Рабочая программа ИЗО 5-6 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Рабочая программа по ИЗО 5-6 классы - 35 часов (пояснительная записки и календарно-тематическое планирование)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_5_klass.docx | 48.93 КБ |
ktp_6_klass.docx | 26.16 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_5-6_klassy.docx | 45.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Тип урока(форма и вид деятельности обучающихся. Форма занятий) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители. | Примечание | Д\З | Дата проведения | |||
дата | класс | |||||||||||
I четверть | ||||||||||||
«Древние корни народного искусства» 9 часов | ||||||||||||
1. | Древние корни народного искусства (9 часов) | Древние образы в народном искусстве | 1 | Урок - сообщения новых знаний. Рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву. Материалы: уголь, сангина, тонированная бумага | Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер | Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства | Ответить на вопрос: «Как отразились в древних образах народного искусства | Подобрать иллюстрации с изображением древних образов в произведениях народного ДПИ | 03.09.2015 | |||
2. | Древние корни народного искусства | Орнамент как основа декоративного украшения | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков. Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию. Материалы: уголь, сангина, тонированная бумага | Орнамент как основа декоративного украшения. | Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный).Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая | Обратить внимание на декор домов частного сектора | 10.09.2015 | ||||
3. | Древние корни народного искусства | Конструкция, декор предметов народного быта и труда | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка, посуда). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага | Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов | Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы | Ответить на вопрос: «Что роднит различные произведения крестьянских мастеров?». Просмотр, анализ и оценивание работ | Составить кроссворд по пройденному материалу (5-7 слон) | 17.09.2015 | |||
4. | Древние корни народного искусства | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | 1 | Комбинированный Эскиз узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров (фломастеры, акварель, бумага в клеточку) | Крестьянская вышивка - сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. | Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента | Обмен кроссвордами, решение и взаимопроверка (оценивание). Анализ результатов собственного художественного творчества | Подбор иллюстративного материала о русском народном костюме (опережающее задание) | 24.09.2015 | |||
5. | Древние корни народного искусства | Народный праздничный костюм | 1 | Комбинированный Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов | Народный праздничный костюм -целостный художественный образ | Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа | Просмотр и анализ работ | Подобрать иллюстрации с изображением интерьера русской избы с ее декоративным убранством (поисковая работа в подгруппах) | 01.10.2015 | |||
6-7 | Древние корни народного искусства | Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы | 2 | Комбинированный Коллективная ра- бота «В русской избе». Материал: гуашь, акварель, пастель, сангина, тонированная бумага (серая, светлокоричневая). | Единство пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян | Понимать взаимо- связь пользы и кра соты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе | Самоанализ эта пов работы, эстетическая оценка результата кол лективной композиции | Подобрать иллюст рации к русским народным сказкам с изображением на родных гуляний (хороводы, ярмарки и др.) | 08.10.2015 15.10.2015 | |||
8-9 | Древние корни народного искусства | Народные праздничные обряды, праздники Ямала | 2 | Повторительно-обобщающий урок Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, со лома или мочало нитки, палочка, ткань | Роль декоративно- прикладного искус- ства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев, «Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка» | Иметь представле-ние о роли декора тивно-прикладного искусства в укладе жизни русского на рода | Просмотр и анализ работ | Региональный компонент | 22.10.2015 29.10.2015 | |||
II четверть | ||||||||||||
«Связь времен в народном искусстве» 7-часов | ||||||||||||
10 | Связь времен в народном искусстве 7ч | Древние образы в современных народных игрушках Единство формы и декора в старооскольских народных игрушках | 2 | Комбинированный Выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: глина, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти, бумага. | Живучесть древних | Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета | Ответить на вопрос: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?». Просмотр, анализ и оценивание работ | Региональный компонент | Подбор открыток, книжных иллюстраций с изображением народной игрушки | 12.11.2016 | ||
