Сатирические образы человека.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Знакомство учащихся с приемами художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительного искусства – карикатурой и ее разновидностями .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сатирические образы | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительное искусство 6 класс.
Тема: Сатирические образы человека.
Цель: познакомить учащихся с переплетением понятий, «правда жизни и языка искусства», приемов художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительного искусства – карикатурой и ее разновидностями .
Планируемые результаты: понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ.
Личностные: учебно-познавательная мотивация, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности, оценивание усваиваемого материала.
Регулятивные: соотнесение известного и неизвестного, определение последовательности действий, прогнозирование результатов, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, способность к выбору.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритма действий, самостоятельный учет установленных ориентиров действия, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, нацеливание на получение продукта- результата деятельности.
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД, технология оценивания | |
Действие учителя | Действие ученика | ||
I. Мотивация к учебной деятельности. | Приветствую, успокаиваю, усаживаю. - Сегодня на уроке вам понадобятся: альбом, простой карандаш, ластик, цветные материалы (цв. карандаши, акварель). Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, Или в робе водолаз, Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина Называется – Портрет. | Приветствуют учителя. Отгадывают загадки Анализируют материал, определяют значение данных для результата своей деятельности на данном уроке. | регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. | На протяжении всей четверти, мы говорим о портрете. - Давайте вспомним, что же такое портрет и какие виды его существуют? (прием «Мозговой штурм») Портрет, это, прежде всего изображение головы человека. А есть ли какие-то правила при выполнении построения рисунка? У вас у каждого есть карточка с правилом, верные они ли нет, проверьте и обоснуйте свой ответ.
А всегда ли мы, рисуя портрет, сохраняем пропорции? - И что же происходит с рисунком? | Фронтальная работа. Повторяют изученный ранее материал. Работа всего класса. Анализ изображений. | регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; |
III. Выявление места причины затруднения. | Рисуя портрет, художник старается передать внешнее сходство, т.е. сделать рисунок реалистичным, сохранить при этом пропорции. - Скажите, можно ли нарисовать портрет с искаженными пропорциями, и будет ли это портрет? Существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, искажается, передается более остро, и тогда возникают новые образы. | Формулируют тему урока. | регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. | Тема урока тесно связана с жанром портрета, поскольку речь идёт об изображении человека. Остаётся только выяснить, о каком именно изображении идёт речь. «Сатирические образы человека» - Скажите, какова цель нашего урока? Вам предстоит узнать о новых формах изображения человека, существующих в изобразительном искусстве. Сегодня будем знакомиться с сатирическим жанром, его видами, возможностями и своеобразием | Формулируют тему урока. | регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; -под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке |
V. Реализация построенного проекта. | «Смешное убивает», - говорят французы. Художник-сатирик беспощадно и гневно высмеивает недостатки и пороки людей, приносящих вред обществу. Самой распространенной формой сатирического жанра в изобразительном искусстве является карикатура. - Что такое карикатура? Карикатура (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать) – это Сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями. Карикатура – это жанр изобразительного искусства (обычно графики, но необязательно), являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей. Карикатура - изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее отрицательные черты отдельного человека или какой-нибудь группы людей с целью их разоблачения и осмеяния. Как особый сатирический жанр карикатура сложилась в конце XVIII - начале XIX в. во Франции. Жанр получил развитие в графике и стал острейшим орудием политической борьбы и агитации. В периоды революций и общественных потрясений всегда расцветало искусство карикатуры. Язык художников – карикатуристов был понятен народу: ведь они боролись против зла и насилия. Это политическая карикатура. Наибольший подъём и расцвет политической карикатуры наблюдался во Франции в период революционного подъёма – Великой французской революции 1789 г. и революции 1848 г. Блестящим мастером политической карикатуры был французский художник второй половины XIX в. Оноре Домье. В своих произведениях он обличал алчность и духовную пустоту правительства. «Законодательное чрево». - Что видим? Почему художник так изобразил людей? «Адвокаты». В России после 1917 г. карикатура становится одним из ведущих жанров политической наглядной агитации. Исключительная роль принадлежала карикатуре в годы Великой Отечественной войны: в плакатах, листовках, фронтовых газетах художники – карикатуристы бичевали и жестоко высмеивали врага. Ведущими мастерами этого жанра были знаменитые художники, работавшие под псевдонимом Кукрынисты. Кукрыниксы. Сложную обстановку во внешней и