Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 5-7 класс (Б.М.Неменский)
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс) на тему
В календарно-тематическом планировании обозначены темы уроков, оборудование, виды деятельности и УУД по всем темам учебного года в 5-7 классах..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2015_5-7_klass_planirovanie_izo.docx | 73.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»
5 класс (Б.М.Неменский)
Тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
№ ПП | Предпо-лагаемая дата | Тема урока | Оборудование | Виды деятельности | Формируемые УУД | ||
1 тема «Древние корни народного искусства» - 8 часов | |||||||
1. | Древние образы в народном искусстве | Интерактивная доска, презентация, коллажи. Материалы: альбом, карандаш, цветные карандаши | Выполнение рисунка на тему древних образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солнце) | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов прикладного искусства; сравнивать, анализировать, обобщать декоративные решения традиционных образов; Создавать декоративно-обобщённый образ. | |||
2. | Убранство русской избы | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: альбом, карандаш, цветные карандаши. | Создание эскиза убранства русской избы - орнаментальной композиции (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска).
| Понимать и объяснять целостность образного строя крестьянского жилища. Раскрывать символическое значение и содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декора избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Создавать эскизы декоративного убранства избы. | |||
3. | Внутренний мир русской избы | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: альбом, цветные карандаши. | Коллективная работа «В русской избе» | Сравнивать и называть конструктивные и декоративные элементы устройства крестьянского дома. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. | |||
4-5. | Конструкция, декор предметов народного быта
| Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: альбом, гуашь, кисти. | Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка, кувшин, ковш). | Сравнивать, находить общее в конструкции и декоре предметов народного быта. Рассуждать о связях произведений искусства с природой. Понимать, что декор – не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Изображать выразительную форму предметов быта и украшать её в соответствии с традициями народного искусства. | |||
6. | Русская народная вышивка | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: альбом, карандаш, фломастеры,цветные карандаши. | Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки. (фломастеры, карандаши, бумага в клеточку) | Анализировать и понимать особенности образного языка вышивки. Создавать варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции. Оценивать собственную художественную деятельность с точки зрения выразительности декоративной Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента. | |||
7. | Народный праздничный костюм
| Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: альбом, карандаш, цветные карандаши. | Создание эскизов народного праздничного костюма. | Понимать и анализировать образный строй народного костюма. Осознавать значение народного костюма как бесценное достояние культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма, женских головных Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ. | |||
8. | Народные праздничные обряды (обобщение темы) | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: альбом, гуашь, кисти. | Раскрыть символическое значение известных обрядовых действ на примере одного из известных народных праздников. | Иметь представление о роли ДПИ в укладе жизни русского народа. Характеризовать праздник как важное событие как синтез всех видов творчества. Понимать и осознавать ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции. | |||
2 тема «Связь времен в народном искусстве» 8 часов | |||||||
9. | Древние образы в современных народных игрушках
| Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: заготовки, гуашь, кисти, бумага. | Создание своей игрушки. Придание ей декоративных элементов в соответствии с традициями народных промыслов. | Сравнивать форму, декор игрушек разных промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и её декором. Овладевать и осваивать приёмы создания выразительной формы и ее декорирования Уметь использовать выразительные средства в творческой деятельности. | |||
10-11. | Искусство Гжели. | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: альбом, бумага, акварель (гуашь), кисти | Выполнение упражнений (элементы росписи) Изображение выразительной формы с характерными деталями росписи. | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям мастеров. Сравнивать мотивы в природе и в произведениях. Осознавать связь конструктивной, изобразительной и декоративной составляющей изделия. Осваивать приёмы работы по мотивам гжельских (городецких, жостовских) мастеров. Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе. | |||
12. | Городецкая роспись. | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: альбом, тонированная бумага, гуашь, кисти | Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. | ||||
13. | Хохлома. | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: альбом, тонированная бумага, гуашь, кисти | Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. | ||||
14. | Жостово.Роспись по металлу.
| Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: альбом, гуашь, белая бумага, кисти | Выполнение фрагмента росписи по мотивам Жостовской росписи. | ||||
15. | Щепа Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: альбом, гуашь (карандаши, фломастеры). | Создание эскиза характерного предмета мезенской росписи, его украшение. | ||||
16. | Роль народных промыслов в современной жизни (обобщение темы). | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: альбом, гуашь (карандаши), белая бумага, кисти | Выставка работ и беседа о народных промыслах. Разгадывание кроссворда «Народные промыслы». Выполнение эскиза для украшения современного предмета быта (одежды). | Выявлять общее и различное в народных промыслах. Различать и называть произведения народных промыслов. Объяснять, что значит единство формы, декора и содержания. Участвовать в презентации выставочных работ Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. | |||
3 тема. «Декор – человек, общество, время» 10 часов | |||||||
17-18. | Зачем людям украшения | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. | Рассмотрение и обсуждение объектов зрительного ряда по теме урока. Объяснение особенностей декора. | Характеризовать смысл декора не только как украшения. Участвовать в диалоге. Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора
| |||
19-21. | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: альбом, белая и цветная бумага, карандаши. | Выполнение эскиза украшения. Поиск выразительной формы, украшение её узором, в котором используется характерные знаки-символы. | Выявлять связь конструктивных , декоративных и изобразительных элементов, а также единство материала, формы и декора. Вести поисковую работу по ДПИ. Создавать эскизы украшений по мотивам ДПИ. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | |||
22-24. | Одежда «говорит» о человеке | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: альбом, гуашь, бумага белая и цветная, кисти. | Выполнение коллективной работы «Бал во дворце». Продумывание общей композиции Соединение деталей в общую композицию. | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе иллюстративного материала «Костюм разных стран». Участвовать в коллективной деятельности, связанной с созданием творческой работы по теме урока. Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ. | |||
25-26. | О чем рассказывают гербы и эмблемы | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: альбом, цветная и белая бумага, клей, ножницы, гуашь, кисти. | Проект собственного герба (эмблемы) или герба своей семьи, класса (по выбору) | Принимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных городов. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба (с учётом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщённости изображения и цветового решения. | |||
27. | Роль де-коративного ис-кусства в жизни человека и общест-ва(обобщение темы) | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. | Выполнение различных аналитически-творческих заданий: (решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах) | Участвовать в итоговой игре-викторине и в творческих заданиях по обобщению материала. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического ДПИ и его отличии от искусства народного. Понимать, что образный строй вещей определяется социальной ролью его хозяина. Уметь видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора. | |||
4 тема «Декоративное искусство в современном мире» - 8 часов | |||||||
28. | Современное выставочное искусство | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. | Восприятие различных произведений современного декоративного искусства (на базе выставки декоративно-прикладного искусства). | Ориентироваться в широком разнообразии современного ДПИ. Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ | |||
29-30. | Ты сам – мастер. | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд, эскизы. Материалы: альбом, гуашь, бумага белая и цветная, кисти. | Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. | Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения . Участвовать в отчётной выставке коллективных работ. | |||
31-34. | Резерв часов |
Учитель ИЗО: Плотникова С.Н.
Календарно-тематическое планирование 6 класс
Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека» .
№ ПП | Предпо-лагаемая дата | Тема урока | Оборудование | Виды деятельности | Формируемые УУД | |||
1 тема - «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» 8 часов | ||||||||
1. | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств | Зрительный ряд, живописные и графические материалы, бумага. | Участие в беседе на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные). | Знать виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь определять, к какому виду и жанру относится рассматриваемое произведение. Объяснять, роль ИЗО в жизни, вести диалог на заданную тему. | ||||
2. | Художественные материалы | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: живописные и графические материалы, бумага. | Изображение волшебной птицы – символа мечты. Творческая работа разными материалами по выбору учащихся. | Знать виды графики, графические художественные мате риалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать вырази тельные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер). Приобретать представления о рисунке как виде художественного творчества. Овладевать навыками рисунка с натуры. Учиться сравнивать, обобщать пространственные формы. Овладение навыками работы графическими материалами. Иметь представление о различных художественных материалах. Приобретать навыки работы различными материалами. Развивать композиционные навыки | ||||
3. | Рисунок — основа изобразительного творчества | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: карандаши разной твердости, уголь, фломастер, гелевая ручка, тушь (на выбор учителя), бумага. | Выполнение линий и дуг, деление их пополам (орнамент в круге). Разнообразие в характере линий: тонких, широких, ломких, корявых, волнистых и т. д.). | Знать основы языка изобрази тельного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры. | ||||
4. | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: карандаши или уголь, тушь, бумага. | Изображение раз личных состояний в природе | Знать основы языка изобрази тельного искусства: тон, вы разительные возможности то на и ритма в изобразительном искусстве. Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности; Активно воспринимать произведения станковой графики | ||||
5. | Цвет. Основы цветоведения. | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: гуашь, кисти, бумага. | Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палит рой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы», Изумрудный го род», «Страна золотого солнца»). Материалы: гуашь, кисть | Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов | ||||
6. | Цвет в произведениях живописи | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: гуашь (или акварель, акрил, темпера), кисти, бумага. | Изображение осеннего букета в разном состоянии (радостного, грустного…) | Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях. Объяснять цветовые отношения. Развивать навык колористического восприятия художественного произведения. Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием. | ||||
7. | Объемные изображения в скульптуре | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы. | Выполнение объемных изображений животных, цветов. Материалы: пластилин, стеки | Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе | ||||
8. | Основы языка изображения (обобщение темы) | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. | Участие в выставке лучших творческих работ по теме с целью анализа материала. | Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения вы дающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства | ||||
2 тема «Мир наших вещей. Натюрморт» 8 часов | ||||||||
9. | Реальность и фантазия в творчестве художника | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. | Участие в диалоге об особенностях реальности и фантазии в творчестве художников | Понимать значение изобрази тельного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве | ||||
10. | Изображение предметного мира. Натюрморт. | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. | Работа над натюрмортом из плоских изображений с решением задачи их композиционного решения. | Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; Творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция) | ||||
11. | Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: листы белой (ксероксной) бумаги, клей, ножницы. | Конструирование из бумаги простых геометрических тел (конус, цилиндр, куб, призма | Иметь представление о многообразии и выразительности форм Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических форм, соблюдая их пропорции | ||||
12. | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: карандаш, бумага. | Зарисовки конструкции из не скольких геометрических тел. Материалы: карандаш, бумага формата А4 | Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры | ||||
13. | Освещение. Свет и тень | Материалы: гуашь (темная и белая — две краски), кисть, бумага или два контрастных по тону листа бумаги — темный и светлый (для аппликации). | Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага формата А4 | Знать основы изобразитель ной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры Характеризовать роль освещения в построении содержания произведений натюрморта. | ||||
14. | Натюрморт в графике. | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы, листы картона, дноцветная гуашь тонкий лист бумаги, фотовалик | Выполнение натюрморта в технике печатной графики (оттиск с аппликации на картоне) | Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобрази тельного искусства и вырази тельные средства графики; работать в технике печатной графики | ||||
15. | Цвет в натюрморте | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: гуашь, кисти, большие листы бумаги. | Работа над изображением натюрморта в за данном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный. | Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью цвета передавать на строение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра | ||||
16. | Вырази тельные возможности натюрморта (обобщение темы). | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: гуашь, кисти или пастель, восковые мелки, бумага | Участие в выставке работ | Знать такой жанр изобрази тельного искусства, как натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра | ||||
3 тема «Вглядываясь в человека. Портрет» 10 часов | ||||||||
17. | Образ человека -главная тема искусства | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. | Участие в беседе на тему образа человека в портрете, образно-выразительных средств портрета в живописи, скульптуре, графике. | Знать жанры изобразительно го искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанра. | ||||
18. | Конструкция головы человека и её про порции | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: бумага для фона и аппликации, клей, ножницы. | Работа над изображением голо вы человека с со отнесенными по-разному деталями лица (аппликация вырезанных из бумаги форм | Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека | ||||
19. | Изображение головы человека в пространстве | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: карандаш, бумага. | Выполнение рисунка деталей лица: нос, рот, глаза | Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные про изведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры | ||||
20. | Графический портретный рисунок | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: уголь, бумага. | Создание рисунка головы человека, придание индивидуальных черт лица. | Приобретение интереса к изображению головы человека как способа нового понимания и видения человека. Развивать художественное видение, умение замечать индивидуальные черты. Получать представления о графических портретах мастеров живописи разных эпох | ||||
