Программа внеурочной деятельности "Волшебная палитра" 1 - 4 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» автор Е. И. Коротеева, Москва, «Просвещение» 2011 год. В основу программы внеурочной деятельности кружка «Волшебная палитра» общекультурной направленности положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа дополняет образовательную область «Изобразительное искусство» и реализует часы общекультурной направленности внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_palitra_1-4_kl_416.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа «Волшебная палитра» по внеурочной деятельности для 1- 4 класса разработана на основе:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от: 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25
декабря 2018 г., 6 марта 2019 г.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 года) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1645 о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
4.Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
5. Приказ Минпросвещения России № 632 от 22 ноября 2019 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников»
6.Распоряжение комитета по образованию от 16.04.2020 №988-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021 учебному году».
7. Распоряжение комитета по образованию от 21.04.2020 №1011-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год».
8. Учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 416 Петродворцового района Санкт-Петербурга «Школа развития личности имени Веры Васильевны Павловой» на 2020/2021 учебный год 9. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ по предметам в ГБОУ СОШ №416.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» автор Е. И. Коротеева, Москва, «Просвещение» 2011 год. В основу программы внеурочной деятельности кружка «Волшебная палитра» общекультурной направленности положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа дополняет образовательную область «Изобразительное искусство» и реализует часы общекультурной направленности внеурочной деятельности.
Программа «Волшебная палитра» является частью плана внеурочной деятельности ГБОУ СОШ № 416 и реализует часы общекультурного направления. Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта – 1 класс - 33 часа (1 часа в неделю), 2 класс - 34 часа (1 часа в неделю), 3 класс - 34 часа (1 часа в неделю) и 4 класс - 34 часа (1 часа в неделю). Объём учебного времени составляет 135 часов.
Цель программы кружка «Волшебная палитра» состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.
Задачи программы:
-развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
-научить приемам исполнительского мастерства;
-научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
-научить правильно, использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусств.
Концепция (основная идея) программы: сохранение, развитие культуры, эстетическое воспитание-путь к духовному возрождению нации.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Применяемые методы и формы работы с учащимися.
Образовательные методы:
- словесный (рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий соперника и др.);
- наглядность упражнений (показ алгоритма выполнения творческих работ);
- методы практических упражнений;
- игра;
- метод самореализации через творческие дела, участие в соревновательно- игровой деятельности (выставки творческих работ).
Методы организации занятий:
- фронтальный;
- групповой;
- поточный.
Основными формами организации образовательно-воспитательного процесса в учреждении являются групповые занятия. Теоретические занятия, как правило, являются частью занятия.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности изобразительное искусство и художественно - творческая деятельность занимают одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально - творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Волшебная палитра» уделяется духовно - нравственному воспитанию младшего школьника.
На уровне предметного содержания создаются условия:
-для воспитания патриотизма через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов; конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т. д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Волшебная палитра» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся.
В процессе освоения программы «Волшебная палитра» педагог использует следующие педагогические технологии и подходы:
1.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения):
- Игровые технологии.
- Проблемное обучение.
- Технология современного проектного обучения.
2.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
- Технологии уровневой дифференциации
- Технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении
- Дифференциация по уровню развития способностей
3.Личностно ориентированный подход:
- видеть в каждом ученике уникальную личность;
- создавать различными приемами ситуацию успеха;
- понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству ребенка.
4.Системно-деятельностный подход:
- принцип деятельности исключает пассивное восприятие учебного содержания, утомляющее детей, и обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность;
- принцип минимакса обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку и возможность успешного освоения учебного содержания по своей индивидуальной образовательной траектории;
- принцип творчества ориентирован на формирование у учащихся интереса к обучению, создание для каждого из них условий для самореализации во внеурочной деятельности.
Программа состоит из 6 тематических блоков:
- Живопись.
- Графика.
- Скульптура.
- Бумажная пластика.
- Работа с природными материалами.
- Экскурсии, беседы, организация и проведение выставки детских работ.
Описание ценностных ориентиров содержания программы.
Приоритетная цель программы «Волшебная палитра» - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Отличительные особенности данной программы:
- связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы, который обеспечивает активную творческую деятельность учащихся;
- содержание программы направлено на активное развитие у детей эмоциональноэстетического и нравственно оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.;
- на протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох, познают художественную культуру своего народа;
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся;
- сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение. Обучающиеся вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом, им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки, украшения для интерьера, они для себя и своих близких. Данные занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образновыразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности. По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
- положительно относиться к занятиям изобразительным искусством, проявлять интерес к отдельным видам художественно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время сбора природного материала;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
- владеть графитными и живописными материалами в достаточном разнообразии для своего возраста;
- осознавать, что архитектура и декоративно-прикладные искусства во все времена;
- украшали жизнь человека;
- понимать содержание и выразительные средства художественных произведений;
- принимать условность и субъективность художественного образа;
- сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу;
- выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства;
- владеть простейшими основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, дизайна;
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (рисунок, живопись);
- применять начальные навыки изображения растений, животных, человека, явлений природы;
- выбирать художественные материалы для создания образов природы, человека, явлений;
- решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения;
- передавать характер объекта в живописи, графике и скульптуре;
- использовать простые формы для создания выразительных образов человека в скульптуре;
- создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного;
- выбирать характер линий для изображения того или иного образа;
- овладевать на практике основами цветоведения;
- использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании детского портрета;
- использовать приемы пластических средств при трансформации готовых форм предметов в целостный художественный образ;
- создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы;
- видеть и изображать красоту и разнообразие природы, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
Планируемые предметные результаты освоения данной программы к концу 4-го года обучения.
В результате изучения программы учащиеся:
- освоят основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности:
- изображение на плоскости и в объеме;
- постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве;
- украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- приобретут первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
- освоят выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
- приобретут первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
- научатся анализировать произведения искусства, приобретут знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно использовать художественные термины и понятия;
- овладеют начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретут навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
- приобретут первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
- приобретут навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей. Учащиеся получат возможность:
- развить свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
- развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности.
Содержание программы курса.
Первый год обучения.
1.Живопись (10 ч).
Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
2. Графика (9 ч).
Знакомство с выразительными средствами этого вида искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о варианте создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение, трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых.
3. Скульптура (4 ч).
Знакомство с выразительными возможностями мягкого матери ала для лепки - глиной. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
4. Аппликация (4 ч).
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции. Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
5. Бумажная пластика (3 ч).
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа. Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских город, качелей, фонариков и т.д.
6. Работа с природным материалом (2 ч).
В качестве природных материалов используются корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ (1 ч).
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Второй год обучения.
1. Живопись (11 ч).
Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.
Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.
2. Графика (10 ч).
Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами - углём, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.
Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.
3. Скульптура (3 ч).
Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме.
Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.
4. Аппликация (4 ч).
Развитие навыка использования техник и обрывной аппликации, развитие работы с ножницами и получение симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.
Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.
5. Бумажная пластика (3 ч).
Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвуют как вырезанный белый силуэт, так и образовавшееся после вырезания отверстие. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.
6. Работа с природным материалом (2 ч).
Разнообразие природных материалов рас ширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.
Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).
7. Организация и обсуждение выставки детских работ (1 ч).
При организации выставки педагог активизирует общении у детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.
Третий год обучения.
1. Живопись (11 ч).
Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучании е своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.
Практическая работа: изображение с натуры объектов природы - цветов, веток, фантастических фигурок.
2. Графика (10 ч).
Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.. Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя – тремя планами.
Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.
3. Скульптура (4 ч).
Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).
Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.
4. Аппликация (4 ч).
Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров. Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.
5. Бумажная пластика (2 ч).
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).
6. Работа с природным материалом (2 ч).
Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней, как в живописной манере, так и в декоративной.
Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ (1 ч).
Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказывать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.
Четвёртый год обучения.
1.Живопись (12 ч).
Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов - освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.
Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.
2. Графика (11 ч).
Знаний о языке выразительной графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача - рисовании без отрыва от плоскости листа гелиевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.
Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.
3. Скульптура (4 ч).
Новые знания и навыки - работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.
Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.
4. Аппликация (4 ч).
Знакомство школьников с новыми материалами, используемые в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и отверстия, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его отверстия позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж. Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.
5. Бумажная пластика (1 ч).
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.
6. Работа с природным материалом (1 ч).
Новые творческие задачи в работе с природным материалом - выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполняют композиции на заданные темы на привычном куске карт она или картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.
Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ (1 ч).
Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.
Тематическое планирование с указанием основных видов учебной
деятельности обучающихся.
1-й год обучения.
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | Основные элементы содержания программы |
1 | 1.«Живопись». «Знакомство с королевой Кисточкой». | 1 | Ритмическое нанесение точек и мазков. Знакомство с приемами работы красками. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Начальные представления о живописи. Иметь представления о живописи. Стартовый контроль. |
2 | «Разноцветные шарики». | 1 | Изобразительные свойства акварели. Смешение красок. Цветовое пятно. Освоение приемов получения живописного пятна. Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. |
3 4 | «Радуга над лужайкой». | 2 | Знакомство со спектром. Основные, теплые и холодные цвета. Лучики для солнышка. Подводный мир. Изображение сказочных птиц. |
5 6 | «Цветы на клумбе». | 2 | Контраст теплых и холодных цветов. Изображение пейзажей. Сравнивать оттенки одного цвета. Моделировать пейзажи. |
7 | «Листопад». | 1 | Живописное изображение с натуры листьев разных пород деревьев. Изображение трав. Эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой краской. Анализировать прием получения живописного пятна. Исследовать особенности строения разных трав. |
8 | «Мир фантастических деревьев». | 1 | Изображение растений. Эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения черной краской. Анализировать прием получения живописного пятна. Исследовать особенности строения разных растений. |
9 10 | Изображение сказочных животных. | 2 | Эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой и черной краской. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы). |
11 | 2.«Графика». Рубежный контроль. Знакомство с выразительными средствами графики. | 1 | Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна. |
12 | «Фантастический город». «Такие разные линии». | 1 | Выразительность линий. Нажим на карандаш. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии. Находить и наблюдать линии (простой карандаш). |
13 | «Морские обитатели». | 1 | Первичное представление о контрасте темного и светлого пятна. 1 Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. |
14 | «Мое любимое животное». | 1 | Представление о вариантах создания тонового пятна в графике. Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. |
15 | «Бабочки». | 1 | Изображение разных по характеру бабочек (бабочка-ночь, бабочкадень), используя различные графические материалы. Ознакомление с вариантами работы цветными карандашами. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы цветными карандашами. |
