Статья "Художественное образование как ресурс духовно-нравственного развития"
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
В статье рассматривается категория духовности как одно из основополагающих начал в системе художественного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennoe_obrazovanie_kak_resurs_duhovno_nravstvennogo_razvitiya_ilinan.v.docx | 27.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕСУРС ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Н.В. Ильина.
Южный Федеральный Университет, г.Ростов-на-Дону
В статье рассматривается категория духовности как одно из основополагающих начал в системе художественного образования.
Ключевые слова: художественное образование, духовность, нравственность, искусство, культура, ценности.
В XXI веке российское художественное образование оказалось перед фактом и необходимостью переосмысления своего духовно-нравственного наполнения. Долгое время русское искусство и образование являлись воплощением духовных ценностей человека. Сейчас же в условиях рыночных отношений и прагматизма они утратили свои духовно-нравственные функции и обрели декоративное значение, что полностью исказило само представление о профессиональном искусстве. Очень точно описал современную обстановку Дончев С.Д.: «Для сегодняшнего человека понять какой-то объект равносильно ответит на вопрос, сколько он стоит. Сегодня время - это деньги, здоровье - деньги, жизнь - деньги, искусство - деньги, счастье - деньги, стоимость всего измеряется деньгами. Уже нет культуры, есть только рынок культурных товаров, нет произведений искусства, а только бакалейные изделия, которые нужно продать» [4].
В определении понятия духовности существуют самые разнообразные подходы. Так, в истории западной философии каждый известный авторитет, анализируя феномен духовности, давал свое определение. Например, античный философ Сенека говорил, что духовность – это «усилие по самоопределению» [7;7], французский философ, физик и математик Рене Декарт определял как «мудрость» [3;23], родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант трактовал духовность как «сверхъестественное внутреннее усилие» [5;481]. Французский философ Мишель Фуко рассматривал духовность как «тот поиск, ту практическую деятельность, тот опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины» [6;131].
В русской философии духовность рассматривалась как выражение человеческого духа. По мнению Н.А.Бердяева, признаками духовности являются свобода, смысл, творческая активность, любовь, целостность, ценность, обращение к высшему божественному миру и единение с ним. [1;24] Согласно размышлениям Бердяева, человек переживает духовный опыт в процессе изучения трудов известных философов, художников, святых, и стремится соотнести свои жизненные представления с тем, что думали о мире гении. Другой русский философ и священник Павел Флоренский связывал духовность с религиозностью. По его мнению, уподобление человека Христу и есть духовность. Флоренский писал: «Духовный человек знает силу и ценность закона, его внутреннюю безусловность»[8;615]. Подлинная духовность, считает Флоренский, проявляется через христианство.
В современной социологии и культурологии под духовностью принято понимать совокупность моральных норм, традиций и ценностей, которые основаны, прежде всего, на религиозных учениях, либо же на художественно-культурной практике.
Психологи рассматривают духовность как представленность в структуре мотивов личности двух фундаментальных потребностей: потребности в познании и альтруистической потребности. Чаще всего духовность ассоциируется с нравственностью, нравственными чувствами, культурой взаимоотношений, но было бы неправильно их отождествлять.
Также в психологии выделяют религиозный и светский подход в определении духовности. Так, например, Е. И. Гарбер, анализируя содержание данного понятия, отмечает, что в религии духовность понимается как близость с Богом, в то время как в философии оно трактуется как «постижение всеобщего», а в психологии – как высший уровень развития психологической индивидуальности [2;112].
В связи с многообразием толкований категории духовности не существует единого подхода к определению понятия духовно-нравственного развития личности. Изучением данной темы занимались многие ученые (В. В. Абраменкова. Н. А. Бердяев. Л. П. Буева, В. В. Зеньковский, В. П. Зинченко. В. В. Знаков. А. Е. Лихачев. В. И. Слободчиков, В. С. Соловьев. В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский. С. Л. Франк, В. Д. Шадриков), большинство из которых давали собственное определение, исходя из научной позиции и целей своей научной работы.
Художественное творчество и искусство как проявление духовности, всегда являлись неотъемлемой частью человеческого способа существования. Поэтому их упадок, деградация неизбежно ведут к утрате новыми поколениями понимания их ценности, потери ответственности за их сохранение и развитие, что в дальнейшем способствует абсолютной дегуманизации культурного мира. Такое состояние искусства создает проблему «выживания» духовных идеалов. В пространстве нынешнего художественного творчества появляется огромное разнообразие явлений (хэппенигни, перформансы, флеш-мобы и т.п.), которые формируют противоречивые ценности.
В условиях коммерциализации художественное творчество больше не призывает к высоким идеалам, не направлено на совершенствование личности, а «опустилось» к низшим потребностям общества, простейшим инстинктам (секс, смерть, опошливание религиозных образов). У человека больше не возникает стремления приобретать знания, осмысливать свой внутренний мир и разобраться в себе.
Влияние западных ориентиров в искусстве полностью нивелирует необходимость получения академического художественного образования, противопоставляя ему идею свободного самовыражения в искусстве, не содержащих в себе идею нравственности и духовности. В ситуации «процветания» дилетантского творчества уходит реалистичная классическая школа рисования, требующая больших затрат и времени освоения, виртуозного мастерства, взамен гипперреализму, «срисовыванию», натурализму, цифровым технологиям.
