Конспект к уроку изобразительного искусства по теме "Красота родной природы"- рисование пейзажа
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Конспект урока содержит подробную структуру и ход урока. В урок включена беседа по картинам художников-пейзажистов, а также подробное объяснение выполнения задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.doc | 347 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Красота родной природы» - рисование пейзажа.
Вид занятий: рисование с натуры и по памяти.
Цели и задачи: Научиться эмоционально воспринимать природу в произведениях искусства, сранивать пейзажи различных художников, вспомнить жанры пейзажа, получить сведения о применении нестандартных предметов для изображения картин.
Оборудование: для учащихся - картон, полиэтиленовый пакет из-под молока или кефира; кисть, банка с водой, мыло; для учителя – таблицы.
Зрительный ряд: И.Шишкин «Дубки», «Дубы. Вечер», «Сосны, освещённые солнцем», «Рубка леса», «Прогулка в лесу», «Берёзовая роща»; А.Куинджи «Берёзовая роща»; И.Левитан «Берёзовая роща».
Литературный ряд: Стихотворение Н.Заболоцкого «Одинокий дуб»
Музыкальный ряд: С.В.Рахманинов «Вокализ», Вальс «Берёзка», аудиокассета из серии «Наедине с природой» (пение птиц, шум ветра в кронах деревьев), С.В.Танеев. Симфония до минор, А.К.Глазунов Симфония №5
План урока
1. Беседа «Прогулка по лесу»
2. Задание учащимся и рекомендации для выполнения задания.
3. Выполнение задания учащимися.
- Итог урока.
Ход урока.
1. Беседа. Введение в тему урока.
Учитель: Дерево, как любой живой организм, состоит из отдельных органов: листьев, веток, ствола и корней.
Каждый из них выполняет особую функцию. Ещё в 18 веке учёные доказали, что животные делают воздух непригодным для дыхания, а растения «улучшают его». Зелёное растение очищает воздух только на солнечном свету. При солнечном свете растения выделяют кислород, которым дышат животные и люди, а поглощают из воздуха углекислый газ, который животные и люди выдыхают. Зелёный лист – источник жизни на Земле. Если бы не было растения, не было бы на Земле животных и человека.
Растения также служат источником пищи для всего животного мира. Опавшие листья являются хорошим органическим удобрением для почвы; уголь и нефть образовались из остатков растений, живших в далёкие времена.
Никогда прежде живая природа так не нуждалась в защите человека, как сегодня. Особая роль в этом всенародном деле принадлежит искусству. Общеизвестна огромная сила его эмоционального воздействия на сердца людей. Среди художников разных эпох были певцы родной природы.
Сегодня мы с вами узнаем много интересных сведений о деревьях, их ценности в природе и жизни человека. А для этого мы с вами отправимся в лес. Прогуляемся по лесу изображённому художниками-пейзажистами.
Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, посвящённый воспроизведению естественной или изменённой человеком природы.
Назовите жанры пейзажа?
Учащиеся. Лирический, эпический, романтический, драматический, реалистический.
Учитель. Пейзаж ярче других жанров живописи выражает различные оттенки чувств, эмоций художника его отношение к окружающей природе.
Блестящим знатоком русского леса был Иван Иванович Шишкин, он знал характер, пластику, анатомию каждого дерева. Шишкин считал, что уже рисунок дерева должен дать представление не только о породе дерева, но и о его возрасте, определять, где оно растёт – в полутёмной роще или на вольном просторе. «Главнейшее дело пейзажиста есть прилежное изучение натуры, вследствие чего картина с натуры должна быть без фантазии» – говорил художник. ( При рассмотрении картин Шишкина включается аудиокассета из серии «Наедине с природой»). В картине «Рубка леса» Шишкин воспроизводит всё то, что попадает в поле его зрения, не забывая и пересчитать годичные кольца на торце спиленного дерева.
С.В.Танеев Симфония до минор)
(Звучит С.В.Танеев Симфония до минор). В картине «Прогулка по лесу» Шишкин «рассказывает» о берёзовой роще, в которой отправилось на прогулку барское семейство, и ни одна подробность: ни валун на переднем плане, ни замшелые корни старого дерева, ни ствол сломанной берёзы с ободранной корой – ничто не ускользнуло от его пытливого взгляда. Работа с натуры – основа творческого метода И.И.Шишкина.
