Конспект урока по ИЗО "Народные праздники на Руси"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Урок по изобразительному искусству учителя изо, ГБОУ школы №497 Невского района Санкт-Петербурга
Трапезниковой Оксаны Владимировны
Программа: «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М.Неменский, учебник для общеобразовательных учреждений 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», Москва, «Просвещение», 2015 год.
Тема урока в 5 кл.: «Народные праздники на Руси». (рассчитана на 2 часа работы: 1урок - карандашный набросок, 2 урок – работа в цвете). Место темы в системе уроков: это последний урок в разделе «Древние корни народного искусства»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trapeznikova_o.v._prazdniki_na_rusi_-.doc | 833.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по изобразительному искусству учителя изо, ГОУ школы №497
Трапезниковой Оксаны Владимировны
Программа: «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М.Неменский, учебник для общеобразовательных учреждений 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», Москва, «Просвещение», 2009 год.
Тема урока в 5 кл.: «Народные праздники на Руси». (рассчитана на 2 часа работы: 1урок - карандашный набросок, 2 урок – работа в цвете). Место темы в системе уроков: это последний урок в разделе «Древние корни народного искусства»
Технология: рисование по представлению, по памяти, с натуры (предметов, присутствующих в интерьере избы)
Интеграция предметов гуманитарного цикла (межпредметные связи): изобразительное искусство, история Отечества, литература
Цель: выполнить законченную композицию в бытовом жанре с передачей характерных, исторически достоверных особенностей крестьянского быта и костюма
Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
Образовательные:
- Закрепить способы изображения пространства
- Познакомить с особенностями народных праздников
- Учить работать над изображением пространства, в зависимости от расположения предметов
- Учить изображать в пространстве предметы русской деревни и людей (учитывая строение и перспективные изменения предметов).
Развивающие:
- Активизировать познавательный интерес к искусству и истории;
развивать память, внимание учащихся;
- развивать кругозор детей;
- развивать мышление, умение анализировать, обобщать.
- Развивать графические умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций
- Развивать воображение и фантазию
Воспитательные:
- Воспитывать у учащихся интерес к историческому прошлому Родины
- Воспитывать эстетический и художественный вкус в процессе восприятия учебного материала
- Воспитывать бережное отношение к традициям народа и народному творчеству.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.
Оборудование, необходимое для уроков:
Для учителя: Магнитофон и звукозаписи с народным фольклором, мультимедийный проектор.
Для учащихся: Альбом или лист А4, карандаш граф., ластик, краски, кисти, непроливайка с водой, палитра, карточки с заданиями.
Структура, которую предполагает урок данного типа:
- Орг. момент.
- Основная часть:
-Постановка цели.
-Проверка домашнего задания.
-Подготовка к активной умственной деятельности (актуализация полученных ранее знаний)
-Изучение нового материала.
-Физ.минутка.
- Закрепление новых знаний в процессе самостоятельной работы
-Обобщение и систематизация. Контроль и самопроверка.
- инструктаж по выполнению работы
3. Подведение итогов.
Ход урока:
I.Организационный момент 1-2 мин
Взаимное приветствие.
Выявление отсутствующих.
Проверка готовности класса к уроку, наличие необходимых принадлежностей.
Организация внимания.
II.Основной этап
1.Постановка цели (1 мин.)
- Нам интересно узнавать, как жили люди раньше, к чему стремились и что делали, чтобы мир вокруг был добрее и красивее.
-Чем отличался в давние времена быт людей простых и знатных?
- Как они работали, и отдыхали?
- Какие праздники существовали на Руси?
Сегодня мы узнаем об этих праздниках, попытаемся увидеть и нарисовать увиденное. Для этого вам дано было домашнее задание, узнать об основных народных праздниках.
Проверка домашнего задания (15 мин.)
- Вам предлагалось дома подготовить самим и подобрать иллюстрации с изображением праздников.
Итак, первый праздник на Руси начинал год….
- Как он назывался?
Домашнее задание: рассказ учащихся о Рождестве, Святках, Крещении, Масленице.
- Молодцы! Сейчас Вы рассказали о том, как проходят зимние праздники. Но проходит время и наступает весна, Появляются весенние праздники – Пасха, Свадьбы, Иван Купала.
Физкультминутка.
Мы устали и размяться, нам пора пришла!
Очень нужно постараться, отложить дела!
Не ленитесь, потянитесь, и назад теперь прогнитесь.
Вправо-влево повернитесь и за парты вы вернитесь.
Глубоко вдохнули разом - Два на выдох, тут же глазом
Влево - вправо, влево - вправо, Быстро-быстро поморгали.
И глаза прикрыли сразу – Черноту нарисовали
Дали мы себе вздохнуть – За работу! Дальше в путь
2.Актуализация знаний, полученных ранее и подготовка к активной умственной деятельности (поэтапная работа со слайдами)
Взгляните на экран и давайте вспомним и повторим материал прошлых уроков:
- Итак, начнем по порядку :
С построения пространства:
- С чего начинается изображение пространства? (линия горизонта)
- Где будут располагаться дома? (на дальнем плане)
- Чтобы изобразить людей на празднике, какую часть листа необходимо выбрать?
- Как будут располагаться люди, чтобы всех было видно?
- Давайте, вспомним, в чем особенности народных костюмов:
мужской костюм:
женский костюм:
- Приступая к работе в цвете, с чего мы начинаем?
- Где будут располагаться тени от предметов?
- Давайте посмотрим, как должна выглядеть законченная композиция.
5. Закрепление знаний (в процессе самостоятельной работы учащихся).
А теперь мы с вами, попробуем выполнить каждый свою композицию и изобразить ваше представление народного праздника.
6. Обобщение
- О чем мы сегодня узнали?
- Кто оказался более внимательным? (Проверка рисунков).
- Что можно сказать об этапах работы над композицией?
III. Подведение итогов. (10 мин)
подводим итог занятия, сравниваем, кто, что успел за отведенное время, оцениваем с детьми:
целостность композиции;
выразительность исполнения
умение согласовать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль;
декоративность композиции;
аккуратность исполнения.
Наиболее удачные работы, соответствующие этим требованиям отмечаем вместе с ребятами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"
Цель урока: формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...
Конспект урока английского языка "Праздник алфавита"
Урок проводится во 2 классе. Использую игровые формы, забавные стишки-рифмовочки, загадки и различные конкусы. Думаю, каждый найдет в этом уроке что-то интересное для себя....
план-конспект урока музыки "Колокольные звоны на Руси"
план-конспект открытого мероприятия "Колокольные звоны Руси"...
План-конспект урока по теме "Праздники"
Презентация посвещена английским праздникам. Содержит стихи о Новом годе....
План-конспект урока по теме"Праздники" 5 класс
План-конспект урока по теме"Праздники" 5 класс с учетом требований ФГОС....
Конспект урока по теме "Праздники" в 6 классе
ЦеУрок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. В основе урока лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы на уроке интересны и разнообразны....
Конспект урока французского языка "Праздники. Рождество" 5 класс
Урок французского языка "Праздники. Рождество" по учебнику 5 класса Кулигиной "Твой друг французский язык"....