Методические рекомендации и сценарий проведения народного гуляния "Масленица"
методическая разработка по теме
В методической рекомендации подробно описывается ход проведения традиционного праздника, проводимого на "Городской станции юных туристов" г.Ногинска, а также подборка подвижных игр во время проведения "Масленицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий проведения "Масленицы" | 48.5 КБ |
Подвижные игры на праздник "Масленица" | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Клуб «Горница»
Сценарий «Праздник Масленица»
Ведущие: Черкасова В.А., старшие воспитанники клуба «Горница»
Участники: Члены клуба «Горница», Учащиеся школ микрорайона, родители детей.
Действующие лица:
(одеты в народные костюмы, рубахи, сарафаны, в костюмы скоморохов)
-семь дней масляничной недели являются семью действующими лицами (первая, вторая, третья и т.д.)
-масленица
-1-ый парень
1-ая девущка
-2-ой парень
-2-ая девушка
-1-ый скоморох
-2-ой скоморох
Материал к мероприятию:
Праздник проводится для детей разного возраста на улице, на подготовленной для праздника площадке. Площадка украшена яркими разноцветными лентами, в центре-ярмарочное колесо, «столб» с сувенирами. Игровые площадки (описание игр ниже).
Звучит русская народная музыка.
Оформление: в виде ярмарочной площади, на столах стоят самовары с чаем и блюда с блинами.
Материалы для беседы о празднике
Масленица – древний обрядовый праздник, длившийся неделю и начинавшийся за 8 недель до весеннего полнолуния. Как известно, Масленица – это прощание с зимой и встреча с весной. Значение его так велико, что это позволило ему стать одним из немногих русских народных календарных праздников, традиции которого, пусть и в очень усеченной форме, но сохранились до сих пор.
Сущность праздника в том, что Масленица, представляет собой границу между старым и новым. Масленичные обряды и обычаи выявляют идеи противостояния холода, мрака, смерти свету теплу жизни. Великое переходное состояние – время опасное: все как бы выворачивается наизнанку, балансирует между нормой и антинормой. Отсюда, кстати, отмена некоторых запретов в поведении людей на Масленицу поэтому, все в это опасное время объединяются и помогают друг другу. Живые поминают умерших обрядовой поминальной пищей – блинами. Молодые навещают старших, старшие – привечают молодых. Идею единения выражает и форма круга – круговое катание на лошадях, круговая пляска, и складчина – от каждого двора – по полену, по веточке в общий костер. У молодых на Масленицу – ещё одна обязанность: демонстрацией своей жизненной силы помочь природе обновиться. Этой идее обязаны своим возникновением многие масленичные обычаи, которые со временем стали развлечением. Таковы: взятие и разрушение снежной крепости – оплота зимы, состязательные игры, в которых надо было показать ловкость, быстроту, силу, выносливость, кулачные бои, катание на санях. К рождению нового надо было подготовиться и путем очищения. Очищались огнем, сжигая старый хлам, остатки скоромной пищи, чучело Масленицы, наряженное в женское тряпье с блином или сковородой в руке. Очищались водой, моясь в Чистый понедельник – первый день Великого поста – в бане. Перемывали посуду, выкуривали масленичный дух испарениями уксуса с раскаленного камня, «полоскали рот» после обилия скоромных кушаний. Очищались духовно и поклоном, прося друг у друга прощение за вольные и невольные обиды в вечер Прощеного воскресения – последнего дня Масленицы.
Эти идеи – память о предках, единение с ними, друг с другом, с природой, стремление к духовной чистоте определяют собой внутренний многослойный драматический сюжет обрядов и обычаев не только праздника Масленицы, но и всего календарного периода, включающего в себя как части единого целого Масленицу, Великий пост, Пасху.
Православная церковь особенно поддерживала прощальную часть Масленицы, это находилось в соответствии с учением Христа о прощении ближних, о смирении и любви к ним: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный…» (Евангелие от Матфея, ч.6, 14-15). Законы нравственности – любви и прощения – едины во все времена. Перед проведением праздника Масленицы необходимо вместе с детьми провести подготовительную работу: сделать чучело Масленицы, праздничные шесты с изображением солнца, весны; подготовить маски, костюмы.
Если есть горки, придумать и сделать «Ледянки» или «катушки - рогошки», клеенки облитые водой и подмороженные, или захватить на праздник сынки, лыжи. Участвуют в празднике театральный и фольклорный песенный коллектив, для игр и соревнований привлекаются зрители. Праздник проводится в дни, определяемые календарем, а не раньше или позже, в противном случае лучше дать ему другое название, например, Проводы зимы, Веснянки, Встреча весны и т.п.
ХОД ПРАЗДНИКА
(в предлагаемом сценарии в один день «Прощеное воскресение» проводится и разыгрывается весь недельный праздник)
Начало праздника: на площадку, где подготовлены все необходимые атрибуты, выходит одна девушка. Звучит песня «Воротечки» группы «Иван Купала».
1 девушка : Звал – позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор.
1 парень: Душаль моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!
(По очереди выбегают дети, наряженные скоморохами в масках, с шестами):
1-ый: Я – понедельник, называют меня «встреча», потому что Масленицу встречаю.
2 –ой: Я – вторник, называют меня «заигрищ», потому что игрища начинаю, ряженных вожу по домам.
3-ий: Я – среда, называют меня «лакомкой», потому что очень много сладостей едят.
4-ый: Я – четверг, называют меня «широким четвергом», потому что самый веселый и ненасытный день.
5-ый: Я – пятница, называют меня «тещин вечерок», потому что мой папа ходит к бабушке на блины.
6-ой: Я – суббота, называют меня «посиделками», потому что все родные в гости друг к другу ходят, долго сидят, много едет и беседуют.
7-ой : Я – воскресенье, «прощенный день», потому что все друг у друга прощения просят да приговаривают: «Да не зайдет солнце во гневе вашем. Простите меня!»
Все: Так приезжай к нам, Масленица, на широкий двор на горках покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться! Приезжай, приезжай, приезжай!
(звучит песня «А мы Масленицу сустречали…» («Иван Купала»)).
Появляется Масленица – нарядная девушка выезжающая на тройке «скоморохов».
1 парень: Наша Масленица годовая,
Наша гостюшка дорогая,
Она пешею к нам не ходит,
Все на кониках разъезжает!
1 девушка: Масленица – кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько,
Сыром, маслом, блином,
И румяным пирогом!
2 парень Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой блины, блины, блины,
Ой блиночки мои!
2 девушка Тин-тинка, подайте блинка,
Оладьишка - прибавишка,
Последний кусок
Мочальный усок!
(Масленица встает в середину, все дети выстраиваются вокруг неё.)
1 девушка (с поклоном) Расскажи-ка, Масленица, как блиночки пекла?
Как блиночки пекла,
Сколько сдобья клала?
Масленица Растворила я блины
На холодной на воды
Никто не покупает.
Никто даром не берет.
За рекой огонь потух,
У свиньи живот распух,
Свинья рыло замарала,
Три недели прохворала.
Скоморохи (оценивают) Ну уж и хозяюшка!
Ура! Ай да Масленица!
Давай нас блинами угощай.
Масленица Погодите, не спешите, и блиночки заслужите.
Отгадайте мои загадочки. Кто отгадает – блин получает!
Загадки
Пол железный, половик нетканый (блины на сковороде)
Что я делала? «На плешь капнула, вставила, попарила, вынула, поправила»
(блины пекла)
Кому самый первый блин предназначался? Кому отдавался?
(Первый блин – на помин души усопших родственников. Первый блин надо отдать нищему, прохожему или положить на окно птицам, т.к. они считались вестниками между «тем» и «этим» светом )
Масленица: А пословицы про меня знаете? Кто знает – блин получает!