11-12 | Связь времен в народном искусстве | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | 2 | Комбинированный Вырезание из бумаги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма. Материалы: бумага, ножницы, клей, акварель, кисти | История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи | Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета | Просмотр и анализ работ | Подбор иллюстративного материала гжельской посуды необычной формы | 19.11.2015 26.11.2015 | |||
13. | Связь времен в народном искусстве | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | 1 | Комбинированный Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти | История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи | Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе | Ответить на вопрос: «Что значит образ в росписи?». Анализ результатов творчества одноклассников (выборочно) | Подобрать изображение орнаментальной или сюжетной композиции в произведениях ДПИ | 03.21.2015 | |||
14-15. | Связь времен в народном искусстве | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Истоки и современное развитие керамики. | 2 | Комбинированный Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Материалы: гуашь, белая бумага, кисти | Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма | Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета | Игра «Художники-зрители» | Региональный компонент | Подумать над вопросом: «Какие традиционные художественные промыслы нашей области вы знаете?» | 10.12.2015 17.12.2015 | ||
16 | Связь времен в народном искусстве | Роль народных промыслов в современной жизни | 1 | Комбинированный Изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей | Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве | Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. Владеть навыком работы с бумагой | Просмотр, анализ и оценка работ | Подготовка к игре | 24.12.2015 | |||
III четверть | ||||||||||||
«Декор – человек, общество, время» 11 часов | ||||||||||||
17. | Декор, человек, общество, время 11ч | Зачем людям украшения | 1 | Урок формирования новых знаний, умений | Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов | Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора | Фронтальный опрос (устно) | 14.01.2016 | ||||
18. | Декор, человек, общество, время | Декор и положение человека в обществе | 1 | Урок усвоения новых знаний, умений, навыков Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти | Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта | Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным материалом | Ответить на вопрос: «Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?». Презентация своих работ учащимися и оценка результата | Подобрать зрительный ряд с изображением украшений народов разных стран | 21.01.2016 | |||
19 | Декор, человек, общество, время | Одежда говорит о человеке | 1 | Комбинированный Выполнение костюма человека восточных стран (Япония, Китай). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага | Одежда как знак положения человека в обществе. | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ | Анализ результата коллективной работы | Вопрос № 3, стр. 122 (учебник) | 28.01.2016 | |||
20-21 | Декор, человек, общество, время | Костюмы древних цивилизаций | 2 | Урок усвоения новых знаний, умений, навыков. Коллективная работа «Бал во дворце». | Значение одежды и основных элементах костюма в различные эпохи. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами,орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора одна - выявить социальный статус людей | 04.02.2016 11.02.2016 | ||||||
22-23. | Декор, человек, общество, время | О чем рассказывают гербы и эмблемы | 2 | Комбинированный Проект собственного герба или герба своей семьи, класса (по выбору) | Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция | Защита проекта, оценивание результата | 18.02.2016 25.12.2016 | |||||
24-25. | Декор, человек, общество, время | Символы и эмблемы в современном обществе. Герб и флаг Нового Уренгоя и ЯНАО | 2 | Комбинированный Выполнение композиции герба и флага Нового Уренгоя и ЯНАО. Материалы: белая бумага формата A3, цветная бумага, клей, ножницы | Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом | Презентация проектных работ. Анализ и оценивание результатов | Региональный компонент | 03.03.2016 10.03.2016 | ||||
26-27. | Декор, человек, общество, время | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 2 | урок-повторение Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах | Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека. | Подведение итогов конкурсов | 17.03.2016 07.04.2016 | |||||
IV четверть | ||||||||||||
«Декоративное искусство в современном мире» 7 часов | ||||||||||||