21. | Портрет в скульптуре | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка (пластиковая дощечка). | изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером (Баба Яга, Кощей Бес смертный, Домовой и т. д.) | Знать материалы и вырази тельные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя вырази тельные возможности скульптуры; владеть знаниями про порций и пропорциональных соотношений головы и лица человека | ||||
22. | Сатирические образы человека | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: тушь, перо, бумага. | Изображение сатирических образов литератур. героев (бумага формата А4, черная акварель или гелевая ручка, тушь) | Получить представление о жанре сатирического рисунка и его задачах. Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами. Уметь использовать изобразительные средства линии и пятна для передачи и раскрытии образа. | ||||
23. | Образные возможности освещения в портрете | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: гуашь (три краски — темная, теплая и белая), кисти, бумага или материалы для аппликации, монотипии. | Наблюдение на туры и наброски (пятном) головы в различном освещении. Изменение света электронного портрета. | Знать основы изобразитель ной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять по лученные знания при работе с натуры | ||||
24. | Роль цвета в портрете | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: пастель или восковой мелок (для линейного наброска), гуашь, кисть, пастель (для завершения образа), бумага. | Создание портрета литературного героя | Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи | ||||
25. | Великие портретисты прошлого. | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: гуашь, кисть, бумага. | Коллаж портретов разных эпох | Знать выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, М. Врубель. Уметь активно воспринимать и анализировать про изведения портретного жанра; работать в технике коллажа | ||||
26. | Портрет в изобразительном искусстве XX века. | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. | Участие в создании презентации творчества великих портретистов отечественного искусства | Узнавать и называть основные вехи в развитии портретного жанра. Получить представления о задачах портретного жанра 20-го века в европейском искусстве. Приводить примеры портретов известных отечественных художников. | ||||
4 тема «Человек и пространство. Пейзаж». 8 часов | ||||||||
27. | Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. | Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил воздушной перспективы. | Получить представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как средстве выражения в изобразительном искусстве. Приобретать навыки изображения перспективных изменений в зарисовках наблюдаемого пространства. | ||||
28. | Пейзаж – большой мир. Пейзаж – настроение. Природа и художник. | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: карандаш, гуашь (ограниченной палитры), кисти, бумага | Работа над изображением большого эпического пейзажа «Путь реки». Создание пейзажа-настроения по памяти и представлению. | Уметь различать особенности эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства. Экспериментировать на основе правил перспективы в изображении большого природного пространства. Получать представления о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи 19-го века. Характеризовать направления импрессионизма, постимпрессионизма в истории ИЗО. Учиться видеть, наблюдать, передавать изменчивое настроение природы. Приобретать опыт колористического видения, создание живописного образа эмоциональных переживаний человека. | ||||
29. | Пейзаж в русской живописи | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: гуашь, кисти, бумага и клей для аппликации. | Создание электронной презентации | Называть великие имена русских живописцев, узнавать известные картины. Характеризовать особенности понимания природы И. Левитана и И. Шишкина. Формировать эстетическое восприятие природы как необходимое качество личности. Приобретать опыт в создании электронных презентаций как видеоряда по теме урока. | ||||
30. | Пейзаж в графике. Городской пейзаж | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: бумага разная по тону, но сближенная по цвету, графические материалы, ножницы, клей. | Работа над графической композицией «Городской пейзаж» .Возможен коллаж, аппликация, коллективная деятельность | Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок. Получать представления о графическом пейзаже в европейском и отечественном искусстве. Получать представления о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве. Знакомиться с историческими городскими пейзажами Москвы, санкт0Петербурга, др. Приобретать навыки композиционного творчества в технике коллажа. Приобретать коммуникативные навыки в процессе коллективной деятельности. Знать основы изобразитель ной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике. | ||||
31. | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. | Участие в беседе о возможностях изобразительного искусства. Участие в выставке работ. | Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров | ||||
32-34. | Резерв часов |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека» .
№ ПП | Предпо-лагаемая дата | Тема урока | Оборудование | Виды деятельности | Формируемые УУД | |||
1 тема - «Изображение фигуры человека и образ человека» 8 часов | ||||||||
1. | Изображение фигуры человека в истории искусства | Зрительный ряд, графические материалы, бумага. | Участие в беседе на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные). | Знать виды искусств, их функции, различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь определять, к какому виду относится рассматриваемое произведение. Овладевать первичными навыками изображения фигуры человека. | ||||
2. | Пропорции и строение фигуры человека | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: графические материалы, бумага. | Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека.