внутренней политике они отражали в карикатурах. «Трюк с бомбой». «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Их произведения, в карикатурной манере изображавшие фашистов, вызывали не только справедливый гнев и ненависть, но и презрение к врагу, укрепляли веру в победу. - Что же такое карикатура и какова её цель? (Разоблачить, высмеять, показать в неприглядном виде и выставить напоказ отрицательные качества). Другая форма сатирического жанра – шарж. - Что такое шарж? Шарж Шарж - (от франц. )– искаженное изображение, шуточное или сатирическое изображение кого-нибудь с карикатурным подчеркиванием наиболее характерных внешних черт. Шаржи делаются на людей, к которым автор относится очень хорошо, с большим уважением, дружественно. Смех его чисто приятельский. В шаржах должно сочетаться полное портретное сходство, точная и меткая характеристика людей с остроумным и комическим преувеличением характерных черт. Однако в этом жанре не позволяется никакое подчеркивание физических недостатков, ничего задевающего личное достоинство. Шарж – карикатурный портрет, где остро и резко преувеличены такие черты внешности человека, в которых особенно чувствуется его характер. Обычно это портретное изображение. Внешнее сходство соблюдается, но наиболее характерные черты специально подчёркиваются и выделяются. Портретность шаржа резко отличает его от карикатуры. Добродушно-ироническое настроение определяет, так называемый, дружеский шарж. | Исследование проблемных вопросов, с помощью рассуждений | регулятивные: - умение самостоятельно извлекать нужную информацию |
VI. Первичное закрепление во внешней речи. | - Что такое карикатура? - Что такое шарж? Мы рассмотрели примеры, а какие средства выразительности используют художники при выполнении сатирических изображений? Физминутка «Улыбка сатиры» Рыдает дуреха Как будто ей плохо. Бьет ножкой об пол. Так долго кричала, Что всех напугала. | Исследование проблемных вопросов, с помощью рассуждений Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм действий) | регулятивные: - умение самостоятельно извлекать нужную информацию |
VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Итак, мы подошли к практической работе. –Выполните рисунок с изображением сатирического литературного героя из произведения А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Воспользуйтесь памяткой «Карикатурятам»: – Нарушение пропорций вызывает смех! – Асимметрия не повредит карикатуре! – Изменяя одну часть лица, изменяйте и другую! – Расстояние между глаз слишком большое или слишком маленькое – это тоже смешно! – Объедините нос с глазами ниточкой, получится буква «Т», растяните ее в стороны или по вертикали – это весело! – Одежда велика или мала, так и надо! – Голова больше туловища? Здорово! – Ноги короче рук, тоже не плохо! – Предметы вокруг героев карикатуры кривые, непропорциональные – замечательно! – Желаю удачи! | Работают индивидуально, выполняют самопроверку, устраняют допущенные недочеты, сравнивают полученный результат с аналогом. | регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; -под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке |
VIII. Включение в систему знаний и повторение. | Выставка работ
| Дети выполняют задание по выработанному алгоритму | регулятивные: - умение поэтапно регулировать свою деятельность при выполнении творческой работы; -умение предвосхищать результаты, увидеть то, что будет целью; - анализировать правильность выполнения задания; -осуществлять самоконтроль; -умение грамотно вносить необходимые изменения |
IХ. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. | Оцените свою работу на уроке: – Что тебе нужно было сделать? – Ты выполнил работу? – Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей? – Что бы ты хотел изменить в своей работе? – Как бы ты оценил свою работу? На столе стоит копилка-шарж. После окончания урока учащиеся должны бросить монетку в копилку в том случае, если им понравился урок, всё удалось в практическом задании. Те учащиеся, которые считают, что по окончании урока у них остались какие-то пробелы, оставляют монетку на столе. Уборка рабочего места. | Оценивают свою работу. | регулятивные : - осуществлять самоконтроль; -давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками); - установление связи между целью деятельности и её результатом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сатирические образы человека
Данная презентация знакомит учащихся с понятием " сатирический образ" человека в искусстве, с разновидностями карикатуры и приёмами создания дружеских шаржей....
Урок ИЗО в 6 классе "Сатирические образы человека"
Презентация для 6 класса пр программе Б.Неменского "Сатирические образы человека"...
Конспект и самоанализ урока по изобразительному искусству в 6 классе "Сатирические образы человека"
Конспект урока и презентация по изобразительному искусству "Сатирические образы человека"...
Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 6 классе.«Сатирические образы человека»
Урок составлен на основе программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского. Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 6 классе.«Сатирические образы человека»...
Сатирические образы человека
Урок по ФГОС 6 класс по программе Неменского Б.М....
"Сатирические образы человека"
В презентации представлен материал о карикатуре и ее разновидностях (шарж, лубок, гротеск)...
Урок ИЗО в 6 классе по теме "Сатирические образы человека"
Урок построен на основе системно-деятельного подхода. Содержание урока включает в себя теоретическую и практическую часть. В приложении даны две презентации и оценочный лист....