Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 5-7 класс (Б.М.Неменский)
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс) на тему

В календарно-тематическом планировании обозначены темы уроков, оборудование, виды деятельности и УУД по всем темам учебного года в 5-7 классах..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2015_5-7_klass_planirovanie_izo.docx73.23 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»

5 класс (Б.М.Неменский)

Тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

 

ПП

Предпо-лагаемая дата

Тема урока

Оборудование

Виды деятельности

Формируемые УУД

1 тема  «Древние корни народного искусства» - 8 часов 

1.

Древние образы в народном искусстве

Интерактивная доска, презентация, коллажи.

Материалы: альбом, карандаш, цветные карандаши

Выполнение рисунка на тему древних образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солнце)

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов прикладного  искусства;

сравнивать, анализировать, обобщать декоративные решения традиционных образов;

Создавать декоративно-обобщённый образ.

2.

Убранство русской избы

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: альбом,

карандаш, цветные карандаши.

Создание эскиза  убранства русской избы -

 орнаментальной композиции (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска).

 

 Понимать и объяснять целостность образного строя крестьянского жилища.

Раскрывать символическое значение и содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декора избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Создавать эскизы декоративного убранства  избы.

3.

Внутренний мир русской избы

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы:

альбом, цветные карандаши.

Коллективная работа «В русской избе»

Сравнивать и называть конструктивные и декоративные  элементы устройства крестьянского дома.

Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

4-5.

Конструкция, декор предметов народного быта

 

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: альбом, гуашь, кисти.

Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка, кувшин, ковш).

Сравнивать, находить общее в конструкции и декоре предметов народного быта. Рассуждать о связях произведений искусства с природой.

Понимать, что декор – не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Изображать выразительную форму предметов быта и украшать её в соответствии с традициями народного искусства.

6.

Русская народная вышивка 

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы:

альбом, карандаш, фломастеры,цветные карандаши.

Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки. (фломастеры, карандаши, бумага в клеточку)

Анализировать и понимать особенности образного языка вышивки.

Создавать варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции.

Оценивать собственную художественную деятельность с точки зрения выразительности декоративной

Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента.

7.

Народный праздничный костюм

 

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы:

альбом, карандаш, цветные карандаши.

Создание эскизов народного праздничного костюма.

Понимать и анализировать образный строй народного костюма.

Осознавать значение народного костюма как бесценное достояние культуры народа.

Создавать эскизы народного праздничного костюма, женских  головных

Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ.

8.

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: альбом, гуашь, кисти.

Раскрыть символическое значение известных обрядовых действ на примере одного из известных народных праздников.

Иметь представление  о роли  ДПИ в укладе жизни русского  народа.

Характеризовать праздник как важное событие как синтез всех видов творчества.

Понимать и осознавать ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.

2 тема  «Связь времен в народном искусстве» 8 часов 

9.

Древние образы в современных народных игрушках

 

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: заготовки, гуашь, кисти, бумага.

Создание своей игрушки. Придание ей декоративных элементов в соответствии с традициями народных промыслов.

Сравнивать форму, декор игрушек разных промыслов.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и её декором.

Овладевать и осваивать приёмы создания выразительной формы и ее декорирования

Уметь использовать выразительные средства в творческой деятельности.

10-11.

Искусство Гжели. 

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: альбом, бумага,  акварель (гуашь), кисти

Выполнение упражнений (элементы росписи)

Изображение выразительной формы с характерными деталями росписи.

Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям мастеров.

Сравнивать мотивы в  природе и в произведениях.

Осознавать связь конструктивной, изобразительной и декоративной составляющей изделия.

Осваивать приёмы работы по мотивам гжельских (городецких, жостовских) мастеров.

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе.

12.

Городецкая роспись.

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: альбом, тонированная бумага, гуашь, кисти

Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи.

13.

Хохлома.

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: альбом, тонированная бумага, гуашь, кисти

Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи.

14.

Жостово.Роспись по металлу.

 

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: альбом, гуашь, белая бумага, кисти

Выполнение фрагмента росписи по мотивам Жостовской росписи.