| Знать строении фигуры человека и основных пропорциях его тела. Уметь изображать основные пропорции и схемы конструкции тела человека, передавать в плоскостном рисунке простые движения фигуры человека. | ||||
3-4. | Лепка фигуры человека | Интерактивная доска, коллажи, зрительный ряд. Материалы: пластилин, стеки. | Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (тема спорта) | Знать об истории скульптуры и изменениях скульптурного образа человека в разные эпохи, основы Уметь применять основные приемы лепки и работы с пластилином. Приобретать творческий опыт создания скульптурного образа и навыки изображения человека. | ||||
5-6. | Набросок фигуры человека | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: карандаши, ручка, бумага. | Изображение одноклассников в разных движениях, наброски с натуры фигуры человека. | Знать приемы выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы. Уметь обобщать, выделять главное, отбирать выразительные детали и подчинять их целому в рисунке, видеть пропорции и соотносить детали между собой. Приобретать творческий опыт, делая зарисовки с натуры фигуры человека. | ||||
7-8. | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: гуашь, кисти, бумага. | Участие в беседе на основе восприятия произведений искусства. | Знать о значении изобразительного искусства в создании культурного контекста между людьми. Уметь рассуждать об образе человека в истории искусства. Приобретать опыт эмоционального и смыслового восприятия произведений — шедевров изобразительного искусства. Понимать задачу художника как проявление внутреннего мира человека во внешнем облике. | ||||
2 тема «Поэзия повседневности» 8 часов | ||||||||
9. | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: графические материалы, бумага. | Изображение выбранных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства. | Знать о роли изобразительного искусства в формировании наших представлений о жизни людей разных эпох. Уметь композиционно выстраивать работу, насыщая пространство элементами композиции, изображать выбранные мотивы из жизни разных народов в контексте традиций. Развивать ценностные представления о многообразии и единстве мира людей. | ||||
10. | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. | Участие в беседе об особенностях произведений искусства бытового и исторического жанров. | Знать понятия «тематическая картина», «станковая живопись», основные жанры сюжетно-тематической картины и ее богатстве содержания. Приобретать опыт восприятия известных картин бытового жанра, классических для европейского и русского искусства. Уметь рассуждать о роли жанровой картины в формировании наших представлений о жизни людей прошлого и настоящего времени, о месте и значении сюжетно-тематической картины в развитии культуры. | ||||
11. | Сюжет и содержание в картине. | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы, гуашь, графические материалы (по выбору), бумага. | Работа над композицией с простым сюжетом из своей жизни ( «Завтрак», «Ужин», «В моем доме», «Прогулка в парке», и т. п.) | Знать понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи; понимать создание образа как результата наблюдений и размышлений художника. Уметь рассуждать о содержании и средствах выражения в произведениях бытового жанра, видеть обыденные сюжеты в окружающей повседневной жизни. Развивать изобразительные и композиционные навыки в процессе работы над эскизами. | ||||
12. | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: цветные графические материалы (по выбору), бумага. | Создание композиции на выбранную тему после подготовительных зарисовок ( «Жизнь моей семьи или мое общение с друзьями», «Поездка к бабушке», «Во дворе») | Знать об основных приемах композиционного построения (композиционная доминанта, тональное и цветовое решение, ритмическая целостность, отбор деталей), об отражении поэтического видении жизни художником. Уметь работать над зарисовками сюжетов из своей повседневной жизни, изображать по памяти и представлению.
| ||||
13-14. | Жизнь в моем городе в прошлых веках ( историческая тема в бытовом жанре). | Интерактивная доска, коллажи, зрительный ряд. Материалы: графические или живописные материалы (по выбору), бумага. | Создание композиции на темы жизни людей своего города в прошлом . | Знать о традициях прошлого (на основе зарисовок по произведениям художников, старинным фотографиям, на основе сохранившихся предметов и исторических памятников). Уметь создавать композицию на историческую тему, подбирать материал для ее создания. Развивать интерес к жизни людей, умение наблюдать, представлять, сопереживать людям. | ||||
15-16. | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: гуашь, кисти, бумага, вырезки из журналов, цветная бумага, ножницы, клей. | Создание композиции в технике коллажа на тему праздника (индивидуальная или коллективная работа). | Знать о средствах выразительности в изобразительном искусстве, о значение праздника в культуре народа. Уметь работать с разными художественными материалами, работать в команде. Развивать вкус, воображение, учиться фантазировать в процессе создания коллажной композиции. | ||||
3 тема «Великие темы жизни» 10 часов | ||||||||
17-18. | Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. | Участие в беседе, нацеленной на развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства. | Знать понятия «монументальная живопись», «фреска», «темперная и масляная живопись», «станковое искусство», об историческом жанре как идейное и образное выражении значительных событий в истории общества. Учиться рассуждать о месте и значении исторической картины. Узнавать несколько классических произведений и уметь называть имена великих европейских мастеров исторической картины. | ||||
19. | Тематическая картина в русском искусстве 19 века. | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. | Участие в беседе о великих русских живописцах XIX столетия | Знать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, основные исторические картины В. Сурикова, И. Репина. Уметь анализировать содержание и художественные средства произведений классического русского искусства исторического жанра. | ||||
