Разработка интегрированного урока "Семья- ячейка общества"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Урок «Семья-ячейка общества» является логическим продолжением занятий по теме «Социальная сфера» В представленном уроке учащиеся на этапе проверки знаний дают определение понятиям «малые социальные группы», «большие социальные группы, вспоминают признаки, по которым различают большие социальные группы и таким образом подходят к определению новой темы «Семья». На этапе изучения новой темы учащиеся знакомятся с тем, что такое семья, какова роль семьи в обществе, как создается семья, какие бывают семьи, как складываются взаимоотношения в семье, в чем проявляется забота государства по укреплению семьи. Доводится до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия. Урок воспитывает уважение к членам своей семьи, эстетический вкус. Объяснение новой темы проводится с помощью использования презентации в программе Microsoft PowerPoint. На уроке используется межпредметная связь с уроками изобразительного искусства. Применяются элементы игровых и интерактивных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_integrirovannogo_uroka_semya_yacheyka_obshchestva.docx | 42.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка интегрированного урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий
Тема: «Семья – ячейка общества».
Авторы методической разработки:
учитель обществознания Хуако Ирина Кадирбечевна,
учитель изобразительного искусства Паранук Саида Кимовна
Предметы: обществознание- изобразительное искусство
Класс: 6 класс.
Продолжительность: 1 урок (45 минут).
Технологии:
Компьютерная презентация;
Печатный раздаточный материал (рабочий лист, карточки с заданиями для групп, схема «Какой должна быть семья»; ордена и медали с логотипом «Знайка»
Интернет-ресурсы:
- сайт «Фестиваль «Открытый урок»: festival.1september.ru › articles/503212/;
- сайт «Компьютер на уроках истории, обществознания и права»: www.lesson-history.narod.ru;
- портал «Архив учебных программ и презентаций RUSEDU»: http://www.rusedu.ru/detail_10491.html;
- сайт «Открытый класс»: openclass.ru › lessons/130148;
- Электронные словари:
Словарь афоризмов и цитат: http://www.all-aforizm.info/semja.html;
Аннотация: Урок «Семья-ячейка общества» является логическим продолжением занятий по теме «Социальная сфера» В представленном уроке учащиеся на этапе проверки знаний дают определение понятиям «малые социальные группы», «большие социальные группы, вспоминают признаки, по которым различают большие социальные группы и таким образом подходят к определению новой темы «Семья». На этапе изучения новой темы учащиеся знакомятся с тем, что такое семья, какова роль семьи в обществе, как создается семья, какие бывают семьи, как складываются взаимоотношения в семье, в чем проявляется забота государства по укреплению семьи. Доводится до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия. Урок воспитывает уважение к членам своей семьи, эстетический вкус. Объяснение новой темы проводится с помощью использования презентации в программе Microsoft PowerPoint. На уроке используется межпредметная связь с уроками изобразительного искусства. Применяются элементы игровых и интерактивных технологий.
Практическая реализация: Месячник открытых уроков по теме «Урок в рамках инновационной деятельности».
Конспект урока
Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о семье как ячейке общества, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.
Задачи урока:
Образовательные: В результате урока учащиеся должны
- узнать: сущность понятий «семья», «поколение» и др.; основные виды семьи; основные права ребенка;
- представлять: чем семья отличается от других социальных групп
Развивающие:
- развитие навыков анализа и сравнения;
- развитие логического и образного мышления;
- формирование навыков самостоятельного поиска информации ;
- оценивать различные точки зрения , обосновывать собственную позицию.
Воспитательные:
- формирование у учащихся отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека;
- воспитание у учащихся чувства ответственности за семью;
-формирование чувства образного восприятия прекрасного
- формирование навыков индивидуальной и коллективной работы.
Оборудование урока:
- Образовательные электронные ресурсы:
презентация «Семья – ячейка общества»,
Интернет-ресурсы: материалы сайтов «Фестиваль «Открытый урок», «Компьютер на уроках истории, обществознания и права»;
- Мультимедийный проектор;
- Раздаточный материал: рабочие листы (для каждого учащегося),
карточки с заданиями.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Вид урока: эвристическая беседа с элементами игры.
