Роль физической культуры и спорта в эстетическом воспитании обучающихся.
статья на тему

Рьянова Оксана Викторовна

Эстетическое развитие личности начинается в ранней детстве.Воспитывая музыкальный, художественный вкус у детей на уроках физической культуры необходимо помнить, что чем выше эстетический уровень содержания материала, используемого на уроках, тем быстрее стабилизируются навыки культурного поведения учащихся.Физическая культура прививает личности любовь к «прекрасному», учит её видеть и чувствовать красоту окружающий действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Рьянова Оксана Викторовна                                                                                                    учитель физической культуры                                                                                              МБОУ «ООШ № 33»                                                                                                                Кемеровская область,                                                                                                           г.Киселёвск.                                                                                                              Rokca1@yandex.ru                                                                                                                          Ryanova Oksana Viktorovna        

                          teacher of physical culture                                                                                                                           MBOU " school number 33 "                                                                                                Kemerovo region,                                                                                                               g.Kiselёvsk .                                                                                                            Rokca1@yandex.ru

Роль физической культуры и спорта                                                                                           в эстетическом воспитании обучающихся.                                                                                      The role of physical education and sport students in aesthetic education .

Аннотаци: Эстетическое  развитие личности  начинается в ранней детстве. Воспитывая музыкальный, художественный вкус у детей на уроках физической культуры необходимо помнить, что чем выше эстетический уровень содержания материала, используемого на уроках, тем быстрее стабилизируются навыки культурного поведения учащихся. Физическая культура прививает личности любовь к «прекрасному», учит её видеть и чувствовать красоту окружающий действительности.                                                                                            

Annotate: Aesthetic development of the personality begins in early childhood. Nurturing musical and artistic taste in children at lessons of physical culture it is necessary to remember that the higher the aesthetic level of content material used in class, the faster you stabilize the skills of cultural behavior of students. Personality physical culture instills a love of "perfect", teaches her to see and feel the beauty of the surrounding reality.

Ключевые слова:  «эстетическое воспитание», «физическая культура», искусство,музыка.                                                                                                                  Keywords: "aesthetic education", physical education, art,music.                

Особую актуальность в последнее время приобретает проблема эстетического воспитания подрастающего поколения, возрождение традиций культуры народов Российской Федерации. Общественно-политические изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране, выдвинули новые требования к  образованию и воспитанию подрастающего поколения.                            Впервые термин «эстетическое воспитание» употребил Ф.Шиллер. Он предлагал понимать под эстетическим воспитанием не только формирование способности понимать искусство, но и формирование с его помощью целостного человека.   Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Очень трудно сформировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в ранней детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. В процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные творческие способности. Процесс формирования творческих способностей детей и подростков предполагает организацию художественного творчества на основе природных задатков, запросов и интересов с учётом собственных склонностей и желаний. Поэтому эстетическое воспитание выполняет свои задачи в тесном взаимодействии с другими видами воспитания: нравственным, трудовым, правовым, художественным и физическим. Так, как я учитель физической культуры, предлагаю подробно остановиться на физическом воспитании.

Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим заключается в том, что, с одной стороны, физическое воспитание расширяет сферу эстетического воздействия на человека, с другой – эстетическое воспитание повышает эффективность физического за счёт внесения в него положительного эмоционального момента и дополнительных привлекательных стимулов к занятиям физическими упражнениями. Внутренняя связь физического и эстетического воспитания основана на том, что их основная цель : формирование человека нового общества, а физическое совершенство является частью эстетического идеала. Перед эстетическим воспитанием в процессе занятий физическими упражнениями стоят следующие специфические задачи:

- воспитание эстетических чувств и вкусов в области физической культуры;                                      - воспитание эстетической оценки тела и движений человека;                                                                   -воспитание умений находить и оценивать прекрасное в поведении товарищей и в окружающей обстановке.

