Рабочая программа по Искусству (изо) 5 класс ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Головко Елизавета Николаевна

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Нормативно-правовая база введения ФГОС

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

            Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30.08.2013 № 840 «О внесении изменений в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760»;

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2,4,2,2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

 

      Учебный план МКОУ Смаглеевской СОШ на 2015 – 2016 учебный год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_5_klass_fgos_rabochaya_programma.docx60.59 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Нормативно-правовая база введения ФГОС

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

            Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30.08.2013 № 840 «О внесении изменений в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760»;

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2,4,2,2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

      Учебный план МКОУ Смаглеевской СОШ на 2015 – 2016 учебный год.

Цель программы

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.

Формирование художественно-творческой активности:

- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание  в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.

Формирование художественных знаний, умений, навыков.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.  Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.   Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

  • Целью художественного воспитания и обучения в 5 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
  • Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
  • Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.
  • Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
  • Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.
  • Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
  • Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
  • Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения.  При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Древние образы в народном искусстве», «Древние образы в современных народных игрушках», «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества», «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Описание места учебного предмета в учебном плане

  •      Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
  •      Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»
  • Класс – 5
  • Количество часов в неделю – 0,5 ч.
  • Количество часов в год – 17 ч.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

  • 1.Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета.
  •  ценностно-эстетическая  сфера – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей эстетической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
  • 2. Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:
  • - умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • - желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведения искусства;
  • - активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
  • - обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
  • - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • - умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  • - способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
  • 3.Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
  • в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированности представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
  • в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение в их собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
  • в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественного творчества;
  • в труде  ритм в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек. В поисковой сфере – умение использовать различные материалы.    

Содержание учебного предмета

Древние корни народного искусства (4 часа)

  •     1. Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы.
  •     2. Внутренний мир русской избы.
  •     3.  Конструкция и декор предметов народного быта.    Русская народная вышивка.
  •           4.  Народный праздничный костюм.    Народные праздничные обряды.
  • Примерные задания:
  •  - работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе и росписи по дереву, в орнаментах народной вышивки;
  •  - работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию;
  •  - индивидуальная и коллективная работа над рисунком на тему «В русской избе»;
  •  - вырезание из картона или плотной бумаги выразительных форм посуды, предметов труда и украшение их орнаментальной росписью;
  •  - выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров;
  •  - выполнение эскизов народного праздничного костюма разных регионов и народов России с использованием различных техник и материалов;
  • Материалы: цветные мелки, угольки, сангина, тонированная бумага.
  • Зрительный ряд: примеры древних образов в надомной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах.
  • Литературный ряд: русские народные пословицы, поговорки, загадки.
  • В результате изучения темы обучающиеся должны
  • Знать/понимать
  • - семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • - несколько народных художественных промыслов России;
  • Уметь:
  • - выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

Связь времен в народном искусстве (7 часов)

  • 5. Древние образы в современных народных игрушках.
  • 6.  Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
  • 7. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
  • 8. Хохлома.
  • 9. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
  • 10. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
  • 11. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.  Обобщающий урок.
  •  Примерные задания:
  •   - создание игрушки и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
  •  - вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов письма;
  •  - выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов;
  •  - выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом.;
  • Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага
  • В результате изучения темы обучающиеся должны
  • Знать/понимать
  • - особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • Уметь:
  •  - различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);
  • - пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец,  Полхов-Майдан,  Жостово  и др.)
  • Декор – человек, общество, время (4 часа)
  • 12. Зачем людям украшения.  Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. 
  • 13. Одежда говорит о человеке. 
  • 14. О чем рассказывают гербы и эмблемы. 
  • 15. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. 16. Обобщающий урок.
  •  Примерные задания:
  •  - выполнение эскизов браслетов, ожерелий, алебастровых ваз  по мотивам декоративного искусства Древнего Египта;
  •  - индивидуально – коллективная работа – создание декоративного панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка»;
  •  - создание проекта собственного герба или герба своей семьи, своей школы, класса, объединения   с использованием декоративно – символического языка геральдики
  • В результате изучения темы обучающиеся должны
  • Знать/понимать
  •  - о композиции как целостности и образном строе произведения;
  • - о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
  • - о роли художественных образов изо в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
  • Уметь:
  • - развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни;
  • - получить творческий опыт в построении тематических композиций;

