Сатирические образы человека
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

tamila-osmanva@rambler.ru

Урок по ФГОС 6 класс по программе Неменского Б.М.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Разработка урока по изобразительному искусству для 6 класса на тему

«Сатирические образы человека»

Технологическая карта изучения темы.

Предмет

Изобразительное  искусство

Класс

6

Тип урока

Комбинированный

Технология построения       урока

Проблемно-диалогическая

Тема

Сатирические образы человека

Цель

Задачи:

Создание условий для духовно-нравственного развития личности, формирование умений планировать  свою творческую деятельность,  содействие  эстетическому воспитанию учащихся.

- познакомить учащихся с переплетением понятий, «правда жизни и языка искусства», приемов художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительного искусства – карикатурой и ее разновидностями;

 Образовательные: формирование знаний о видах сатирического жанра: карикатуре и шарже; формирование навыков и  умений в создании сатирических образов человека; повторение и закрепление знаний по жанру портрета;

Развивающие: развитие искусствоведческих знаний и творческих способностей, развивитие познавательных потребностей, интересов и склонностей;  развивитие пространственных представлений,

совершенствование умений последовательного ведения работы;

Воспитательные: воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, усидчивость, аккуратность.

-развитие способности выражать в творческой работе свое отношение к образу человека

-развитие способности самостоятельно усваивать новые знания;

-развитие коммуникативных качеств

Основные термины  и понятия

карикатура, шарж, гротеск, лубок.

Зрительный ряд

О. Домье «Законодательное чрево», «Адвокаты», «Дон Кихот»; Э.Мордмилович шарж на В.Мейерхольда, фото В. Мейерхольда; П. Корин «Портрет Кукрыниксов»,

Кукрыниксы - политическая карикатура; А. Жеребко, шаржи на артистов; К. Шредер. Карикатурный шарж; К. Куксо, шаржи на артистов; детские работы. Презентация «Сатирические образы человека».

Материалы и принадлежности к уроку

бумага, простой карандаш, фломастеры, учебник.

Технология изучения.

Этапы урока

Формируемые умения

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный

(этап мотивации).

Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

умение брать на себя ответственность и инициативу

Познавательные  УУД:

- действия  исследования, поиска, отбора необходимой информации,

моделирование изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

1.Добрый день ребята!

Я прошу вас проверить как организовано ваше рабочее место.

 Какой жанр изобразительного искусства мы изучаем в этой четверти? (Портрет)

- Что такое портрет? (Изображение конкретного человека).

-Что вкладывает в изображение человека художник?

Проверка готовности рабочего места

Рассуждения учащихся

Моделирование изучаемого материала

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Метапредметные  УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

-обсуждать задание

Активизация мыслительных операций (анализ, классификация и т.д.) и  познавательных процессов (внимание, память).

1. Каким может быть портрет по композиции?

2. Перечислите виды портрета.

3. Дайте характеристику этим видам.

Все вышеперечисленные виды портрета представляют реалистическое изображение, в котором художник, достаточно точно, передает сходство с внешним обликом человека. Но существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается более остро, и тогда возникают новые образы

Фиксирование интеллектуальных затруднений

3.Постановка учебной проблемы.

Познавательные УУД - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации

- Метапредметные УУД

регулятивные:

- умение самостоятельно извлекать нужную информацию

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

предметные:

- правильно владеть художественными терминами;

 коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-умение грамотно ( точно , понятно и развёрнуто)выражать свои мысли   с помощью разговорной речи ,во время ответов.

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися

 Попытайтесь сформулировать цель нашего урока. Тема урока  тесно связана с жанром портрета, поскольку речь идёт об изображении человека. Остаётся только выяснить, о каком именно изображении идёт речь. Вам предстоит узнать о новых формах изображения человека, существующих в изобразительном искусстве.

 Сегодня будем знакомиться с сатирическим жанром, его видами, возможностями и своеобразием

 Высказывание мнений

Формулировка цели совместно с  учителем

4.Формулирование  учебной проблемы, планирование действий.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке .

Личностные УУД

-осознание необходимости самосовершенствования

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

С какими проблемами мы встретимся, изучая эту тему?