15.

Щепа Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: альбом, гуашь (карандаши, фломастеры).

Создание эскиза

характерного предмета мезенской росписи, его украшение.

16.

Роль народных промыслов в современной жизни (обобщение темы).

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: альбом, гуашь (карандаши), белая бумага, кисти

Выставка работ и беседа о народных промыслах.

Разгадывание кроссворда «Народные промыслы».

Выполнение эскиза для украшения современного предмета быта (одежды).

Выявлять общее и различное в народных промыслах.

Различать и называть произведения народных промыслов.

Объяснять, что значит единство формы, декора и содержания.

Участвовать в презентации выставочных работ

Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. 

3 тема. «Декор – человек, общество, время» 10 часов

17-18.

Зачем людям украшения

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Рассмотрение и обсуждение объектов зрительного ряда по теме урока. Объяснение особенностей декора.   

Характеризовать смысл декора не только как украшения.

Участвовать в диалоге.

Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора

 

19-21.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: альбом, белая и цветная бумага, карандаши.

Выполнение эскиза украшения. Поиск выразительной формы, украшение её узором, в котором используется характерные знаки-символы.  

Выявлять связь конструктивных , декоративных и изобразительных элементов, а также единство материала, формы и декора.

Вести поисковую работу по ДПИ.

Создавать эскизы украшений по мотивам ДПИ.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

22-24.

Одежда «говорит» о

 человеке

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: альбом, гуашь, бумага белая и цветная, кисти.

Выполнение коллективной работы «Бал во дворце». Продумывание общей композиции Соединение деталей в общую композицию.

Высказываться о многообразии форм  и декора в одежде народов разных стран и людей разных сословий.

Участвовать в поисковой деятельности, в подборе иллюстративного материала «Костюм разных стран».

Участвовать в коллективной деятельности, связанной с созданием творческой работы по теме урока.

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ.

25-26.

О чем рассказывают гербы и эмблемы

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: альбом, цветная и белая бумага, клей, ножницы, гуашь, кисти.

Проект собственного герба (эмблемы) или герба  своей семьи, класса (по выбору)

Принимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных городов.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создавать  декоративную композицию герба   (с учётом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщённости изображения и цветового решения.

27.

Роль де-коративного ис-кусства в жизни человека и общест-ва(обобщение темы)

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Выполнение различных аналитически-творческих заданий: (решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах)

Участвовать в итоговой игре-викторине и в творческих заданиях по обобщению материала.

Размышлять и вести диалог об особенностях  художественного языка классического ДПИ и его отличии от искусства народного.

Понимать, что образный строй вещей определяется социальной ролью его хозяина.

Уметь видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора. 

4 тема  «Декоративное искусство в современном мире»  - 8 часов

28.

Современное выставочное искусство

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Восприятие различных произведений современного декоративного искусства (на базе выставки декоративно-прикладного искусства).

Ориентироваться в широком разнообразии современного ДПИ.

Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ

29-30.

Ты сам – мастер.

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд, эскизы.

Материалы: альбом, гуашь, бумага белая и цветная, кисти.

Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией.

Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения .

Участвовать в отчётной выставке коллективных работ.

31-34.

Резерв часов

 Учитель ИЗО:               Плотникова С.Н.

Календарно-тематическое планирование 6 класс

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека» .

 

ПП

Предпо-лагаемая дата

Тема урока

Оборудование

Виды деятельности

Формируемые УУД

1 тема  - «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» 8 часов 

1.

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств

Зрительный ряд,

живописные и графические материалы, бумага.

Участие в беседе на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные).

Знать  виды   пластических   и изобразительных      искусств; различные     художественные материалы  и  их значение  в создании      художественного образа. Уметь определять, к какому виду и жанру относится рассматриваемое произведение. Объяснять, роль ИЗО в жизни, вести диалог на заданную тему.

2.

Художественные материалы

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: живописные и графические материалы, бумага.

Изображение волшебной птицы – символа мечты.

Творческая работа разными материалами по выбору учащихся.