                                                                         Декоративное искусство в современном мире (2 часа)

  • 16. Современное выставочное искусство. 
  • 17. Ты сам -  мастер ДПИ (тряпичная кукла, витраж, ваза).  Заключительный урок (обобщение и систематизация знаний) 
  •  Примерные задания:
  •  - разработка эскизов коллективных панно и витражей для украшения интерьера школы по мотивам русских народных сказок, народных праздничных гуляний, древних образов народного искусства;
  • В результате изучения темы обучающиеся должны
  • Знать/понимать
  •  - о тенденциях современного декоративного искусства и его отличие от традиционных народных промыслов.
  • Уметь:
  • - выполнять эскиз декоративной  композиции для техники виража.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ урока

п/п

Дата проведения

Тема  урока.

Элементы содержания

Тип урока

Планируемые  результаты

Характеристика деятельности учащихся

Стр. уч-ка

предметные

УУД

метапредметные

личностные

Древние корни народного искусства

1

ВВЕДЕНИЕ. Декоративно-прикладное искусство и человек.

Вводный

знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства,

 Стр 6-9

Древние образы в народном искусстве

Обучение

 Стр 10-19

Убранство русской избы

комплексный

знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни,конь, птица, солярные знаки);

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Стр 20-29

2

Внутренний мир русской избы

комплексный

знать несколько народных художественных промыслов России;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Стр30=35

3

Конструкция и декор предметов народного быта

комплексный

знать несколько народных художественных промыслов России;

Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

Стр 36-43

Русская народная вышивка

комплексный

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, '   формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.

Стр44-49

4

 Народный праздничный костюм

комплексный

приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств:

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.

Стр 50-59

Народные праздничные обряды

Обобщающий

 приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств:

Стр 60-63

Связь времён в народном искусстве  

5

 Древние образы в современных народных игрушках

комплексный

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Стр 66-75

6

  Искусство Гжели

комплексный

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Стр 76-81

7

Городецкая роспись

комплексный

приобретение опыта

создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств:

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Создавать

композицию росписи в процессе практической творческой работы

Стр 82-85

8

Хохлома

Комбинированный

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, '   формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Осваивать приемы хохломского кистевого мазка — «мазка с тенями».

Стр 86-91

9

Жостово. Роспись по металлу

комплексный

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, '   формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

Стр 92-95

10

Щепа. Роспись по лубу и дереву.

Тиснение и резьба по бересте

Комбинированный

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

Проявление учебно-познавательных мотивов; стремление к приобретению новых знаний

Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.

Стр 96-103

Комбинированный

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

 

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Стр103

11

Роль народных художественных промыслов в современной жизни  (обобщение темы).

Обобщающий

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, '   формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

Создавать фраг-т жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

Декор – человек, общество, время

12

Зачем людям украшения

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

комплексный

освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения         духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Проявление учебно-познавательных мотивов; стремление к приобретению новых знаний

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

Стр 196-107

Комбинированный

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

Стр 99-103

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

 

; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

.

Стр108-116

Стр108-116

13

Одежда «говорит» о человеке

Парадная мебель и утварь.

комплексный

создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Стр118-124

Комбинированный

Стр125-133

Комбинированный

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

выполнение коллективной работы «Бал во дворце»

Стр125

14

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

Символы и эмблемы в современном обществе

Эмблема класса, спортивного клуба

комплексный

Комбинированный

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

Проявление учебно-познавательных мотивов; стремление к приобретению новых знаний

Определять, называть символические элементы герба

Стр134-139

Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода.

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба.

Стр139 зад 6

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

Определять, называть символические элементы герба

Ст138

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

Обобщающий

Украшение предмета, вещи.

Стр139

Декоративное искусство в современном мире

16

Современное выставочное искусство.

Комбинированный

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

Стр142-152

17

Ты сам — мастер

Лоскутная аппликация, или коллаж.

Витраж в оформлении интерьера школы.

Нарядные декоративные вазы

Декоративные игрушки.

Комбинированный

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,

владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);

создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой.

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,

владеть навыком работы в конкретном материале (мочало, шпагат и т. п.);

Стр152-156

Комбинированный

Обобщающий

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

. различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Стр156-167

Стр160-165

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Стр 178-180

Декоративные куклы.

