Гулянье на масленицу
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Класс: 5
Дата: 10.03.2016
Урок: № 26
Тема: «Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве»
Тип урока: урок обобщения и систематизации ЗУН
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: выполнять зарисовки по представлению фигуры человека в народном костюме для многофигурной композиции коллективного панно «Весёлая Масленица».
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: понимать особенности передачи праздничного ощущения мира в творчестве художников – живописцев.
Коммуникативные: участвовать в обсуждении картин, отображающих народный праздник Масленицы, роли природных условий в передаче характера традиционных праздников, образа человека в традиционной культуре, художественных материалов и средств для создания выразительных образов.
Личностные: проявляют интерес к новому материалу, определяют свое настроение; проявляют познавательную активность; осознают свои эмоции, интересы и цели; учатся договариваться и сотрудничать в группе.
Оборудование для ученика: альбом, простой карандаш, ластик, краски (акварель или гуашь), баночка, кисть, тетрадь по ИЗО, учебник.
Оборудование для учителя: раздаточный материал (цветовые круги, материал для групповых заданий), детские рисунки на тему «Масленица», учебник, презентация.
Вид работы: индивидуальная, групповая.
Технологическая карта урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые умения (УУД) |
1. Организационный момент (1 мин) | Доска украшена: элементы праздника Масленица. На экране: фигура человека в народном костюме (слайд 1). Приветствие учащихся. Настрой на рабочий лад. | Слушают учителя. Внутренний настрой на работу. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Постановка цели и задачи урока ( 3 мин) | У.: Ребята, обратите внимание на доску. С чем у вас ассоциируются представленные работы? А теперь посмотрите на экран. Давайте всё вместе свяжем и выведем тему нашего урока. У.: Как вы заметили, на доске представлены ваши групповые работы на тему Масленица. Сегодня мы завершим начатый ранее проект «Весёлая Масленица». Итак, тема нашего урока: «Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве». Цель нашего урока: выполнить зарисовку по представлению фигуры человека в народном костюме для многофигурной композиции коллективного панно «Весёлая Масленица» (слайд 2). Откройте тетради по ИЗО. Запишите число, тему урока. | Слушают учителя. Осмысливают тему и цель урока. Рассуждают вслух. Представляют различные образы. | Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения. Личностные: осознают свои интересы и цели. |
3. Изучение нового материала (11 мин) | У.: Откройте учебники на странице 141. Параграф 26. Рубрика «Прими к сведению». Начинаем читать. - …, читай громко, а все остальные рассматривают репродукции картин великих художников на тему «Масленица». - А теперь детально остановимся на некоторых картинах по теме нашего урока. Внимание, на экран. Картина Василия Ивановича Сурикова «Взятие снежного городка» (слайд 3). - Рассмотрите представленную репродукцию. Что вы видите на переднем плане? В какую одежду одеты люди? Опишите свои впечатления, мысли, чувства о данной картине. - Художник Суриков позволяет нам ощутить праздничную атмосферу народного праздника. «Взятие снежного городка» ‒ это такая забава, на которую собираются все жители. Одна группа людей как бы защищает снежную крепость, а другая пытается ее разрушить. На картине много улыбающихся, смеющихся людей. Каждый персонаж прорисован до мельчайших деталей. Все в теплых тулупах, шапках и валенках. У каждого человека свое выражение лица, но их всех объединяет безудержное веселье. - Запишите в тетрадь: Суриков В.И. «Взятие снежного городка». - Подлинную картину народного гулянья на Масленицу в России наряду с Суриковым воссоздал Борис Михайлович Кустодиев. Внимание, на экран. Художник Кустодиев, картина «Масленица» (слайд 4). Запишите в рабочую тетрадь фамилию художника и название его картины. - Какой сюжет изобразил художник Кустодиев? Что вы видите на картине? Какие цвета использует художник? Художник как – будто бы нам говорит, что жизнь – это праздник. Зритель наблюдает действо, словно с высоты птичьего полета. Показано русское веселье. - Ещё одну картину с аналогичным названием представил нам тот же художник: Борис Кустодиев. Написана она в 1919 году (слайд 5). Запишите в тетрадь название картины и год её написания. - Назовите, пожалуйста, центр полотна и главные сюжетные элементы (тройка лошадей). - Тройка лошадей – символ народного праздника, русского веселья, широкой русской души. Обратите внимание на передний план картины: кого вы видите? (Двое купцов в богатых шубах, бородатые о чем – то ведут беседу) - Что еще вы видите на картине? (Передвижной театр, церковь на заднем плане – символ православия русского народа). - Какие элементы помогают нам ощутить праздничное настроение? (расписные сани, купцы, театр, нарядные одежды) - Обратите внимание, какие цвета для написания полотна выбирает Кустодиев: яркие для росписи саней, театра, узоров, фасадов домов, но храм изображен светлым и расположен между красивыми ажурными деревьями. Это выражает его отношение к вере. - В 1922 году Кустодиев создаёт еще одно своё знаменитое произведение «Портрет Шаляпина» (слайд 6). Запишите название картины и год создания в тетрадь. - Кто такой Шаляпин? (Выдающийся оперный певец Федор Иванович Шаляпин) - Каким вы видите образ певца? (человек, достойный поклонения, фигура величественная, в дорогой одежде) - На фоне чего художник изобразил портрет Шаляпина? (На снежных холмах вовсю идет народное гуляние, представлено множество мелко написанных человеческих фигурок, мчащиеся санки, лотошники, у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ.) - Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл "замечательным" и "бессмертным". - Ребята, вы заметили, что на многих картинах центральное место занимает тройка лошадей. И это не случайно: конь в народном искусстве – слуга солнца, он воин – победитель, он надежный помощник земледельца. Вот поэтому в праздничных торжествах выезд коней был главным событием. | Рассматривают репродукции картин художников по теме урока. Высказывают свои мысли, впечатления. Записывают основные понятия в рабочую тетрадь. | Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания. Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; излагают свое мнение, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Личностные: проявляют познавательную активность. |
