РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 8 класс (с липецким компонентом)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему
Рабочая программа 8 класс по ИЗО с календарно-тематическим планированием (Б.Неменский) с добавлением липецкого компонента.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Дмитряшевка
Хлевенского муниципального района
Липецкой области
Рассмотрено на заседании Утверждено
Педагогического совета приказом по школе
протокол №_____от «___»_______2016 № от 2016
Директор_______ С.А.Дедов
Рассмотрено на МО учителей…….
и рекомендовано к утверждению
Протокол № от
Руководитель МО Артамонова ВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету (курсу)
«Изобразительное искусство»
8 класс
на 2016-2017 учебный год
Смирнова Надежда Викторовна
Учитель изобразительного искусства
Высшая категория
с. Дмитряшевка
Пояснительная записка.
Статус документа
Программа по «Изобразительному искусству» для 8-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и учебного плана Липецкой области. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитание и развитие учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом и знакомит учащихся с особенностями Липецкой области.
Общая характеристика учебного предмета
Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.
Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.
Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры – используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.)
Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.)
Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры, и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной.
Каждый современный человек живёт в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.
Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности – изобразительный, декоративный, конструктивный).
Цель программы:
Основной целью разработанной рабочей программой является формирование художественной культуры учащихся через творческий подход к познанию искусства разных исторических эпох. Этому способствует активная поисковая и практическая деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время: подготовка сообщений и видео - экскурсий, изображение архитектурных форм на плоскости и в объеме, организация
Экспресс - выставок и защита коллективных художественных проектов.
В задачи преподавателя изобразительного искусства входит:
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьников;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Обсуждение работ чрезвычайно активизирует внимание учащихся, они с готовностью в нем участвуют. Полезно обсуждать и достоинства, и недостатки работ. Учащиеся сами находят слова (образы) для выражения своего эмоционального отношения.
Опираясь на эмоциональную активность учащихся, необходимо направлять обсуждение в нужное русло.
Многие декоративные и конструктивные работы выполняются на уроках в процессе коллективного творчества. Выполненные коллективно декоративные панно и конструктивные задания могут стать хорошим украшением интерьера школы.
Учащиеся должны знать:
- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
- Историю зарождения культуры Липецкого края
- Особенности каменного и деревянного зодчества, архитектурные стили, использованные в строительстве архитектурных ансамблей, знаменитых архитекторов нашего края.
- Иметь представление о проблемах современного народного искусства Липецкой области.
Учащиеся должны уметь:
- конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
- использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки.
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Содержание программы.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА- 35 часов
1четверть
Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств (9ч.)
Архитектура. Виды архитектуры. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет - элемент композиционного творчества. Искусство шрифта. Буква - строка –текст. Текст и изображение как элементы композиции. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Многообразие форм полиграфического дизайна.
2четверть
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий (7ч.)
Объект и пространство. Архитектура - композиционная организация пространства различных объемных форм. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Важнейшие архитектурные элементы здания. Единство художественного и функционального в вещи. Роль и значение материала и конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне. Стиль в искусстве – это мироощущение времени.
3четверть
Древние корни Липецкого искусства (11ч.)
Архитектурное наследие. Город сквозь времени страны. Стиль в искусстве – это мироощущение времени. Живое пространство города. Город, село, микрорайон, улица. Предметы быта и утварь в крестьянском жилище. Народная одежда Липецкого края. Каменная архитектура Липецкого края. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Дизайн – средство создания интерьера. Природа и архитектура Липецкого края Проектирование города: архитектурный замысел.
4четверть
Народные художественные промыслы и декоративное искусство Липецкой области в прошлом и настоящем. (8 ч.)
Романовская игрушка. Глиняная посуда и гончарный промысел. Тряпичная кукла. Липецкая вышивка. Елецкое кружево. Традиционные местные промыслы (Липецкие узоры, Лоскутная техника, Батик, Гобелен, Художественная обработка кожи). Праздники и обряды.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА. 35 часов.
1 четверть. Тема «Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств» (9 ч.)
№ | Тема урока | Кол-во часов | сроки | примечания | |
план. | факт. | ||||
1 | Архитектура. Виды архитектуры. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. | 1 | |||
2 | Прямые линии и организация пространства. | 1 | |||
3 | Цвет - элемент композиционного творчества. | 1 | |||
4 5 | Искусство шрифта. Буква - строка –текст. | 2 | |||
6 | Текст и изображение как элементы композиции. | 1 | |||
7 | Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. | 1 | |||
8 9 | Многообразие форм полиграфического дизайна. Обобщение темы четверти. | 2 |
2 четверть. Тема «Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий» (7 ч.)
10 | Объект и пространство. Архитектура - композиционная организация пространства различных объемных форм. | 1 | |||
11 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. | 1 | |||
12 | Важнейшие архитектурные элементы здания. | 1 | |||
13 | Единство художественного и функционального в вещи. | 1 | |||
14 | Роль и значение материала и конструкции. | 1 | |||
15 | Цвет в архитектуре и дизайне. | 1 | |||
16 | Стиль в искусстве – это мироощущение времени. | 1 |
3 четверть. «Древние корни Липецкого искусства»
17 | Архитектурное наследие. Город сквозь времени страны. | 1 | |||
18 | Стиль в искусстве – это мироощущение времени. | 1 | |||
19 | Живое пространство города. | 1 | |||
Природа Липецкого края. | |||||
20 | Город, село, микрорайон, улица. | 1 | |||
21 | Предметы быта и утварь в крестьянском жилище. | 1 | |||
22 | Народная одежда Липецкого края. | 1 | |||
23 | Каменная архитектура Липецкого края. | 1 | |||
24 | Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. | 1 | |||
25 | Дизайн – средство создания интерьера. | 1 | |||
26 27 | Природа и архитектура Липецкого края. Проектирование города: архитектурный замысел. | 2 |
4четверть. Тема «Народные художественные промыслы и декоративное искусство Липецкой области в прошлом и настоящем». (8 ч.)
28 29 | Романовская игрушка | 2 | |||
30 | Глиняная посуда и гончарный промысел. | 1 | |||
31 | Тряпичная кукла | 1 | |||
32 | Липецкая вышивка. | 1 | |||
33 | Дизайн современной одежды. Елецкое кружево. | 1 | |||
34 | Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Традиционные местные промыслы (Липецкие узоры, Лоскутная техника, Батик, Гобелен, Художественная обработка кожи) | 1 | |||
35 | Праздники и обряды. Моделируя себя, моделируешь мир. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛОЖЕНИЕ о Рабочей программе по учебному предмету (курсу)
Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения Рабочей программы учебного предмета (курса)....
УЧЕБНАЯ (РАБОЧАЯ) ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ (КУРСУ)« АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» 5-9 класс УМК "Forward"
Программа курса английского языка для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 5-6 класс ( Б. Неменский)
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 класс ФГОС (Б.Неменский)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 7 класс
Рабочая программа по ИЗО 7 класс (Б. Неменский) с календарно-тематическим планированием....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 9 класс (Б.Неменский)
Рабочая программа по ИЗО 9 класс на 18 часов с календарно-тематическим планированием. (Б.Неменский)...
Программа по учебному предмету "История изобразительного искусства" на 5 лет
Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства "Живопись" по предмету "История изобразительного искусства" 5 лет....
Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ» для 10 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-х -классов разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29 декабря...