Стр165

  Описание учебно – методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов и средств метериально-технического обеспечения

Кол/во

Примечание

1

                                                      2

      3  

                                                  4

                                                     1. Библиотечный фонд ( книгопечатная продукция)

1

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Д

Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа, рабочие программы входят в состав обязательного программно- методического обеспечения кабинета изобразительного искусства

2

Примерная программа по изобразительному искусству

Д

3

Рабочие программы по изобразительному искусству

Д

4

Учебно-методические комплекты по программе, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства

К

При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции. Имеющейся в кабинете, по нескольку экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству

5

Учебники по изобразительному искусству

К

6

Рабочие тетради

К

7

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства)

Д

8

Методические журналы по искусству

Д

9

Учебно-наглядные пособия

Ф

Д

Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов – Д, формата А4- Ф

10

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства

Д

11

Энциклопедии по искусству, справочные издания

Д

12

Альбомы по искусству

Д

13

Книги о художниках и художественных музеях

Д

14

Книги по стилям изобразительного искусства

Книги по стилям в изобразительном искусстве необходимы для самостоятельной работы учащихся, они могут использоваться как раздаточный материал, для подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности

15

Словарь искусствоведческих терминов

П

                                                                          2. Печатные пособия

16

Портреты русских и зарубежных художников

Д

Комплекты портретов (альбомы по искусству) и на электронных носителях

17

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Д

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном и индивидуально – раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

18

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Д

19

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Д

20

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно- прикладному искусству

Д

21

Дидактический раздаточный материал: карточки по

 художественной грамоте

К

3. Информационно – коммуникационные средства

22

Мультимедийные обучающие художественные программы.

Д

Мультимедийные обучающие программы могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения носить предметный характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных разделов и тем

23

Электронные библиотеки по искусству

Д

В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству

24

Игровые художественные компьютерные программы

 4. Технические средства обучения (ТСО)

25

СД / ДVД - проигрыватель

Д

26

Телевизор

С диагональю не менее 72 см

27

Видеомагнитофон

Д

28

Слайд- проектор

Д

Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон

29

Мультимедиа-  проектор

Д

30

Экран

Д

Минимальные размеры 1, 25- 1, 25 м

5. Экранно - звуковые пособия

31

ДVД – фильмы; памятники архитектуры; художественные музеи; виды изобразительного искусства; творчество отдельных художников; народные промыслы; декоративно- прикладное искусство

Д

По одному каждого наименования

32

Презентации на СД или ДVД дисках: по видам изобразительного искусства, по жанрам, по памятникам архитектуры, по стилям и направлениям в искусстве; по народным промыслам; по декоративно – прикладному искусству, по творчеству художников

Д

Произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к произведениям литературным

6. Учебно - практическое оборудование

33

Краски акварельные

К

34

Краски гуашевые

К

35

Валик для накатывания краски

П

36

Тушь

К

37

Ручки с перьями

К

38

Бумага А4, А3

К

39

Бумага цветная

К

40

Фломастеры

К

41

Пастель

Ф

42  

Клей

К

43

Ножницы

К

44

Подставка для натуры

П

7. Модели и натурный фонд

45

Муляжи фруктов (комплект)

Д

46

Муляжи овощей (комплект)

Д

47

Гипсовые геометрические тела

Д

48

Гипсовые орнаменты

Д

Три- четыре вида

49

Маски античных голов

Д

Два вида

50

Античные головы

Д

Четыре вида

51

Капители

Д

52

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

П

53

Драпировки

П

54

Предметы быта (кофейники, блюдо, и др.)

П

8. Специальная учебная мебель

55

Столы

К

56

Стулья

К

57

Стеллажи для книг и оборудования

Д

58

Мебель для хранения таблиц и плакатов

Д

Кассетницы, плакатницы

Для отражения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:

       Д – демонстрационный экземпляр;

       К – полный комплект;

       Ф – комплект для фронтальной работы;

       П – комплект необходимый для практической работы в группах.