Знать виды графики, графические   художественные   мате риалы и их значение в создании художественного образа. Уметь   использовать   вырази тельные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер). Приобретать представления о рисунке как виде художественного творчества. Овладевать навыками рисунка с натуры. Учиться сравнивать, обобщать пространственные формы. Овладение навыками работы графическими материалами.

Иметь представление о различных художественных материалах.

Приобретать навыки работы различными материалами. Развивать композиционные навыки

3.

Рисунок — основа

изобразительного

творчества

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: карандаши разной твердости, уголь, фломастер, гелевая ручка, тушь (на выбор учителя), бумага.

Выполнение  линий и дуг, деление их пополам (орнамент в круге). Разнообразие в характере линий:      тонких, широких, ломких, корявых,    волнистых и т. д.).

Знать основы языка изобрази тельного искусства: ритм.

Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа.

Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные   возможности материала (карандаш, уголь) в собственной   художественной деятельности с натуры.

4.

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: карандаши или уголь, тушь, бумага.

Изображение раз личных состояний в природе
(ветер, тучи,дождь, туман) черной и белой гуашью

Знать основы языка изобрази тельного искусства: тон, вы разительные возможности то на и ритма в изобразительном искусстве.  Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности; Активно воспринимать произведения станковой графики

5.

Цвет. Основы цветоведения.

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палит рой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы», Изумрудный го род», «Страна золотого солнца»). Материалы: гуашь, кисть

Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов

6.

Цвет в произведениях живописи

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: гуашь (или акварель, акрил, темпера), кисти, бумага.

Изображение осеннего букета в разном состоянии (радостного, грустного…)

Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях. Объяснять цветовые отношения.  Развивать навык колористического восприятия художественного произведения. Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.

7.

Объемные изображения в скульптуре

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы.

Выполнение объемных изображений животных, цветов. Материалы: пластилин, стеки

Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры.

Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе  

8.

Основы языка изображения (обобщение темы)

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Участие в выставке лучших творческих работ по теме с целью анализа  материала.

Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения вы дающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения  искусства

2 тема «Мир наших вещей. Натюрморт» 8 часов

9.

Реальность и фантазия в творчестве художника

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Участие в диалоге об особенностях  реальности и фантазии в творчестве художников

Понимать значение изобрази тельного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве

10.

Изображение предметного мира. Натюрморт.

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Работа над натюрмортом из плоских изображений с решением задачи их композиционного решения.

Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта.

Уметь активно воспринимать произведения   искусства   натюрмортного жанра;

Творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция)

11.

Понятие формы, Многообразие форм  окружающего  мира

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: листы белой (ксероксной) бумаги, клей, ножницы.

Конструирование из   бумаги    простых геометрических  тел  (конус, цилиндр,        куб, призма

Иметь представление о многообразии и выразительности форм

Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических форм, соблюдая их пропорции

12.

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: карандаш, бумага.

Зарисовки конструкции    из    не скольких геометрических       тел. Материалы:     карандаш,     бумага формата А4

Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры

13.

Освещение. Свет и тень

Материалы: гуашь (темная и белая — две краски), кисть, бумага или два контрастных по тону листа бумаги — темный и светлый (для аппликации).

Зарисовки      геометрических   тел из гипса или бумаги   с  боковым освещением. Материалы: черная и белая гуашь или акварель,   бумага формата А4

Знать основы изобразитель ной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры

Характеризовать роль освещения в построении содержания произведений натюрморта.

14.

Натюрморт в графике.

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы, листы картона, дноцветная гуашь тонкий лист бумаги, фотовалик

Выполнение    натюрморта в технике       печатной графики (оттиск с аппликации      на картоне)

Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобрази тельного искусства и вырази тельные    средства    графики; работать в технике печатной графики

15.

Цвет в натюрморте

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: гуашь, кисти, большие листы бумаги.

Работа  над  изображением      натюрморта   в   за данном    эмоциональном   состоянии:      праздничный,     грустный, таинственный.

Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью   цвета   передавать   на строение в натюрморте; работать  гуашью; анализировать цветовой     строй     знакомых произведений натюрмортного жанра

16.

