Роль и значение народного искусства в эстетическом воспитании обучающихся
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Яловая Мария Викторовна

 

Роль и значение народного искусства

 в эстетическом воспитании обучающихся

 М.В. Яловая

 Учитель изобразительного искусства

 МБОУ «ООШ № 27» Г.Майкоп

 

        Содержание образовательной области ФГОС «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

       Главными фактором в художественно-эстетическом воспитании и развитии обучающихся является искусство, прежде всего народное искусство, во множестве своих проявлений, окружающее любого из нас с самых ранних лет. Народное искусство – является синтезом красоты, чистоты и  нравственности, ему отводится особая роль в сближении, породнении разных этносов, проживающих на одной общей территории.

       Основной задачей реализации содержания предметной области Искусство, является  развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произ­ведений изобразительного искусства. Содержание образовательной области ФГОС «Художественно-эстетическое развитие» формируется с учётом социо­культурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс, через изучение и восприятие искусства художественной культуры народа национальности другими народами этого же региона, видится создание благоприятных предпосылок для дружбы между людьми разного национального свойства, сохранение взаимного уважения и мирного существования.

     Предметная область Искусство в урочной и во внеурочной деятельности раскрывает возможности каждой возрастной группы к  выражению в творческих работах своего отношения к окружаю­щему миру.     

      Главным, в  эстетическом воспитании и развитии личности в условиях реализации ФГОС общего образования, должна быть забота о нравственном мире ребенка, забота о воспитании восприятия окружающей нас жизни по «законам красоты».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Роль и значение народного искусства

 в эстетическом воспитании обучающихся

 М.В. Яловая

 Учитель изобразительного искусства

 МБОУ «ООШ № 27» Г.Майкоп

 

            «В период детства мышление мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наследными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчество»

В.А. Сухомлинский

            Содержание образовательной области ФГОС «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

        Главными фактором в художественно-эстетическом воспитании и развитии обучающихся является искусство, прежде всего народное искусство, во множестве своих проявлений, окружающее любого из нас с самых ранних лет. К тому же народное искусство по своей наглядности зачастую доступнее восприятию ребенка, нежели профессиональное. Народное искусство – является синтезом красоты, чистоты и  нравственности, ему отводится особая роль в сближении, породнении разных этносов, проживающих на одной общей территории.

         Одним из требований к предметным результатам образовательной области ФГОС «Художественно-эстетическое развитие» является сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.

        Содержание образовательной области ФГОС «Художественно-эстетическое развитие» формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс, через изучение и восприятие искусства художественной культуры народа национальности другими народами этого же региона, видится создание благоприятных предпосылок для дружбы между людьми разного национального свойства, сохранение взаимного уважения и мирного существования.

         «Помогая детям узнать прошлое своего города, его искусство, мы воспитываем в них способность постигать душу другого народа»

                                                                                                    В.Н. Полунина

           В научных трудах выдающихся ученых двадцатого столетия: Бакушинского А.В.,  Выготского А.С., Библира В., Неменского Б.М., Шпикаловой Т..Я., Некрасовой М.А.. с достаточной ясностью и глубиной изложены вопросы возрождения народного искусства и принципиальные подходы к реализации идей художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения.  Народное прикладное искусство, музыка, фольклор представляют собой неразрывные компоненты народной культуры и должны восприниматься  в из единстве дополняя и обогащая друг друга. Духовная художественная культура народа должна изучаться в комплексе как единая целостная система.

          В современных условиях все еще актуальна работа над возрождением национальной художественной культуры Адыгеи, возможность детям других национальностей знакомиться с адыгейским народным искусством, ценностями национальной художественной культуры. Важное значение в осуществлении поставленных задач имеет учебная программа по изобразительному искусству для школ Адыгеи разработанная  – старшим методистом Центра стратегии развития среднего общего образования и организационно-методической поддержки программ АРИПК А.М. Ланиным. Эта программа опирается на национальные традиции адыгейского народа, его художественную культуру, а главное программа построена с учетом богатых традиций народного декоративно-прикладного искусства.

       Основной задачей реализации содержания предметной области Искусство, является  развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства.Предметная область Искусство в урочной и во внеурочной деятельности раскрывает возможности каждой возрастной группы к  выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.  

        В программе «Изобразительное искусство» подробно рассматриваются ряд наиболее значимых для усвоения курса понятий: «художник как личность», «живопись», «графика», «скульптура», «портрет», «пейзаж», «натюрморт», «творчество художников анималистов», «наша Родина – Россия в произведениях изобразительного искусства». Немало важное значение занимает изучение раздела «декоративно-прикладное искусство». Дети знакомятся с удивительными, полными очарования образами русского народного декоративно-прикладного искусства, созданными в таких традиционных центрах народного промысла, как Хохлома, Гжель, Жостово, Городец, Полхов-Майдан. Сообразна специфика изобразительного искусства, его наглядности, художественной образности при рассматривании и выполнении заданий следует максимально использовать иллюстративные материалы. В программе В.С. Кузина в разделе «Декоративное рисование» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают привить детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Основными конструкциями программы являются принципы, через которые четкой мыслью проходит связь с народным искусством, традициями народной культуры. Немало важное значение имеет то, что эту программу, возможно,  интерпретировать в разных национальных школах. Интерпретация и на национальную и на мировую культуру в этой программе очень проста, но имеет огромное нравственное значение.

             Важнейшая задача эстетического воспитания – научить ребенка видеть в красоте окружающего мира (природе, искусстве, человеческих отношениях) духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе.

