Программа Кружок "ИЗО-творчество" 2015-2016 учебный год
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо) на тему

Пастухова Екатерина Вениаминовна

Дополнительное образование. Кружок "ИЗО-творчество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2015-2016g._programma_kruzhka_po_izo_tvorchestvu.doc340.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предлагаемая программа по ИЗО творчеству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы начального и общего образования по ИЗО, рассчитана на 3 года и  построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.   В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.

            Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.

            Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; При отборе учебного материала важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.

           Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются: Овладения знаниями основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования по памяти, с натуры, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного искусства, лепки, аппликации; Развитие художественного вкуса, творческого воображения. Воспитание интереса и любви к искусству.

           Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Учебная программа по ИЗО творчеству разработана для 2- 9класса.

Планируемые результаты обучения

В результате прохождения кружка по «ИЗО творчеству» в  общеобразовательной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «ИЗО творчество:»

1.  чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

2.  сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

3. сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

4. овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

5. Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

6. умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

            Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

1.овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

2. овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

3. умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

4. осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

1. знание видов художественной деятельности:  изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

2. понимание образной природы искусства;

3.эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

4. применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

5 .способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  

6. способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

7.умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

8. освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

9. овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

На кружке по «ИЗО творчеству» предполагается сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Формы и виды занятий

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства обучающегося, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личноготворческого опыта.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Обучающиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин,  различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. Д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж,  лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. 

Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и

 собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Развитие художественно-образного мышления обучающихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. Е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. Е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа по кружку «ИЗО творчеству» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Цель программы:

  1. Формирование общих предпосылок и художественно – тематического развития обучающегося через основы художественного восприятия.
  2. Обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности обучающихся.
  3. Развитие мотивации к творчеству и самостоятельности.
  4. Развитие творческих способностей школьников, через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи.
  5. Научить правильно, пользоваться различными материалами для воплощения творческого замысла.

Цель каждого года обучения:

1.        Научить правильно, пользоваться художественными средствами для воплощения собственного творческого замысла.

2.        Получение базовых знаний, умений и навыков художественного творчества.

3.        Знакомство со средствами выразительности различных видов искусств.

4.        Расширение представлений о возможностях использования художественных средств выразительности.

Задачи:

1.        Развития представления обучающих о возможностях использования изобразительных средств.

2.        Эстетически воспитывать обучающих, развивать их художественный вкус.

3.        Развитие логического мышления, цветового восприятия.

4.        Умение правильно выполнять наброски и зарисовки.

5.        Формирование колористического единство работы.

6.        Развитие художественного вкуса, творческого воображения.

7.        Развитие у обучающих чувства понимания прекрасного.

Воспитательные

  1. Приобщать обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.
  2. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
  3. Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
  4. Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, положительное отношение к труду, бережливость.

Развивающие

  1. Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого обучающего: фантазию, наблюдательность.
  2. Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
  3. Развивать моторику рук, глазомер.
  4. Развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус.

Задачи каждого года обучения:

1.        стимулирование творческой активности.

2.        развитие способностей.

3.        последовательное ведение работы.

4.        развитие цветового видения.

5.        развитие о представление, о теплых, холодных тональных отношений.

6.        формирование умений навыков изобразительной деятельности.

7.        привить любовь к труду, воспитать аккуратность и настойчивость в работе.

                 

               

Тематический блок

Виды работ

Содержание

Кол-во часов

Всего

1

Водный урок. Изображение всюду вокруг нас.

Гуашь, кисти, карандаш, бумага.

Рисуем то, что умеем и любим рисовать.

2

2

2

Рисование воздушных шариков для

Вини-Пуха.

Гуашь, кисти, бумага, карандаш.

Смешивание цветов. Научить смешивать основные цвета и получать составные.

1

1

3

 «Листопад»

Бумага, сухие листья, кисти.

Отпечатки листьев на бумаге.

1

1

4

«Мир природы»

Бумага ф-А2, карандаш, цв. бумага,  картон, открытки различные, журналы, фломастеры, ножницы.