28. | Декоративное искусство в современном мире 7ч | Современное выставочное искусство | 1 | Урок усвоения новых знаний (на базе выставки декоративно-прикладного искусства) | Многообразие материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Изменение соотношения пользы и красоты. Виды ДЛИ | Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ | Подобрать изображения художественных изделий современного декора-тивно- прикладного искусства 2 | 14.04.2016 | ||||
29-30 | Декоративное искусство в современном мире | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) | 1 | Комбинированный Выполнение витража. Витражные краски и оборудование для витража. (Или цветная бумага, ножницы, клей). | Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. | Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе | Выполнение проекта «Украшение окна». | Подобрать изображение для декоративного украшения оконного проема.Обратить внимание на особенности средств выразительности | 21.04.2016 28.04.2016 | |||
Декоративное искусство в современном мире | Ты сам -мастер декоративно-прикладного искусства (ваза). | 2 | Комбинированный урок.изготовление декоративной вазы для украш. интерьера. Мате риалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага | Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ | Владеть практическими навыкамивыразительного использования фактуры, формы, объема | Анализ и оценка работ | 05.05.2016 | |||||
32-33 | Декоративное искусство в современном мире | Ты сам -мастер декоративно-прикладного искусства ( мазаичное панно) | 4 | Урок творческого применения умений и навыков Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу | Этапы работы над произведением ДПИ | Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения | Эстетическая оценка результата коллективной деятельности | Сбор материала для работы над панно. Отбор и оформление работ к итоговой выставке. Подготовка к обобщающему уроку учеников. | 12.05.2016 19.05.2016 | |||
34 | Декоративное искусство в современном мире | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Художники нашего края. | 1 | Музейный урок или виртуальная экскурсия. Художественный музей. | Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Декор, человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире искусства Ямала. | Знать виды ДПИ, особенности языка. | Региональный компонент | 26.05.2016 | ||||
35 | Декоративное искусство в современном мире | Урок обобщения знаний по темам года | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Викторины, тесты. |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Тема урока | Формы контроля | Требования к уровню подготовки учащихся | Оборудование | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||||
I четверть | ||||||
I. | Виды изобразительного искусства и основы образного языка – 8ч -знать о месте и значении изобразительных искусств; -уметь пользоваться красками, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники; | |||||
1 | Тема урока 1. Изобразительное искусство в семье пластических искусств | Знакомство с новым материалом | Знать: виды изобразительного искусства. Уметь: разбираться в видах изобразительного искусства | Карандаши, уголь, чёрная тушь, бумага | 03.09. 2015 | |
2 | Тема урока 2. Рисунок – основа изобразительного творчества | Сообщение новых знаний + практикум | Знать: виды рисунка. Уметь: выполнять зарисовки. | Карандаши, уголь, чёрная тушь, бумага | 10.09. 2015 | |
3 | Тема урока 3. Линия и её выразительные возможности | Сообщение новых знаний + практикум | Знать: свойства линии, виды и характер линии. Уметь: выполнять линейные рисунки. | Чёрная, белая гуашь, бумага для аппликаций, кисти, клей | 17.09. 2015 | |
4 | Тема урока 4. Пятно – как средство выражения. Композиция как ритм пятен | Сообщение новых знаний + практикум | Знать: силуэт, тон, композицию, ритм, доминирующее пятно. Уметь: изображать различные осенние состояния. | Гуашь, бумага кисти, клей | 24.09. 2015 | |
5 | Тема урока 5. Цвет. Основы цветоведения | Сообщение новых знаний + практикум | Знать: основные и составные цвета, теплые и холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота. Уметь: выполнять фантазийные изображения. | Гуашь, кисти, бумага | 01.10. 2015 | |
6 | Тема урока 6. Цвет в произведениях живописи | Сообщение новых знаний + практикум | Знать: «Локальный цвет», «Тон», «Колорит», «Гармония цвета». Уметь: выполнять изображения осеннего букета с разным настроением. | Бумага, гуашь, кисти, пастель. | 08.10. 2015 | |
7 | Тема урока 7. Объёмные изображения в скульптуре | Сообщение новых знаний + практикум | Знать: выразительные возможности объёмного изображения. Уметь: выполнять объёмные изображения животных в разных состояниях. | Бумага, гуашь, кисти, пастель | 15.10. 2015 | |
8 | Тема урока 8. Основы языка изображения | Контрольная работа | Знать: темы четверти. Уметь: различать примеры графики, живописи, скульптуры. | Пластилин, стеки, подставка для лепки, салфетка | 22.10. 2015 | |
