости и в объеме, организация

Экспресс - выставок и защита коллективных художественных проектов.

В задачи преподавателя изобразительного искусства входит:

- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьников;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Обсуждение работ чрезвычайно активизирует внимание учащихся, они с готовностью в нем участвуют. Полезно обсуждать и достоинства, и недостатки работ. Учащиеся сами находят слова (образы) для выражения своего эмоционального отношения.

Опираясь на эмоциональную активность учащихся, необходимо направлять обсуждение в нужное русло.

Многие декоративные и конструктивные работы выполняются на уроках в процессе коллективного творчества. Выполненные коллективно декоративные панно и конструктивные задания могут стать хорошим украшением интерьера школы.

Учащиеся должны знать:

  • как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
  • особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
  • основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
  • Историю зарождения культуры Липецкого края
  • Особенности каменного и деревянного зодчества, архитектурные стили, использованные в строительстве архитектурных ансамблей, знаменитых архитекторов нашего края.
  • Иметь представление о проблемах современного народного искусства Липецкой области.

Учащиеся должны уметь:

  • конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
  • моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
  • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
  • конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
  • использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
  • владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
  • использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки.

Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.

Содержание программы.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.

ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА- 35 часов

1четверть

Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств (9ч.)

Архитектура. Виды архитектуры. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет - элемент композиционного творчества. Искусство шрифта. Буква - строка –текст. Текст и изображение как элементы композиции. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.  Многообразие форм полиграфического дизайна.

2четверть

Художественный язык конструктивных искусств.  В мире вещей и зданий (7ч.)

Объект и пространство.   Архитектура - композиционная организация пространства различных объемных форм.  Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Важнейшие архитектурные элементы здания.  Единство художественного и функционального в вещи.    Роль и значение материала и конструкции.  Цвет в архитектуре и дизайне.  Стиль в искусстве – это мироощущение времени.

3четверть

Древние корни Липецкого искусства (11ч.)

Архитектурное наследие.  Город сквозь времени страны. Стиль в искусстве – это мироощущение времени. Живое пространство города. Город, село, микрорайон, улица. Предметы быта и утварь в крестьянском жилище. Народная одежда Липецкого края. Каменная архитектура Липецкого края. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.  Дизайн – средство создания интерьера.  Природа и архитектура Липецкого края Проектирование города: архитектурный замысел.

4четверть

Народные художественные промыслы и декоративное искусство Липецкой области в прошлом и настоящем. (8 ч.)

Романовская игрушка. Глиняная посуда и гончарный промысел. Тряпичная кукла. Липецкая вышивка. Елецкое кружево. Традиционные местные промыслы (Липецкие узоры, Лоскутная техника, Батик, Гобелен, Художественная обработка кожи). Праздники и обряды.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА. 35 часов.

1 четверть. Тема «Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств» (9 ч.)

Тема урока

Кол-во часов

сроки

примечания

план.

факт.

1

Архитектура. Виды архитектуры. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

1

2

Прямые линии и организация пространства.

1

3

Цвет - элемент композиционного творчества.

1

4

5

Искусство шрифта. Буква - строка –текст.

2

6

Текст и изображение как элементы композиции.

1

7

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.

1

8

9

Многообразие форм полиграфического дизайна.

Обобщение темы четверти.

2

2 четверть. Тема «Художественный язык конструктивных искусств.  В мире вещей и зданий» (7 ч.)

10

Объект и пространство.   Архитектура - композиционная организация пространства различных объемных форм.

1

11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм.

1

12

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

13

Единство художественного и функционального в вещи.

1

14

Роль и значение материала и конструкции.

1

15

Цвет в архитектуре и дизайне.

1

16

Стиль в искусстве – это мироощущение времени.

1

3 четверть. «Древние корни Липецкого искусства»

17

Архитектурное наследие.  Город сквозь времени страны.

1

18

Стиль в искусстве – это мироощущение времени.

1

19

Живое пространство города.

1

Природа Липецкого края.

20

Город, село, микрорайон, улица.

1

21

Предметы быта и утварь в крестьянском жилище.

1

22

Народная одежда Липецкого края.

1

23

Каменная архитектура Липецкого края.

1

24

Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

1

25

Дизайн – средство создания интерьера.

1

26

27

Природа и архитектура Липецкого края. Проектирование города: архитектурный замысел.

2

4четверть. Тема «Народные художественные промыслы и декоративное искусство Липецкой области в прошлом и настоящем». (8 ч.)

28

29

Романовская игрушка

2

30

Глиняная посуда и гончарный промысел.

1

31

Тряпичная кукла

1

32

Липецкая вышивка.

1

33

Дизайн современной одежды. Елецкое кружево.

1

34

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Традиционные местные промыслы (Липецкие узоры, Лоскутная техника, Батик, Гобелен, Художественная обработка кожи)

1

35

Праздники и обряды. Моделируя себя, моделируешь мир.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о Рабочей программе по учебному предмету (курсу)

Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения Рабочей программы учебного предмета (курса)....

УЧЕБНАЯ (РАБОЧАЯ) ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ (КУРСУ)« АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» 5-9 класс УМК "Forward"

Программа курса английского языка для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений составлена на основе Фундаментального ядра содержания об­щего образования, требований к результатам основного об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 5-6 класс ( Б. Неменский)

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 класс ФГОС (Б.Неменский)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 7 класс

Рабочая программа по ИЗО  7 класс (Б. Неменский) с календарно-тематическим планированием....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 9 класс (Б.Неменский)

Рабочая программа по ИЗО 9 класс на 18 часов с календарно-тематическим планированием. (Б.Неменский)...

Программа по учебному предмету "История изобразительного искусства" на 5 лет

Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства "Живопись" по предмету "История изобразительного искусства" 5 лет....

Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ» для 10 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-х -классов разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29 декабря...