Коллективная аппликация «Осень». Закреплять умения детей создавать предметные и сюжетные композиции; навыки вырезывания и наклеивания; создавать аппликацию с натуры и по представлению; создавать декоративные композиции из геометрических и

растительных

форм;

3

3

5

Мир полон украшений.  Украшение крыльев бабочек.

Гуашь, кисти, бумага, карандаш.

Уметь использовать художественные материалы.

2

2

6

Мир полон украшений.  Украшение крыльев бабочек.

Пластилин, стеки, картон, вода.

Уметь использовать художественные материалы, понимать язык украшений.

1

1

7

Красоту надо уметь замечать. Фактура.

Графика. Бумага, карандаш, ручка черная.

Развитие чувства фактуры. Рассматривание различных поверхностей, кора дерева, листьев и.т.д.

3

3

8

Красивые рыбки. Украшение рыбки узорами чешуи.

Гуашь, бумага, кисти, карандаш.

Украшение. Уметь видеть прекрасное, использовать художественные материалы.

2

2

9

Разнообразие украшений в природе. Изображение нарядной птицы в смешанной технике.

Гуашь, кисти, бумага, фломастеры, цв.бумага, клей, ножницы, карандаш. Иллюстр.детс.

книг.

Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура), уметь использовать художественные материалы.

2

2

10

Изображение «холодного царства» царства снежной королевы

Гуашь, бумага, кисти,

крандашь.

2

2

11

В мастерской Деда Мороза. Рисование елочных игрушек.

Гуашь, цв.карандаши, мелки, кисти, фломастеры, карандаш.

3

3

12

Без праздничных украшений нет праздника. Коллективное панно «Новогодняя елка»

Гуашь, Бумага, кисти, ручки, фломастеры, мелки, цв.бумага, ножницы, клей.

Оформление коллективной работы «Елка» Украшение. Уметь строить композицию, создавать творческие работы на основе собственного замысла.

3

3

13

Постройки в нашей жизни. Изображение сказочного дома для себя и своих друзей.

Цв.карандаши бумага, и др.

Постройка. Архитектура.

2

2

14

Изображение сказочного цветка по- воображении. «Цветущая восьмерка»

Гуашь, кисти, бумага, карандаш.

Уметь применять основные средства выразительности в рисунке, пользоваться знакомыми техниками изображения.

1

1

15

«Сказочная страна» коллективное панно, коллаж.

Цв.бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей.

Уметь использовать художественные материалы, сформулировать замысел, применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах.

3

3

16

Изображение животных.

Живопись, рисование птиц, животных;

Учиться по основе и форме создавать животных. Правильная передача характера животного, пропорции, пластики; Передача эмоционального восприятия цвета.

5

5

17

Изображение подводного мира.

Гуашь, кисти, бумага, карандаш.

2

2

18

«Цветы»

Аппликация «Букет».

3

3

19

Изображение животных.

Пластилин, картон, стеки, карандаш.

Плоскостная работа.

2

2

20

Путешествие в космос.

Гуашь, кисти, фломастеры, цв.карандаши, бумага.

Совершенствовать навыки тематического рисования. Научить техники набрызги.

3

3

21

Изображение сказочных не существующих животных и птиц.

Цв.карандаши

Изображение и фантазия.

2

2

22

Декоративное рисование «Аленький цветочек»

Гуашь, бумага, карандаш, кисти, черный фломастер, маркер.

Учить декоративному рисованию, познакомить со стилизацией.

2

2

23

Открытка к 8 матра

Цв.бумага, картон, ножницы, клей, блестки, картон, и.тд.

Рисование праздничной открытки.

3

3

24

Изображение родного края. Пейзаж родной земли

Гуашь, кисти, бумага.

2

2

25

«Декоративное рисование»

Бумага, карандашь, фломастеры.

Выполнение орнамента в квадрате. Что такое орнамент? учить составлять узор; составить и нарисовать орнамент в квадрате. (конспекты занятий Николкина Т.А. стр. 14; 36;).