II. | Мир наших вещей. Натюрморт - 8ч. -знать основные виды и жанры изобразительных искусств; -видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображений предмета; | |||||
9 | Тема урока 9. Реальность и фантазия в творчестве художника | Сообщение новых знаний | Знать: выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Уметь: различать произведения разных эпох и контрастные между собой по языку изображения. | Гуашь, бумага кисти, | 29.10. 2015 | |
II четверть | ||||||
10 | Тема урока10. Изображение предметного мира – натюрморт | Сообщение новых знаний + практикум | Знать: основное о натюрморте Уметь: выполнять натюрморт из плоских изображений знакомых предметов. | Гуашь, бумага кисти, клей, цветная бумага | 12.11. 2015 | |
11 | Тема урока 11. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | Сообщение новых знаний + практикум | Знать: многообразие форм в мире, понятие формы. Уметь: конструировать из бумаги простых геометрических тел. | Бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти | 19.11. 2015 | |
12 | Тема урока 12. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива | Сообщение новых знаний + практикум | Знать: плоскость, объём, перспектива, правила объёмного изображения геометрических тел. Уметь: выполнение зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел. | Карандаш, бумага | 26.11. 2015 | |
13 | Тема урока 13. Освещение. Свет и тень | Сообщение новых знаний + практикум | Знать: понятия «свет», «блик», «тон», «полутон», «Рефлекс», «падающая тень». Уметь: изображать геометрические тела из бумаги или гипса с боковым освещением. | Чёрная или белая гуашь или акварель, бумага. | 03.12. 2015 | |
14 | Тема урока 14. Натюрморт в графике | Сообщение новых знаний + практикум | Знать: графические изображения натюрмортов. Уметь: выполнять натюрморт в заданном эмоциональном состоянии. | Чёрная или белая гуашь или акварель, бумага. | 10.12. 2015 | |
15 | Тема урока 15. Цвет в натюрморте | Сообщение новых знаний + практикум | Знать: собственный (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Уметь: работать над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии. | Гуашь, кисти, бумага | 17.12. 2015 | |
16 | Тема урока 16. Выразительные возможности натюрморта | Контрольная работа | Знать: о натюрморте 19-20 веков. Уметь: выполнять натюрморт-автопортрет. | Краски, кисти, карандаш, банка, альбом, салфетка | 24.12. 2015 | |
III четверть | ||||||
III. | Вглядываясь в человека. Портрет - 12 ч. -знать общие правила построения головы человека; -уметь передавать характер человека используя цвет, тень и свет, индивидуальные особенности; | |||||
17 | Тема урока 17. Образ человека – главная тема искусства | Сообщение новых знаний | Знать: о изображении человека в искусстве разных эпох. Уметь: разбираться в изученных портретах. | Карандаш, и бумага | 14.01. 2016 | |
18 | Тема урока 18. Конструкция головы человека и её пропорции | Сообщение новых знаний + практикум | Знать: закономерности и конструкцию головы человека. Уметь: выполнять рисунок или аппликацию головы человека. | Карандаш, и бумага | 21.01. 2016 | |
19 20 | Тема урока 19-20. Изображение головы человека в пространстве | Сообщение новых знаний + практикум | Знать: особенности изображения головы человека в пространстве. Уметь: выполнять объёмное и конструктивное изображение головы человека. | Краски, кисти, карандаш, банка, альбом, салфетка | 28.01. 2016 04.02. 2016 | |
21 22 | Тема урока 21-22. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека | Сообщение новых знаний + практикум | Знать: особенности графического портрета. Уметь: выполнять рисунок, набросок друга или одноклассника. | Карандаш, ластик, альбом, салфетка | 11.02. 2016 18.02. 2016 | |
23 | Тема урока 23. Портрет в скульптуре | Сообщение новых знаний + практикум | Знать: особенности портрета в скульптуре. Уметь: выполнять портрет литературного героя. | Пластилин, стеки, доска | 25.02. 2016 | |
24 | Тема урока 24. Сатирические образы человека | Сообщение новых знаний + практикум | Знать: что такое карикатура, дружеский шарж. Уметь: выполнять сатирические образы литературных героев или дружеские шаржи. | Тушь, чёрная акварель, кисть, карандаш | 03.03. 2016 | |
25 | Тема урока 25. Образные возможности освещения в портрете | Знать: влияние освещения на натуру. Уметь: выполнять наброски(пятном) с изображением головы в различных состояниях. | Чёрная акварель, кисть, бумага | 10.03. 2016 | ||
26 | Тема урока 26. Портрет в живописи | Сообщение новых знаний + практикум | Знать: обобщённый образ человека в живописи. Уметь: выполнять зарисовки композиций портретов известных художников. | Карандаш, акварель, бумага | 17.03. 2016 | |
IV четверть | ||||||
27 | Тема урока 27. Роль цвета в портрете | Сообщение новых знаний + практикум | Знать: влияние цвета на настроение, фактуру, решение образа. Уметь: аналитические зарисовки портретов известных художников. | Краски, бумага, кисти | 07.04. 2016 | |
