Методический семинар "Учитель года 2015"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) на тему
Методический семинар на тему: Развитие коммуникативных компетенций через художественно-эстетическое восприятие живописи, графики и декоративно-прикладного искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на методическом семинаре | 21.45 КБ |
презентация для методического семинара | 2.7 МБ |
система интегрированных уроков ИЗО | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Я, Кукоба Ирина Леонидовна, закончила ПГСГА факультет Изобразительного и декоративно-прикладного искусства в 2011 году. Специальность: учитель изобразительного искусства
С 2011 года работаю учителем изобразительного искусства в МБОУ СОШ № 35 г. о. Самара. На своих уроках использую различные технологии обучения. Особенно выделяю технологию творческих мастерских.
Работаю в должности учителя изобразительного искусства сравнительно недавно, 4 год. За свою небольшую практику столкнулась с проблемой, что современные школьники, несмотря на свою активность, совсем не умеют говорить на уроках, отвечать, представлять свою работу, и хотя предмет изобразительное искусство построен в основном на практических занятиях, вопрос представления своей художественной работы на уроке возникает довольно часто. Как выяснилось, эта проблема актуальна и на других уроках. Ученики боятся лишний раз поднять руку для ответа, а вызов к доске на уроке превращается в пытку. Современное общество требует активных целеустремленных людей умеющих преподнести себя и представить результаты своей деятельности публично.
В связи с этим у меня возникло предложение:
Создать систему интегрированных уроков направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Чтобы помочь школьникам преодолеть барьер публичных выступлений.
Немного об актуальности этого вопроса: Зачем же нам нужна коммуникативная активность ? Ну, во-первых, это стандарт современного общества – хочешь быть успешным – Заяви о себе. Во-вторых, развитие коммуникативных УУД – это требование федерального государственного образовательного стандарта, в-третьих развитие коммуникативных навыков, это одна из основных задач программы развития нашей школы на 2014-2015 учебный год.
Следующим шагом для меня стал выбор технологии обучения. Среди огромного количества образовательных технологий я выбрала наиболее подходящую для моего предмета. Это технология творческих мастерских.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий требует достаточной психологической свободы учащихся. Технология творческих мастерских в полном объеме выполняет это условие
В мастерских главное не сообщить и усвоить информацию, а передать способы работы, будь то естественно-научное исследование, текстологический анализ произведения или исследования исторических первоисточников.
Технология творческих мастерских — технология свободного воспитания Ж.-Ж. РУССО, Льва Толстого, Симона Френе, психологии гуманизма Льва Семеновича Выгодского, Жана Пиаже
Принципы ведения творческой мастерской:
1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера — руководителя мастерской.
2. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине.
3. Безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской
4. Предоставление свободы:
5. Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях.
6. Диалоговость - как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества
7. Организация и перестройка реального пространства, в котором работает мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.
8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.
Целевые ориентации:
Предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.
Особенности методики
Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.
Основные методические приемы - элементы технологии: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания.
Видео –фрагмент урока в технологии творческих мастерских я хотела бы предоставить вашему вниманию:
Итак, урок начался с представления темы. ребятам предлагалось вместе нарисовать или «построить» город в необычной технике исполнения – коллаж. На доске был прикреплен ватман, на котором, в результате совместного творчества, должен возникнуть город. я подробно объясняю технику исполнения работы. 1 этап работы. Индукция.
Индуктор — первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников
Следующим этапом был разрыв. Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого слова озарение, понимание. Ребятам были заданы вопросы:
Кто создает города?
Дальше
Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Создание творческого продукта происходит индивидуально или в групповом взаимодействии.
Как вы думаете, чтобы создать картину под названием город, какие изображения нужно выполнить?
Что должно быть в городе?
Ребята, активно начинают предполагать какие изображения они могут нарисовать для общей картины. я записываю предложенные изображения. В результате получается целый план по которому и ведется дальнейшая работа.
На доске представлены картинки с изображением городов я прошу детей выбрать из представленных картинок реально существующий по их мнению город. Рассказываю о великом архитекторе Антонио Гауди.
