курс краеведческой направленности к образовательной программе по предмету «изобразительное искусство» 1-4 класс (10 ч.) "Все краски Югорского края"
элективный курс по изобразительному искусству (изо) на тему

 Хижняк Людмила Германовна

В рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования в области "искусство", курс "Все краски Югорского края" способствует формированию представлений о культуре народов Севера, об окружающей природе, социальной среде и месте человека в ней, воспитывает у школьников личную ответственность за сохранение богатств Югорского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnyy_kurs_izo.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Югорска

курс краеведческой направленности к образовательной программе по предмету «изобразительное искусство»

1-4 класс (10 ч.)

 Составитель: учитель изобразительного искусства

Хижняк Людмила Германовна

 

 

             

     

г. Югорск

Пояснительная записка

    Начальная школа - важнейший период для выработки правильного понимания и высоконравственного отношения к истории родного края.                        Внедрение компетентностного подхода в российскую школу становится всё более очевидным. Новые федеральные государственные стандарты показывают, что в основу обновлённого содержания общего образования положены «ключевые компетенции». Компетенции и деятельностный подход занимают центральное место в системе управления качеством образования.

      Актуальность курса обоснована и тем, что он направлен на реализацию регионального компонента содержания образования, формирование общей культуры обучающихся,  на духовно-нравственное, личностное развитие. В структуре учебного плана Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предусмотрен региональный компонент, но количество часов по изучению вопросов краеведческого характера на уроках изобразительного искусства не достаточно.  Решением вопроса является  система интеграции урочной и внеурочной  деятельности:  целевые прогулки, встречи, выставки, экскурсии,  которые формируют представление о культуре народов  Югорского края.

          В рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования в области «Искусство»,  курс  «Все краски Югорского края» способствует формированию представлений о культуре народов  Севера, об окружающей природе, социальной среде и месте человека в ней, воспитывает у школьников личную ответственность за сохранение богатств Югорского края.

Цели и задачи

Цель:  обеспечить формирование ключевых компетенций  на основе разработки и реализации программы курса краеведческой направленности «Все краски Югорского края».

Задачи:

  1. Разработать и апробировать программу курса краеведческой направленности «Все краски Югорского края».
  2.  Расширить представления обучающихся о красоте природы, родного края,  национальном своеобразии в предметах быта, в окружающей жизни через  приобщение  к культуре, обычаям, духовным ценностям и традициям народов Югры.
  3.  Создать условия для формирования ключевых компетенций на основе реализации программы курса краеведческой направленности «Все краски Югорского края».

Принцип построения разделов модульного курса отражает новизну концепций подачи учебного материала.

В содержании курса краеведческой направленности выделяется три раздела: « Природа Югорского края», «Югра – единая семья», «Югра сегодня».        

     Первый из них – «Природа Югорского края»  направлен на воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе, развитие эмоционально-эстетического восприятия; понимание того, что все виды изображения в своей основе связаны с природой.

     Второй – «Югра – единая семья»  нацеливает младших школьников на постижение и эмоциональное восприятие богатства красоты души народов ханты, манси, учит видеть и выделять красоту и особенности края.

     Третий – «Югра сегодня» способствует формированию у детей такого качества, как осознанная сопричастность к тому, что делаемся у них доме, городе, округе. Знакомит с героями, художниками, писателями, музыкантами которые живут рядом с ним в одном городе, округе.  

Курс рассчитан на 10 часов в каждом классе. В основе курса лежит  компетентностный подход, который предполагает формирование трёх видов компетенций: учебно-познавательной, информационной и коммуникативной. Уроки выстраиваются на основе экскурсий разной направленности, проводимых во внеурочное время.   Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Особенность данного курса в том, что часть занятий проводятся вне стен школы – в лесу, музее,  парке, художественном училище и др., при этом широко используются такие формы работы как экскурсии, целевые прогулки, практические занятия на природе. На каждом занятии происходит  знакомство с музыкальными и литературными произведениями народов Севера, что способствует формированию у школьников национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию.

      Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в коммуникативно-деятельностной форме, в форме личного творческого опыта (встреч, посещение выставок, экскурсий). Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

       Содержание и методика преподавания курса направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становиться субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания. Методы и средства изучения данного курса разнообразны - демонстрация наглядных пособий, практические работы, наблюдения; словесные методы: рассказ, беседа, объяснение.