Вырази тельные возможности натюрморта (обобщение темы).

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: гуашь, кисти или пастель, восковые мелки, бумага

Участие в выставке работ

Знать  такой жанр  изобрази тельного   искусства,   как   натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь  анализировать   образный  язык  произведений  натюрмортного жанра

3 тема «Вглядываясь в человека. Портрет» 10 часов

17.

Образ человека   -главная тема    искусства

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Участие в беседе на тему образа человека в портрете, образно-выразительных средств портрета  в живописи, скульптуре, графике.

Знать жанры изобразительно го искусства: портрет; выдающихся      художников-портретистов русского  и мирового искусства   (Рембрант,   И. Репин). Уметь активно воспринимать   произведения    портретного жанра.

18.

Конструкция головы человека и её про порции

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: бумага для фона и аппликации, клей, ножницы.

Работа   над   изображением   голо вы человека с со отнесенными  по-разному деталями лица (аппликация вырезанных  из бумаги форм

Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека

19.

Изображение головы человека в пространстве

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: карандаш, бумага.

Выполнение рисунка деталей лица: нос, рот, глаза

Знать   пропорции   головы   и лица   человека;   выдающихся представителей    русского    и мирового   искусства   (А. Дюрер,    Леонардо    да    Винчи, В. Серов) и их основные про изведения портретного жанра. Уметь  использовать  выразительность            графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры

20.

Графический портретный рисунок

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: уголь, бумага.

Создание рисунка головы человека, придание индивидуальных черт лица.

Приобретение интереса к изображению головы человека как способа нового понимания и видения человека.

Развивать художественное видение, умение замечать индивидуальные черты.

Получать представления о графических портретах мастеров живописи разных эпох

21.

Портрет в

скульптуре

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка (пластиковая дощечка).

изображением         в скульптурном портрете выбранного    литературного героя с ярко выраженным   характером     (Баба Яга, Кощей Бес смертный, Домовой и т. д.)

Знать  материалы   и  вырази тельные возможности скульптуры. Уметь передать характер    героя    в   скульптурном портрете,  используя  вырази тельные возможности скульптуры; владеть знаниями про порций и пропорциональных соотношений головы и лица человека

22.

Сатирические образы человека

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: тушь, перо, бумага.

Изображение   сатирических образов литератур. героев      (бумага формата А4, черная акварель или гелевая   ручка, тушь)

Получить представление  о жанре сатирического  рисунка и его задачах.

Уметь   анализировать   образный язык произведений портретного   жанра;   работать   с графическими материалами.

Уметь использовать изобразительные средства линии и пятна для передачи и раскрытии образа.

23.

Образные возможности освещения в портрете

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: гуашь (три краски — темная, теплая и белая), кисти, бумага или материалы для аппликации, монотипии.

Наблюдение    на туры и наброски (пятном)   головы в  различном  освещении. Изменение света электронного портрета.

Знать   основы   изобразитель ной грамоты (светотень); понимать    роль    освещения    в произведениях     портретного жанра. Уметь применять по лученные знания при работе с натуры

24.

Роль цвета в портрете

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: пастель или восковой мелок (для линейного наброска), гуашь, кисть, пастель (для завершения образа), бумага.

Создание портрета литературного героя

Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи

25.

Великие портретисты прошлого.

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: гуашь, кисть, бумага.

Коллаж портретов разных эпох

Знать выдающихся художников-портретистов,   представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи,   Рафаэль  Санти,   М. Врубель. Уметь активно воспринимать и анализировать про изведения портретного жанра; работать в технике коллажа

26.

Портрет в изобразительном искусстве XX века.

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Участие в создании презентации творчества великих портретистов отечественного искусства

Узнавать и называть основные вехи в развитии портретного жанра.

Получить представления о задачах портретного жанра 20-го века в европейском искусстве.

Приводить примеры портретов известных отечественных художников.

4 тема «Человек и пространство. Пейзаж». 8 часов

27.

Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы.

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил воздушной  перспективы.