Следующий этап - Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастерских это групповая работа
Затем я возвращаюсь к нашему плану строительства города, и распределяю по группам, кто какие изображения выполняет, кто то будет заниматься строительством жилых зданий, кто то озеленением города, я же беру на себя строительство дорог , и собственно фона нашего города. Дальше ребята занимаются самостоятельной практической деятельностью. После того как изображения отрисованы в карандаше, ребята их разукрашивают цветными карандашами или фломастерами, я же занимаюсь фоном будущего города. Рисую его гуашью на ватмане. Затем после разговора о технике безопасности в работе с ножницами, дети начинают вырезать получившиеся изображения. После того как все изображения вырезаны, они собираются на один стол, и мы вместе начинаем выкладывать композицию будущего города. Это этап Социализации, т. е. предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т. п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа.
Рефлексия.
В процессе свободного общения на тему урока реализуется главная задача, преодоления коммуникативного барьера, свободное общение детей на уроке, снимается психологический барьер выхода к доске. Ребята свободно перемещаются по мастерской, общаются на тему урока, и видят сразу результат своей деятельности.
Но мы пошли дальше…
Чтобы выполнить условие успешного повышения коммуникативной компетентности учащихся в соответствии с целью развития школы, недостаточно только уроков изобразительного искусства, должна быть система интегрированных уроков по всем предметам, направленная на развитие коммуникативных ууд. В соответствии с этим мы предложили проект « Картинная Галерея», одна из задач которого это обеспечение раскрытия личностного потенциала учащихся.
Проект Картинная Галерея получил сертификат участника конкурса инноваций в образовании и письмо поддержки Министерства образования Самарской области на имя директора школы Мушкат Н. С.
План реализации проекта картинная галерея:
Сейчас вы видите систему интегрированых уроков изобразительного искусства в разной технике исполнения: живописи, графики и дек. Прикладного искусства.
Первая тема: Золотая осень уже прошла, и выставка работ в разных техниках исполнения перед вами.
Особенное место в проекте Галерея занимает внеурочная деятельность, которая тесно связана с системой интегрированных уроков, и служит для закрепления полученного материала.
Еще одна коллективная работа выполненая по технологии творческих мастерских, уже используется у нас в выставочном центре, ребята активно организовали экскурсию в музей одной картины, как они ее назвали.
Большое спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Н ациональной образовательная инициатива «Наша новая школа». «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства »
Цели развития МБОУ СОШ № 35 г.о . Самара на 2014-2015 учебный год Цель: Обеспечить необходимые условия и механизмы повышения уровня коммуникативной компетентности учащихся Задачи: 1. Повысить качества образования обучающихся по средствам проектной научно исследовательской деятельности. · сохранить качество знаний на уровне 41,9 %, обеспечить успеваемость 99 % · обеспечить методическое сопровождение ФГОС (1 – 6 классы) · обеспечить повышение квалификации учителей по овладению технологиями, формирующими коммуникативную компетентность 2.Сформировать ценностную установку на соблюдение норм и правил ЗОЖ у 60 % обучающихся в 4, 9, 11 классов. · Обеспечить методическое сопровождение ЗОЖ продолжить реализацию школьно программы «Здоровое поколение» посредством коммуникативных и технологий. 3.Обеспечить раскрытие личного потенциала учащихся · Обеспечить методическое сопровождение по реализации социального проекта «Парламентский час», «Галерея» в рамках долгосрочного проекта «Грамотная школа» · Организовать действующую на постоянной основе через взаимодействие с социальными партнёрами школу ученического самоуправления. · Использовать коммуникативные технологии в учебно-воспитательном процессе
Создание культурно-образовательной среды создание экспозиционно-выставочного арт-объекта «Картинная галерея», на деятельности которого будет выстроена система эстетического, патриотического воспитания школьников и реализована идея их междисциплинарного обучения.
