ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 5 КЛАССЕ
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Якимова Светлана Геннадьевна

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 5 КЛАССЕ «Лепка и роспись глиняных игрушек как средство приобщения учащихся к декоративно – прикладному искусству.

Народное искусство несет о себе огромную информацию, о жизни наших предков. Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории. Некогда они были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников. Особенно интересны игрушки–свистульки, которые делались для весеннего праздника “Свистунья”, знаменовавшего начало полевых работ. К Х1Х веку магическое содержание свистульки утратилось, и она превратилась в обычную детскую забаву. Ушел в далекое прошлое старинный праздник “Свистунья”. На смену старым мастерам пришли новые, бережно сохраняющие бесценные традиции народного искусства. Но не забыта, живет и восхищает во всех концах земного шара Дымковская игрушка, прославляя талант, красоту и мастерство русского народа.

И невозможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает:

 

                                                                                                                     “Глазам – радость, душе – отрада!”

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Атемарская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 5 КЛАССЕ

В РАМКАХ  РАЙОННОГО СЕМИНАРА УЧИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА

на тему: «Лепка и роспись глиняных игрушек как средство приобщения учащихся к декоративно – прикладному искусству

(на примере дымковской игрушки)»

      Описание: посиделки                                                                                                                  Учитель искусства: 

                                                                                                                                                     Якимова Светлана Геннадьевна

2015 г.

Народное искусство несет о себе огромную информацию, о жизни наших предков. Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории. Некогда они были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников. Особенно интересны игрушки–свистульки, которые делались для весеннего праздника “Свистунья”, знаменовавшего начало полевых работ. К Х1Х веку магическое содержание свистульки утратилось, и она превратилась в обычную детскую забаву. Ушел в далекое прошлое старинный праздник “Свистунья”. На смену старым мастерам пришли новые, бережно сохраняющие бесценные традиции народного искусства. Но не забыта, живет и восхищает во всех концах земного шара Дымковская игрушка, прославляя талант, красоту и мастерство русского народа.

И невозможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает:

                                                                                                                     “Глазам – радость, душе – отрада!”

Предмет

            Изобразительное искусство

                                                                                       Класс

5

            Тема урока

 «Лепка и роспись глиняных игрушек как средство приобщения учащихся к декоративно – прикладному искусству (на примере дымковской игрушки)»

            Тип урока

Урок-закрепление пройденного материала

            Цель урока

Рассмотреть возможности приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству в процессе лепки и росписи дымковской народной игрушки (из скульптурного пластилина).

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

 -представление о народном

  промысле;

 -умение видеть форму, цвет,

  декор игрушки, и передавать

 единство этих качеств в рисунках;

 - умение выполнять

 орнаментальные композиции на

 основе дымковской игрушки

- умение эстетически подходить

  к любому виду деятельности;

- моделирование объемной

  формы

 -формирование осознанного,

  уважительного и

 доброжелательного

 отношения к традициям

 другого человека

Решаемые учебные проблемы

Расписать дымковскую игрушку

Основные понятия, изучаемые на уроке

- отличительные особенности дымковской игрушки;

- элементы геометрического орнамента;

-цвета росписи.

Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на уроке

Дымковские игрушки, бумажные модели, недорисованные рисунки, цветные иллюстрации и таблицы с рисунками дымковских игрушек, компьютер, мультимедийный проектор.

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Длительность этапа: 5мин.

Основной вид учебной деятельности, приемы мотивации

Просмотр фрагмент видеофильма о дымковском промысле.

https://www.youtube.com/watch?v=qZ7m7eTer-8 

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная, групповая

Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе

Дымковские игрушки, бумажные модели, недорисованные рисунки, цветные иллюстрации с рисунками дымковских игрушек, таблицы с элементами узоров дымковской росписи. Игра «Найди свой узор»

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

Длительность этапа: 3мин.

Основной вид учебной деятельности, используемые методы и приемы

Постановка цели

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная, групповая

Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе

Дымковские игрушки, бумажные модели, недорисованные рисунки, цветные иллюстрации с рисунками дымковских игрушек, бумага А-4, кисточки, краски, карандаши простые, ластик, раздаточный материал: карты – вставки «Дорисуй юбку» с дополнительными карточками.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

Длительность этапа: 30 мин.

Основные виды учебной деятельности, используемые методы и приемы

Выполнение заданий

Формы организации деятельности учащихся

Индивидуальная

Приемы рефлексии

Методы и приемы оценивания, самооценивания

Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе

Альбомные листы, краски, кисточки, простые карандаши, ластик, стаканчики с водой.

Цветные иллюстрации с дымковскими игрушками, открытки, таблицы с элементами узоров дымковской игрушки, учебник, объемные дымковские игрушки

КОНТРОЛЬНЫЙ

Длительность этапа: 5мин.

Методы контроля

Форма организации контроля

фронтальный

Методы оценивания

групповое

Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе

Альбомные листы, краски, кисточки, простые карандаши, ластик, стаканчики с водой.

Цветные иллюстрации с дымковскими игрушками, открытки, таблицы с элементами узоров дымковской игрушки, учебник, дымковские объемные игрушки.

