Методический семинар учителя ИЗО Красниковой Л.С.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Красникова Луиза Сахиулловна

Образовательные стандарты второго поколения фиксируют новые результаты обучения, достижение которых возможно только при использовании «современных образовательных технологий».

Цель моей работы изучить и применить современные технологии на уроках изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_seminaru.docx34.48 КБ
Файл metodicheskiy_seminar.pptx450.46 КБ

Предварительный просмотр:

             КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Красникова Л.С.,

учитель ИЗО, МХК, искусства и  технологии,

МАОУ СОШ №1, г. Тобольск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методическому семинару

«Проблема эффективности урока изобразительного искусства»

У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка.

В.А. Сухомлинский 

          Миссия современной школы – воспитание гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

 В.А. Сухомлинский считал, что «мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда».

Современный учитель в организации и управлении учебным процессом  образования должен вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.

Свою задачу, как учитель, я вижу в том, чтобы формировать духовную культуру личности школьников, приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным наследием, а также формировать пространственное воображение, развивать навыки творческого восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему, воспитывать и развивать художественный вкус и умение работать с материалом. Поэтому стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным отвечающим требованиям современного урока.

Актуальность темы обусловлена потребностями современного общества к выпускнику школы: социализации личности, самопознания, самоидентификации и связь искусства с жизнью человека.

Проблема традиционные способы ведения урока не могут развивать эти компетенции.

Гипотеза если найти эффективные технологии для урока, то мы можем разрешить эту проблему.

Цель: изучение  педагогического опыта,  поиск эффективных технологий и внедрение их в педагогическую практику.  

Задачи:

  • Найти эффективные технологии для уроков ИЗО,
  • Показать результативность использования приёмов  современных технологии  для формирования      познавательной деятельности обучающихся.
  • Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие УУД.

В связи с модернизацией российского образования одной из главных задач является обеспечение современного качества образования, где сохраняется его базовая основа, но, которая должна соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Факторы которые повлияли на становление педагогического опыта внедрение новых федеральных стандартов; изучение опыта коллег, курсовая подготовка, изучение литературе по теме.

Современные педагогические технологии в школе

       Каждая технология появляется тогда, когда в ней возникает потребность. А вот как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить увлекательным, как с современными детьми говорить на современном языке? Я думаю, что многие из нас  задают подобные вопросы, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?

     Мне очень помогает применение   в образовательном процессе информационно - коммуникационных  технологий (ИКТ),  новых методов обучения. 

Стараюсь в своей практике применять современные образовательные технологий: это и урок-мастерская, и урок мини-проект, и урок-экскурсия, урок-презентация, интегрированные уроки, беседы.   ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования. Создание мультимедийных уроков развивает познавательную активность и творческий потенциал учащихся, повышает статус предмета. Преимущества использования компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства:

  • возможность обеспечить визуальное восприятие информации;
  • обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
  • иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
  • обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;
  • применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

 Очень помогают при проведении уроков слайд-фильмы, которые можно включать в любой этап урока. Идеальное применение слайдов на уроках поэтапного рисования.

      При выполнении мини - проектов учащиеся имеют возможность дома использовать возможности компьютера и в качестве информации и в качестве инструмента художественной деятельности.

Обучение в сотрудничестве данный метод позволяет осуществлять индивидуальный подход, создавать равные возможности учащихся, учитываются усилия, которые затрачивают ученики для достижения общего результата. Главная идея обучения в сотрудничестве - учимся вместе, а не что- то выполняем вместе. Вместе учиться легче, интереснее, и значительно эффективнее. Дети получают не только интеллектуальное развитие, учатся творчеству, в том числе и друг у друга, но и получают нравственное развитие.

Этапы работы в группах

  • Подготовка к выполнению группового задания.
  • Групповая работа,
  • Заключительная часть.
  • Рефлексия.

      Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роль каждого в выполнении общего задания: отслеживание правильности выполнения задания партнёрами, отслеживание активности и культуры общения внутри группы.

Игровые технологии

Следует разделять игры по виду деятельности:

-        физические (двигательные);

-        интеллектуальные (умственные);

-        трудовые;

-        социально-педагогические.

Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.

Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.

Примеры игровых технологии в практической деятельности.

Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур

Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому ученику).

Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?»

Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер.

Дополните изображение.

Учащиеся получают два одинаковых изображения. Упражнение помогает развитию творческого воображения.

Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе.

Игра развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении.

Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий

Слова анаграммы        

Блиц-контроль (вопрос — ответ).