Получить представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как средстве  выражения в изобразительном искусстве.

Приобретать навыки  изображения перспективных изменений в зарисовках наблюдаемого пространства.

28.

Пейзаж – большой мир. Пейзаж – настроение. Природа и художник.

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: карандаш, гуашь (ограниченной палитры), кисти, бумага

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Путь реки». Создание пейзажа-настроения по памяти и представлению.

Уметь различать особенности эпического и романтического образа природы  в произведениях европейского и русского искусства.

Экспериментировать на основе правил перспективы в изображении большого природного пространства. Получать представления о том, как понимали  красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи 19-го века.

Характеризовать направления импрессионизма, постимпрессионизма в истории ИЗО.

Учиться видеть, наблюдать, передавать изменчивое настроение природы.

Приобретать опыт колористического видения, создание живописного образа эмоциональных переживаний человека.

29.

Пейзаж в русской живописи

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: гуашь, кисти, бумага и клей для аппликации.

Создание электронной презентации

Называть великие имена русских живописцев, узнавать известные картины. Характеризовать особенности понимания природы И. Левитана и И. Шишкина. Формировать эстетическое восприятие природы как необходимое качество личности. Приобретать опыт в создании электронных презентаций как видеоряда по теме урока.

30.

Пейзаж в графике. Городской пейзаж

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: бумага разная по тону, но сближенная по цвету, графические материалы, ножницы, клей.

Работа над графической композицией «Городской пейзаж» .Возможен коллаж, аппликация, коллективная деятельность

Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок. Получать представления о графическом пейзаже в европейском и отечественном искусстве.

Получать представления о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве. Знакомиться с историческими городскими пейзажами Москвы, санкт0Петербурга, др. Приобретать навыки композиционного творчества в технике коллажа. Приобретать коммуникативные навыки в процессе коллективной деятельности.

Знать основы изобразитель ной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике.

31.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Участие в беседе о возможностях изобразительного искусства. Участие в выставке работ.

Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров

32-34.

Резерв часов

Календарно-тематическое планирование 7 класс

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека» .

 

ПП

Предпо-лагаемая дата

Тема урока

Оборудование

Виды деятельности

Формируемые УУД

1 тема  - «Изображение фигуры человека и образ человека» 8 часов 

1.

Изображение фигуры человека в истории искусства

Зрительный ряд,

графические материалы, бумага.

Участие в беседе на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные).

Знать  виды  искусств, их функции, различные     художественные материалы  и  их значение  в создании      художественного образа.

Уметь определять, к какому виду относится рассматриваемое произведение.

Овладевать первичными навыками изображения фигуры человека.

2.

Пропорции и строение фигуры человека

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: графические материалы, бумага.

Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека.

 

Знать строении фигуры человека и основных пропорциях его тела.

Уметь изображать основные пропорции и схемы конструкции тела человека, передавать в плоскостном рисунке простые движения фигуры человека.

3-4.

Лепка фигуры человека

Интерактивная доска, коллажи, зрительный ряд.

Материалы:

пластилин, стеки.

Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (тема спорта)

Знать об истории скульптуры и изменениях скульптурного образа человека в разные эпохи,  основы Уметь применять основные приемы лепки и работы с пластилином. Приобретать творческий опыт создания скульптурного образа и навыки изображения человека.

5-6.

Набросок фигуры человека

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: карандаши, ручка, бумага.

Изображение одноклассников в разных движениях, наброски с натуры фигуры человека.

Знать приемы выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы.

Уметь обобщать, выделять главное, отбирать выразительные детали и подчинять их целому в рисунке, видеть пропорции и соотносить детали между собой.

Приобретать творческий опыт, делая зарисовки с натуры фигуры человека.

7-8.

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Участие в беседе на основе восприятия произведений искусства.

Знать о значении изобразительного искусства в создании культурного контекста между людьми.

Уметь рассуждать об образе человека в истории искусства. Приобретать опыт эмоционального и смыслового восприятия произведений — шедевров изобразительного искусства. Понимать задачу художника как проявление внутреннего мира человека во внешнем облике.

