урок ИЗО в 9 классе "Школа-фотостудия-интерактив"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 9 класс) по теме

Спиричева Светлана Николаевна

Урок в 9 классе был запланирован внеаудиторным, план его был построен по принципу «урок-студия» для развития информационно-коммуникативных и интерактивных компетенций у школьников 9 класса.При подготовке к уроку я пользовалась программой Неменского за 9 класс, где есть практические рекомендации. Но выходила из условий нашей школы: есть оформленные реакреации в кабинетах, фойе коридоров, где можно сделать хороший снимок на фоне; Специфика урока – в организации интерактива.

Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, формировать опыт решения проблем. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Студия-фотопортрет-интерактив

Урок ИЗО в 9 классе

Учитель ИЗО МХК Спиричева С.Н.

МОУ «Новоорловская средняя

общеобразовательная школа»

Агинский район

Забайкальский край

Цель: совместная деятельность участников занятия для осознания практической значимости знаний по фотопортрету.

Задачи:

а) разработка правил фотопортрета и применение на практике

б) развивать умение работать в малых группах;

в) воспитывать у детей  коммуникативную культуру фотографирования с участниками образовательного процесса (профнаправленность);

 

Форма урока: внеаудиторный интерактивный урок.

Тип урока: урок-студия; урок-практикум;

Материалы: стулья, лавки, драпировки, предметы интерьера;

Оборудование: медиааппаратура, фотоаппараты, гарнитуры к ним;

Участники урока: ученики 9-х классов, гости урока;

Методы, приемы на уроке: ролевые игры

План урока:

  1. Вводно-мотивационный этап: слово учителя; знакомство начинающих художников с гостями фотостудии – 5 мин
  2. Первичная проверка знаний – 5 мин
  3. Практическая часть: занятия в фотостудиях – 35 мин
  4. Рефлексия: просмотр отснятого материала; выбор лучших снимков гостями по предложенным критериям - 20 мин
  5. Итог урока: печать лучших снимков гостями и поздравление лучших фотографов студий – 25 мин

Ход урока:

  1. Вводно-мотивационный этап – 10 мин.

В классе – ученики 9-б класса. Гости – учителя из школ района.

У - С давних пор и по сей день людям хотелось  выразить чувство прекрасного через материальную форму. Так поэты пишут стихи, композиторы сочиняют музыку, а художники воплощают прекрасное на холсте. С изобретением фотоаппарата и развитием фотографии запечатлеть прекрасные мгновения своей жизни, удивительные явления природы стало возможным для любого человека. 

История фотографии поражает своей стремительностью - какие-то 100 с небольшим лет перевернули представление о документальности впечатлений, репортажей с места событий, заметок путешественника, устройстве Вселенной, тайн человеческого организма!

У – Сегодня знаменательный день, мы видим у нас в гостях замечательных, прекрасных женщин, в хорошем настроении, в преддверии Нового Года! Как хочется сделать приятное!

Давайте обозначим цель урока: 

совместная деятельность участников занятия для осознания практической значимости знаний по фотопортрету.

Задачи:

а) разработка правил фотопортрета и применение на практике

б) развивать умение работать в малых группах;

в) воспитывать у детей  коммуникативную культуру фотографирования с участниками образовательного процесса.

Выходят ученики – начинающие фотохудожники, владельцы фотостудий.

Гости - потенциальные заказчики персонального художественного фотопортрета. Между ними устанавливается интерактивное взаимодействие.

Идет презентация фотографами своей студии:

- студия «Романтик»

Здравствуйте! Студия «Романтик» и фотограф … приглашаем вас сделать к нам визит. Локейшен студии – кабинет ИЗО. На фоне знаменитого в нашей школе «Висячего сада» мы постараемся сделать вам хорошее романтическое фото на память. Запаситесь хорошим настроением!

- студия «Классикус»

Добрый день, дорогие гости! Студия «Классикус» и фотограф … ожидаем вас в гости. Локейшен студии – фойе левого крыла школы. Что может быть величавее и торжественнее греческой колонны ионического ордера? На таком фоне мы постараемся, чтобы снимок получился не менее торжественным!