План урока:
1. Организационный момент
2. Подготовка к изучению нового материала
3. Изучение нового материала
А) Что такое семья.
Б) Роль семьи в обществе. Функции семьи.
В) Создание семьи. Семейные отношения.
Г) Семья и государство.
Практические работы
Проверка результатов практических работ.
4. Контрольная и закрепительная беседа
5. Подведение итогов урока.
6. Рефлексия.
Ход урока
- Психологический настрой
Учитель обществознания: Ребята, подарите друг другу улыбку. Прикоснитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали?
Дети: Тепло.
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав кроссворд
Кто догадался? Правильно «семья». Итак, тема нашего урока «Семья-ячейка общества»
Эпиграфом к нашему уроку мы взяли вот такие прекрасные слова: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л. Н. Толстой
Учитель: выскажите свою точку зрения, соответствует ли этот эпиграф теме урока?
Учитель ИЗО: Мне хотелось бы рассказать вам одну легенду. В древние времена жила на земле одна семья- 100 человек. И царили в ней мир и согласие. Молва об этом дошла до правителя. Вызвал он к себе главу семейства и спросил: «Как вам удается жить, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился на листке бумаги было начертано 100 раз одно и тоже слово……
Какое слово написал старец и в чём заключается секрет счастья его семьи, мы постараемся сегодня с вами выяснить.
Учитель обществознания: как вы думаете, в чем смысл притчи? Какое отношение притча имеет к нашему уроку? О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
2.Какие знания мы должны с вами сегодня сформировать?
Мы с вами выясним, что такое семья, какие отношения существуют в семье, какие функции выполняет семья ,какие бывают семьи, каким образом государство заботиться о семье
План урока
- Что такое семья.
- Роль семьи в обществе. Функции семьи.
- Создание семьи. Семейные отношения.
- Государство и семья.
Записи мы будем делать в рабочих листах, которые вы дома вложите в тетрадь по обществознанию, и на которых вы будете выполнять домашнее задание. Запишите тему урока.
1.Что такое семья.
Семья-это малая социальная группа, в которой проходит основная часть жизни человека. Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей.
Давайте ответим на вопрос: «Что такое семья» .Работаем попарно в группах
Работа в группах.
Задание 1: из набора слов составьте определение понятия «семья» и запишите в рабочем листе.
Учитель проверяет задание, отмечает работу учеников ( раздаёт « Знайки»)
Итак, давайте попробуем дать определение СЕМЬЯ
Это малая группа, основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом и взаимопомощью.
запишем в рабочие листы
Вопросы для проверки знаний:
Что такое малая группа? (небольшая по численности группа людей, объединенных общими целями, интересами.)
А какие еще социальные группы вам знакомы.(Большие)
По каким признакам различают большие социальные группы? (по социальному положению (классы), по этнической принадлежности (нации народности), по возрасту (молодежь, трудоспособное население, нетрудоспособное население), по месту жительства (горожане и сельские жители), по полу (мужчины и женщины), по профессиональной деятельности (люди умственного и физического труда).
Что такое брак?
Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак.
Понятие «брак» произошло от древнерусского «брачити», что означало отбирать, выбирать. (этимология термина «брак»)
Итак, Брак - добровольный союз мужчины и женщины (записываем в рабочие листки)
Что такое кровное родство-
Что такое общий быт-
(ответы учащихся отмечаются медалями «Знайка»)
Учитель ИЗО Ответьте на вопрос устно «Что для меня моя семья ?»
Ответы учащихся
Учитель обществознания Ребята, я предлагаю вам выполнить задание устно: Найдите наиболее точное определение понятия «семья». Кратко обоснуйте свой выбор.
- «Группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми)» (С.И. Ожегов)
- «Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми» (Э. Гидденс)
- «Основанная на браке или кровном родстве социальная группа, члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью» (Энциклопедический словарь)
- «Экономическая ячейка общества» (Ф. Энгельс)
- «Наиболее эффективное средство сохранения культуры народа и передачи социальной наследственности» (Л.Н. Боголюбов)
Учитель отмечает работу учеников ( раздаёт медали « Знайка»)
Учитель обществознания Чем семья отличается от других коллективов? Для ответа на вопрос заполните пропуски в предложениях «Особенности семьи» (задание 2,групповая работа)
1. Общее жилище, хозяйство;
2. Совместное проведение свободного времени;
3. Чувство любви и привязанности;
4. Совместное воспитание детей.