Список методической литературы

- Н. А. Горяев, О. В. Островская « Изобразительное искусство. Декоративно прикладное искусство в жизни человека» 5 класс,

   Москва «Просвещение» 2012г. (ФГОС),

- Б. М. Неменский, Предметная линия учебников. Рабочие программы.5-9 классы. М. «Просвещение» 2011г. (ФГОС),

- Стандарты второго поколения. Примерные программы по ученым предметам. Изобразительное искусство 5-7 классы. М. «Просвещение» 2011 г.

 - Шинкарчук, С.А. Великие картины. Санкт - Питербург. И. Детская литература 2008,

-Соколов, А.В. Посмотри, подумай, ответь. /Проверка знаний/. –М. Просвещение 2000,

- Свиридова, О. В. Изобразительное искусство./Предметные недели/. –Волгоград. Издательство « Учитель» 2007,

-Валериус, С.С. Монументальная живопись. – М. « Искусство».1979,

-Леняшин, В.А. Серов, В.А. – Ленинград, « Художник», РСФСР 1989,

-Учебный рисунок в академии художеств. – М. « Издательство искусство» 1990,

-Дорожин, Ю.Г. Городецкая роспись. – М. Мозаика-Синтез. 2005,

-Дорожин, Ю.Г. Филимоновская игрушка. – М. Мозаика – Синтез. 2007,

-Воронов, Н. Рассказ о великом скульпторе. – Издательство. «Детская литература»

-Уильямс, Р. Рисуем 50 рыцарей. – Минск, ООО « Попурри» 2003,

- Дранко, М.В. Рисуем 50 персонажей любимых сказок. – Минск,

  ООО «Попурри» 2001,

- Дмитриева, Н.А. Михаил Врубель. – И. Детская литература 1988,

- Толоконникова, И. А. Воронежский народный костюм. – Издательство ТООМП «Элист» 1995,

- Енин, А.В. Палитра урока. – Воронеж. ВОИПКИПРО 1998,

-Щербаченко, М. Л. Что может зодчий? – Москва Стройиздат 1991,

- Студия военных художников им. М.Б. Грекова. – М. « Издательство искусство» 1989,

- Свиридова, О.В. Библейские сюжеты в картинах великих мастеров.

–Волгоград. Издательство «Учитель». 2007.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

 Учащиеся должны:

* знать истоки и специфику образного языка декоративно- прикладного искусства;

* знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

* знать несколько народных художественных промыслов России;

* различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно – прикладного искусства ( художественное стекло, керамика, ковка, гобелен, батик и т. д.)

* выявлять в произведениях декоративно - прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;

* умело пользоваться языком декоративно прикладного – искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора;

* выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

* создавать художественно – декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой;

* владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

* владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж, и т. п.);

* усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

* развивать навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;

* развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

* развивать фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

* приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;

* освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

* развивать  навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;

* закреплять навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой  художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

* приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;

* сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

* научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; * научиться, активно использовать художественные термины и понятия;

* овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.

     Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса (базовый уровень)    

 Учащиеся должны знать:

* основные виды и жанры изобразительных искусств;

* основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);

* выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

* наиболее крупные художественные музеи России и мира.

Учащиеся должны уметь: 

*применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

* анализировать содержание произведений разных видов и жанров и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);

* ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:

* восприятия и оценки произведений искусства;

* самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

* владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно - ориентированной, рефлексивной деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Изобразительное искусство. 6 класс" ФГОС

Рабочая программа составлена для 6 класса по ФГОС. Содержит следующие разделы: пояснительная записка, цели, задачи, общая характеристика,место учебного предмета, результаты освоения,содержание с поясн...

Рабочая программа "Изобразительное искусство. 7 класс" ФГОС

Рабочая программа составлена для 7 класса по ФГОС. Содержит следующие разделы: пояснительная записка, цели, задачи, общая характеристика,место учебного предмета, результаты освоения,содержание с поясн...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...

Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеево...

Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,

Рабочая программа   Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6 класс базовый уровень Программу составил: учитель изоискусства высшей категории Михалева Л.В.

Сведения о рабочей программеПредмет: изобразительное искусствоКласс: 6Количество часов:всего - 34 часа; в неделю - 1 час;Планирование составленона основе образовательной программы ФГОС,авторской прогр...

Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс ФГОС УМК Б.М. Неменский

Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе .ФГОС.  УМК Б.М. НеменскийВ программе отражены предметные, метапредметные и личнстные результаты обучения и тематичское планирование....