- студия «Архивариус»

Мое приветствие почтенным гостям! Студия «Архивариус» сделает вам снимок в непринужденной обстановке – за чтением и в окружении книг. Что может быть лучше этого занятия? Локейшен нашей студии – читальный зал нашей школы. К вашему вниманию – фотограф … !

- студия «Терра»

Студия «Терра» окружит вас атмосферой приключений! Почувствовать себя в роли отдыхающего туриста вы сможете в нашей студии! Локейшен студии – фойе правого крыла нашей школы. фотограф … с нетерпением ожидаем вас!

- студия «Зимний сад»

Мое почтение прекрасным дамам! Студия «Зимний сад» выглядит как оранжерея тропических растений. Красивые, ухоженные растения всегда украсят любой интерьер и конечно, снимок! Фотограф …ожидает вас в «Зимнем саду». Локейшен студии – фойе правого крыла школы.

  1. Первичная проверка знаний – 5 мин

У - Фотопортрет — это снимок, который в идеале должен передавать характер человека. Хороший фотопортрет способен стать памятной вещью для друзей и близких. Хороший фотопортрет не получается сам по себе.

У – А как он получается?

Уважаемые фотографы, давайте вспомним и акцентируем ваше внимание на следующие правила фотопортрета:

1. Наличие сюжета.
2. Наличие фона.  
3. Наличие асимметрии (правило третей)
4. Наличие уравновешенности композиции.
5. Наличие правильной точки съемки. Если ваша задумка – это портрет крупным планом, фотографировать лучше на уровне глаз.
Если задача – портрет в полный рост, то фотографировать лучше на уровне груди или талии во избежание «эффекта коротких ног».
6. Наличие правильной постановки освещения.

Боковое освещение или освещение сбоку-сзади —  всегда хорошее решение.
7. Наличие фантазии. Всегда проявляйте фантазию, будьте креативны. Придумывайте какие-нибудь нестандартные позы, которые еще раз подчеркнут живость снимка.
8. Наличие правильного акцента, в портретной съемке самое главное – это глаза, а значит и акцент должен быть именно на их четкость, глубину и выразительность.

(Детям раздаются памятки по фотопортрету)

  1. Операционно-содержательный этап – 20 мин.

У - Готовы ли уважаемые гости вступить в интерактив с начинающими фотографами? 

Практическая часть: занятия в фотостудиях.

Учащиеся разводят гостей по студиям. При фотографировании дети стараются применить полученные знания, правила, советы. Фотографы остаются в студиях, ассистенты провожают гостей в другие пункты.

Каждый фотограф делает по 3 дубля. После работы возвращаемся все в кабинет.

  1. Рефлексивно-оценочный этап – 10 мин

Каждый фотограф копирует исходные изображения на компьютер в свою папку. Просмотр отснятого материала поочередно. Во время просмотра гости отмечают в таблице понравившийся им кадр каждой посещенной студии.  

  1. Итог урока – 5 мин

После просмотра гостям предоставляется слово для озвучивания своих выборов. Составляется итоговая таблица работы студий. Ученики – фотографы видят результат своей работы.

Оценивание:

5 и более снимков одной студии – «5»;

От 2 до 3 снимков – «4».

Благодарственное слово гостей.

Конец урока.

Литература:

1. По материалам книги Дж Томсона "Цифровая фотография с нуля"

2. http://www.domsovetof.ru/ http://uchitmatematika.ucoz.ru/

3. http://fb.ru/article/34563/portretnaya-syemka-osnovnyie-pravila-i-rekomendatsii

4. http://odiplom.ru/pedagogika/

5. Ефимов П. П. Интерактивные методы обучения — основа инновационных педагогических технологий [Текст] / П. П. Ефимов, И. О. Ефимова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.).  —

6. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. № 7. 2000. С.13



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока ИЗО в 9 классе

Каков был замысел, план проведения занятия и почему?