2

2

26

«Сказки»

Бумага, карандашь, цв.карандаши.

Рисование иллюстраций к сказкам. «Колобок»; «Заюшкина избушка»; «Теремок» и др. Уметь передавать в рисунке простые моменты из произведения; рисунок должен быть ярким; композиционным. (конспекты занятий Николкина Т.А. стр. 120).

3

3

27

Рисунки на конкурсы

Любые.

По мере поступления конкурса.

7

7

28

«Здравствуй лето!» создание композиции «Здравствуй лето» по впечатлению от природы.

Гуашь, кисти, бумага, карандаш.

2

2

Учебно-методическое обеспечение курса

Программы:

1.Программы... Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 класс

Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А

2.  Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочие программы

3.  Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочая программа по учебникам под редакцией Б.М. Неменского.

Учебники:

4.Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: учеб. Для 1 кл.нач.шк./Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменскаго.М.:Просвещение, 2008

5. Изобразительное искусство и ты: учеб. Для 2 кл.нач.шк./Е.И.Коротеева; под ред. Б.М.Неменскаго. М.: Просвещение, 2009

6.Искусство вокруг нас:Учеб. Для 3 кл. нач.шк./Н.А.Горячева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.: под ред.Б.М. Неменскаго.М.: Просвещение2006

7.Каждый народ художник:учеб.для 4 кл.нач.шк.под ред. Б.М. Неменскаго М.: Просвещение2007

Пособия:

8.  Изобразительное искусство. 1-8 классы. Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского

9.  Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс

10.  Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс. По программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд"

11.  Поурочные планы Изобразительное искусство. 1 класс. Часть 1,2. По учебнику Неменского Б.Н.

12.  Поурочные планы Изобразительное искусство. 2 класс. По учебнику Неменского Б.Н.

13.  Поурочные планы Изобразительное искусство. 3 класс. По учебнику Неменского Б.Н.

14. Поурочные планы Изобразительное искусство. 4 класс. По учебнику Неменского Б.Н.

15. Коротеева Е.И. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 1 кл. (1-3), 2 кл. (1-4). 
16. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. / Под ред. Неменского Б.М. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь к учебнику "Изобразительное искусство. Искусство и ты" для 2 класса начальной школы 
17. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. / Под.ред. Неменского Б.М. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь к учебнику "Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас" для 3 класса начальной школы
18. Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 кл.

19. . Изобразительное искусство. 1 – 4 классы: упражнения, задания, тесты / авт.-сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009

20. Горнова Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества. Волгоград 2008г.

21. Дьяченко В.Ю. Изобразительное искусство и художественный труд. Волгоград 2007г.

23. Николкина Т.А. Изобразительная деятельность. Конспекты занятий. Волгоград 2008г.

24. Степанчук З.А. Изобразительное искусство 1-8кл. Волгоград 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на 2012 -2013 учебный год к программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С. Г. Шевченко (второй год обучения, подготовительная группа)

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми в подготовительной группе с задержкой психического развития составлена на основе рекомендаций программы «Подготовка к школе детей с задержкой...

Рабочие учебные программы на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по математике 7класс, 9 класс, 11 класс...

Изменения в учебных планах и программах в 2016-2017 учебном году (русский язык в школах с узбекским язывом обучения.)

Изменения в учебных планах и программах по русскому языку в классах с узбекским языком обучения. Докдад и презентация....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предметам индивидуального учебного плана для Гарсиевой Лейлы, ученицы 6 класса на 2017-2018 учебный год

Индивидуальная основная общеобразовательная программа для Гарсиевой Лейлы ученицы 6 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы ГОБОУ "ЦАО"...

Рабочая программа Дополнительного общего образования учебного предмета "Английский язык” для 1- х классов на 2019-2020 учебный год

В связи с этим актуальность этой программы не вызывает сомнений. Программа кружка «Веселый Английский» направлена на воспитание интереса к овладению иностранным яз...

Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА"    Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального ...