Урок изобразительного искусства. Гармония жилья и природы. Казахская юрта. 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
Данный урок помогает детям освоить технику бумагопластики и знакомит с конструкцией юрты.
Цели: образовательная - знакомство с культурными и природными особенностями Казахстана, обычаями казахского народа;
Развивающая - учить определять задачу урока, формировать замысел и путь к его воплощению;
Воспитательная - воспитывать интерес и уважительное отношение к изучению культурного наследия народов.
Зрительный ряд: фотографии внутреннего убранства и строения юрты, таблица разметки, таблица орнаментов. Чуйков «В степи». Рисунки детей прошлых лет.
Музыкальный ряд: «Пара серег» - в исполнении оркестра Куй Курмангазы.
Литературный ряд: Загадка о юрте (учебник 2 класса «Литературное чтение»), Легенда о юрте («Казахстан», Алматы, 2001 г.)
Оборудование: белая и цветная бумага, ножницы, клей.
на доске (рекламный заголовок)
«В этом доме нет угла.
Вот уж рай для неслуха!
И такое вот жилище
Ты всегда в степи отыщешь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока, макет юрты. | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства. 4 класс.
Учитель Синикова Е.Н.
Тема: Гармония жилья и природы. Казахская юрта.
Цели: образовательная - знакомство с культурными и природными особенностями Казахстана, обычаями казахского народа;
Развивающая - учить определять задачу урока, формировать замысел и путь к его воплощению;
Воспитательная - воспитывать интерес и уважительное отношение к изучению культурного наследия народов.
Зрительный ряд: фотографии внутреннего убранства и строения
юрты, таблица разметки, таблица орнаментов.
Чуйков «В степи».
Рисунки детей прошлых лет.
Музыкальный ряд: «Пара серег» - в исполнении оркестра
Куй Курмангазы.
Литературный ряд: Загадка о юрте (учебник 2 класса «Литературное чтение»), Легенда о юрте («Казахстан», Алматы, 2001 г.)
Оборудование:
на доске (рекламный заголовок)
«В этом доме нет угла.
Вот уж рай для неслуха!
И такое вот жилище
Ты всегда в степи отыщешь».
Репродукции, проигрыватель, пластинки, таблица разметки листа, макет юрты.
У детей: белая бумага, цветная бумага, клей, ножницы, линейка, простой карандаш.
Ход урока.
I. Организационный этап.
Информация о домашнем задании.
II. Повторение: (и подготовка к усвоению нового материала)
- Ребята, давайте вспомним с культурой и искусством какого народа мы подробно познакомились в I четверти.
(с искусством и культурой русского народа.)
- Как называется жилище русского народа, из чего оно строилось и почему?
- Как украшали избу мастера – хозяева жилища?
(бревно – охлупень, резьба, полотенце, причелены, наличники и т.д.)
- Да, вы правы, русский народ вел оседлый образ жизни, селился рядом с лесом и рекой, и поэтому строительным материалом было дерево. А чтобы лесные звери не беспокоили, человек защищал себя оберегами – вырезал изображения животных на коньке своей избы, изображения солнца на полотенце и причелинах, изображения растений в наличниках и ставнях.
Изба сама становилась продолжением окружающего мира, частью природы.
III. Постановка целей.
- Мы повторили материал I четверти. А вот что мы будем изучать во II четверти, вы попробуйте сформулировать, отгадав загадку, записанную на доске
- Прочитайте, отгадайте, объясни почему сделал такой вывод и докажи выбор ответа.
«В этом доме нет угла.
Вот уж рай для неслуха!
И такое вот жилище
Ты всегда в степи отыщешь».
(Юрта)
- Что же это такое? (жилище казахского народа)
- Итак, мы начинаем изучение культуры казахского народа со знакомства с юртой.
- Подумайте, из каких материалов мог построить свое жилище казахский народ и почему.
- Почему они не могли построить свое жилище, как и русские из дерева? (дерева не было, зато были шкуры животных, надо было постоянно переезжать).
- Все правильно, у казахов не было под рукой столько дерева, чтобы построить жилище, да и занимались они скотоводством, пасли стада, переезжали с места на место, поэтому жилище должно было быть легким, быстро разбирающимся и собирающимся, теплым, большим, надежно защищенным от суровых климатических условий степи. Юрты похожи на маленькие округлые холмы, обтекаемые степными ветрами.
- О том, как возникла, первая юрта у казахского народа существует такое поверье:
Музыка «Куй Курмангазы»
В далекие времена, в широкой казахской степи жил человек, разводил и пас скот. Каждый вечер, когда были, закончены дела и надо было ложиться спать, он огораживал себя тем, что было под рукой, а сверху закрывался шкурами животных.
Как-то, проснувшись, он подумал: «если сегодня целый день будет светить солнце, то и весь день будет удачным – так и случилось. А вечером человек подумал, ведь такое солнце будет не каждый день, значит мне нужно сделать так, чтобы солнце было со мной всегда, тогда и удача не покинет меня. И встав рано утром, он решил сделать себе солнце.
Нашел он дерево и сделал из веток жерди лучи, а из длинного гибкого ствола свернул кольцо и установил это все над своей головой – получился купол, похожий на солнце. Вечером человек покрыл его шкурами и улегся спать, и сон его был спокойным и счастливым. Человек этот прожил долго и своим детям передал это деревянное солнце в наследство – как символ счастья, благоденствия и удачи, а они своим детям…»
Сколько с тех пор прошло времени никто не знает, но это солнце до сих пор живет в жилище казахов. Если ты войдя в юрту, поднимешь голову, то увидишь его – это шанырак и уык – солнце и лучи, которые создают дом и берегут его покой.
И до сегодняшних дней существует поверье, что шанырак должен устанавливать самый старший и уважаемый мужчина в роду. Это означало, что род будет удачливым и счастливым. При переезде шанырак бережно перевозят, держа его в руках, чтобы с ним ничего не случилось.
IV. Новый материал
- О каких частях юрты вы сейчас услышали? (шанырак, уык)
- Как вы уже поняли, юрта состоит из частей: основание юрты – это стенка кереге, состоящая из решеток; куполовидный свод из жердей уык и деревянный круг шанырак, образующий верхушку купола.
- Кереге обкладывалась декоративными циновками из чия, кошмой и стягивалась ткаными полосами и лентами баскурами.
- И сегодня мы с вами будем делать модель юрты.
V. Инструктаж.
Нам понадобятся: альбомный лист, клей, ножницы, цветная бумага.
Работа в парах. Альбомный лист необходимо разделить, как показано на таблице.
Из 1 части свернуть цилиндр (кереге)
Из 2 части нарезать ленты и приклеить их к цилиндру диаметрально, чтобы получился купол (уыки)
Из 3 части вырезать шанырак, для этого его надо сложит как для вырезания снежинки.
Выполняя работу, помните о технике безопасности при работе с ножницами.
VI. Практическая работа.
Декоративное оформление. Вам предстоит украсить юрту. Казахский народ в своих узорах спрятал-зашифровал изображения растений и животных. Эти символы использовались для украшений юрты в лентах баскурах, украшений дверей и предметов быта. Ваша задача придумать украшения для своей юрты, воспользовавшись таблицей орнаментов.
VII. Подведение итогов и оценивание.
Выставка работ, развитие навыков самооценки. Оценивания других работ в форме высказывания оценочного мнения и его обоснования. Учитывать применение детьми терминологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства с использованием художественно-творческих технологий 6 класс, IVчетверть "Городской пейзаж"
На этом уроке школьники познакомятся с изображением образа города в живописи и графике, с особенностями изображения городского пейзажа в истории искусств, будут выполнять городской п...
Интегрированный урок изобразительного искусства и основ православной культуры в 6 классе
Интегрированный урок изобразительного искусства и основ православной культуры в 6 классе по теме: «Украшение пасхальных яиц»...
Проверка знаний на уроках изобразительного искусства по теме «Цветоведение» для 5, 6 классов.
Проверка знаний на уроках изобразительного искусствапо теме «Цветоведение»для 5, 6 классов....
Урок изобразительного искусства «Пейзаж настроение на мотив моря» 6 класс, по программе Б.М. Неменского.
Целью урока является приобщение детей к миру искусств через их собственное творчество. Даётся представление о взаимодействии различных видов искусств. Формируются ...
Электронная презентация урока изобразительного искусства по теме: "Народный праздничный костюм". 5 класс
Электронная презентация урока изобразительного искусства по теме: "Народный праздничный костюм". 5 класс ...
Презентация к уроку на тему: «Деревня – деревянный мир. Гармония жилья и природы» (4 класс, Модуль «Истоки родного искусства», урок № 2. Программа «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского) (Часть 1)
Презентация к уроку на тему: «Деревня – деревянный мир. Гармония жилья и природы» (4 класс, Модуль «Истоки родного искусства», урок № 2. Программа «Изобразительное ...
Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства на тему : "Закружила осень золотая" (1 класс)
Коррекционная педагогика...