Где мы возьмем нужную информацию?

Предложите план  нашей работы

Выделение проблемы урока

Составление плана

учебной деятельности

5.Открытие нового знания

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определение границ знания-незнания);

-смысловое чтение;

-определение основной и второстепенной информации

коммуникативные:

инициативное сотрудничество в парах в поиске и сборе информации

 регулятивные:

- умение сохранять заданную цель

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя

Предметные:

- умение владеть художественными терминами

Личностные УУД:

- осознание, исследование и принятие ценностей  и смыслов

Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений,

 их коррекция.

 В решении наших проблем поможет наш друг – учебник. Стр. 116.

Работа с учебником

Обмен мнениями с соседом по парте

6. Первичная проверка понимания

регулятивные:

- четко определять цель своего ответа на данном этапе урока

коммуникативные:

- умение слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные УУД:

- способность решения проблем

Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений,

 их коррекция.

Уточняем, правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы.

Показ презентации «Сатирические образы человека»

Организация проверки выполнения задания

Устные ответы учащихся, их анализ

Просмотр презентации по ходу ответов

7.Применение новых знаний.

регулятивные:

- умение  поэтапно регулировать свою деятельность при выполнении творческой работы;

-умение предвосхищать результаты, увидеть то, что будет целью;

- анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;

-умение грамотно вносить необходимые изменения

предметные:

- владение художественными материалами и художественными средствами рисунка для выражения своего замысла

познавательные:

- проводить анализ своей творческой деятельности;

-проводить сравнение, объясняя его критерии;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

коммуникативные:

-умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками

Личностные УУД:

-профессиональное самоопределение

-творческое самовыражение

Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

Задание творческой работы на уроке: выполнить дружеский шарж на товарища, литературного героя или артиста или выполнить серию линейных рисунков – юмористический рассказ.

Показ вариантов  учебной работы на экране

 Соблюдение определённого плана своих действий,  работа над рисунком, коррекция

8. Домашнее задание

Личностные УУД:

-умение осознавать и объяснять мудрость устройства русской избы;

-умение эмоционально настроится

на выполнение задания;

-умение осмысленно увязать учебные задачи с реальными жизненными целями

 Подобрать иллюстрации из газет и журналов с изображением сатирических образов, описать их, придумать к ним текст соответствующего содержания; индивидуальное задание по желанию: подготовить сообщение о творчестве одного из карикатуристов.

Осознание смысла  выполнения домашнего задания

9.Рефлексия учебной деятельности

Личностные УУД

-способность отстаивать свою нравственную позицию в искусстве

Метапредметные УУД

регулятивные :

- осуществлять самоконтроль;

-давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками);

 - установление связи между целью  деятельности и её результатом

коммуникативные:

-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли;

- умение вести диалог

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

В конце урока выставка   с обсуждением  работ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА Урок изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского

Слайд 2

2 САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА

Слайд 3

Оноре Домье «Законодательное чрево»

Слайд 5

Карикатура Шарж Лубок Гротеск Разновидности сатирического рисунка

Слайд 6

Карикатура ( итал . caricatura , от caricare — нагружать, преувеличивать). Жанр изобразительного искусства (обычно графики, но необязательно), являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей. Сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями.

Слайд 7

Карикатура – юмористический рисунок Дени «Немецкий зверь» Борис Ефимов. «Гитлер. Зарисовка с натуры» Карикатура –жанр политической сатиры

Слайд 8

Гротеск – это художественный образ, стиль или жанр, основанный на фантастике, смехе, , причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального. Он появился в культуре Древней Греции и широко используется в различных видах искусства по настоящее время.

Слайд 9

Гротеск – это причудливый образ Никас Сафронов «Неуловимая» Арчимбольдо Джузеппе. «Вертуми» , Император Рудольф II. 1590г.