      Подведение итогов проводится по результатам практической деятельности школьника. Это может быть выставка рисунков, защита проектов, участие в заключительном празднике - выставке «Все краски  Югорского края».

     Основные знания и умения, которыми должны овладеть школьники при изучении курса краеведческой направленности, даны в специальных разделах программы по каждому классу. Требования к знаниям и умениям школьников – ориентир для учителя при оценивании результатов учебной деятельности.

     Практическая значимость данного курса очевидна, это обосновано высокими результатами качественного освоения программы, положительной динамики сформированности ключевых компетенций,  творческими работами детей, получившими высокую оценку жюри различного уровня.

         

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса краеведческой направленности

     В результате изучения курса краеведческой направленности «Все краски Югорского края» в начальной школе должны быть достигнуты личностные, метапредметные и предметные результаты.    

 Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобрели на уроках изобразительного искусства  в процессе освоения курса краеведческой направленности «Все краски Югорского края»

чувство гордости за культуру и искусство своего народа, Ханты-Мансийского округа, города Югорска;

уважительное отношение к культуре и искусству народов ханты и манси;

Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов и т.д.;

умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса краеведческой направленности:

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  

умение изображать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы  Ханты-Мансийского округа, города Югорска;

изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

Содержание программы курса краеведческой направленности

«Все краски  Югорского края»

1 класс (10 часов)

1. Природа Югорского края  ( 4  час.)

Раздел включает освоение средств художественной выразительности (цвет, линия, объем, ритм, форма.).

Многообразие окружающей среды. Сезонные изменения в природе: краски осени, зимы, весны, лета.

Разнообразный мир животных Югры. Значение природы для народов Севера.

Примерный перечень творческих работ.

Выполнение рисунков осенних листьев, деревьев, грибов  (с натуры, по наблюдению).

Составление тематических композиций: «Звери нашего края», «Мой любимый зверь и т.п.

Составление декоративных натюрмортов с предметами быта народов ханты.

Лепка животных.

Рисование «Северного сияния»

Экскурсии

1. В парк «Чудеса рядом».

2. В лес «Лесное царство».

3. В живой уголок «Животные родного края».

2. Югра – единая семья.   ( 4 час.)

   Традиции и быт народов ханты (одежда, домашняя утварь и т.д.)

   Сказки, легенды. Орнаменты народов Севера. (Заячьи уши, волны и др.)

   Изображение природы, традиций, обычаев в творчестве художников хантыйского народа. (Г.Райшев).

Формы и мотивы ( Демонстрация многообразия форм и мотивов орнамента: геометрические и природные формы, изображения растений, животных, людей.)

Примерный перечень творческих работ.

Выполнение панно, коллективная работа с использованием мотива «Дерево жизни»

Вырезание ножницами симметричного листка, цветка путем складывания цветной бумаги пополам.

Рисование национальной одежды.

Выполнение аппликации флага Ханты-Мансийского автономного округа.

Изготовление изделий из бересты.

Экскурсии

1. Краеведческий музей «Традиции и обряды народов севера»

2. В библиотеку «Сказки бабушки Анне».

4. В художественное училище  «Художники Югры»

  1. Югра – сегодня ( 2 час.)

Замечательные люди округа и города Югорска.

(сказочница Конькова АМ., художник  Г.Райшев.)

Современные памятники, праздники города Югорска и округа.

Примерный перечень творческих работ.

1.Городской пейзаж «Памятники родного города».

2.Коллаж «Любимый город».

Экскурсии

1. По городу Югорск  ( к памятнику первопроходцам         Земли Сибирской )

К концу изучения курса в 1 классе учащиеся должны получить знания:

-  о значении понятий: орнамент, симметрия, ритм;

-  о главных особенностях орнамента народов ханты.

-  о красоте и особенностях природы в разное время года;

Умения:

-  пользоваться кистью, красками, палитрой;

-  использовать композиционное заполнение листа, изображать предметы крупно;

-  при анализе произведений народных мастеров находить (вычленять) главные отличительные элементы орнамента.

2 класс (10 часов)

1. Природа Югорского края  ( 4  час.)