 Диагностическое упражнение «Вспомни слово».

Проведение викторин «Веселые краски», «Что? Где? Когда?».

 Технология интегрированного обучения Интегрированный подход к преподаванию предметов эстетического цикла направлен на решение проблемы целостного развития личности. Типы и формы этих уроков: урок-лекция; мультимедиа- урок; проблемный урок. Использование  на  практике интегрированных уроков с разными формами коллективной деятельности дает возможность учащимся осознать свою социальную значимость, духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка», как в сказке, превращается в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.

Проблемное обучение 

Задача проблемного обучения – обеспечить условия для творческой организации учебной деятельности при введении и воспроизведении знаний. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Психологическая структура проблемного обучения включает познавательную потребность; неполное знание о предмете или явлении, но достаточное для того, чтобы восстановить его до целостного образа; интеллектуальные возможности и творческие способности ребенка.

Три метода проблемного обучения

  1. Проблемное изложение. Учитель создает проблемную ситуацию, раскрывает противоречие, показывает ход его разрешения. Задача такого изложения состоит в том, чтобы привлечь детей к соучастию, рассуждению.
  2. Частично поисковый метод. Учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся решают ее самостоятельно или под руководством учителя на уровне размышления о ней.
  3. Исследовательский метод. Учитель конструирует творческие задания, а учащиеся самостоятельно их решают.

Выводы: Проведя сравнительный анализ качественной успеваемости у обучающихся при проведении в 1 четверти только одной информационной технологии (ИКТ) показывает более низкие результаты, По сравнению с 2 четвертью, где использовались в комплексе технологии информационной (ИКТ), проблемного обучения, игровых, интегрированного обучения на разных этапах урока.

      В пространстве нашей школы одновременно действуют несколько выставок детского изобразительного творчества. Детские работы украшают интерьер нашего  учреждения, занимая в нём достойное место и являясь главной составляющей  художественного оформления. Выставки  излучает тепло и нежность чувства, которые дети вкладывают в свои работы. Так же у детей вызывает большой интерес персональные выставки учащихся. За последний год проведено более 7  выставок.

     Особую роль в формировании ребенка занимает внеклассная  работа. Моя задача – правильно сориентировать ребенка, подтолкнуть его к творчеству, дать возможность развиваться в человеке тому, что у него уже заложено природой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Описание педагогического опыта Проблема эффективности урока изобразительного искусства для формирования познавательной деятельности учащегося Красникова Луиза Сахиулловна учитель ИЗО, МХК, технологии

Слайд 2

У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка. В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Миссия современной школы – воспитание гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

Слайд 4

Современный учитель в организации и управлении учебным процессом образования должен вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.

Слайд 5

Свою задачу, как учитель, я вижу в том, чтобы формировать духовную культуру личности школьников, приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным наследием, а также формировать пространственное воображение, развивать навыки творческого восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему, воспитывать и развивать художественный вкус и умение работать с материалом. Поэтому стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным отвечающим требованиям современного урока.

Слайд 6

Актуальность темы о бусловлена потребностями современного общества к выпускнику школы. П роблема заключается в поиске эффективных современных технологии для формирования познавательной деятельности обучающихся.

Слайд 7

Цель : обобщение педагогического опыта и использования приёмов современных педагогических технологии для формирования познавательной деятельности обучающихся. Задачи: Раскрыть сущность современных педагогических технологии. Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие УУД. Показать результативность использования приёмов современных технологии для формирования познавательной деятельности обучающихся.

Слайд 8

Задачи Выявить проблемы эффективности уроков изобразительного искусства; Определить способы повышения эффективности уроков через современные технологии; развитие мотивации учащихся и как следствие повышение качества знаний; Применить данные методы в практике обучения. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы.

Слайд 9

Предмет изучения Источники Технология сотрудничества Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред.Е.С.Полат . М., «Академия», 2009. Использование информационных технологий в образовании . Новые педагогические и информационные технологии в системе школьного образования. Полат Е.С., - М., АСНДЕМА, 2001 Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: [учебное пособие для высших педагогических учебных заведений] / И. Г. Захарова. – М.: Академия, 2003. – 188 с. Проблемное обучение О.В. Островская. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. Москва, " Владос ", 2003 г. Технология интегрированного обучения Работы Л.В. Занкова , В.В. Давыдова, Б.Д. Эльконина , Г.К. Селевко . Игровые технологии Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1989. – С. 105. Изучение современных технологии

Слайд 10

В педагогике понятие «компетентности» рассматривают как опыт различной деятельности, результатом которой становятся умения, способности и личностные ориентиры учащихся. Сформировать комплекс компетентностей позволяют современные инновационные педагогические технологии , которые приходят на смену традиционным методам.