Слайд 10

Шарж - (от франц.)–искаженное изображение, шуточное или сатирическое изображение кого-нибудь с карикатурным подчеркиванием наиболее характерных внешних черт В шаржах должно сочетаться полное портретное сходство, точная и меткая характеристика людей с остроумным и комическим преувеличением характерных черт. Однако в этом жанре не позволяется никакое подчеркивание физических недостатков, ничего задевающего личное достоинство

Слайд 11

Шарж – это юмористическое изображение (обычно портрет) Автор неизвестен Дружеский шарж на Дроздова Н.Н. Автор неизвестен. «Шарж на Михаила Жванецкого»

Слайд 12

Лубок - это народная (фольклорная) картинка. С середины 17в. на Руси впервые появились печатные картинки, называемые «фряжскими» (иностранными). Затем эти картинки называли «потешными листами», во второй половине 19 в. их стали называть лубками. В лубке никогда не было горя или плача. Он только радовал и веселил, да иногда обличал, но это делал с большим юмором и достоинством. Лубок вселял в людей веру в себя, в свои силы.

Слайд 13

Лубок - это народная (фольклорная) картинка Гармонист, гармонист, давай с тобой ссорится Ты играй, а я плясать, кто скорей уморится.

Слайд 14

Определите соответствующие им понятия. 1. Юмористический или сатирический рисунок. 2.Юмористический или сатирический портрет. 3. Народная (фольклорная) картинка. 4.Причудливый (фантастический) образ.

Слайд 15

1. Юмористический или сатирический рисунок.

Слайд 16

2.Юмористический или сатирический портрет .

Слайд 17

3. Народная (фольклорная) картинка.

Слайд 18

4.Причудливый (фантастический) образ.

Слайд 19

4 3 2 1 Разновидности сатирического рисунка

Слайд 20

«Гротескный реализм в живописи" Иероним Босх «Несение креста» 1500 г .

Слайд 21

Сатирические образы в живописи П.А.Федотов. П.А. Федотов. Завтрак аристократа . П.А. Федотов. Свежий кавалер.

Слайд 22

Сатирические образы в живописи В.Г. Перова «Чаепитие в Мытищах». 1862 г. «Приезд гувернантки в купеческий дом. 1866г .

Слайд 23

Выдающемся создателем сатирического образа литературного героя был художник-иллюстратор А. А. Агин. Ноздрев. Поэма Гоголя Н.В. « Мертвые души.» Плюшкин. Поэма Гоголя Н.В. « Мертвые души.»

Слайд 24

Приемы создания сатирических образов и дружеских шаржей Карикатура не должна слишком отрываться от оригинала, который должен оставаться узнаваемым. За любым преувеличением должен угадываться подразумеваемый персонаж.

Слайд 25

Онере Домье. Карикатура на короля Луи Филиппа. Шаг за шагом, подчеркивая самое характерное в обрюзгшем старческом лице короля, выдающийся французский художник XIX века О. Домье довел изображение до обыкновенной груши!

Слайд 26

Задание: Выполнить рисунок дружеского шаржа

Слайд 27

Сделай сатирический рисунок литературного героя, преувеличив его характерные качества. О. Домье «Дон Кихот» Т.Маврина « Баба – Яга»

Слайд 28

Придумай и нарисуй в нескольких линейных рисунках юмористический рассказ – весёлую историю из жизни ребят во дворе или в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сатирические образы человека

Данная презентация знакомит учащихся с понятием " сатирический образ" человека в искусстве, с разновидностями карикатуры и приёмами создания дружеских шаржей....

Урок ИЗО в 6 классе "Сатирические образы человека"

Презентация для 6 класса пр программе Б.Неменского "Сатирические образы человека"...

Конспект и самоанализ урока по изобразительному искусству в 6 классе "Сатирические образы человека"

Конспект урока и презентация по изобразительному искусству "Сатирические образы человека"...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 6 классе.«Сатирические образы человека»

Урок составлен на основе  программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского. Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 6 классе.«Сатирические  образы человека»...

"Сатирические образы человека"

В презентации представлен материал о карикатуре и ее разновидностях (шарж, лубок, гротеск)...

Урок ИЗО в 6 классе по теме "Сатирические образы человека"

Урок построен на основе системно-деятельного подхода. Содержание урока включает в себя теоретическую и практическую часть. В приложении даны две презентации  и оценочный лист....

конспект урока и презентация "Сатирические образы человека"

конспект урока и презентация "Сатирические образы человека"...