Большую роль в пейзажном искусстве играет живопись.
Вершин мастерства Шишкин достигает при написании картины «Сосны, освещённые солнцем». То, что это полотно написано целиком с натуры, очевидно. Полуденное солнце светит ярко, образуя кружевной рисунок теней на стволах освещённых сосен. Шишкин радуется солнечному дню и строит картину на контрастах тёмного и светлого, тёплого и холодного, внимательно разглядывая узорчатый рисунок теней. (Звучит произведение А.К.Глазунова Симфония №5)
В картине «дубки», главное достоинство в классической ясности композиции и единстве светоцветового решения.
В ещё большей мере это видно в незавершённом этюде «Дубы. Вечер». Кряжистые дубы-великаны рядом с более молодыми деревьями смотрятся почтенными лесными патриархами.
Глядя на эту картину вспоминаются стихи Н.Заболоцкого
Дурная почва: слишком узловат
И этот дуб, и нет великолепья
В его ветвях. Какие-то отрепья
Торчат на нём и глухо шелестят.
Но скрученные намертво суставы
Он так развил, что, кажется, ударь –
И запоёт он колоколом славы,
И из ствола закапает янтарь.
Душой русской природы является берёза. Не случайно это дерево стало мотивом русских пейзажей. Берёзовую рощу рисовали многие художники-пейзажисты, но восприятие одного и того же сюжета у всех художников разное. Рассмотрим картины «Берёзовая роща» в изображении Шишкина, Куинджи и Левитана. У каждого из художников своё характерное отношение к природе, свои особые переживания, связанные с ней. Живопись – не пассивное отображение натуры, а творческий процесс.
Русский художник Архип Куинджи прославился как русский Моне, показавший прелесть самой краски, открывший законы её вибрирования, её звона. Всё огромное достоинство его картин в одной только краске, сильной, ясной, яркой и смелой. Такой краски не отыскать во всём тогдашнем русском художестве. Картина «Берёзовая роща» в своё время так поразила наивную петербургскую публику, что многим тогда казалось, будто для достижения эффекта мастер должен был непременно прибегнуть к транспаранту, к освещению сзади и спереди, то есть к «шарлатанским фокусам». Замечательные смелые, ясные краски мы видим на этой картине.
Исаак Ильич Левитан умел в скромном мотиве увидеть и запечатлеть на полотне проникновенный образ русской природы, бесконечно разнообразной в своих проявлениях и всегда волнующей. На картине «Берёзовая роща» он показал летний солнечный день. Лучи солнца проникают сквозь густую листву, скользят по стволам деревьев, заставляют сверкать и переливаться сочную влажную зелень травы. В сплошной массе зелени сами стволы берёз кажутся трепещущими лучами света. Мелкое кружево листвы изумрудной россыпью свисает с веток. Фиолетовые оттенки на стволах берёз и фиолетовые огоньки лесных цветов, вспыхивающие в траве, оживляют цветовую гамму. Художник выбирает удлинённый формат картины, чтобы показать вольный простор рощи с её как бы разбегающимися деревьями, её прихотливую и пленительную красоту. (Звучит вальс «Берёзка»)
Мастер эпического пейзажа, И.И.Шишкин славил могучие силы русской природы, её ширь и величие, но таланту художника не было чуждо восприятие и её лирических сторон. Таков и характер пейзажа «Берёзовая роща», приглушённая цветовая гамма которого хорошо воссоздаёт мягкость освещения в пасмурный день конца лета. Тонкие градации серебристо-серого, зелёного, рыже-коричневого не только правдиво отмечают краски предосеннего леса, но и создают соответствующее настроение, дают целостный, эмоциональный образ природы. (Звучит музыка Рахманинова «Вокализ»).