20-21. | Процесс работы над тематической картиной | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы, карандаши, гуашь,бумага | Выполнение творческого художественного проекта по созданию композиции на тему из истории нашей Родины. | Знать об этапах работы над картиной и об обобщенном образе картины. Уметь разработать художественный проект — создать композицию на историческую тему, самостоятельного собирать материал для воплощения своего проекта. Получать в процессе работы над композицией новые представления и знания об истории нашей культуры. | ||||
22. | Библейские темы в изобразительном искусстве | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: гуашь или графические материалы (по выбору), бумага. | Создание композиции на библейские темы (Святое семейство, Поклонение волхвов, Рождество,Возвращение блудного сына.. | Знать имена великих русских иконописцев А. Рублева, Ф. Грека и Дионисия, о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре. Приобретать творческий опыт создания композиции на основе библейского сюжета. | ||||
23. | Монументальная скульптура и образ истории народа | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка (пластиковая дощечка). | Создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или историческому герою. | Знать о роли монументальных памятников в жизни общества, об особенностях художественного образа, об их средствах выразительности. Приобретать творческий опыт лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою. | ||||
24-26. | Место и роль картины в искусстве XX века. | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы:графические материалы, бумага. | Участие в беседе и дискуссии о современном искусстве. | Знать о множественности направлений и языков изображения в искусстве XX в. Уметь объяснять связь изобразительно - выразительных средств изобразительного искусства с содержанием произведения, с выражением идеалов эпохи, поддерживать беседу о современном искусстве.
| ||||
4 тема «Реальность жизни и художественный образ». 8 часов | ||||||||
27. | Искусство иллюстрации. Слово и изображение | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: графические или гуашь, кисти, бумага. | Выбор литературного произведения; сбор необходимого для иллюстрирования материала, создание эскизов будущих иллюстраций и исполнение их. | Знать временные и пространственные искусства, об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. Понимать разницу между реальностью и художественным образом, значение и условность художественного образа. Приобретать опыт художественного иллюстрирования. | ||||
28. | Зрительские умения и их значение для современного человека | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. | Глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства. | Знать роль конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре. Уметь различать и объяснять разные уровни понимания произведения изобразительного искусства, анализировать творческую позицию художника и мир его времени. Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам XX в. Развивать культуру зрительского восприятия. | ||||
29. | История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материалы: гуашь, кисти, бумага и клей для аппликации. | Анализ произведений изобразительного искусства с точки зрения принадлежности их к определенному стилю, направлению. | Узнавать, называть основные художественные стили в европейском искусстве и время их развития в истории культуры. Называть имена крупнейших художников и их произведения в истории мирового и русского искусства. Участвовать в дискуссиях о явлениях современного искусства, об их смысловом и ценностном значении. | ||||
30. | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. | Участие в беседе о роли музеев изобразительного искусства в культуре. | Узнавать крупнейшие художественные отечественные и зарубежные музеи. Характеризовать роль музеев в сохранении культурного наследия. | ||||
31. | Художественно - творческие проекты | Интерактивная доска, презентация, коллажи, зрительный ряд. Материал: по выбору учащихся в соответствии с идеей и содержанием художественно-творческого проекта. | Работа над проектом Этапы работы над проектом. Выбор и обоснование темы. Замысел и разработка эскизов. Обсуждение и защита идеи проекта. Сбор материала. Развитие и уточнение идеи. Выполнение проекта в материале. | Уметь самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи, формировать мотивы своего обучения; планировать самостоятельно пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Овладевать методом создания творческого индивидуального проекта. | ||||
32-34. | Резерв часов |
Учитель ИЗО: Плотникова С.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 9 класс (Б.М.Неменский) 17 часов
В соответствии с темой года: «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» прописаны темы, оборудование, виды деятельности и формируемые УУД....
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» ФГОС 2 класс (По программе Б.М.Неменского)
Очень подробно по каждому уроку расписаны тема, деятельности учащихся и учителя, форма организации урока и формируемые УУД....
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» ФГОС 3 класс (По программе Б.М.Неменского)
Очень подробно по каждому уроку расписаны тема, деятельности учащихся и учителя, форма работы и формируемые УУД....
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 6 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 7 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 7 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......
Тематическое планирование учебного предмета «изобразительное искусство» для 8 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год УМК «Изобразительное искусство» А. С. Питерских под ред. Б. М. Неменского
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ учебного предмета «изобразительное искусство» для 8 класса основного общего образованияна 2022-2023 учебный год УМК «Изобразит...