28 | Тема урока 28. Великие портретисты (обобщение темы) | Контрольная работа | Знать: об индивидуальности образного языка в портретах известных художников. Уметь: создавать портрет друга или автопортрет, портрет члена семьи. | Сообщения о художниках портретистах | 14.04. 2016 | |
IV. | Человек и пространство в изобразительном искусстве - 7ч. -уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы; -знать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; -видеть и использовать в качестве средств выражения соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по памяти и воображению. | |||||
29 | Тема урока 29. Жанры в изобразительном искусстве | Знакомство с новым материалом | Знать: жанры изобразительного искусства. Уметь: приводить примеры по каждому жанру. | Карандаш, гуашь, кисти | 21.04. 2016 | |
30 | Тема урока 30. Изображение пространства | Сообщение новых знаний + практикум | Знать: виды перспективы. Уметь: выбирать примеры перспективы из произведений художников изученных на уроке. | Карандаш, гуашь, кисти | 28.04. 2016 | |
31 | Тема урока31. .Правила линейной и воздушной перспективы | Сообщение новых знаний + практикум | Знать: правила линейной и воздушной перспективы. Уметь: выполнять задания с соблюдением этих правил. | Карандаш, гуашь, кисти | 05.05. 2016 | |
32 | Тема урока 32. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства | Сообщение новых знаний + практикум | Знать: о пейзаже, как самостоятельном жанре искусства. Уметь: выполнять большие эпические пейзажи индивидуально или коллективно. | Карандаш, гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей | 12.05. 2016 | |
33 | Тема урока 33. Пейзаж – настроение. Природа и художник | Сообщение новых знаний + практикум | Знать: роль колорита в пейзаже- настроении. Уметь: выполнять пейзаж – настроение. | Карандаш, гуашь, кисти, бумага, | 19.05. 2016 | |
34 | Тема урока 34. Городской пейзаж | Сообщение новых знаний + практикум | Знать: понятие «городской пейзаж». Уметь: выполнять задание по теме «Наш (мой) город». | Краски, кисти, Цветные мелки, альбом, салфетка | 26.05. 2016 | |
35 | Тема урока 35. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | Контрольная работа | Знать: основные понятия изученные за год. Уметь: использовать знания на практике. | Краски, кисти, Цветные мелки, альбом, салфетка |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Копьевская сельская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
ШМО учителей зам.дир по УВР директор МБОУ «КССОШ»
«Гармония»
Аксютенко Т. В. Злотникова Т.А. Журавлева Е.Ю.
Протокол № 1 от 27.08.15 Протокол №1 от 28.08.15 Приказ 77/1 от 01.09.15
___________________ ________________ _____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ИЗО
2015-2016 учебный год
5-6 классы
Образовательная область «Гуманитарная»
Учитель: Тудвасева Анна Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Копьево, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов общеобразовательной средней школы составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012. Приказ Мин. Образования науки России от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образовательного учреждения» приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312. Минобрнауки Р.Ф. № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении Федерального перечня учебников в образовательных учреждениях на 2015 – 2016 год». Примерной программы по химии, с учетом образовательной программы и учебного плана МБОУ «Копьёвская сельская СОШ» на 2015-2016 учебный год.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников: Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс; Под ред. Б. М. Неменского. Н. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2013; Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015. Программа 5-6 класса рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и входит в образовательную область физическая культура.
При прохождении программы возможны риски: актированные дни, карантин, курсы повышения квалификации.
Характеристика программы
Программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» и «Искусство в жизни человека» для 5-6 классов - первый и второй год обучения основной школы, они строятся как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы, является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художественно-конструктивной и проектной.
В содержании уроков входит составление декоративной композиции традиционных мотивов гжельской, хохломской, гордецкой, жостовской, росписи, в создании игрушек в традиции одного из промыслов: филимоновской, каргопольской, дымковской, старооскольской, составлении эскизов украшений по мотивам Древнего Египта, разработки эскизов коллективных панно и витражей. Сочетание индивидуальной и коллективных форм работ и выполнение художественно-творческих проектов, позволяет развивать творческое воображение и художественно-образное мышление учащихся и повысить мотивацию обучения.
При изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности», учитываются особенности класса: в классе восемь обучающихся. После проведения диагностической работы было выявлено. На "5" занимаются: Торгашина Даша, Голюшова Света, Кобыжаков Андрей, Незамутдинов Толя - эти учащиеся имеют прочные знания по предмету, владеют теоретическим материалом. На «4» занимаются Гайдук Рамис, Егунов Илья, Кайсин Никита, Мещяриков Саша. Все учащиеся хорошо усваивают пройденный материал. Учебный процесс, в классе в целом, проходит удовлетворительно, на уроках дети проявляют активность.
При изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности», учитываются особенности 6 класса: в классе тринадцать обучающихся. После проведения диагностической работы было выявлено. На "5" занимаются: Абдувалиев Костя, Журавлёв Никита, Киселёва Юля, Петрова Диана, Семёнов Иван, Толстихина Ксения, Щетинина Дарья, Ахременко Данил - эти учащиеся имеют прочные знания по предмету, владеют теоретическим материалом. На «4» занимаются Винник Юля, Енович Артур, Зукол Иван, Коротин Данил, Лушников Лёша, Овчинников Стас. Все учащиеся хорошо усваивают пройденный материал. Учебный процесс, в классе в целом, проходит удовлетворительно, на уроках дети проявляют активность.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Этнорегиональный подход реализуется с изменением в рабочей программе тем отдельных уроков. Конкретное решение программы реализуется с изучением художественных традиций и промыслов Хакасии. Изменения в рабочей программе с учётом регионального компонента составляет - 10% от учебной программы.
Национально-региональный компонент
№ пп | № урока, | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | 4 | Образы и мотивы в орнаментах вышивки Хакасии. | 1 |
2 | 8 | Народный праздничный костюм хакасов | 1 |
3 | 34 | Народные художники Хакасии | 1 |
Национально-региональный компонент
№ пп | № урока, | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | 2 | Рисунок – основа изобразительного творчества. | 1 |
2 | 28 | Великие портретисты Хакасии. | 1 |
3 | 33 | Пейзаж-настроение. Природа и художник. | 1 |
Использование компьютерных технологий в преподавании русского языка позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать интересные задания как практического, так и теоретического характера, осуществлять разные подходы к обучению детей, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
(5 класс)
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека-35часов
Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.
Тема I четверти:
«Древние корни народного искусства» ( 9 ч)
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом северных народов и народно-праздничными обрядами.
- Древние образы в народном искусстве.
- Декор русской избы.
- Внутренний мир русской избы.
- Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
- Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
- Народный праздничный костюм народов Хакасии.
- Народные праздничные обряды коренных жителей Хакасии.
Тема II четверти:
«Связь времен в народном искусстве» (7 ч)
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла. При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.
- Древние образы в современных народных игрушках.
- Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
- Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
- Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
- Искусство керамики. Истоки и современное развитие промысла.
- Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Тема III четверти:
«Декор – человек, общество, время» (11 ч)
Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами Хакасии, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.
- Введение в проблематику: «Зачем людям украшения».
- Декор и положение человека в обществе.
- Одежда говорит о человеке.
- Костюмы древних цивилизаций.
- Коллективная работа «Бал в интерьере дворца».
- О чем рассказывают гербы и эмблемы.
- О чём рассказывают гербы Хакасии.
- Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Тема IV четверти:
«Декоративное искусство в современном мире» (8 ч)
Знакомясь на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимают их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета).
- Современное выставочное искусство.
- Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале (выполнение вазы, игрушки, витража, мозаики.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
(6 класс)
1 тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
2-3 тема. Рисунок — основа изобразительного творчества
Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.
Задание: зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.).
4 тема. Линия и ее выразительные возможности
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.
Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий — тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.
5 тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).
6 тема. Цвет. Основы цветоведения
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.
Задание: фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т.д.).
7 тема. Цвет в произведениях живописи
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка.
Задание: изображение осеннего букета с разным настроением — радостный, грустный, торжественный, тихий и т. д.