2 тема «Поэзия повседневности» 8 часов

9.

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: графические материалы, бумага.

Изображение выбранных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их

искусства.

Знать о роли изобразительного искусства в формировании наших представлений о жизни людей разных эпох.

Уметь композиционно выстраивать работу, насыщая пространство элементами композиции, изображать выбранные мотивы из жизни разных народов в контексте традиций.

Развивать ценностные представления о многообразии и единстве мира людей.

10.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Участие в беседе об особенностях произведений искусства бытового и исторического жанров.

Знать понятия «тематическая картина», «станковая живопись», основные жанры сюжетно-тематической картины и ее богатстве содержания.

Приобретать опыт восприятия известных картин бытового жанра, классических для европейского и русского искусства.

Уметь рассуждать о роли жанровой картины в формировании наших представлений о жизни людей прошлого и настоящего времени, о месте и значении сюжетно-тематической картины в развитии культуры.

11.

Сюжет и содержание в картине.

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы, гуашь, графические материалы (по выбору), бумага.

Работа над композицией с простым сюжетом из своей жизни ( «Завтрак», «Ужин», «В моем доме», «Прогулка в парке», и т. п.)

Знать понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи; понимать создание образа как результата наблюдений и размышлений художника.

Уметь рассуждать о содержании и средствах выражения в произведениях бытового жанра, видеть обыденные сюжеты в окружающей повседневной жизни.

Развивать изобразительные и композиционные навыки в процессе работы над эскизами.

12.

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: цветные графические материалы (по выбору), бумага.

Создание композиции на выбранную тему после подготовительных зарисовок

( «Жизнь моей семьи или мое общение с друзьями», «Поездка к бабушке», «Во дворе»)

Знать об основных приемах композиционного построения (композиционная доминанта, тональное и цветовое решение, ритмическая целостность, отбор деталей), об отражении поэтического видении жизни художником.

Уметь  работать   над зарисовками сюжетов из своей повседневной жизни, изображать по памяти и представлению.

 

13-14.

Жизнь в моем городе в прошлых веках

( историческая тема в бытовом жанре).

Интерактивная доска, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: графические или живописные материалы (по выбору), бумага.

Создание композиции на темы жизни людей своего города в прошлом .

Знать о традициях прошлого (на основе зарисовок по произведениям художников, старинным фотографиям, на основе сохранившихся предметов и исторических памятников).

Уметь создавать композицию на историческую тему, подбирать материал для ее создания. 

Развивать интерес к жизни людей, умение наблюдать, представлять, сопереживать людям.

15-16.

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. 

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: гуашь, кисти, бумага, вырезки из журналов, цветная бумага, ножницы, клей.

Создание композиции в технике коллажа на тему праздника (индивидуальная или коллективная работа).

Знать о  средствах выразительности в изобразительном искусстве, о значение праздника в культуре народа.

Уметь работать с разными художественными материалами, работать в команде.

Развивать вкус, воображение, учиться фантазировать в процессе создания коллажной композиции.

3 тема «Великие темы жизни» 10 часов

17-18.

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Участие в беседе, нацеленной на развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства.

Знать понятия «монументальная живопись», «фреска», «темперная и масляная живопись», «станковое искусство», об историческом жанре как идейное и образное выражении значительных событий в истории общества.

Учиться рассуждать о месте и значении исторической картины.

Узнавать несколько классических произведений и уметь называть имена великих европейских мастеров исторической картины.

19.

Тематическая картина в русском искусстве 19 века.

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Участие в беседе о великих русских живописцах XIX столетия

Знать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, основные исторические картины В. Сурикова, И. Репина.

Уметь анализировать содержание и художественные средства произведений классического русского искусства исторического жанра.

20-21.

Процесс работы над тематической картиной 

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы, карандаши,  гуашь,бумага

Выполнение творческого художественного проекта по созданию композиции на тему из истории нашей Родины.

Знать об этапах работы над картиной и об обобщенном образе картины.