4. Актуализация знаний (5 мин) | У.: Ребята, вы сегодня как настоящие художники создадите коллективный проект «Весёлая Масленица». Работать вы будете в группах. Договоритесь, кто у вас будет изображать женскую фигуру в народном костюме, кто мужскую в народном костюме, а кто детскую. До начала творческой работы давайте все вместе вспомним основные особенности изображения человеческого тела. Внимание, на экран (слайд 7). - Сколько раз, при идеальных пропорциях, размер головы укладывается в общей высоте фигуры? - Вспоминаем самые важные точки? Что означает точка 4? (геометрический центр фигуры, длина ног – половина общего роста) - До какой точки доходит опущенная рука? (до середины бедра). Групповая игра «Проверь себя – исправь ошибки» (работа выполняется в группах, после участники других групп при помощи сигнальных знаков проводят проверку) - А теперь вспомним основные элементы русского народного костюма. Внимание, на экран (слайд 8). - Проверим себя: групповая работа «Найди лишнее». Перед вами элементы костюмов и сами костюмы разных стран. Посоветуйтесь все вместе в своей группе и обведите цифру, соответствующую русскому народному костюму. Проверка с использованием сигнальных знаков. | Выполняют групповые задания. Анализируют, контролируют. Строят логические высказывания. Определяют основные элементы русского костюма. Участвуют в групповой творческой работе. | Познавательные: самостоятельно ищут способы решения учебной задачи; структурируют знания. Регулятивные: планируют и организовывают свою деятельность; осознание качества и уровня усвоения. Личностные: осознают свои интересы и цель. |
5. Творческая практическая деятельность (15 мин) | Организует творческую практическую деятельность. Контроль. Коррекция. Физкультминутка (презентация) | Выполняют коллективную творческую работу в соответствии с поставленной целью. Создание коллективного панно «Весёлая Масленица». | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценивание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
6. Представление построенного проекта (7 мин) | Каждая группа учеников выходит по очереди к доске и представляет свой проект: работы прикреплены к заранее подготовленному ватману. - Давайте проанализируем представленные проекты. Соответствуют ли данные изображения теме нашего урока? Есть ли грубые ошибки? (Дети выражают своё мнение при помощи знаков сигналов). | Участвуют в подведении итогов творческой работы. Обсуждают творческие работы одноклассников и дают оценку результатам своей и их творчески – художественной деятельности. | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество со сверстниками; понимают позицию другого, адекватно ведут себя в ситуации общения. Личностные: Осознают свои эмоции, адекватно их выражают; вырабатывают уважительное отношение к своим одноклассникам |
7. Рефлексия (3 мин) | - Выразите своё впечатление от урока при помощи своих знаков – сигналов. -Давайте продолжим мои предложения: У меня получилось… Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось … Я смог… мне захотелось… | Высказывают свои впечатления, мысли. Совместно с учителем выставляют оценки. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
8. Домашнее задание | - Представить и изобразить члена своей семьи в русском народном костюме. | Обдумать будущую зарисовку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства "Народные гуляния"
Урок изобразительного искусства в 5 классе знакомит учащихся с жизнью и творчеством художника Б.Кустодиева. школьники повторяют изученное о пропорциях человеческой фигуры и учатся передавать в работе ...
Урок изобразительного искусства "Народные гуляния"
Урок изобразительного искусства в 5 классе знакомит учащихся с жизнью и творчеством художника Б.Кустодиева. школьники повторяют изученное о пропорциях человеческой фигуры и учатся передавать в работе ...
Методические рекомендации и сценарий проведения народного гуляния "Масленица"
В методической рекомендации подробно описывается ход проведения традиционного праздника, проводимого на "Городской станции юных туристов" г.Ногинска, а также подборка подвижных игр во время проведения...
Сценарий проведения праздничного гулянья в школе на Масленицу
Масленичная неделя, традиции ее проведения и проводов зимы, веселые конкурсы!...
Разработка урока ИЗО для 5 класса на тему: «Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве»
Урок разработан по программе Шпикаловой Т.Я. в соответствии с ФГОС. К уроку прилагается презентация....
Народные праздничные гулянья и обряды. «Кукла-оберег. Домашняя масленица» 5 класс
Конспект урока для 5 класса. Помимо самого конспекта, в папке есть алгоритм выполнения. Его я распечатывала на парту по одному комплекту, тем самым дети старались выполнять самостоятельно и учил...
Праздничное гулянье для детей «Широкая Масленица».
Праздничное гулянье для детей «Широкая Масленица»....