МБОУ СОШ №5 г. Дубны, М. О. Представление педагогического опыта по теме "Формирование УУД в художественном образовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и нравственно-эстетической направленности"
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Басманова Вероника Владимировна

Содержание:

  • формирование личностных УУД;
  • формирование познавательных УУД;
  • исследовательские проектные действия

Результат образования имеет три составляющих:

  • предметные результаты;
  • метапредметные результаты (УУД или ключевые компетентности)
  • личностные результаты (наборкачеств личности или наличие социального опыта)

Фундаментальное ядро содержания образования:

  • базовые национальные ценности (религиозные, культурные. социально-исторические, семейные традиции народов России)
  • основные элементы научного знания (ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы)
  • универсальные учебные действия (личностные. познавательные. регулятивные, коммуникативные УУД)

Базовые национальные  цености усваиваются школьниками в процессе изучения предмета изобразительное искусство, которое включает в себя: (см. весь документ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Формировании УУД на уроках ИЗО247 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 5 г. Дубна

Представление педагогического опыта

Учителя изобразительного искусства и технологии

Басмановой Вероники Владимировны

«Формирование УУД в художественном образовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и нравственно-эстетической направленности»

Содержание:

- формирование личностных УУД;
- формирование познавательных УУД
;
- исследовательские и проектные действия 

Результат образования имеет три составляющих:

- предметные результаты,

- метапредметные результаты (УУД или ключевые компетентности),

- личностные результаты (набор качеств личности или наличие социального опыта).

Фундаментальное ядро содержания образования:

- базовые национальные ценности (религиозные, культурные, социально-исторические, семейные традиции народов России);
- основные элементы научного знания (ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы);
- универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД).

Базовые национальные ценности усваиваются школьниками в процессе изучения содержания предмета «ИЗО», которое включает в себя:

  • возникновение и виды пластических искусств,
  • язык и жанры изобразительного искусства;
  • художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства,
  • связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов

На уроках изобразительного искусства основного звена УУД положены в основу выбора содержания урока, приемов, методов, форм обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей обучающихся.

  • В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  • В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД подразделяются на :

  • личностные,
  • познавательные,
  • регулятивные,
  • коммуникативные

Личностные универсальные учебные действия включают:

  • жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;
  •    действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания;
  • ценностно-смысловая ориентация обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);
  • ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к художественному образованию и воспитанию личностные УУД проявляются в :

  • осознании жизненного смысла художественных образов ;
  •    деятельности художника-творца – зрителя;
  • выявление нравственных норм, этических и эстетических принципов их творчества;
  • усвоение социальных функций изобразительного искусства в жизни человека и общества.

Познавательные универсальные учебные действия включают:

  • общеучебные, включая знаково-симнолические,
  • логические (специально-предметные действия определяются содержанием конкретной учебной дисциплины),
  • действия постановки и решения проблем

В число общеучебных УУД входят:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (осознание значимости пространственно-временных видов искусств и смысла предметов изобразительного искусства);
  • поиск и выделение необходимой информации (усвоение особенностей художественного языка как средства создания художественного образа);
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (работа с цифровыми образовательными ресурсами, обучающими компьютерными программами (в том числе художественными), графическими планшетами, сетью Интернет);
  • знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта – художественного образа, его стиля – исторического, национального, индивидуального, жанровых признаков, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих область художественного восприятия и выполнения в различных техниках и материалах);  
  • умение структурировать знания (обобщение знаний  о жанрах изобразительного искусства, его стилях, языке, выразительных средствах);
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме: размышления об искусстве, художественном произведении в форме монолога или диалога с учителем, сверстниками;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (моделирование ситуации познания художественного образа в процессе дискуссирования, ролевых игр типа «Если бы я был художником-пейзажистом, то…», «Если бы я был художником-декоратором, то…», а также в процессе эмоционально-образного и жанрово-стилевого анализа художественных произведений);
  • рефлексия способов и условий действия (индивидуальная оценка восприятия и выполнения художественного произведения);
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности (контроль за качеством выполнения художественно-творческих работ, результатом проектно-исследовательской деятельности);
  • извлечение необходимой информации из увиденного (окружающей среды, предметов искусства различных видов, стилей и жанров);
  • определение основной и второстепенной художественной информации (определение доминанты, зрительного и эмоционального центра художественных произведений),
  • свободная ориентация и восприятие художественных текстов различных видов искусства, фактов из истории создания художественных произведений, биографий их создателей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации (например, телепередач об истории искусств, современном искусстве) и др.

В число логических УУД входят:

  • анализ произведений искусств и продуктов художественно-творческой деятельности обучающихся;
  • синтез как составление целостной композиции из частей, элементов отдельных художественных образов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации художественных произведений (с использованием метода «сходства и различия», «тождества и контраста» по Б.В. Асафьеву);
  • подведение под понятия (например, композиция и композиционный центр);
  • установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений (выделение особенностей языка живописи),
  • доказательство (принадлежности произведения к тому или иному жанру, стилю),
  • выведение следствий (например, передача настроения, эмоций средствами цвета, пятна, формы, ритма и др.);
  • выдвижение гипотез и их обоснование (осознание творчества того или иного художника в контексте эпохи).