16 | Изображение деревьев. | 1 | Анализировать прием получения живописного пятна. Исследовать особенности строения разных деревьев. |
17 | Изображение деревьев. | 1 | Анализировать прием получения живописного пятна. Исследовать особенности строения разных деревьев. |
18 | «Сказочные птицы». | 1 | Ознакомление с вариантами работы фломастерами. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы). |
19 | Изображение насекомых. | 1 | Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов насекомых способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы). |
20 | 3.«Скульптура». «Веселые бусинки». | 1 | Знакомство с методами и приемами работы с пластическими материалами. Ознакомление с возможностями мягкого материала для лепки - глиной и пластилином. Знать основные свойства мягкого материала. Уметь работать с глиной и пластилином, лепить большие и маленькие комочки. Составление единой композиции. |
21 | «Чудо - дерево». | 1 | Сведения о скульптуре - трехмерном изображении. Иметь представления о трехмерном изображении в скульптуре. Отработка навыков работы (раскатывание, сплющивание). |
22 | Лепка сладостей. | 1 | Уметь лепить по собственному замыслу формы разных сладостей, с использованием разных техник и приемов работы. |
23 | Лепка отдельных фруктов, овощей . | 1 | Уметь лепить по образцу. Отработка навыков лепки овощей и фруктов разной формы, придавая им сходство с реальными предметами. |
24 | 4.«Аппликация». Знакомство с разными техниками выполнения аппликации и материалами, используемыми в аппликации. | 1 | Иметь представление о разных техниках выполнения аппликации. |
25 | Техника аппликации «Обрывная». | 1 | Уметь выполнять обрывную аппликацию. |
26 | Техника аппликации «вырезанная». | Уметь выполнять «вырезанную» аппликацию. | |
27 | Работа с необычными материалами (фантики, засушенные цветы). | 1 | Уметь выполнять работы с необычными материалами. |
28 | 5.«Бумажная пластика». Возможности бумажного листа: скручивание, сгибание, складывание. | 1 | Овладевать художественными приемами работы с бумагой, графическими материалами, красками. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. |
29 | «Веселые гусеницы». | 1 | Cкручивание, сгибание, складывание бумажного листа. Овладевать художественными приемами работы с бумагой графическими материалами, красками. |
30 | «Море цветов». | 1 | Скручивание, сгибание, складывание бумажного листа. Изображение предметов пышных форм. Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. |
31 | 6.«Работа с природным материалом». Введение. Путешествие в страну мастеров. «Домик для «шуршунчика». | 1 | Исследование поделок из природного материала. Подготовка материала к работе, уметь наклеивать листья на определенную форму. Методы работы с природными материалами.
|
32 | Создание композиции с использованием шишек, веточек. Изображение уголков природы. | 1 | Использовать методы и приемы работы с природным материалом при выполнении задания. Моделировать композиции из природного материала. Создавать небольшие объемные пейзажи. |
33 | 7.«Организация и обсуждение выставки детских работ». | 1 | Итоговый контроль. Выставка творческих работ. Применять полученные знания. Обсуждать наиболее удавшиеся работы. |
Итого: | 33 |
2-й год обучения.
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | Основные элементы содержания программы |
1 2 | 1.«Живопись». «Изображение цветов». | 2 | Углубление знаний об основных и составных цветах. 2 Овладеть основами языка живописи. Познакомиться с новыми приемами изображения. |
3 | «Золотая осень». | 1 | Стартовый контроль. Изображение. Уметь изображать основные цвета. Создание выразительных объектов в основных цветов природы. |
4 5 | «Цветовушка»-красочный отпечаток. Изображение пейзажа. Углубление знаний о контрасте теплых и холодных цветов. | 2 | Иметь представление о контрасте теплых и холодных цветов. Использовать знания для изображения пейзажей. Нарисовать увиденное, домыслить изображение. |
6 7 | Изображение выразительных объектов природы. | 2 | Овладеть навыком рисования по представлению. Иметь представление об оттенках черного и белого цвета, тональных оттенках одного цвета. |