Развитие духовно-нравственного восприятия Создание системы уроков направленных на развитие художественно – творческого восприятия живописи, графики и декоративно-прикладного искусства Создание выставочного центра
Развитие коммуникативных навыков Проведение экскурсий по выставочному центру с использованием информации полученной на уроке http://nsportal.ru/user/526654/video
Внеурочная деятельность Создание системы занятий направленных на закрепление полученных знаний и обобщение тем в коллективной работе
Система интегрированных уроков изобразительного искусства «Картинная Галерея. Техника исполнения» Тема урока Класс Техника исполнения Демонстрация репродукций Золотая осень 1 2 3 4 Графика (цветные карандаши) Живопись (нетрадиционные техники исполнения) Графика (пастель, тушь, черная и белая гуашь) Декоративно-прикладное искусство (хохлома) И. Левитан «Золотая осень» М. Сарьян «Натюрморт» А. М. Грицай «Прошел легкий дождь» В. Д. Поленов «Золотая осень» В. Д. Поленов «Осень в Абрамцеве» И. Э. Грабарь «Золотые листья» Микелянджело Кампидольо «Фрукты и цветы» И. Ф. Хруцкий «Натюрморт с яблоками» «Цветы и фрукты»
Земля - наш дом (анималистический жанр) 1 2 3 4 Графика (пастель, тушь, черная и белая гуашь) Графика (цветные карандаши) Декоративно-прикладное искусство (городец) Живопись А. А. Рылов «В голубом просторе» И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» Город, в котором я живу (архитектура, скульптура, парки) 1 2 3 4 Декоративно-прикладное искусство Графика (пастель, тушь, черная и белая гуашь) Живопись Графика (цветные карандаши) А. В. Лентулов «Новодевичий монастырь» А. А. Бенуа «Венеция» К.А. Коровин «Бастилия» К. Ф. Юон «Сергиев Посад» «В провинции. Город Торжок» К. Моне « Руанский собор» В. Д. Поленов « Москоский дворик»
Война глазами детей 1 2 3 4 Живопись Графика (пастель, тушь, черная и белая гуашь) Графика (цветные карандаши) Декоративно-прикладное искусство Г. Коржев. Проводы. 1967 Г. Нисский. На защиту Москвы. Ленинградское шоссе. 1942 А. Дейнека. Окраина Москвы. 1941 А. Пластов. Фашист пролетел. 1942 В. Шаталин. Битва за Днепр. 1983 А. Широков. За Родину. Б. Угаров. Возвращение. 1984 Космос 1 2 3 4 Графика (цветные карандаши) Живопись Графика (пастель, тушь, черная и белая гуашь) Декоративно-прикладное искусство А. А. Леонов «Восход -2 на орбите» А. А. Леонов А. К. Соколов «Над черным морем» А. К. Соколов «Фобос»
Система занятий по внеурочной деятельности (коллективная работа) № Тема занятия Класс 1 Осеннее дерево 1 2 Букет осени 2 3 Осенняя дорожка 3 4 «Пир на весь мир» 4 № Тема занятия Класс 1 Птицы 1 2 Зоопарк 2 3 Зоопарк (Городец) 3 4 Цирк 4
№ Тема занятия Класс 1 «Дом, в котором я живу» 1 2 «Город, в котором я хотел бы жить» 2 3 «Город культуры» 3 4 Мой город Самара 4 № Тема занятия Класс 1 Вечная память героям ВОВ 1 2 Великая Отечественная Война 2 3 Блокада Ленинграда 3 4 С Днем Победы 4 № Тема занятия Класс 1 Планеты Солнечной Системы 1 2 Наша Галактика 2 3 Полет в космос 3 4 Космическое путешествие 4
Предварительный просмотр:
Система интегрированных уроков изобразительного искусства
«Картинная Галерея.