Действия постановки и решения проблем включают :

  • формулирование проблемы и самостоятельное освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Регулятивные действия включают:

  • целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно (опора в процессе познания содержания художественных образов на имеющий жизненный и художественный опыт);
  • планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (например, осуществление работы над многоплановым рисунком по представлению на основе поэтапного выполнения основных элементов композиции и этапов работы над композицией в общем); составление плана и последовательности действий (в процессе анализа художественного произведения);
  • прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик (в процессе понимания содержания сюжетных композиций);
  • контроль (сравнение результата с целью, с натурой; например, сопоставление с натурой, выявление особенностей в трактовке эскизов и оригинала композиции);
  • коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта (корректировка продукта художественно-творческой деятельности с целью достижения сходства с оригиналом или натурой);
  • оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (оценка воздействия произведений искусства на чувства и мысли слушателя);
  • саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии проявляются при выполнении художественно-творческих заданий и восприятии произведений искусства; способность к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта реализуется в множественности трактовки художественных произведений, к преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе создания художественного образа.

Коммуникативные универсальные учебные действия 

  • обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

На уроках изобразительного искусства под коммуникативными действиями понимают: 

  • умение обучающихся выражать свои мысли (общаться) с помощью выразительных средств изобразительного искусства;

  •  способность к сотрудничеству в группах при выполнении творческих заданий.

Коммуникативные действия включают:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (например, при разработке темы проектной деятельности);
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (например, в коллективном творчестве);
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (на художественных занятиях – на основе выразительных средств изобразительной деятельности).

Согласно ФГОС воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где есть свои роли, цели, взаимные отношения. Внеурочная деятельность объединяет те виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования является Концепция духовно-нравственного воспитания.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это наша малая Родина, наш народ и его история, семья, труд, искусство, религия, природа. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: любовь к своей малой Родине, милосердие, помощь ближнему, ценность знания, забота о здоровье, уважение к родителям, уважение к труду, творчество и созидание.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного, нравственно-эстетического развития и воспитания обучающихся на ступени начального и среднего общего образования

  • патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
  • социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок,
  • семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству,
  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
  • традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения;
  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией

Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на то, чтобы обеспечить развитие у учащихся способностей ориентироваться, быть социально-адаптированными, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем. Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. Поскольку человека реально воспитывает сама жизнь, среда общения, а не отдельные школьные мероприятия, то многие воспитательные шаги спланировать невозможно. Осмысление ценности может предшествовать практике, а может произойти и значительно позже. Так, например, далеко не каждый школьник может сформулировать, что такое справедливость, но регулярно использует суть этого понятия в отношениях с другими, заявляя: «это несправедливо» или «так будет справедливо».

Большинство добрых дел, составляющих процесс воспитания, возникает на уроках, переменах, на школьном дворе спонтанно. Важно, чтобы у учителя изначально была установка на доброе отношение к детям, отказ от позиции «наказывающего наставника» и переход в позицию «доброго помощника», который терпеливо реагирует на возникающие ситуации, помогает детям осмысливать и принимать важные идеи и правила поведения (духовные ценности). И главное – это положительный личный пример учителя, а не нотации и наказания. Только таким образом можно строить с учениками партнёрские отношения, основанные на равенстве сторон и на доверии друг другу.

Список литературы:

  • Горский В.А. Духовные основы нашего общества [Текст] /В.А.Горский//Дополнительное образование.-2004.-№11.-С.22-28.
  • Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность  школьников . Методический конструктор: пособие для учителя. / Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2010.
  • Григорьев, Д.В. Сложные вопросы воспитания духовности [Текст] / Д.В.Григорьев// НМЖ зам.директора по ВР.-2005.-№3.-С.129-133.
  • Данилюк А.Я. Концепция  духовно-нравственного  развития и  воспитания  личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. -  М.: Просвещение, 2010.
  • Данилюк А.И. Духовно-нравственное воспитание российских школьников [Текст]/А.И.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков // Педагогика.-2009.-№4.-С.55-64.
  • Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.] ; под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.
  • Зелинский К. Духовно-нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения [Текст] / К.Зелинский//Воспитательная работа в школе.-2008.-№5.-С.19-28.
  • Лавренкова И.Н. Программа семейного и духовно-нравственного воспитания «Берегите людей!» [Текст]/И.Н. Лавренкова // Завуч начальной школы.- 2006.-№3.-С.49 – 50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс

Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (6 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни"

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни" для 10-11 классов. Срок реализации- 2 года. Программа рассчита на 2 часа в не...

Отчёт о выполнении программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"

Отчёт о выполнении программы по внеурочной деятельности "Азбука нравственности"...