(«Не все коту Масленица – будет и Великий пост»
«Масленица объедуха, деньгам приберуха»
«У богатого не житье, а Масленица»
«Хоть последнюю рубаху заложи, а Масленицу проводи»
«Блин не клин, брюхо не расколит»
«Блины брюхо не портят»
«Великий пост всем прижмет хвост»)
Масленица Ну, а кто меня порадует шутками и прибаутками, играми и забавами?
( Дети поют песни, частушки, разыгрывают сценки)
Скоморохи Пришла маслена неделя –
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица,
Печь блины то мастерица!
Напекла их кучек 6,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели,
И блины –то все поели!
Частушки:
Девки, масленка идет
Кто нас покатает,
У Петруни за двором
Кобыла пропадет.
2.Я на масленой катался
Трое саней изломал,
Ворона коня замучил,
А милашку покатал.
3. Не целуй меня на улице,
Поцелуй меня в сенях!
Не целуй меня в сенях-
Целуй на маслену в санях.
Масленица :
И поете хорошо, и пляшете, а какие игры знаете?
Я приехала не только на горах покататься, но и посмотреть, как умеете драться!
Ну-ка, удалые молодцы, кулачные бойцы , кто кого поборет не в схватку, тому 2 яйца в смятку!
(Устраиваюся игры – соревнования для мальчиков )
ИГРЫ:
Бой петухов ( вытолкнуть соперника из круга, стоя на одной ноге и держа руки за спиной )
Кто первый съест блин с тарелки без рук
Бег в мешках
Игры с санками
Пройти по веревке с завязанными глазами
Масленица (раздает победителям угощение - пряники или леденец на палочке)
- Чья сноровка не плоха , получайте петуха!
(все дети в конце игр получают блины )
1 парень
Честная наша, Масленица! Пора нам прогуляться !
Сладко ты нас накормила, славно потешила!
Весело тебя было встречать, да трудно со двора провожать!
1 девушка :
Прощай, Масленица, прощай красная.
Наступает великий пост, дадут нам редьки хвост!
2 парень:
Ай, Масленица, обманщица! До поста довела, а сама удрала!
Масленица, воротись,еще раз покажись!
2 девушка:
Масленица - ерзовка ,
Обманула нас плутовка !
Оставила нас на кислый квас, На постные щи, на голодные харчи!
Масленица:
Простите, прощайте , люди добрые ! (отдает вместо себя чучело)
Сожгите зиму лютую, простите обиды давние, попросите прощения друг у друга!
( звучит финал оперы Римского – Корсакова «Снегурочка »)
Масленица кланяется всем и уходит.
Дети сжигают чучело, и пока оно горит, кланяются друг другу и просят прощения.
Предварительный просмотр:
Подвижные игры на свежем воздухе
(к Новому году и Масленице)
Со снежками
Два Мороза
Дети разбиваются на 2 команды и выбирают 2 ведущих - Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. Они становятся на середину площадки (15-20 шагов), а команды — по разным сторонам. По сигналу участники бегут навстречу друг Другу, чтобы поменяться местами. Деды Морозы стараются попасть снежками в ребят - «заморозить». Один подстерегает тех, кто бежит справа налево, другой -тех, кто бежит слева направо. Когда не останется, кому бежать, Деды Морозы выбираются другие.
По мишеням
На заборе на глухой стене нарисуйте 2 мишени - круги диаметром около 0,5 м. Команды-соперники с условленного расстояния начинают бросать снежки в мишени. Кто первый сплошь залепит снегом свой круг, тот и выиграл.
Дуэль
Два соперника встают друг против друга на расстоянии около 10 м. Каждый очерчивает вокруг себя круг диаметром в 1 м. Выбранный секундант бросает жребий - кому начинать. По его же команде начинающий игру наклоняется, лепит снежок и бросает его в соперника, затем стреляет второй. Если оба промахнулись или же оба попали друг в друга, то продолжают бросать снежки по очереди. Но если один попал, а другой промахнулся, то тот, кто промахнулся, уступает свое место следующему. Увертываться можно любым способом, но только не выходя из круга.