Техника исполнения»
Тема урока | Класс | Техника исполнения | Демонстрация репродукций | Интегрированный урок |
Золотая осень | 1 2 3 4 | Графика (цветные карандаши) Живопись (нетрадиционные техники исполнения) Графика (пастель, тушь, черная и белая гуашь) Декоративно-прикладное искусство | И. Левитан «Золотая осень» М. Сарьян «Натюрморт» А. М. Грицай «Прошел легкий дождь» В. Д. Поленов «Золотая осень» В. Д. Поленов «Осень в Абрамцеве» И. Э. Грабарь «Золотые листья» Микелянджело Кампидольо «Фрукты и цветы» И. Ф. Хруцкий «Натюрморт с яблоками» «Цветы и фрукты» | Геометрия, окружающий мир, развитие речи |
Земля - наш дом (анималистический жанр) | 1 2 3 4 | Графика (пастель, тушь, черная и белая гуашь) Графика (цветные карандаши) Декоративно-прикладное искусство (городец) Живопись | А. А. Рылов «В голубом просторе» И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» | Окружающий мир, геометрия, развитие речи |
Город, в котором я живу (архитектура, скульптура, парки) | 1 2 3 4 | Декоративно-прикладное искусство Графика (пастель, тушь, черная и белая гуашь) Живопись Графика (цветные карандаши) | А. В. Лентулов «Новодевичий монастырь» А. А. Бенуа «Венеция» К.А. Коровин «Бастилия» К. Ф. Юон «Сергиев Посад» «В провинции. Город Торжок» К. Моне «Руанский собор» В. Д. Поленов «Москоский дворик» | Окружающий мир, математика, геометрия, развитие речи |
Война глазами детей | 1 2 3 4 | Живопись Графика (пастель, тушь, черная и белая гуашь) Графика (цветные карандаши) Декоративно-прикладное искусство | Г. Коржев. Проводы. 1967 Г. Нисский. На защиту Москвы. Ленинградское шоссе. 1942 А. Дейнека. Окраина Москвы. 1941 А. Пластов. Фашист пролетел. 1942 В. Шаталин. Битва за Днепр. 1983 А. Широков. За Родину. Б. Угаров. Возвращение. 1984 | геометрия, развитие речи |
Космос | 1 2 3 4 | Графика (цветные карандаши) Живопись Графика (пастель, тушь, черная и белая гуашь) Декоративно-прикладное искусство | А. А. Леонов «Восход -2 на орбите» А. А. Леонов А. К. Соколов «Над черным морем» А. К. Соколов «Фобос» | Окружающий мир, математика, геометрия, развитие речи |
Система занятий по внеурочной деятельности
(коллективная работа)
№ | Тема занятия | Класс |
1 | Осеннее дерево | 1 |
2 | Букет осени | 2 |
3 | Осенняя дорожка | 3 |
4 | «Пир на весь мир» | 4 |
№ | Тема занятия | Класс |
1 | Птицы | 1 |
2 | Зоопарк | 2 |
3 | Зоопарк (Городец) | 3 |
4 | Цирк | 4 |
№ | Тема занятия | Класс |
1 | «Дом, в котором я живу» | 1 |
2 | «Город, в котором я хотел бы жить» | 2 |
3 | «Город культуры» | 3 |
4 | Мой город Самара | 4 |
№ | Тема занятия | Класс |
1 | Вечная память героям ВОВ | 1 |
2 | Великая Отечественная Война | 2 |
3 | Блокада Ленинграда | 3 |
4 | С Днем Победы | 4 |
№ | Тема занятия | Класс |
1 | Планеты Солнечной Системы | 1 |
2 | Наша Галактика | 2 |
3 | Полет в космос | 3 |
4 | Космическое путешествие | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Педагог года - 2015". Конкурсное эссе "Я - учитель".
Учитель - это не профессия, это образ жизни, а мастерство - не случайная удача, а систематический поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями, неудачам...
Эссе "Во всем мне хочется дойти до самой сути..." Конкурс "Педагог года-2015"
В эссе отображены основные мысли педагогической деятельности учителя, размышления о роли педагога в жизни ребенка....
«Методическое портфолио» победителя школьного этапа конкурса «Учитель года -2015» Сибгатуллиной Р.И.
Портфолио включает в себя следующие разделы: 1.Общие сведения о педагоге ...
Выступление на методическом семинаре в рамках конкурса Учитель года -2015(муниципальный уровень)
Выступление о своем педагогическом опыте в рамках конкурса "Учитель года -2015"(муниципальный уровень) представляет собой обобщение опыта,работу на методической темой и достижения, имеется презентация...
Материалы на муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года- 2015", Конкурсное задание "Методический семинар"
Формирование критического мышления на уроках русского языка и литературы....
Методическая работа учителя 2015-2016 учебном году
моя методическая деятельность в 2015-2016...
2015 год. Выступление на региональном этапе "Педагог года-2015".
Конкурсное испытание "Методическая мастерская" включало в себя выступление перед жюри конкурса....