РЕФЛЕКСИВНЫЙ

Длительность этапа: 2мин.

Используемые приемы рефлексии

Прием «Копилка положительных ответов»,

«Копилка отрицательных ответов», «Художник и зритель»

Тема урока:  «Лепка и роспись глиняных игрушек как средство приобщения учащихся

                         к декоративно – прикладному искусству (на примере дымковской игрушки)»

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков

Вид урока: Формирование и закрепление способов деятельности.

Цель: Рассмотреть возможности приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству в процессе лепки и росписи дымковской народной игрушки (из скульптурного пластилина).

Задачи урока:

1. Продолжать знакомить детей с народным промыслом - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);

2. Систематизировать и обобщить знания обучающихся о данном народном промысле;

3. Развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах;

4. Развивать умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи;

5. Закрепить навыки кистевой росписи;

6. Развивать художественный вкус учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности;

7. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа. 

Планируемые достижения:

Предметные:

-представление о народном промысле - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);

- умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах;

- умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи;

Метапредметные:

-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

-Моделирование объемной формы

Личностные:

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к традициям другого человека.

Оборудование:

Для учителя:

-модели глиняных дымковских игрушек (работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров);

-цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, открытки;

                                                   -таблицы с элементами узоров дымковской росписи;

Описание: http://doc4web.ru/uploads/files/12/11405/hello_html_m3bc3168e.jpg

                                                       

                                                              -образцы рисунков-упражнений - “Дорисуй юбку”;

                                     Описание: http://doc4web.ru/uploads/files/12/11405/hello_html_m138a0d30.jpgОписание: http://doc4web.ru/uploads/files/12/11405/hello_html_11496de9.jpgОписание: http://doc4web.ru/uploads/files/12/11405/hello_html_m1f71a4df.jpgОписание: http://doc4web.ru/uploads/files/12/11405/hello_html_2ef61e42.jpgОписание: http://doc4web.ru/uploads/files/12/11405/hello_html_m3f503ddc.jpgОписание: http://doc4web.ru/uploads/files/12/11405/hello_html_2de0367f.jpg

    

Для учащихся:

-рисунки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек

-таблицы с элементами узоров дымковской росписи;

-раздаточный материал: карты-вставки “Дорисуй юбку” с дополнительными карточками;

Описание: http://doc4web.ru/uploads/files/12/11405/hello_html_m4fa558ff.jpgОписание: http://doc4web.ru/uploads/files/12/11405/hello_html_69ccb91b.jpgОписание: http://doc4web.ru/uploads/files/12/11405/hello_html_m31d8eb26.pngОписание: http://doc4web.ru/uploads/files/12/11405/hello_html_194d55c1.pngОписание: http://doc4web.ru/uploads/files/12/11405/hello_html_m298e9d38.jpgОписание: http://doc4web.ru/uploads/files/12/11405/hello_html_m7a955635.pngОписание: http://doc4web.ru/uploads/files/12/11405/hello_html_6717f0f5.png

-печатки-тычки различного диаметра;

-краски;

-палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.

-игрушка, вылепленная из пластилина и покрытая водоэмульсионной краской.

Описание: 10

Литературный ряд:

-Стихи и загадки о дымковской игрушке;

Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.

Межпредметные связи: учитель озвучивает связь темы урока с учебными предметами – математикой, географией, историей, литературой и т.д.

Дифференцированный подход в методике проведения урока: в практической части учащимся предлагается многовариантная схема решения одной темы – от сложного декора объемной игрушки, по бумажной форме до упрощенной плоскостной композиции в квадрате, прямоугольнике, полосе.

Оценочное ориентирование: перед практической частью учитель озвучивает, какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.


ПЛАН УРОКА


I. Организационный момент 

               (Создание эмоционального настроя, самооценка готовности к уроку)

               1.  Подведение к цели урока.

               2.  Просмотр фрагмент видеофильма о дымковском промысле.

II. Освоение нового материала.

  1. Беседа о традиционных орнаментах Дымковской игрушки (Иллюстрации на доске и в учебниках).
  2. Упражнение на закрепление изученного материала (Дорисуй юбку).
  3. Физкультминутка.
  4. Постановка художественной задачи (выбор орнамента и цветовые решения для росписи игрушек).

III. Применение освоенного в практической деятельности.

  1. Практическое выполнение задания. Кистевая роспись гуашью по ранее выполненной бумажной модели или объемной (барышня, петушок, барашек и т.п.).

IV. Оценка результатов.

  1. Выставка и оценивание работ. Три главных художника из числа учащихся оценивают выполненные работы в своих группах, комментируют оценки. Учитель корректирует оценку. Выставочный вариант оценки творческих работ учащихся позволяет проводить фронтальное оценивание всего класса. Учащиеся определяют на основе визуальных и проговоренных критериев удачные и ошибочные моменты, лучшие работы в конкретной группе.

1. Подведение к цели урока.

В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек созданных детьми, на доске висят изображения дымковской игрушки.

  • Цели и задачи:
  • для учителя – продолжить изучение с  учащихся  традиционного  промысла, его историю, традиции и технологию промысла;
  • для учащихся – создание мысленного и зрительного художественного образа будущего изделия и декора на примере фольклорных и исторических мотивах и символах.

-Учитель. – Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?  Все ль на месте, все ль в порядке: альбом, кисти, краски!
Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!

 - Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….

Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.

Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.

- И так, чем же знаменито Дымково и о чем мы сегодня  будем вести речь на уроке?  (ответ детей).

- А вести речь мы будем о игрушках, но не об обычных игрушках, а о народных игрушках. А почему ее назвали народной?

Мы с вами тоже устроили не большую ярмарку.… Давайте внимательно рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками).

- И так, мы с вами продолжим изучение данного промысла и основная наша  задача на  сегодняшнем уроке выполнить роспись дымковской игрушки. Но прежде чем приступить к нашей работе, мы закрепим сведения о дымковской игрушке и посмотрим фильм     https://www.youtube.com/watch?v=qZ7m7eTer-8

- Что же нового вы узнали из фильма? (ответ детей)

https://www. 

На прошлом уроке мы с вами вылепили игрушки, вы дома перекрыли их водоэмульсионной краской, сегодня на уроке распишем по вашим эскизам.

II. Освоение нового материала.

1. Закрепление изученного материала.

-Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

-Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке.

-Как вы думаете, какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?

-Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;

-Какие цвета брали для росписи игрушек?

-Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.

- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

-Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга (обращаюсь к таблице и иллюстрациям на доске):

-в ряд;

-в шахматном порядке;

-в клетке между линиями.

-Ребята, обратите внимание на точки:

-Между кольцами;

-на кольцах;

-по краю колец.

-Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).

2. Упражнение на закрепление изученного материала.

-Учитель. – Еще раз обратите внимание на доску,  вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Здесь изображены  не только завершённые работы, но и недорисованные, ваша задача закончить (дети выполняют упражнение «Дорисуй юбку»).

(выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого приема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы)

3. Физкультминутка.

4. Постановка художественной задачи.

-Учитель. – Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах лежат дымковские игрушки, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

-Учитель. –

-Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?

-Какие?

-Какие элементы росписи будете использовать?

-Учитель. – Хорошо. Приступайте к работе (роспись фигурок по мотивам дымковских игрушек).

III. Применение освоенного в практической деятельности.

5. Практическое выполнение задания. Самостоятельная творческая работа учащихся.

Во время самостоятельной работы учащихся учитель зачитывает тематические стихи:

Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки всякие на все манеры:

Вот и барышни и кавалеры.

У барынь алые щёки и губки,

Нарядные платья и тёплые шубки.

Красна девица в венце

У неё румянец на лице

Собой хороша,

Стоит не дыша!

Посмотрите, что за конь

Ручкой только его тронь

Он с тобою вместе

Ускачет вёрст за двести.

И с хвостом и с гривой

Вот какой красивый!

А вот стоит козёл

На стройных ногах

Вся краса у козла в рогах!

Он качает головой

Посмотрите я какой!

Индя-индя-индючок!

Ты похож на сундучок,

Сундучок то не простой,

Красный, жёлтый, голубой!

IV . Оценка результатов.

  1. Выставка работ в виде оформления «Дымковской карусели».

( самооценка творческих работ, видение и оценка своего труда и труда своих товарищей, комментирование, игровой момент «Художник и зритель».)

Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!

А вы знаете, что мы познакомились только с одним промыслом с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди.

А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.

Всем большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по изобразительному искусству во 2 классе на тему: «Дары осени»

Цель: выполнение зарисовок осенних овощей и фруктов в живописной технике акварельными красками.Задачи:-образовательные: знакомство с градациями свето-тени в живописи;-развивающие: умение получать нужн...

Открытый урок по Изобразительному искусству проводимый в рамках внеурочной деятельности во 2 классе на тему "В гостях у русской сказки"

Тема урока: «В гостях у русской сказки».Цели урока: ·         Образовательные: -        обобщить и систематизировать знания у...

Открытый урок по Изобразительному искусству для 1 класса на тему "Мы в цирке"

Предмет  Изобразительное искусство Класс 1Тема урока  "Мы в цирке"Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Оборудование для учителя:- технический ряд: компьютер, проек...

Конспект открытого урока по изобразительному искусству в 4 классе I вида Тема: «Декоративно-прикладное творчество Кубани. Беседа»

Конспект открытого урока по изобразительному искусству в 4 классе I видаТема: «Декоративно-прикладное творчество Кубани. Беседа»...

Открытый урок по изобразительному искусству в 1 классе. Тема: «Буквицы».

Интересный урок, формирования умений и навыков рисования начальной буквы своего имени в древнерусском стиле, используя метод "коновязь"....

Конспект открытого урока по изобразительному искусству (7 класс)

Эскизы для изготовления чучела Масленицы...

Открытый урок по изобразительному искусству. 5 класс ФГОС "О чем рассказывают гербы"

Урок разработан по программе Б. Неменского второго поколения, по учебнику  Н.А. Горяевой - 5 класс....