Рабочая программа по искусству 9 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Филиал
МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области в с. Крутец»
«Рассмотрено» Руководитель МО __________/Исаева Л.В./ Протокол № 1 от « » августа 2016 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР филиала МОУ «Ерышовская СОШ» _________/Бузин А.А./ « » августа 2016 г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ « Ерышовская СОШ » __________/ Березкина Л.А./ Приказ № _____ от «___»___________2016 г. |
Программа по учебному курсу
«Искусство»
9 класса
Чигирева Александра Александровна
2016- 2017 учебный год
2.Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для IX класса рассчитана на изучение изобразительного искусства на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Данная программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник, обеспечивающий ее реализацию, на особенности учащихся данного класса.
Цель — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Задачи:
-формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
-освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
-формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
-развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
-формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
-развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
-овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
-овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МОУ «Ерышовская СОШ».
Данная программа рассчитана на 1 год – 9 класс. Общее число учебных часов в 9 классе – 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебные недели)
3. Планируемые предметные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты.
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Коммуникативные:
Выпускник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные:
Выпускник научится:
Основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничения понятия;
обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
основам ознакомительного, изучающего, успокающего и поискового чтения;
структуировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
Основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключение (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Регулятивные:
Выпускник научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временной перспективе;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Предметные результаты
Выпускник научится:
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны;
отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
Выпускник получит возможность научиться:
добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа.
4. Содержание курса «Искусство»
Название темы | Кол-во часов | Изучаемые в теме вопросы |
Тема 1. «Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств» | 10 | Знакомство с понятием « синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Пространственно- временной характер произведений синтетических искусств. Знакомство с видами театрально- зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента. Как и с кем работает художник- постановщик. Театральное здание и устройство сцены. Искусство и специфика театрального костюма. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актера. Знакомство с видами театральных кукол и способами работы с ними. |
Тема 2. «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств» | 10 | Знакомство с ролью художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино. Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии. Становление фотографии как искусства. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения. Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции при построении фотокадра. Свет - изобразительный язык фотографии. Свет в натюрморте и в пейзаже. Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии. |
Тема 3. «Азбука экранного искусства» | 6 | Новый вид изображения- движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. Фильм, как последовательность кадров. Немые фильмы, черно- белые фильмы, цветные фильмы, реклама и телевизионные клипы. Жанры кино: анимационный, игровой и документальный фильм. Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. Новые способы получения изображения. Компьютерная графика. |
Тема 4. «Фильм- искусство и технология » | 8 | Процесс творчества и его составные: сочинение, воплощение и восприятие произведения; их нерасторжимая связь в любом виде искусства. Личные связи человека с окружающим его искусством. Реальность и фантазия. Роль каждой из групп пластических искусств в жизни человека и причины разности образных языков этих искусств. Национальная, историческая, региональная специфика этих искусств. Вторая половина 20 века в искусствах Америки, Европы, России. Отсутствие единства развития. Постмодернизм и реализм в искусстве России. |
5.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Материально- техническое обеспечение | Дата проведения | Количество часов |
Изобразительный язык и эмоционально - ценностное содержание синтетических искусств. | ||||
1 | Синтетические искусства и изображение. | Книги, журналы, фотографии видеоклипы, сценографии спектаклей, интерьеры зданий, фрагменты фильмов. | 1 | |