Уметь разработать художественный проект — создать композицию на историческую тему, самостоятельного собирать материал для воплощения своего проекта.

Получать в процессе работы над композицией новые представления и знания об истории нашей культуры.

22.

Библейские темы в изобразительном искусстве

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: гуашь или графические материалы (по выбору), бумага.

Создание композиции на библейские темы (Святое семейство, Поклонение волхвов, Рождество,Возвращение блудного сына..

Знать имена великих русских иконописцев А. Рублева, Ф. Грека и Дионисия, о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре.

Приобретать творческий опыт создания композиции на основе библейского сюжета.

23.

Монументальная скульптура и образ истории народа

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка (пластиковая дощечка).

Создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или историческому герою.

Знать о роли монументальных памятников в жизни общества, об особенностях художественного образа, об их средствах выразительности.

Приобретать творческий опыт лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою.

24-26.

Место и роль картины в искусстве XX века.

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы:графические материалы, бумага.

Участие в беседе и дискуссии о современном искусстве.

Знать о множественности направлений и языков изображения в искусстве XX в.

Уметь объяснять связь изобразительно - выразительных средств изобразительного искусства с содержанием произведения, с выражением идеалов эпохи, поддерживать  беседу о современном искусстве.

 

4 тема «Реальность жизни и художественный образ». 8 часов

27.

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: графические или гуашь, кисти, бумага.

Выбор литературного произведения; сбор необходимого для иллюстрирования материала, создание эскизов будущих иллюстраций и исполнение их.

Знать временные и пространственные искусства, об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг.

Понимать разницу между реальностью и художественным образом, значение и условность художественного образа.

Приобретать опыт художественного иллюстрирования.

28.

Зрительские умения и их значение для современного человека

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства.

Знать роль конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре.

Уметь различать и объяснять разные уровни понимания произведения изобразительного искусства, анализировать творческую позицию художника и мир его времени.

Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам XX в.

Развивать культуру зрительского восприятия.

29.

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материалы: гуашь, кисти, бумага и клей для аппликации.

Анализ произведений изобразительного искусства с точки зрения принадлежности их к определенному стилю, направлению.

Узнавать, называть основные художественные стили в европейском искусстве и время их развития в истории культуры.

Называть имена крупнейших художников и их произведения в истории мирового и русского искусства.

Участвовать в дискуссиях о явлениях современного искусства, об их смысловом и ценностном значении.

30.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Участие в беседе о роли музеев изобразительного искусства в культуре.

Узнавать крупнейшие художественные отечественные и зарубежные музеи.

Характеризовать роль музеев в сохранении культурного наследия.

31.

Художественно - творческие проекты

Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд.

Материал: по выбору учащихся в соответствии с идеей и содержанием художественно-творческого проекта.

Работа над проектом

Этапы работы над проектом.

Выбор и обоснование темы.

Замысел и разработка эскизов.

Обсуждение и защита идеи проекта.

Сбор материала.

Развитие и уточнение идеи.

Выполнение проекта в материале.

Уметь самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи, формировать мотивы своего обучения; планировать

самостоятельно пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Овладевать методом создания творческого индивидуального проекта.

32-34.

Резерв часов

 

Учитель ИЗО:               Плотникова С.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 9 класс (Б.М.Неменский) 17 часов

В соответствии с темой года: «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» прописаны темы, оборудование, виды деятельности и формируемые УУД....

Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» ФГОС 2 класс (По программе Б.М.Неменского)

Очень подробно по каждому уроку расписаны тема, деятельности учащихся и учителя, форма организации урока и формируемые УУД....

Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» ФГОС 3 класс (По программе Б.М.Неменского)

Очень подробно по каждому уроку расписаны тема, деятельности учащихся и учителя, форма работы и формируемые УУД....

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 6 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 7 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 7 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Тематическое планирование учебного предмета «изобразительное искусство» для 8 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год УМК «Изобразительное искусство» А. С. Питерских под ред. Б. М. Неменского

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ учебного предмета «изобразительное искусство» для 8 класса основного общего образованияна 2022-2023 учебный год УМК «Изобразит...