Учитель проверяет задание. Учитель отмечает работу учеников
( раздаёт « Знайки»)
2. Функции семьи
Учитель обществознания На протяжении истории человечества семья выполняла важные функции.
Задание 3 Прочитайте самостоятельно текст, выделите функции семьи
Работа в парах запись в рабочие листы
Анализ работ Учитель проверяет задание. Учитель отмечает работу учеников ( раздаёт « Знайки»)
Функции семьи:
· Репродуктивная- Обеспечивает продолжение человеческого рода)
· Воспитательная - Берет на себя воспитание детей
· Духовная- Удовлетворяет потребности человека в любви и взаимопомощи
· Экономическая- Играет важную роль в организации домашнего хозяйства, ведения семейного бюджета.
Учитель делает вывод после ответов детей: выполняя эти функции, семья придаёт устойчивость и стабильность обществу.
Учитель ИЗО
-А как семья появляется?
Перед вами задание 4- этапы рождения семьи.
Ваша задача - расположить их в правильной последовательности, записав ответ цифрами, через запятую .
1.Обязанности по отношению друг к другу.
2.Брак.
3. Встреча мужчины и женщины.
4.Обязанности по отношению к детям.
5.Рождение детей.
Ответ:________________________
Учитель проверяет задание.
Учитель отмечает работу учеников ( раздаёт « Знайки»)
Физминутка. А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой. Встаньте на одну ногу, руки вытянув вперед. Постояли на одной ноге, потом на другой. Теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. Опять постояли на одной ноге, затем на другой.
- Когда было легче удержаться на одной ноге? Почему в паре легче, как думаете? Что вам помогло? (поддержка, взаимопомощь)
Поддержка человеку нужна всегда, а особенно в семье, потому, что на взаимопонимании держаться семейные отношения.
Что является основой благополучия в семье?
(ответы ребят)
Путешествие в Третьяковскую галерею.
Учитель ИЗО :Теперь все вместе совершим виртуальное путешествие в Третьяковскую галерею, которая находится в Москве.
. Очень многие художники, поэты, писатели обращаются к теме семьи. Давайте посмотрим на эти картины и ответим на такие вопросы.
Что изображено на картине?
В чем главный смысл картины?
Судя по изображению какая это семья счастливая или нет?
О каком признаке счастливой семьи можно сказать?
1картина
В.В. Пукирев « Неравный брак»
( бедную девушку отдают замуж за богатого вдовца, который должен обеспечить ей материальное благополучие, а себе- счастливую жизнь рядом с юной женой. Глаза невесты наполнены слезами, т.к. этот брак вынужденный. Гости с тревогой наблюдают за церемонией венчания. Ни у одного из них на лице нет радости и тожественности. Все гости, да и жених с невестой понимают, что в этом браке нет главного – любви. А значит- не будет эта семья счастлива) Можно ли сказать, что невеста счастлива?
Значит признак счастливой семьи – любовь
Учитель индивидуально отмечает работу учащихся (медали «Знайка»)
2 картина
Рембранд « Возвращение блудного сына» .
( художник изобразил библейскую притчу. У одного человека было два сына. Младший попросил у отца дать ему ту часть имения, которая причиталась по наследству. Отец исполнил его желание. Сын ушел из дома, поселился в чужой стране , вел распутную жизнь, промотал все состояние. Чтобы не умереть с голоду он нанялся в работники и пас свиней. Охотно питался бы даже тем, чем питались свиньи, но и этого ему не давали. Тогда он искренне раскаялся и вернулся к отцу. Просил принять его хоть последним работником. А любящий отец, увидев его издали, поспешил к нему навстречу, пал ему на шею и целовал его. Потом приказал дать ему богатую одежду и от радости, что сын вернулся домой живой, устроил большой пир в своем доме.
Художник хотел показать, что человеку необходимо пройти путь познания и исцеления, чтобы осознать, как важен в жизни опыт старшего поколения. Художник осуждает плохое воспитание, эгоизм, равнодушие, непонимание в семье.