8 | Изображение камней. Насыщение цвета серой краской. | 1 | Овладеть навыком рисования по представлению. Иметь представление об оттенках черного и белого цвета, тональных оттенках одного цвета. |
9 10 | Изображение сказочных персонажей. Эмоциональная выразительность глухих цветов. | 2 | Овладеть навыком рисования по представлению. Иметь представление об оттенках черного и белого цвета, тональных оттенках одного цвета. |
11 | Выставка. Изображение сказочных персонажей. | 1 | Уметь анализировать и высказывать свое мнение. |
12 | 2.«Графика». Освоение выразительности графической неразомкнутой линии. Изображение животных. | 1 | Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии. |
13 | Развитие динамики руки. Проведение пластичных, свободных линий. Изображение животных. | 1 | Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии. |
14 | Контраст тонкой и толстой линии. Изображение предметов быта. | 1 | Находить и наблюдать линии. Уметь изображать предметы быта. |
15 16 | Разный нажим на мягкий графический материал. Получение тонового пятна. Изображение птиц. | 2 | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов птиц способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы). |
17 18 | Знакомство с графическими материалами - углем, сангиной, мелом. Специфика работы с ними. Изображение портрета человека. | 2 | Знать свойства графических материалов. Уметь изображать портрет человека. |
19 20 | Техника рисования цветными карандашами. Изображение птиц. | 2 | Овладевать навыками работы цветными карандашами. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. |
21 | Закрепление представлений о значении ритма, графического образа. Изображение предметов быта. | 1 | Применять полученные знания. |
22 | 3.«Скульптура». Развитие навыка использования основных приемов работы со скульптурными материалами (глиной, пластилином). Лепка сказочных персонажей. | 1 | Уметь работать со скульптурными материалами. |
23 | Работа с пластикой плоской формы. Лепка листьев. | 1 | Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. |
24 | Изучение приемов передачи в объемной форме. Лепка объемных форм (ваз). | 1 | Выявлять геометрическую форму простого объемного тела (вазы). Сравнивать различные вазы на основе выявления их геометрических форм. |
25 | 4.«Аппликация». Развитие навыка использования техники обрывной аппликации. | 1 | Уметь использовать технику обрывной аппликации. |
26 | Развитие навыка получения симметричных форм. | 1 | Иметь представление о симметрии. Уметь изображать предметы с осью симметрии |
27 | Работа с готовыми цветовыми эталонами двух цветовых гамм. | 1 | Уметь работать с готовыми эталонами. Моделировать изделие из двух цветовых гамм. |
28 | Работа с готовыми цветовыми эталонами трех цветовых гамм. | 1 | Уметь работать с готовыми эталонами. Моделировать изделие из трех цветовых гамм |
29 30 | 5.«Бумажная пластика». Силуэтное вырезание формы. Изображение природных объектов. | 2 | Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. |
31 | Получение объема с помощью мятой бумаги. Изображение отдельных фигурок. | 1 | Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. |
32 | 6.«Работа с природным материалом». Разнообразие природных материалов. Изображение домиков в лесу. | 1 | Иметь представление о разнообразии природного материала. Уметь выполнять работу по собственному замыслу. |
33 | Разнообразие природных материалов. Изображение уголков природы. | 1 | Иметь представление о разнообразии природного материала. Уметь выполнять работу по собственному замыслу. |
34 | 7. «Организация и обсуждение выставки детских работ» . Итоговый контроль. Выставка творческих работ. | 2 | Применять полученные знания. Обсуждать наиболее удавшиеся работы. |
| Итого: | 34 |
3-й год обучения.
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | Основные элементы содержания программы |
1 | 1.«Живопись». Вводный инструктаж по технике безопасности на занятиях. « Изображение коврика». Ознакомление с дополнительными цветами. | 1 | Овладеть основами языка живописи. Познакомиться с новыми приемами изображения. |
2 | «Изображение цветов». Стартовый контроль | 1 | Различать основные и составные, теплые и холодные цвета |