8 тема. Объемные изображения в скульптуре
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. и их выразительные свойства.
Задание: объемные изображения животных в разных материалах.
9 тема. Основы языка изображения
Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.
Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного искусства в графике, живописи и скульптуре.
II четверть «Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч)
10 тема. Художественное познание: реальность и фантазия.
Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?
Зрительный ряд: произведения искусства, характерные для различных эпох и контрастные между собой по языку изображения.
11 тема. Изображение предметного мира — натюрморт
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.
Задание: работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов (например, кухонной утвари) с акцентом на композицию, ритм.
12 тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.
Задание: конструирование из бумаги простых геометрических тел.
13 тема. Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
Задание: изображение конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки).
14 тема. Освещение. Свет и тень
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.
Задание: изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением
15 тема. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника, и выразительность художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.
Задание: работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный натюрморт и т. д.
16 тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
Задание: работа над натюрмортом, который можно было бы назвать «натюрморт-автопортрет».
III четверть «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»(11 ч)
17 тема. Образ человека — главная тема искусства
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
18 тема. Конструкция головы человека и ее пропорции
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Задание: работа над рисунком или аппликацией — изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.).
19 тема. Изображение головы человека в пространстве
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Задание: объемное конструктивное изображение головы.
20 тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.
Задание: рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника.
21 тема. Портрет в скульптуре
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Задание: работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.
22 тема. Сатирические образы человека
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
Задание: изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей.
23 тема. Образные возможности освещения в портрете
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Задание: наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.
24 тема. Портрет в живописи
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.
Задание: аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.
25 тема. Роль цвета в портрете
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Задание: работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга).
27 тема. Великие портретисты (обобщение темы)
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Портретисты Брянщины
IV четверть: «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8 ч)
28 тема. Жанры в изобразительном искусстве
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.
Зрительный ряд: примеры по каждому жанру.
29 тема. Изображение пространства
Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.
30 тема. Правила линейной и воздушной перспективы
Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воз душной перспективы и изменения контрастности.
Задание: изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдение правил линейной и воздушной перспективы.
31 тема. Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Задание: работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями.
32 тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник
Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Знакомство с творчеством художников-пейзажистов Брянской области
Задание: создание пейзажа-настроения — работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета).
33 тема. Городской пейзаж
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.
Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город».
34 – 35 тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.
Зрительный ряд: произведения живописи, графики и скульптуры; портреты, пейзажи и натюрморты разных народов и эпох.
Требования к уровню подготовки учащихся по ИЗО за 5-6 классы
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.
Учащиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).
Учащиеся должны уметь:
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);
- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.
Учащиеся должны знать:
- - о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения;
- - о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- - о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
- - о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- - о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытии и красоты мира;
- - о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- - о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- - о роли художественной иллюстрации;
- - о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
- - наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий.
Учащиеся должны уметь:
- -связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
- - работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
- - передавать в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;
- - изображать пространство с учетом наблюдательной перспективы;
- - выполнять элементы оформления альбома или книги по искусству;
- - отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений;
- - вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.
СТРУКТУРА КУРСА ПО ПРЕДМЕТУ
- Учебно-тематическое планирование (5 класс)
№пп | Содержание | Кол-во часов |
1 | «Древние корни народного искусства. Символика цвета и формы » | 9 |
2 | «Связь времен в народном искусстве» | 7 |
3 | «-Человек, общество, время» | 11 |
4 | «Декоративное искусство». | 8 |
Всего | 35 |
- Учебно-тематическое планирование (6 класс)
№пп | Содержание | Кол-во часов |
1 | «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» | 9 |
2 | «Мир наших вещей. Натюрморт» | 7 |
3 | «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» | 11 |
4 | «Человек и пространство в изобразительном искусстве». | 8 |
Всего | 35 |
Нормы оценок устных ответов учащихся 5-6 классов
Оценка `5`, если учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка `4`, если учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка `3`, если учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка `2`, если учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока;
Оценка `1`, если учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
Список учебно-методической литературы
Для ученика:
- Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004,
- Неменская Л.А., . Искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 6 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2015.
Для учителя:
- Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004,
- Неменская Л.А., . Искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 6 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...