                                                                                                  В. А. Сухомлинский

             Народное искусство в национальной культуре страны занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов чувств; воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм. Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые из поколения в поколение, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

            Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна школьникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Это требует от педагога более глубокого изучения творческого опыта народных мастеров, овладение навыками изображения народного орнамента, соответствующий организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством и обучению их умению создавать узоры по мотивам украшения изделий быта, костюма и др.

           Основные формы орнаментирования изделий складывались в тесном взаимодействии со своеобразием истории культуры народа, с особенностями его жизненного уклада и быта, трудовой деятельности, окружающей природы климатических условий и наличия природных материалов. В ходе длительного исторического процесса формирования национальных традиций орнаментирования были созданы способы обработки природного материала мотивы узоров, их композиционный и цветовой строй.

           Содержание орнаментов народные художники черпают из окружающей жизни, но они не просто копируют ее образцы,  а отвлекаясь от индивидуальных особенностей конкретного цветка, птицы, животного или насекомого, свободно перерабатывают их в декоративные формы. Но, несмотря на то, что в орнаментах образы передаются плоскостно, изменяются их реальные формы, пропорции, нарушаемая естественное соотношение размеров, узоры наделяются сочным цветом, трепетом жизни, они по своему реальны.

             Народное декоративно-прикладное искусство обладает большими возможностями для вариативной трактовки композиции орнамента, отличающейся симметричностью, уравновешенностью его элементов.

Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определенные явления, конкретные настроения и переживания. Народные умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному материалу.  Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем источником всего живого на земле.

            Умелое осуществление взаимосвязи разных видов работы по изобразительной деятельности – важное средство активизации художественного творчества детей. Овладение техникой изображения народных орнаментов расширяет кругозор ребят, у них появляются возможности для более разностороннего применения полученных знаний и умений в разных видах деятельности.

         Образцы народного искусства дают воспитателю – преподавателю богатейший материал, который он должен уметь правильно и целенаправленно использовать, равномерно распределяя между занятиями, с учетом спецификации создания народного орнамента разными средствами: в росписи, аппликации, мозаики. Выбор техники изображения диктуется характером и мотивом узора. Например, разновидности орнаментов русской народной росписи таких широко известных художественных центрах как Хохлома, Городец, Жостово и другие наиболее ярко отображаются детьми в технике кистевого рисунка.

           Наше национальное русское декоративно-прикладное искусство славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут посуда, одежда, игрушки, пряники, резные наличники ворота, кованые решетки, расписные платки, ювелирные украшения – всего и не счесть!

          На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места, где сложился и развивается определенный вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы. Это Хохлома, Жостово,  Городец, Полхов-Майдан, Гжель, Палех, богородская деревянная игрушка, дымковская, филимоновская, абашевская, глиняная игрушка.  

           Пониманием учителем и способность приобщить учеников к сущностным основам народной культуры будет способствовать духовному развитию молодежи нового тысячелетия.

                                                                                           Т.Я.Шпикалова

           Главным, в  эстетическом воспитании и развитии личности в условиях реализации ФГОС общего образования, должна быть забота о нравственном мире ребенка, забота о воспитании восприятия окружающей нас жизни по «законам красоты».

Рисунок ребенка не только отражает его ощущения, представления о добре и зле, окружающей жизни фантазии и мечты  рисунок за частую свидетельствует о том мире симпатий и личностного отношения к людям.

Мир прошлого и настоящего в произведениях мастеров народного художественного творчества. Их сказки, песни, узоры, памятники зодчества становятся хорошим Учителем наших детей, учителем вкуса, меры художественной формы, выражения чувств и мыслей.

Если удаться наших детей с детства соединить с искусством, научить их  читать эту древнею и молодую «книгу жизни человека», если нам удаться соединить их с лучшими памятниками народного искусства, то тем самым будут созданы условия для воспитания новых поколений – людей обогащенных искусством, живущих в постоянном общении с ним.

Литература:

1.Учебно-методическое обеспечение Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

2.Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана

3. Кузин В. С, Яременко Е. О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе. – 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2009. – 224 с.

4. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

5. А.М.Ланин «Программа по изобразительному искусству и художественным ремёслам для начальных классов общеобразовательных школ республики Адыгея»

6. О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в эстетическом воспитании обучающихся посредством искусства флористики

Программа занятий студии "Флоренталь" составлена с учетомВсестороннего развития личности; Возрастных и индивидуальных особенностей детей;Сознательности, творческой активности и самостоятель...

Использование инновационных технологий в эстетическом воспитании обучающихся посредством искусства флористики. Выступление на конференцию

   В настоящее время в России идет становлении новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается сущес...

Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ОВЗ на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Эстетическое воспитание на уроках биологии необходимо для всестороннего развития школьников, поскольку оно стимулирует присущую им от рождения способность чувствовать и воспринимать прекрасное в...

«Синтез искусств в эстетическом воспитании школьников»

Введение……………………………………………………….3  Часть I.1.1  Историческое развитие форм синтеза искусств………..7 1.2  Синтез искусств ………………………………………….11  ЧастьII.2.1 ...

Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании подростка

Статья "Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании подростка"...

Роль физической культуры и спорта в эстетическом воспитании обучающихся.

Эстетическое развитие личности начинается в ранней детстве.Воспитывая музыкальный, художественный вкус у детей на уроках физической культуры необходимо помнить, что чем выше эстетический уровень содер...

«Значение проектной деятельности в эстетическом воспитании учащихся на уроках технологии»

laquo;Значение проектной деятельности в эстетическом воспитании учащихся на уроках технологии»...