Если в картине Архипа Куинджи главную роль играет не настроение и не поэтический замысел, а «самая соль живописи» - краска, то у Левитана картина создаёт праздничное настроение, белые берёзки как бы разошлись в хороводе. Пейзаж Левитана лирический, он отражает красоту природы, вызывает определённые переживания. У Шишкина «Берёзовая роща» больше реалистический пейзаж, чем эпический. Эта картина помогает по-новому услышать голос природы, понять её слитность с душой человеческой.
2. Задание учащимся и рекомендации для выполнения задания.
Из просмотренных пейзажей можно сделать вывод, что лес занимает важное место в жизни человека и в искусстве художников. Красота пейзажа, особый микроклимат, удивительные лесные обитатели – всё это привлекает людей в лес, благотворно влияет на их здоровье, создаёт хорошее настроение, вселяет бодрость и творческую энергию. Но люди, устремляющиеся в лес, не задумываются о том, что он очень раним. Лес, как любая экологическая система, не может вместить бесконечное количество отдыхающих. Если нагрузка окажется слишком большой, то в лесной экосистеме нарушаются процессы обмена веществ и энергии и происходит постепенное её разрушение. У деревьев уменьшается количество и размер листьев, укорачивается хвоя. Снижается ежегодный прирост, изменяется видовой состав и ярусность. Нарушается естественное возобновление. Маленькие деревца, называемые подростом, не могут приспособиться к ухудшению жизненных условий и гибнут. В таком лесу становиться меньше ягод и грибов. Исчезают птицы. Как следствие – увеличивается число вредителей. Лесная среда начинает необратимо разрушаться.
Пластиковые бутылки и пакеты из-под молочных напитков, которые оставляют отдыхающие на природе люди, загрязняют наши леса. Это актуальная проблема для экологов. Учащиеся нашей школы очень часто выезжают в заповедные места, чтобы очистить территорию от пластиковых бутылок и упаковок.
Необходимо чтобы вы маленькие экологи научились применять эти «ненужные вещи» с пользой. Сегодня на уроке мы будем изображать пейзаж не на простом листе бумаги для рисования, а на изнаночной стороне пакета из-под кефира или молока. Эти пакеты имеют цветной фон серого или чёрного цвета.
Работа выполняется в следующей последовательности:
- Из полиэтиленового пакетика вырезается прямоугольник размером 14 на 16 см
- Приклеить прямоугольник полиэтилена на картон размером 18 на 20 см
- Положить перед собой кусочек мыла
- Обмакнуть кисть в воде и намылить кисть
- Покрыть прямоугольник полиэтилена мыльной жидкостью при помощи кисти для того, чтобы краска могла лечь на полиэтилен.
- Изобразить тонкой кистью пейзаж «В лесу». Если фон полиэтилена чёрный, то это будет ночной пейзаж, а если серый, то можно изобразить утро или день.
3. Выполнение задания учащимися.
4. Итог урока.
- Что мы сегодня узнали о деревьях и лесе?
- В какой технике мы сегодня работали?
Выставка работ учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс
Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...
План-конспект урока изобразительного искусства ФГОС 5 класс на тему "Пейзаж"
Данный материал позволит учителю интересно и наглядно провести урок изобразительного искусства....
Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки в 5 классе по теме: «Декоративное рисование открытки «8 марта». Музыкальный подарок маме».
Урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе специальной (коррекционной школы) VIII вида. Использована скоростная методика правополушарного рисования бетти Эдвардс. Методика правополушарн...
Урок изобразительного искусства. Гармония жилья и природы. Казахская юрта. 4 класс
Данный урок помогает детям освоить технику бумагопластики и знакомит с конструкцией юрты. Цели: образовательная - знакомство с культурными и природными особенностями Казахстана, обычаями ка...
Методическая разработка ( конспект) интегрированного урока литературы в 5 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов, художников, композиторов 19 века"
Данная методическая разработка ( конспект) имеет целью воспитать в учениках любовь к природе, умение слышать музыку дождя, пение птиц, шелест листьев, почувствовать себя частью приро...
Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме: «Изображение пространства в пейзаже. Правила построения перспективы»
Изображение пространства в пейзаже. Правила построения перспективы....
План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток
Содержание:План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых»Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме.Приложение №2 - физкультурные м...