Признаки – уважение, понимание, взаимопомощь.
Учитель индивидуально отмечает работу учащихся (медали «Знайка»)
3 картина К.С. Петров – Водкин « Тревога»
( художник отобразил тревожное время Гражданской войны 1919г. когда власть в городе переходила из рук в руки: то « Белым», то « Красным». Горожане пытались сохранить мир и спокойствие в городе. В этой картине беспокойство принесла в семью война, которая заставила испытывать всех постоянную тревогу, неуверенность в завтрашнем дне. Отец с тревогой смотрит в окно. Мать испуганным жестом прижала девочку к себе. Никто в данной ситуации не испытывает счастья и спокойствия.)
Признаки: сопереживание, спокойствие.
Какие ещё можно назвать признаки благополучия в семье? (терпение, умение прощать, верность)
Учитель индивидуально отмечает работу учащихся (медали «Знайка»)
Итог: Мы назвали основные признаки счастливой семьи.
Учитель обществознания
А теперь определим какие бывают семьи
В зависимости от состава выделяют однопоколенные ,двухпоколенные и многопоколенные семьи.
Что такое поколение? (группа людей, родившихся в один период времени)
-Бывает так, что детей воспитывает один родитель-мама или папа, такая семья называется неполной. Бывают такие неполные семьи, где дети проживают без обоих родителей у бабушек или дедушек.
Значит бывают семьи полные и неполные.
Кроме того различают семьи по количеству детей: бездетные, малодетные многодетные
Записываем в рабочие листы. Заполняем схемы.
4.Семья и государство
В России приняты специальные законы, которые помогают семье выполнить ее главные обязанности.
ВОПРОС: В основном законе нашего государства записано: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Как называется этот закон?
ОТВЕТ: Конституция РФ.
ВОПРОС: Когда она был принята?
ОТВЕТ: 12 декабря 1993 года.
На основе Конституции пишутся основные кодексы РФ, которые помогают регулировать жизнь людей.
ВОПРОС: Что такое «кодекс»?
ОТВЕТ: Кодекс – свод законов.
ВОПРОС: Какие кодексы существуют в нашей стране?
ОТВЕТ: В нашей стране существует уголовный, семейный, гражданский, трудовой и другие кодексы.
ВОПРОС: Как вы думаете, в каком кодексе вы можете найти информацию о семье, браке, родителях, о защите прав детей?
ОТВЕТ: В Семейном кодексе РФ.
Семейные отношения четко прописаны в законах. Государство заботится о семье.
Забота государства
1. Государство выплачивает денежное пособие по беременности и родам, при рождении ребенка, на малолетних детей.
2. Гарантирует бесплатное основное образование и медицинское обслуживание
3. Оплачивает полностью или частично питание в школе детям из малообеспеченных семей.
4. Предоставляет льготы многодетным семьям.
5. Государственная программа «Дети России» особое внимание уделяет оказанию помощи детям- сиротам, детям- инвалидам.
6. Проводится государственная политика по увеличению рождаемости.
Учитель ИЗО: Давайте вернёмся к нашей легенде о семье из 100 человек попробуем предположить, что же написал старец, в чём заключался секрет семейного счастья? Для этого мы с вами, ребята, достроим «дом счастья», состоящий из мудрых мыслей, добрых слов, хорошего настроения.
Предлагаю каждой команде набор кирпичей. Придумайте, какие кирпичики возьмёте для строительства нашего чудесного домика.
Для фантазии даю вам несколько минут .
Учитель ИЗО:
-Достроим наш чудесный дом с кирпичика
Чтобы семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходимы эти кирпичики.
Строительство любого дома заканчивается возведением крыши. Крыша нашего дома для счастливой семьи называется – «хорошее настроение». Чтобы наш дои был крепкий –для него необходим хороший и надежный фундамент-«понимание».
-Вот мы все вместе построили наш «Дом счастья».
- Как вы думаете, ребята, мы раскрыли секрет семейного счастья?
Учитель читает стихотворение.
Дом, как известно всем давно –
Это не стена, не окна,
Это не стулья со столом
Это не дом.
Дом – это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Яростным, добрым, нежным, злым
Еле живым.