Слайд 11

А вот как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить увлекательным, как с современными детьми говорить на современном языке? Мне очень помогает применение в образовательном процессе информационно -коммуникационных технологий (ИКТ), новых методов обучения.

Слайд 12

Преимущества использования компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства: возможность обеспечить визуальное восприятие информации; обеспечивает последовательность рассмотрения темы; иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения; обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание; применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

Слайд 13

Очень помогают при проведении уроков слайд-фильмы, которые можно включать в любой этап урока. Идеальное применение слайдов на уроках поэтапного рисования. при выполнении мини - проектов учащиеся имеют возможность дома использовать возможности компьютера и в качестве информации и в качестве инструмента художественной деятельности.

Слайд 14

Обучение в сотрудничестве Главная идея обучения в сотрудничестве - учимся вместе, а не что- то выполняем вместе. Вместе учиться легче, интереснее, и значительно эффективнее. Дети получают не только интеллектуальное развитие, учатся творчеству, в том числе и друг у друга, но и получают нравственное развитие . Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роль каждого в выполнении общего задания: отслеживание правильности выполнения задания партнёрами, отслеживание активности и культуры общения внутри группы.

Слайд 15

Игровые технологии Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов . Примеры: На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы. Слова анаграммы Блиц-контроль (вопрос — ответ). Диагностическое упражнение «Вспомни слово».

Слайд 16

Технология интегрированного обучения Использование на практике интегрированных уроков с разными формами коллективной деятельности дает возможность учащимся осознать свою социальную значимость, духовную красоту и благородство поступков, и школьная « обязаловка », как в сказке, превращается в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.

Слайд 17

Проблемное обучение Задача проблемного обучения – обеспечить условия для творческой организации учебной деятельности при введении и воспроизведении знаний. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Слайд 18

Три метода проблемного обучения Проблемное изложение. Учитель создает проблемную ситуацию, раскрывает противоречие, показывает ход его разрешения. Задача такого изложения состоит в том, чтобы привлечь детей к соучастию, рассуждению. Частично поисковый метод. Учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся решают ее самостоятельно или под руководством учителя на уровне размышления о ней. Исследовательский метод. Учитель конструирует творческие задания, а учащиеся самостоятельно их решают.

Слайд 19

Сравнительный анализ качественной успеваемости у обучающихся при проведении в 1 четверти только одной информационной технологии (ИКТ) показывает более низкие результаты, По сравнению с 2 четвертью, где использовались в комплексе технологии информационной (ИКТ), проблемного обучения, игровых, интегрированного обучения на разных этапах урока Класс Количество обучающихся 1 четверть 2015г. Использование только одной информационной технологии (ИКТ) на уроках ИЗО 2 четверть 2015г. Использование технологии: информационной (ИКТ), проблемного обучения, игровых, интегрированного обучения Кач . показатель (количество 4 и 5) Кач . показатель (количество 4 и 5) 5 а 21 79% 98% 5 б 24 55% 68% 6 а 24 83% 92% 6 б 18 80% 100% 7 а 18 67% 83% 7 б 22 70% 97%

Слайд 20

Особую роль в формировании ребенка занимает внеклассная работа. Моя задача – правильно сориентировать ребенка, подтолкнуть его к творчеству, дать возможность развиваться в человеке тому, что у него уже заложено природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар учителей технологии

Методический семинар для учителей технологии. Обмен опытом по оформлению творческих проектов. Используется презентация и работы учащихся....

Выступление на районном методическом семинаре учителей биологии на тему: « Система подготовки к сдаче ГИА по биологии».

Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий. Варианты заданий ГИА  по биол...

Методический семинар "Учитель года 2015"

Методический семинар на тему: Развитие коммуникативных компетенций через  художественно-эстетическое восприятие  живописи, графики и декоративно-прикладного искусства...

"Мой педагогический опыт" на методический семинар "Учитель года-2016"

"Мой педагогический опыт" представляла на методическом семинаре на конкурсе Учитель года-2016...

Презентация к методическому семинару "Учитель года"

Педагогическая деятельность учителя технологии в соответствии с требованиями ФГОСВыполнила: Нуретдинова Фания Ражаповнаучитель технологии МБОУ Башкирский лицей №1 Учительство – это искусство, тру...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...