3 4 | «Изображение цветов». Работа с зелеными, фиолетовыми, оранжевыми цветами. | 2 | Различать основные и составные, теплые и холодные цвета. |
5 6 | «Изображение фантастических фигурок». Знакомство с живописным пятном подмалевок. | 2 | Изображать с помощью живописного пятна подмалевок. |
7 8 | «Изображение фантастических фигурок». Насыщение цвета теплыми и холодными цветами. | 2 | Различать основные и составные, теплые и холодные цвета. |
9 10 | «Изображение с натуры объектов природы». Рубежный контроль. | 2 | Применять полученные знания. Изображать объекты природы с натуры. |
11 | «Изображение веток». Насыщение цвета ахроматическим рядом. | 1 | Применять знания об ахроматическом ряде для изображения веток. |
12 | 2.«Графика». «Изображение рыб». Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. | 1 | Использовать графические техники при изображении рыб. |
13 14 | «Изображение насекомых». Знакомство с техникой печати на картоне. | 2 | Использовать технику печати при изображении насекомых. |
15 16 | «Изображение животных». Знакомство с техникой печати «сухой кистью». | 2 | Использовать технику печати «сухой кистью» при изображении животных. |
17 | «Изображение фактуры тканей». Получение графических структур. Работа штрихом. | 1 | Владеть техникой выполнения штриха. |
18 19 | «Изображение сказочных персонажей». Создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств. | 2 | Уметь использовать несколько выразительных средств для изображения сказочных персонажей. |
20 21 | Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя – тремя планами. | 2 | Уметь изображать пейзажи при помощи воздушной перспективы. |
22 | 3.«Скульптура». «Изображение лежащих фигурок животных». Закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. | 1 | Уметь работать с мягкими скульптурными материалами. |
23 | «Изображение сидящей фигуры человека». Ведение работы от общей массы без долепливания отдельных частей. | 1 | Уметь изображать фигуру человека. |
24 | «Изображение декоративных украшений» .Приемы декоративного украшения плоской формы элементами объемных масс. | 1 | Иметь представление о приемах декоративного украшения. |
25 | « Изображение декоративных украшений». Приемы продавливания карандашом, передача фактуры. | 1 | Уметь передавать фактуру при надавливании карандашом. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции Тема |
26 | 4.«Аппликация». «Изображение натюрморта». Обрывная аппликация. | 1 | Уметь выполнять обрывную аппликацию. |
27 | «Изображение пейзажей». Вырезанная аппликация. | 1 | Уметь выполнять вырезанную аппликацию. |
28 | «Изображение коллажей». Создание образа с помощью ритма. | 1 | Иметь представление о ритме в аппликации. Уметь составлять коллаж. |
29 | «Изображение пейзажа». Создание образа с помощью воздушной перспективы. | 1 | Уметь изображать пейзаж с помощью воздушной перспективы. |
30 | 5.«Бумажная пластика». Приемы работы с бумагой: сминание, закручивание, надрезание. Создание пейзажей. | 1 | Овладевать художественными приемами работы с бумагой. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. |
31 | « Изображение игровых площадок». Работа над объемной пластической композицией. | 1 | Овладевать художественными приемами работы с бумагой. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. |
32 | 6.«Работа с природным материалом». «Декоративная роспись камней». Использование крупных камней. | 1 | Выделять из группы камней наиболее крупные. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. |
33 | Нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой. | 1 | Уметь находить в камнях разные образы. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. |
34 | 7.«Организация и обсуждение выставки детских работ». Итоговый контроль. Выставка творческих работ. | 1 | Применять полученные знания. Обсуждать наиболее удавшиеся работы. |
| Итого: | 34 |
4-й год обучения.
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | Основные элементы содержания программы |
1 2 | 1.«Живопись». «Изображение природных объектов». Вводный инструктаж по ТБ на занятиях. Приемы работы с цветовым пятном. | 2 | Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.