2 | Роль и место изображения в синтетических искусствах. | Бумага, гуашь. | 1 | |
3 | Театр и экран - две грани изобразительной образности | Афиши, изображения костюмов, грима театральных и киноактеров | 1 | |
4-5 | Сценография. или театрально - декорационное искусство - особый вид художественного творчества. | Афиши, изображения декораций к спектаклям | 2 | |
6 | Сценография как искусство и производство | Афиши, изображения декораций к спектаклям | 1 | |
7-8 | Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска.. | Афиши, изображения декораций к спектаклям | 2 | |
9 | Театр кукол | Видеофильмы с кукольным спектаклем | 1 | |
10 | Театрализованный показ проделанной работы. | Видеофильмы с кукольным спектаклем | 1 | |
Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств. | ||||
11 | Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств. | Фотоаппарат, тетрадь по искусству | 1 | |
12 | Фотография - расширение изобразительных возможностей. | Демонстрация съемочных аппаратов и их изображений. | 1 | |
13 | Грамота фотографирования и операторского мастерства. | Фотоработы известных мастеров | 1 | |
14 | Всеобщность законов композиции. | Фотоработы известных мастеров | 1 | |
15 | Выбор места, объекта и ракурса съемки. | Фотоработы известных мастеров | 1 | |
16 | Художественно- изобразительная природа творчества оператора. | Натурные постановки, фотоработы известных мастеров | 1 | |
17 | Фотография - искусство светописи. Натюрморт и пейзаж - жанровые темы фотографии. | Натурные постановки, фотоработы известных мастеров | 1 | |
18 | Человек и фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета. | Фотоработы известных мастеров | 1 | |
19 | Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения. | Презентация по теме урока | 1 | |
20 | « Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся. | Работы обучащихся | 1 | |
Азбука экранного искусства | ||||
21 | Кино- запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж. | Сообщения подготовленные обучающимися | 1 | |
22 | Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка. | Фрагменты фильмов Эйзенштейна | 1 | |
23 | Из истории кино. Кино-жанры. Документальный фильм. | Фрагменты зарубежных и отечественных фильмов | 1 | |
24 | Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры. | Презентация по теме урока | 1 | |
25 | Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. | Фрагменты зарубежных и отечественных фильмов | 1 | |
26 | Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм. | Фрагменты зарубежных и отечественных фильмов | 1 | |
Фильм - искусство и технология | ||||
27 | О природе художественного творчества. | Работы извесных художников | 1 | |
28 | Связь искусства с жизнью каждого человека | Фрагменты зарубежных и отечественных фильмов | 1 | |
29 | Искусство среди нас | Работы обучающихся | 1 | |
30 | Каждый народ Земли- художник | Фрагменты зарубежных и отечественных фильмов | 1 | |
31 | Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры | Сообщения подготовленные обучающимися | 1 | |
32 | Синтетические искусства. Их виды и язык. | Презентация по теме урока | 1 | |
33 | Современные проблемы пластических искусств. | Фрагменты видеозаписей | 1 | |
34 | Вечные истины искусства (обобщение темы) | Работы обучащихся | 1 |
6 Литература
Учебные пособия:
Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство. 8-9 класс.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Учебно-методическая литература:
Фрагменты фильмов Г.Козинцева, А. Тарковского, Н.Михалкова, Д. Вертова.
Фрагменты фильмов У.Диснея.
С.И. Пономарькова. Декоративное оформительское искусство в школе.- Москва: Просвещение, 1976.
А. Н. Тихомиров. Искусство итальянского возрождения.- Москва: Просвещение, 1963.
Современная иллюстрированная энциклопедия.- Москва: Росмэн- Пресс, 2007.
Портретная живопись в России 18 века. Из собрания Эрмитажа.- Ленинград, 1987.
Н.Н.Ростовцев. Методика преподавания ИЗО в школе. Москва: Просвещение, 1998.
.Б. Рылова. Изо в школе.-М.,1992.
Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. -М, 1998.
Школа изобразительного искусства под редакцией А.Н. Пономарева.- М., 1998.
В.В.Шоган. Технология личностно- ориентированного урока.-М.,2003.
Б.М.Неменский. Искусство вокруг нас.- Москва: Просвещение, 2003.
Б.М.Неменский. Твоя мастерская.- Москва: Просвещение, 2003.
А.Ф Шембель. Основы рисунка. –М.: Высшая школа, 1994.
Кожохина С.К., Путешествие в мир искусства. – М.; «ТЦ Сфера», 2002.
Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному ис-
кусству . – М.; Просвещение,2006.
ИКТ-средства
-Компьютер
-CD диски
-Наглядные пособия *таблицы *картинки *рисунки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...
Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского
Рабочая программа по искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...
Рабочая программа по искусству 8-9 класс (Уровень: общеобразовательная программа, базовый уровень)
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству Примерной учебной программы основного обра...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...
Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеево...
Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс
Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...