Кто свалит великана
Слепите из снега великана или снежную бабу и пропустите сквозь нее канат. Две команды берутся за концы каната и тянут, пока не свалят великана и сами не свалятся.
На лыжах Слалом
Расставьте на дистанции флажки или лыжные палки. Огибая их то слева, то справа, надо пройти дистанцию туда и обратно.
На одной лыже
Пройти дистанцию 20 м на одной лыже. Ногой, свободной от лыжи, наступать на снег нельзя!
Парный спуск .. .'.
Игру проводят на некрутых склонах. На одной паре лыж скользят двое: один на лыжах стоит, другой опустился на колени или присел на корточки впереди или сзади стоящего. Если устроить соревнования таких пар, то победившей надо считать ту, которая скатится с горы быстрее, но при условии, что «пассажир» не соскочил с лыж.
На санках На горке
Если ты научился управлять санками, тебе вполне под силу выполнить задание такого рода:
съезжая с горы, подхватить на ходу флажки (2-3), поставленные на склоне;
проехать в воротца, образованные лыжными палками, ветками деревьев, воткнутыми в снег;
на ходу метнуть снежок (припасенный заранее) в мишень;
набросить кольцо на лыжную палку.
Кто кого перетянет Начерти на снегу круг диаметром 1м. Свяжи пару санок крепкой веревкой (3-4 м). Поставь санки так, чтобы они находились на одинаковом расстоянии от круга и чтобы веревка проходила через центр круга. На санки садятся два соперника спиной друг к другу. Руками надо держаться за санки, а ногами упираться в снег. Кто завезет соперника в круг, тот победил.
Карельские гонки
Сидя на санках, отталкиваетесь палками, но не ногами.
Тяни-толкай
Готовятся пары: один сидит на санках, другой его везет. Доехали до условленного места, где надо поворачивать назад и поменяться ролями. Кто сидит, будет «лошадкой», а тот, кто вез, станет «ездоком».
Тянем-потянем
Привязать к столбу (или к дереву) с разных сторон санки на длинные (около 20 м) веревки. Выигрывает тот, кто быстрее доедет до столба, подтягивая к себе веревку.
Догоняя, убегай
На снегу круг диаметром 3-5 м. На противоположных концах круга становятся 2 участника с санками на веревках. По сигналу они начинают, бежать друг за другом. И кто догоняет, тот должен сесть на чужие санки - пусть покатает немножко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для эффективного проведения уроков русского языка
Сведения об авторе:Калашникова Зинаида Абдуваитовна, учитель высшей категории МОУ-СОШ№2 муниципального образования – город Армавир, Отличник народного просвещения, стаж педагогической деятельнос...
Методические рекомендации и основы проведения занятий по разделу: "Художественная обработка ткани"
В статье даны методические рекомендации учителям технологии по изучению разделов " Основы вышивки" и "Вязание"....
Методические рекомендации для успешного проведения родительского собрания(памятка для педагога)
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю...
Методические рекомендации.Положение о проведении соревнований по военно-прикладной подготовке юношей «Растим патриотов России-2014»
Положениео проведении соревнований по военно-прикладной подготовке юношей «Растим патриотов России» Общее положение Допризывная подготовка и подготовка к защите Отечества является ва...
Методические рекомендации к мастер-классу "Народная кукла Сорока"
Методические рекомендации по изготовлению традиционной народной кукле "Сорока" могут быть полезны педагогам дополнительного образования, учителям технологии, учителям начальной школы и классным руково...
Методические рекомендации и описание осетинских народных игр.
ГАККАРИС (ГАККЛЕРИС) Описание игры. По кругу, на расстоянии 40 см друг от друга, роются небольшие ямки. Игроки приседают у этих ямок на корточки. Водящий, подпрыгивая на одной ноге, старается ст...
Методические рекомендации и описание осетинских народных игр.
ГАККАРИС (ГАККЛЕРИС) Описание игры. По кругу, на расстоянии 40 см друг от друга, роются небольшие ямки. Игроки приседают у этих ямок на корточки. Водящий, подпрыгивая на одной ноге, старается ст...