|
3 4 | «Изображение пейзажа». Получение цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности. | 2 | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. |
5 6 | «Изображение натюрморта». Цветовые контрасты. | 2 | Уметь классифицировать основные цвета, их сравнивать и различать. |
7 8 | «Изображение цветных теней». Темное пятно как пятно цветное. | 2 | Анализировать прием получения живописного пятна. Уметь изображать цветные тени. |
9 | Рубежный контроль. Закрепление навыков получения цветового пятна. | 1 | Применять полученные знания. Сравнивать оттенки одного цвета. |
10 11 | «Изображение сказочных персонажей». Закрепление знаний о темном пятне. | 2 | Применять полученные знания при изображении сказочных персонажей |
12 | Урок-соревнование. | 1 | Применять полученные знания. |
13 | 2.«Графика». «Изображение цветов». Закрепление знаний о языке выразительности графики. Использование знакомых приемов работы. | 1 | Использовать знакомые приемы при изображении цветов |
14 | «Изображение пейзажей». Выполнение творческих заданий на перспективу. | 1 | Уметь пользоваться перспективой при изображении пейзажа. |
15 | «Изображение растений». Выполнение творческих заданий на передачу выразительности тоновых пятен, их контраста. | 1 | Уметь пользоваться графическими материалами в разных |
16 17 | «Изображение портретов». Освоение графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). | 2 | Уметь пользоваться графическими материалами в разных сочетаниях. |
18 19 | «Изображение натюрмортов». Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. | 2 | Уметь при помощи цветных карандашей решать задачи на передачу игры света. |
20 21 | «Изображение цветов». Закрепление способа работы в печатных техниках. | 2 | Уметь работать в печатных техниках при изображении цветов. |
22 23 | «Изображение деревьев». Рисование без отрыва от плоскости листа гелиевой ручкой. | 2 | Уметь изображать деревья при помощи гелиевой ручки |
24 | 3.«Скульптура». Работа над рельефом: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения. Получение двух уровней в изображении. | 1 | Иметь представление о рельефе. Получать два уровня в изображении с помощью техники продырявливания карандашом. |
25 26 | Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глине). | 2 | Выделять из мятого куска мягкого материала образ. |
27 | Доработка образа. | 1 | Уметь выполнять доработку по собственному замыслу. |
28 | 4.«Аппликация». «Изображение пейзажа». Создание цветового пятна и контура изображения с помощью шерстяных ниток. | 1 | Уметь применять разные необычные материалы для создания цветового пятна и контура. |
29 | «Изображение предметов быта». Прием использования вырезанной формы и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. | 1 | Использовать прием для изображения предметов быта. |
30 31 | « Изображение пейзажа». Создание аппликации с помощь. Засушенных листьев. | 2 | Уметь создать аппликацию с помощью природного материала. |
32 | 5.«Бумажная пластика». Закрепление навыков работы с бумагой. Создание образов фигур в движении. | 1 | Овладевать художественными приемами работы с бумагой. Фантазировать, придумывать образы фигур в движении. |
33 | 6.«Работа с природным материалом». Выполнение тематических заданий. Оформление уголков природы. | 1 | Уметь оформлять уголки природы с помощью природного материала по собственному замыслу. |
34 | 7.«Организация и обсуждение выставки детских работ». Итоговый контроль. Выставка творческих работ. | 1 | Итоговый контроль. Выставка творческих работ |
| Итого: | 34 |
Условия реализации программы
1. Материально-техническая база:
- просторный оборудованный кабинет;
- предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);
- оборудование: ножницы.
- шкаф для хранения изделий, материалов;
- коробки для хранения остатков бумаги, ткани.
- Мультимедийный проектор.
- компьютер
2. Методическое обеспечение:
- пополнение периодической литературы и книг по темам;
- дидактический материал;
- наглядный материал (презентации, иллюстрации из журналов);
- методическая литература: журнал, учебные пособия для детей.
Список литературы:
- Кузин В.С.Изобразительное искусство. 1-2 части. Волгоград: И/д. Корифей.-2006.
- Комплект уроков по ИЗО по программам Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я. Диск. www.IZOCD .ru
- Шпикалова Т.Я..Изобразительное искусство. Поурочное планирование 1 класс: М.: Просвещение.-2000 год.
- Шпикалова Т.Я..Изобразительное искусство. Учебник: М.:Просвещение.-2009год.
- Шпикалова Т.Я.Изобразительное искусство. Тетрадь: М.: Просвещение.-2011 год.
- Изобразительное искусство. 1–4 классы : программа для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов, С. Е. Игнатьев, П. Ю. Коваленко. – М. : Дрофа, 2010г.
- Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
- Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
- Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
- Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
- Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
- Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.
- Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
- Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность
Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС
Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС...
Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"
Программа «Дружный класс» представляет собой комплексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие установок толерантности у учащихся начальной школы. Включает в себя непоср...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...