Во втором классе происходит освоение средств художественной выразительности: цвета, линии, пропорций пространства, композиции.

    Развитие умения видеть разнообразные линии, выделять линии в окружающей действительности, осмыслить линию как сильное средство создания образа, характеристики изображаемого.

     Айваседа (Вэлла) Юрий Кылевич (легенды о животных, стойбище, деревьях) – иллюстрации к легендам.

Разнообразный мир животных Югры.

Примерный перечень творческих работ.

«В царстве Снежной королевы – белой гуашевой краски» - выполнение рисунков путем смешивания красок.

 « Слово – образ – движение» - нахождение красок, необходимых для передачи в рисунке впечатления от стихов.

 Творческая работа « Приключения героев хантыйских сказок »

 Выполнение композиции декоративного натюрморта «Югорские реликвии».

«Зимние  забавы на стойбище» рисование по представлению.

Экскурсии

1. В парк «В гостях у Природы».

2. В лес «Чудеса за городом».

3. В музей под открытым небом «Суеват Пауль».

2. Югра – единая семья.   ( 4 час.)

Традиции, обычаи и обряды как один из факторов  культуры.

Показ опосредованного отражения родной природы в орнаментах на примерах вышивки бисером, мехового орнамента, изделий из бересты.

           Ознакомление с основными знаками – символами, их расположение на предмете, обогащение орнамента реальными наблюдениями природы. Орнаменты состоящие из фантастических и реальных зверей и птиц или отдельных частей их фигур.(« Рот маленькой лошади», «гусиное крыло» и др.)

Примерный перечень творческих работ.

1.Подбор узора для Нуй сах из сукна (женского наряда).

2.Иллюстрации к загадкам северных народов.

3.«Мозаика» - составление различных узоров и мозаики под впечатлением узоров народов  ханты.

4.Граттаж ( предметы быта).

5.Портрет охотника, рыбака.

Экскурсии

1. Краеведческий музей «Традиции и обряды народов севера»

2. В библиотеку «Загадки, пословицы, поговорки народов Севера»

3. Музей под открытым небом «Суеват Пауль»

4. В художественное училище  «Художники Югры»

5. В городские художественные мастерские.

  1. Югра – сегодня. ( 2 час.)

Замечательные люди округа и города Югорска.

(Встречи с родителями, работающими в Трансгазе.)

Современные памятники, праздники города Югорска и округа.

Примерный перечень творческих работ.

1.Портрет. «Рабочий человек»

2.Картинная галерея.

Экскурсии

1.На предприятия Трансгазе (Линейно-производственное управление, посещение музея предприятия )

К концу изучения курса во 2 классе учащиеся должны получить знания:

-  о главных отличительных элементах орнамента народов Севера;

-  о разнообразии пословиц, поговорок, загадок народов Севера;

-  о художниках народа ханты (Г.Райшев).

Умения:

- пользоваться материалами, которыми можно изпользовать в художественной деятельности (краски, мелки, пастель, тушь, уголь, мел);

-  рисовать орнамент народов ханты;

-  при анализе произведений народного и декоративно- прикладного искусства выделять линейный и замкнутый орнаменты.

3 класс (10 часов)

  1. Природа Югорского края  ( 4  час.)

В третьем классе освоение средств художественной выразительности: цвета, линии, объема, светотональности, ритма, формы и пропорции, пространства, композиции.

  Цветовая гамма (теплая, холодная). Цветовой круг.

Примерный перечень творческих работ.

1.  Пейзаж «Экология родного города» (осенний, зимний пейзаж)

2.  Наброски птиц, животных; передача пропорций и характера.

 Выполнение натюрморта с натуры: Предметы быта народов ханты, манси в теплой гамме.

Творческая декоративная тематическая композиция «Сказки». Цветовой круг.

Экскурсии

1. В лес «Чудеса за городом».

3. В живой уголок «Животные родного края».

Югра – единая семья.   ( 4 час.)

Исторические сведения о прошлом нашего края в картинах художников (Игошев В.А.)

. Традиции, обычаи и обряды как один из факторов  культуры.

   Знакомство с портретами жителей Севера. Что они могут рассказать?

    Современные архитектурные памятники.

Примерный перечень творческих работ.