Урок в 9 классе был запланирован внеаудиторным, план его был построен по принципу «урок-студия» для развития информационно-коммуникативных и интерактивных компетенций у школьников 9 класса.

1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?

Всю вторую четверть мы изучаем искусство фотографии. Один урок теории, следующий – урок практики (выходим на фотоэтюды). Так и на этом уроке.

1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?

Опора на приобретенный опыт. Хоть фотографируй природу или человека – привила во многом одни: золотое сечение, правило третей и т.д.

1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?

После изучения фотопейзажа, фотопортрета, будем изучать фотонатюрморт и другие виды фотографий: репортаж, документальное, историческое, семейное фото.

1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы?

При подготовке к уроку я пользовалась программой Неменского за 9 класс, где есть практические рекомендации. Но я выходила из условий нашей школы: есть оформленные реакреации в кабинетах, фойе коридоров, где можно сделать хороший снимок на фоне; также учитывалась возможность, что фотоаппаратура есть не в каждой семье (отсюда ограниченное количество предлагаемых студий и количества фотографов).

 

1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение? 

Специфика урока – в организации интерактива. 

Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, формировать опыт решения проблем. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе. Современная образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения.

Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения.

Слово "интерактив" от англ.(взаимодействие). Следовательно, интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие, обучение, погруженное в общение.

На уроке применялись три стороны общения:

– информативную (обмен информацией);

– интерактивную (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов);

– перцептивную (адекватное восприятие и понимание друг друга)

Предназначение или цель урока: совместная деятельность участников занятия для осознания практической значимости знаний по фотопортрету.

Дети могут сделать вывод о практической значимости полученных знаний. Этот этап имеет большое значение: во-первых, позволяет всю дальнейшую деятельность учащихся сделать целенаправленной, т.е. каждый учащийся узнаёт, каким будет конечный результат, к чему ему стоит стремиться;

1.6. Как и почему была выбрана именно эта предложенная форма занятия (и тип урока)?

Тип урока – применение полученных знаний на практике; урок-практикум.

Форма урока: внеаудиторная, но в пределах школьных стен; можно было и на улице, но время суток не позволяет сделать хорошее фото (в полдень).

2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?

У учащихся этого класса имеются информационно-коммуникативные компетенции, которые необходимо развивать дальше. Дети обладают и творческой компетенцией, столь необходимой на данном уроке.

3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?

Задачи:

а) разработка правил фотопортрета и применение их на практике;

б) развивать умение работать в малых группах;

в) воспитывать у детей  коммуникативную культуру фотографирования с участниками образовательного процесса (профнаправленность);

5.Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?

Интерактивные Методы: уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в малых группах. группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям, создание нового продукта, оценка и самооценка, взаимооценка.

Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока.
Создание проблемной ситуации

Метод «ролевая игра», где взрослые становятся детьми, а дети – взрослыми. Мозговой штурм (определение цели урока и определение подарка)
Упражнения, практикум  заполнение таблиц выбора лучших фото; 
Методы Практический: создание материального продукта, выполненного исходя из алгоритмов

Создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта
Методы стимулирования: осознание детьми того, что их работа на уроке будет оценена взрослыми в виде выбранной в той или иной студии фотографии

- субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося (метод паритетности);

- многосторонней коммуникации; - использовании самооценки и обратной связи; - активности учащегося.

6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?

Б.

Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?

В.

Удалось ли:  решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;  избежать перегрузки и переутомления учащихся;  сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? 

Какова общая самооценка урока?

Г. Занятия, построенные в интерактивном режиме, вызвали заметный интерес у учащихся, прежде всего, потому, что нарушили привычный и несколько надоевший порядок работы на уроке, позволили каждому побыть не в роли пассивного слушателя, а в роли активного участника, организатора учебного процесса.

Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока?

Каковы неиспользованные резервные возможности?

Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?

http://odiplom.ru/pedagogika/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...