Положение современного художественного образования усугубляется пренебрежительным отношением молодежи к академическому образованию в сфере ИЗО. Но без школы, без академического обучения высоких результатов добиться нельзя. Известный советский художник-педагог, большой мастер рисунка К. Ф. Юон писал: «Когда школа превращается в экспериментальную лабораторию, она гибнет как школа. Эксперимент - область добавочная и личная или коллективная, но не школа в целом»[9; 70-71].
Законы изобразительного искусства изучаются и осваиваются студентами-художниками на основе серьезного исследования объективной реальности. Современное художественное образование должно включать в себя активное изучение работ мастеров прошлого, а также использовать в практике все самое лучшее и передовое.
Процесс обучения изобразительному искусству это сложное и многогранное явление. Задачи, которые стоят перед студентом сводятся к тому, чтобы научиться видеть и изображать. Под умением видеть понимается художественно-эстетическое умение воспринимать явления и предметы, понимать форму и представлять ее в пространстве. Под умением изображать подразумевается изобразительное искусство, включающее в себя весь спектр философских, эстетических, психологических и профессиональных задач, решаемых при создании художественного произведения.
Многолетний педагогический опыт показывает, что многие студенты художественных ВУЗов не владеют культурой профилирующих дисциплин (рисунок, живопись, композиция) на высоком уровне, а ведь именно эти дисциплины направлены на формирование профессиональных знаний о форме, пропорциях, пластике, колорите.
В современной системе художественного образования все чаще наблюдается прагматический подход к обучению. Студенты точно «срисовывают» натуру, но не передают ее эмоционально-смыслового содержания. А ведь развитие духовности начинается с эмоционально-чувственной сферы личности.
Конечно, искусство и образование являются во многом продолжением культурной модели развития социума. И в современном общественном пространстве активно пропагандируется установка, направленная на то, чтобы человек прагматично относился к вещам, людям, обществу, удовлетворял свои материальные и физиологических потребностей. Культивируются так называемые креативные способности, ориентированные на социальную успешность, смекалку, предприимчивость, стремление найти свою выгоду во всем. Прежние ценностные ориентиры - знание и нравственность не востребованы, поскольку мешают и ограничивают в средствах, замедляют темп продвижения к личному успеху.
Из сказанного, можно сделать вывод, что студентам-художникам необходимо развивать чувствительное и эмоциональное проявление к жизни. А также, быть образованными и профессионально умелыми художником. Эти главные задачи и должно решать художественное образование. Поэтому формирование духовности как ведущего качества личности, является важнейшим принципом художественного образования.
Литература
- Бердяев Н.А. «Философия свободного духа». М., 1994, с.24
- Гарбер Е. И. О природе психики. Семнадцать уроков по психологии. - М.: Изд. дом «Школа-Пресс 1». 2001. - 112 с.
- Декарт, Р. Сочинения в 2-х т. [Текст]. / Рене Декарт. – М., 1989-1994. – Т.2. – С. 23.
- Дончев С.Д. Две Европы: Славянская идея в 21 веке. URL: http://lit.lib.ru/d/donchew_s_d/text_0010.shtml (дата обращения: 27.10.2015)
- Кант, И. Трактаты и письма [Текст] / Иммануил Кант. – М.: Наука, 1980. – С. 481.
- Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М.: Вече 2000; АСТ, 2003. С. 131.
- Сенека. Нравственные письма к Луцилию; Трагедии. [Текст] / Луций Анней Сенека; пер. с латин. С. Ошерова. – М.: Худож. лит., 1986. – С. 7.
- Флоренский П., Соч. в 4–х тт. Т. 2, М.: Мысль, 1996, с. 615
- Юон К. Ф. Об искусстве, т. I, с. 70-71.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Создание атмосферы психологической поддержки в театральных объединениях" -Cборник с материалами VI Международной научно-практической конференции «Ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания современной молодежи».
Cборник с материалами VI Международной научно-практической конференции «Ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания современной молодежи» [[{"type":"media","...
«Реализация потенциала содержания образования в целях духовно – нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе»
Презентация о средствах (тексты, пословицы и поговорки, крылатые выражения и слова назидания, стихи, опорные схемы, творческие работы учащихся) формирования и воспитания духовно-нравственных качеств у...
«Реализация потенциала содержания образования в целях духовно – нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе» (Из опыта работы)
Доклад раскрывает тему духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе...
Семинар-презентация для педагогов дополнительного образования тема "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России"
- Национальный воспитательный идеал;- Духовно-нравственное развитие и воспитание;- Цель и задачи духовно - нравственного развития и воспитания;- Базовые Национальные ценности...
Олимпийское образование как средство духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся гимназии.
Основная идея заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовать свои функции не только в форме передачи детям определенных знаний, умений и...
Программа работы с социальными партнерами "Социальное партнерство как ресурс духовно-нравственного формирования личности"
Многие жизненные ценности, правила поведения человека в обществе, с другими людьми, духовные качества, проявляющиеся в этом поведении, формируются в человеке в подростковом возрасте. Именно детский жи...
Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)
Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...