1.Работа с глиной. Украшения.

2. Творческая декоративная тематическая композиция «Народный праздник».

3.Гротаж (изделия из бересты)

4.Натюрморт

5.Портрет «Хант»

Экскурсии

1. Краеведческий музей «Традиции и обряды народов севера»

2. В библиотеку «Сказки народов Севера»

3. Музей под открытым небом «Суеват Пауль» (Обычаи, обряды народов ханты)

  1. Югра – сегодня. ( 2 час.)

Художники хантыйского народа: Г. Райшев, М.Тебетеев и др.

Югра в творчестве художника В.Игошева и др.

Самодеятельные мастера П. Шешкин и др.

Примерный перечень творческих работ.

1.Портрет. «Газовика»

2 Парад исследовательских работ о художниках хантыйского народа.

Экскурсии

1.На предприятия Трансгаза (Линейно-производственное управление, посещение музея предприятия )

К концу изучения курса во 3 классе учащиеся должны получить знания:

- о разнообразных выразительных средствах (называть их в беседе во время просмотра репродукций произведений живописи, графики);

-  о произведениях художников хантыйского народа: Г. Райшеве, М.Тебетееве.

-  о традиционных праздниках коренных народов Югры.

Умения:

-  работать в определенной цветовой гамме;

-  передавать при изображении предметов пропорции и характер формы, обогащать изображение предметов характерными деталями.

4 класс (10 часов)

1. Природа Югорского края  (4  час.)

В четвертом классе углубление представления о рисунке в разных видах изобразительного искусства.  Создание условий для графической работы в технике монотипии с использованием линии, штриха, тона.

Примерный перечень творческих работ.

 Исполнение монотипии «Мой двор» (осенний, зимний пейзаж)

Портрет, зарисовка «Мой земляк»

Создание альбома «Художники Югорска»

Конкурс плакатов «Береги родную природу»

Экскурсии

1. В краеведческий музей «Художники нашего города».

3. В парк «Экология родного края».

  1. Югра – единая семья.   ( 4 час.)

Знакомство с выразительными особенностями орнаментов народа ханты с целью использования в композиции натюрморта, тематических (иллюстрации к литературным произведениям) приемов, придающих  динамический характер.

   Знакомство с портретами жителей Севера.

Орнаменты состоящие из фантастических и реальных зверей и птиц или отдельных частей их фигур(« Рот маленькой лошади», «гусиное крыло» и др.).  

Примерный перечень творческих работ.

1.Иллюстрации к сказкам северных народов.

2.Презентация национальных костюмов

4.Рисование на тему «В музее»

5.Портрет «Мой друг»

Экскурсии

1. Краеведческий музей «Художники Югры»

2. Встреча с коллективом народного творчества  (Ассоциация народов ханты, манси).

  1. Югра – сегодня. ( 2 час.)

Создание декоративного образа на основе переработки натурального материала, жизненных впечатлений.

Замечательные люди Югры: поэты, писатели, сказители.

Формирование национального округа.

Примерный перечень творческих работ.

1.Панно «Югория»

2 Иллюстрации .

Экскурсии

1.На предприятия Трансгаза  ( посещение музея предприятия «Достижения края, города»)

К концу изучения курса в  4 классе учащиеся должны получить знания:

-  о произведениях народных мастеров своего города, округа;

-  о произведениях художников хантыйского народа.

-  о  средствах  художественной выразительности  (цвет, линия, объем, светотональность, ритм, форма и пропорции, пространство, композиция).

Умения:

-  изображать человека, передавая характер движения;

- цветом и линией передать пространственные планы (передний, дальний, средний);

- анализировать произведения народного и декоративно-прикладного творчества;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 2 класса по программе Н.М.Сокольниковой

Структура рабочей программы по учебному предмету "Изобразительное искусство" для 2класса :планируемые результаты учебного предмета (личностные результаты ,метапредметные результаты :регуляти...

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса по программе Б.М.Неменского

Структура рабочей программы учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса по программе Б.М.Неменского :планируемые результаты учебного предмета (личностные результаты, метапредм...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 6 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 7 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 7 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Образовательные программы . по предмету «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов VIII вида.(адаптированные)

Образовательные программы . по предмету «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов VIII вида.(адаптированные)...