Разработка урока ИЗО для 5 класса на тему: «Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Урок разработан по программе Шпикаловой Т.Я. в соответствии с ФГОС. К уроку прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klass.docx | 25 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 5 «Г»
Дата: 18.03.2015
Урок: № 26
Тема: «Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве»
Тип урока: урок обобщения и систематизации ЗУН
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: выполнять зарисовки по представлению фигуры человека в народном костюме для многофигурной композиции коллективного панно «Весёлая Масленица».
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: понимать особенности передачи праздничного ощущения мира в творчестве художников – живописцев.
Коммуникативные: участвовать в обсуждении картин, отображающих народный праздник Масленицы, роли природных условий в передаче характера традиционных праздников, образа человека в традиционной культуре, художественных материалов и средств для создания выразительных образов.
Личностные: проявляют интерес к новому материалу, определяют свое настроение; проявляют познавательную активность; осознают свои эмоции, интересы и цели; учатся договариваться и сотрудничать в группе.
Оборудование для ученика: альбом, простой карандаш, ластик, краски (акварель или гуашь), баночка, кисть, тетрадь по ИЗО, учебник.
Оборудование для учителя: раздаточный материал (цветовые круги, материал для групповых заданий), детские рисунки на тему «Масленица», учебник, презентация.
Вид работы: индивидуальная, групповая.
Технологическая карта урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые умения (УУД) |
1. Организационный момент (1 мин) | Доска украшена: элементы праздника Масленица. На экране: фигура человека в народном костюме (слайд 1). Приветствие учащихся. Настрой на рабочий лад. | Слушают учителя. Внутренний настрой на работу. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Постановка цели и задачи урока ( 3 мин) | У.: Ребята, обратите внимание на доску. С чем у вас ассоциируются представленные работы? А теперь посмотрите на экран. Давайте всё вместе свяжем и выведем тему нашего урока. У.: Как вы заметили, на доске представлены ваши групповые работы на тему Масленица. Сегодня мы завершим начатый ранее проект «Весёлая Масленица». Итак, тема нашего урока: «Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве». Цель нашего урока: выполнить зарисовку по представлению фигуры человека в народном костюме для многофигурной композиции коллективного панно «Весёлая Масленица» (слайд 2). Откройте тетради по ИЗО. Запишите число, тему урока. | Слушают учителя. Осмысливают тему и цель урока. Рассуждают вслух. Представляют различные образы. | Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения. Личностные: осознают свои интересы и цели. |
3. Изучение нового материала (11 мин) | У.: Откройте учебники на странице 141. Параграф 26. Рубрика «Прими к сведению». Начинаем читать. - …, читай громко, а все остальные рассматривают репродукции картин великих художников на тему «Масленица». - А теперь детально остановимся на некоторых картинах по теме нашего урока. Внимание, на экран. Картина Василия Ивановича Сурикова «Взятие снежного городка» (слайд 3). - Рассмотрите представленную репродукцию. Что вы видите на переднем плане? В какую одежду одеты люди? Опишите свои впечатления, мысли, чувства о данной картине. - Художник Суриков позволяет нам ощутить праздничную атмосферу народного праздника. «Взятие снежного городка» ‒ это такая забава, на которую собираются все жители. Одна группа людей как бы защищает снежную крепость, а другая пытается ее разрушить. На картине много улыбающихся, смеющихся людей. Каждый персонаж прорисован до мельчайших деталей. Все в теплых тулупах, шапках и валенках. У каждого человека свое выражение лица, но их всех объединяет безудержное веселье. - Запишите в тетрадь: Суриков В.И. «Взятие снежного городка». - Подлинную картину народного гулянья на Масленицу в России наряду с Суриковым воссоздал Борис Михайлович Кустодиев. Внимание, на экран. Художник Кустодиев, картина «Масленица» (слайд 4). Запишите в рабочую тетрадь фамилию художника и название его картины. - Какой сюжет изобразил художник Кустодиев? Что вы видите на картине? Какие цвета использует художник? Художник как – будто бы нам говорит, что жизнь – это праздник. Зритель наблюдает действо, словно с высоты птичьего полета. Показано русское веселье. - Ещё одну картину с аналогичным названием представил нам тот же художник: Борис Кустодиев. Написана она в 1919 году (слайд 5). Запишите в тетрадь название картины и год её написания. - Назовите, пожалуйста, центр полотна и главные сюжетные элементы (тройка лошадей). - Тройка лошадей – символ народного праздника, русского веселья, широкой русской души. Обратите внимание на передний план картины: кого вы видите? (Двое купцов в богатых шубах, бородатые о чем – то ведут беседу) - Что еще вы видите на картине? (Передвижной театр, церковь на заднем плане – символ православия русского народа). - Какие элементы помогают нам ощутить праздничное настроение? (расписные сани, купцы, театр, нарядные одежды) - Обратите внимание, какие цвета для написания полотна выбирает Кустодиев: яркие для росписи саней, театра, узоров, фасадов домов, но храм изображен светлым и расположен между красивыми ажурными деревьями. Это выражает его отношение к вере. - В 1922 году Кустодиев создаёт еще одно своё знаменитое произведение «Портрет Шаляпина» (слайд 6). Запишите название картины и год создания в тетрадь. - Кто такой Шаляпин? (Выдающийся оперный певец Федор Иванович Шаляпин) - Каким вы видите образ певца? (человек, достойный поклонения, фигура величественная, в дорогой одежде) - На фоне чего художник изобразил портрет Шаляпина? (На снежных холмах вовсю идет народное гуляние, представлено множество мелко написанных человеческих фигурок, мчащиеся санки, лотошники, у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ.) - Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл "замечательным" и "бессмертным". - Ребята, вы заметили, что на многих картинах центральное место занимает тройка лошадей. И это не случайно: конь в народном искусстве – слуга солнца, он воин – победитель, он надежный помощник земледельца. Вот поэтому в праздничных торжествах выезд коней был главным событием. | Рассматривают репродукции картин художников по теме урока. Высказывают свои мысли, впечатления. Записывают основные понятия в рабочую тетрадь. | Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания. Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; излагают свое мнение, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Личностные: проявляют познавательную активность. |