К средствам эстетического воспитания в процессе двигательной деятельности относятся прежде всего разнообразные виды самого физического воспитания.  В каждом из них учитель может указать своим ученикам на моменты прекрасного. На уроках физической культуры следует использовать музыку, простую по форме и содержанию, жизнерадостную и бодрую по характеру. Музыка одно из могучих средств эстетического воспитания. Использование музыки на уроках физической культуры в школе содействует созданию правильных представлений о характере движений, вырабатывает выразительность, точность и индивидуальность в манере исполнения упражнений, концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность, усиливая эффект выполняемых упражнений, и улучшая педагогический процесс предмета. Упражнения, сопровождающиеся музыкой способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и координации движений. Учитель  должен подобрать соответствующую музыку, ориентируясь всегда на детский песенный материал (если это начальная школа) и более молодёжный ( если это средняя и старшая школа). Средствами эстетического воспитания являются также праздники и выступления, природные и гигиенические условия, а также  обстановка занятий, специальные средства художественного воспитания  в процессе занятий ( использование музыки и произведений искусства) и т.п.

Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания можно охарактеризовать следующими методами:

-эмоционально-выразительное объяснение физических упражнений, образное слово;

-технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упражнения, который бы вызвал чувство восхищения прекрасным;

-практическое приучение к творческим проявлениям красоты в двигательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями.                                                               Воспитывая музыкальный, художественный вкус у детей на уроках физической культуры необходимо помнить, что чем выше эстетический уровень содержания матери ала, используемого на уроках, тем быстрее стабилизируются навыки культурного поведения учащихся, приобретается правильная осанка, последовательно развивается мускулатура и движения становятся плавными и разнообразными, с красивой координацией.

Не нужно забывать, что неотъемлемой частью физической культуры и спорта является искусство. Большое внимание уделяется музыкальному сопровождению и ритму выполнений движений. Кроме того, для каждой программы спортивных соревнований подбираются костюмы, особые элементы спортивного инвентаря – с целью сделать выступление зрелищным, оказать огромное воздействие и неизгладимое впечатление на зрителей.  Для того чтобы зритель получил эстетическое наслаждение от увиденного, почувствовал красоту и грациозность движений, соприкоснулся с « прекрасным» и духовно обогатился. Таким образом, физическая культура и спорт осуществляют эстетическое воспитание личности. Красота, изящество, точность и плавность движений, не могут не вызывать чувство восторга и радости. При виде красочного, зрелищного спортивного выступления человек получает удовольствие и наслаждение от «прекрасного», что способствует удовлетворению его эстетических потребностей. Физическая культура прививает личности любовь к «прекрасному», учит её видеть и чувствовать красоту окружающий действительности, наполняет внутренний мир индивида духовными ценностями, а также развивает эстетический вкус у человека и повышает уровень его эстетической культуры. А, как известно, человек с высоким уровнем развитости эстетической культуры способен отличать подлинную красоту от ложной, способен созидать «прекрасное» своими поступками и действиями, иными словами такой человек будет творить и распространять добро и красоту в нашем мире.

Список  литературы:

  1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия»,2000.- 480с.
  2. Система эстетического воспитания школьников / Под редакцией С.А. Герасимова.М., 1983. – С.13

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕСТО И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ.

Работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья....

Доклад "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни школьников"

Основные направления деятельности по формированию здорового образа жизни школьников посредством физической культуры и спорта включает в себя создание условий для развития физической культурой и спорта...

О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует реше...

Реферат на тему: О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни учащихся

повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни учащихся...

Роль физической культуры и спорта в перевоспитании трудных подростков.

С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблем...

Роль и значение народного искусства в эстетическом воспитании обучающихся

Роль и значение народного искусства в эстетическом воспитании обучающихся М.В. Яловая Учитель изобразительного искусства МБОУ «ООШ № 27» Г.Майкоп...

Статья "Роль физической культуры и спорта в системе патриотического воспитания молодежи ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса" (Дарижапов М.Д., руководитель физического воспитания ГБПОУ БКТиС), 2022 г.

Исследованы возможности физической культуры в воспитании патриотизма у студентов ГБПОУ «БКТиС», определены эффективные формы патриотического воспитания с использованием средств физической ...