Дом – это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом –
Это твой дом.
Обобщение и закрепление
Учитель обществознания : наш урок был посвящён важной теме «Семья». Сегодня на уроке мы думали, анализировали, обобщали.
-Скажите мы получили ответы на вопросы, которые мы поставили перед собой в начале урока? ( ответы учащихся)
- Что такое семья? (это малая группа (объединение людей ),основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.)
-Какие функции выполняет семья?
-Какие бывают семьи?
-Нужна ли человеку семья?
Семья — это самые близкие и родные люди. Ведь никто не может так переживать, так любить друг друга, как самые родные и близкие люди. Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу- благодарить тех, кто для вас делает много добра, близких и родных людей. Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа.
НЕ ЗАБЫВАЙ, КТО Б НИ БЫЛ ТЫ, ЧТО МАТЕРЬЮ РОЖДЁН,
ЧТО ТЁПЛЫМ МОЛОКОМ ГРУДИ БЫЛ В ДЕТСТВЕ НАПОЁН.
ЧТО В ЧАС НАПАСТИ И БЕДЫ, ТЕРЗАЯСЬ И ТОМЯСЬ,
ОНА КАК РЫБА БЕЗ ВОДЫ ДУШОЙ К ТЕБЕ РВАЛАСЬ.
ВСЮ ЖИЗНЬ, С НАЧАЛА ДО КОНЦА, В ДАР ПРИНЕСЛА ТЕБЕ.
ОНА КАК ВЕЩАЯ ЗВЕЗДА ВСЕГДА В ТВОЕЙ СУДЬБЕ.
ТЫ МАТЬ РОДНУЮ ЗАЩИТИ, ВСЮ СЛАВУ И ПОЧЁТ
СЛОЖИ КОВРОМ НА ТОМ ПУТИ, КАКИМ ОНА ПРОЙДЁТ
СТАНЬ ПЫЛЬЮ НОГ ЕЁ СКОРЕЙ И ПУТЬ ЕЙ ОСВЕЩАЙ
ВЕДЬ НОГИ НАШИХ МАТЕРЕЙ ВЕДУТ ДОРОГОЙ В РАЙ!!!
Рефлексия. Учитель ИЗО Ребята, если вам сегодня на уроке было интересно, тепло, уютно, вы почерпнули для себя что-то новое, то отдайте свои сердца солнышку. Если было грустно, скучно, неинтересно, то отправьте капельку на тучку.
Итог: на уроке всем было интересно, уютно, все сердечки отданы солнышку.(кому было не интересно и скучно капельку посылаем на тучку)
Учитель обществознания
Подведем итог вашей индивидуальной и групповой работе :
Кто у нас самый лучший «Знайка» (по медалям) ?- считаем
Какая группа имеет большее количество орденов «Знайки»?-считаем
Запишите в дневниках домашнее задание: Параграф 7, подготовить рассказ о какой - либо семейной традиции. По ИЗО нарисовать эскиз семейного портрета.
Желаем счастья вам и вашим семьям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Семья – ячейка общества»
Цели:познакомить учащихся с Семейным кодексом РФ опираясь на статьи Семейного кодекса, показать как современное российское законодательство отражает интересы детей и родителей; способствовать формиров...
Технологическая карта к уроку: "Семья-ячейка общества"
В ней прописаны цели,этапы,формы и методы работы....
Семья-ячейка общества
Презентация к уроку на тему : " Семья"...
Семья - ячейка общества...
Семья - это разновозрастной коллектив, членом которого вы становитесь с первого дня своего существования....
Методическая разработка урока по обществознанию с использованием ИКТ "Семья - ячейка общества" (6 класс)
По программе данная тема изучается в разделе «Семья» (17 часов). С целью повышения познавательной активности обучающихся, предлагаю разделить класс на четыре группы. При этом предполагается активное и...
Разработка урока по теме "Семья - ячейка общества"
Материал включает в себя разработку урока английского языка на тему "Семья - ячейка общества". Урок для 10 класса(базовый уровень). Урок включает в себя элемент, направленный на отработку навыко...
Презентация интегрированного урока «Семья-ячейка общества»
Урок «Семья-ячейка общества» является логическим продолжением занятий по теме «Социальная сфера» ...