4. Актуализация знаний (5 мин) | У.: Ребята, вы сегодня как настоящие художники создадите коллективный проект «Весёлая Масленица». Работать вы будете в группах. Договоритесь, кто у вас будет изображать женскую фигуру в народном костюме, кто мужскую в народном костюме, а кто детскую. До начала творческой работы давайте все вместе вспомним основные особенности изображения человеческого тела. Внимание, на экран (слайд 7). - Сколько раз, при идеальных пропорциях, размер головы укладывается в общей высоте фигуры? - Вспоминаем самые важные точки? Что означает точка 4? (геометрический центр фигуры, длина ног – половина общего роста) - До какой точки доходит опущенная рука? (до середины бедра). Групповая игра «Проверь себя – исправь ошибки» (работа выполняется в группах, после участники других групп при помощи сигнальных знаков проводят проверку) - А теперь вспомним основные элементы русского народного костюма. Внимание, на экран (слайд 8). - Проверим себя: групповая работа «Найди лишнее». Перед вами элементы костюмов и сами костюмы разных стран. Посоветуйтесь все вместе в своей группе и обведите цифру, соответствующую русскому народному костюму. Проверка с использованием сигнальных знаков. | Выполняют групповые задания. Анализируют, контролируют. Строят логические высказывания. Определяют основные элементы русского костюма. Участвуют в групповой творческой работе. | Познавательные: самостоятельно ищут способы решения учебной задачи; структурируют знания. Регулятивные: планируют и организовывают свою деятельность; осознание качества и уровня усвоения. Личностные: осознают свои интересы и цель. |
5. Творческая практическая деятельность (15 мин) | Организует творческую практическую деятельность. Контроль. Коррекция. Физкультминутка (презентация) | Выполняют коллективную творческую работу в соответствии с поставленной целью. Создание коллективного панно «Весёлая Масленица». | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценивание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
6. Представление построенного проекта (7 мин) | Каждая группа учеников выходит по очереди к доске и представляет свой проект: работы прикреплены к заранее подготовленному ватману. - Давайте проанализируем представленные проекты. Соответствуют ли данные изображения теме нашего урока? Есть ли грубые ошибки? (Дети выражают своё мнение при помощи знаков сигналов). | Участвуют в подведении итогов творческой работы. Обсуждают творческие работы одноклассников и дают оценку результатам своей и их творчески – художественной деятельности. | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество со сверстниками; понимают позицию другого, адекватно ведут себя в ситуации общения. Личностные: Осознают свои эмоции, адекватно их выражают; вырабатывают уважительное отношение к своим одноклассникам |
7. Рефлексия (3 мин) | - Выразите своё впечатление от урока при помощи своих знаков – сигналов. -Давайте продолжим мои предложения: У меня получилось… Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось … Я смог… мне захотелось… | Высказывают свои впечатления, мысли. Совместно с учителем выставляют оценки. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
8. Домашнее задание | - Представить и изобразить члена своей семьи в русском народном костюме. | Обдумать будущую зарисовку. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дата: 18 марта 2015 Тема: «Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве» Цель: выполнить зарисовку по представлению фигуры человека в народном костюме для многофигурной композиции коллективного панно «Весёлая Масленица»
Василий Иванович Суриков «Взятие снежного городка», 1890.
Кустодиев Борис Михайлович «Масленица», 1916, Русский музей
Кустодиев Борис Михайлович «Масленица», 1919,
Кустодиев Б.М. «Портрет Шаляпина», 1922 , Русский музей
Схема построения человеческой фигуры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО"
Предлагаю разработку урока в 5 классе по теме "Музыка и ИЗО". На уроке используется материал презентации, фрагмент видео....
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Разработка урока в 5 классе по теме "Образы народной песни в искусстве"
Данный урок расширяет представление детей о связи музыки и изобразительного искусства . Здесь представлены элементы технологии интерактивного обучения: "займи позицию", работа в мини-группах, те...
Методическая разработка урока в 8 классе по теме "Искусство путешествовать" с мультимедийной презентацией ( УМК "Шаги 4" И.Л. Бим)
На данном уроке решаются следующие учебные, развивающие задачи расширение и углубление знаний учащихся по данной теме; активизация умения воспринимать на слух иноязычную речь; совершенствование ...
Разработка урока в 10 классе по теме: "Здоровый образ жизни" по учебнику "Starlight"
Урок для 10 класса с углубленным изучением английского языка....
Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Когда грохочут пушки...", тема полугодия "Музыкальный образ".
В основе урока метапредметные связи музыки с историей и литературой. Блокада Ленинграда, стихи об этом периоде В.Инбер, О.Бергольц , Э.Асадова. Музыка Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича явственно рисует...
Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."
Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6 классе при изучении темы " Здоровый образ жизни"....