«Использование ИКТ в процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся».
статья по теме

Григорьева Елена Владимировна

В статье

«Использование ИКТ в  процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся»   говорится об актуальности и перспективности педагогической технологии, о её практической значимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Использование ИКТ в  процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся».

1. Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа»,  в приоритетном  национальном  проекте «Образование».  В условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, учителю необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником,  творческим, самостоятельным, ответственным,  коммуникабельным, способным решать проблемы личные  и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Именно поэтому, сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала.    Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе.  В нашу жизнь активно входят компьютерные информационные технологии.  Применение этих технологий объясняется  необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

         Компьютерные технологии играют важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Анализируя свой педагогический опыт, можно прийти  к выводу, что именно системная работа  с учащимися в урочное и внеурочное время способствует развитию познавательных интересов учащихся и успешности их деятельности, связанной с учебным предметом технологии и изобразительного искусства.

Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, чтобы  научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.

2. Концептуальность.

Своеобразие:

Во-первых, применение компьютерных технологий на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Во-вторых, использование компьютерных технологий позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской и проектной деятельности.

В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Новизна опыта:

 В разработке модели применения компьютерных технологий, учитывающих метапредметный подход к обучению;

  • в интерактивном взаимодействии "учитель- ученик - компьютер";
  • в создании и использовании презентаций PowerPoint и материалов Интернет.

 В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:

    принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала,  индивидуализации в условиях коллективной работы.

    Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Педагог  создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию исамовоспитанию.

    Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование  разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской и проектной деятельности в учебном процессе с помощью компьютерных технологий.

 

3. Теоретической базой опыта явились работы                                                              1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: [Электронный ресурс]/Электрон.ст. – Режим доступа к ст.:http://www.ed.gov.ru                                                                                                            2. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И.В.Роберт, С.В.Панюкова, А.А.Кузнецова, А.Ю.Кравцова – изд. Дрофа, 2008. – 320 с.                                                                                                               3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К.Селевко - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.                                                       4. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании / В.А.Трайнев, В.Ю.Теплышев, И.В.Трайнев – изд. Дашков и К, 2009. – 320 с.

4. Ведущая педагогическая идея: повышение качества обучения технологии, развитие  познавательного интереса и логического мышления, развитие ученика как личности  за счет использования элементов компьютерных технологий  в учебном процессе.

5.Оптимальность и эффективность средств.

Применение средств информационных технологий, делают организацию познавательной деятельности учащихся более эффективной, превращает учащихся в активных участников учебного процесса.
Урок технологии с использованием ИКТ обладает своеобразной спецификой. Примерно треть урока занимает теория, мотивационная деятельность, а в конце анализ и рефлексия результатов, остальное время индивидуальная самостоятельная практическая работа учащихся. Объяснение теоретического материала происходит посредством лекции-диалога, на которой учащиеся погружаются в проблемную ситуацию.
Презентация лекции создаётся средствами Power Point и содержит слайды различного типа: содержащих текстовую и графическую информацию, фильмы с разъяснениями, с показом объектов недоступных непосредственному наблюдению. Учащиеся, опираясь на данную информацию, обдумывают и совместно решают поставленную перед ними проблему, учитель же ненавязчиво направляет их деятельность.
Предваряет практическую работу вводный инструктаж, который содержит видеофрагмент с динамическим показом приёмов и последовательности работы. После чего учащиеся переходят к активному повторению.
           От учителя, использующего средства информационных технологий требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.
На сегодняшний день информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Практически в каждой семье имеется компьютер. Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учёбе. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много: это и перегруженность школьных программ, и оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое. Поэтому каждый учитель ставит перед собой цель — поддерживать интерес к учению, и поэтому приходится искать новые более эффективные методы и технологии.
Компьютер даёт учителю новые возможности, позволяя ему вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения, раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Если ранее мне приходилось пользоваться устаревшими таблицами, рисунками в учебниках, наглядностью, сделанной своими руками, то сейчас, я могу дидактический материал демонстрировать как на большом экране, так и  размножив необходимые материалы, раздать каждой ученице на парту.
Используя ПК на уроке, я могу реализовать следующие важные задачи:
— наглядное представление материала
— использование развивающих методов обучения
— контроль и диагностика знаний учащихся.
С каждым годом количество уроков с использованием ИКТ увеличиваю. Я увидела, что детей очень увлекает процесс работы на компьютере и стала понемногу вставлять в уроки различные задания на ПК. Меня в первую очередь интересовало, как сделать так, чтобы девочкам было понятно, увлекательно и познавательно. Анализ уроков с использованием ИКТ показал, что знания учащихся стали более глубокие и качественные.
 В настоящее время вся учительская документация мною разработана в электронном виде. На уроках активно использую для объяснения учебного материала содержание электронных учебников (рисунки, текстовую информацию, анимации). Но всё-таки, большее внимание уделяю созданию собственных презентаций. Мне кажется, что электронные учебники загоняют учителя в своеобразные рамки. Создавая же свои презентации, я  сама становлюсь режиссёром и программистом урока. Также мне нравиться использовать на уроке мною же разработанные интерактивные задания, например, кроссворды  и тестовые задания в программах Microsoft Excel и Microsoft Power Point. 
Считаю, что учащиеся уже с 5-ого класса должны приучаться к работе с различными видами тестовых заданий. Поэтому задача учителя — научить детей работать с разными видами тестов. В своей профессиональной деятельности использование тестовых заданий я привела в систему, так как  применяю такого рода задания и во время текущих уроков, и уроков-обобщений. 
В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по технологии в том числе. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. При подготовке урока копирую необходимую для занятий информацию (текст, фотографии, анимации, видеоролики). Мне кажется, что использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению. 
Для информационных технологий существуют и свои минусы. Длительное пребывание за компьютером может негативно сказаться на здоровье ученика. Поэтому важно соблюдать здоровьесберегающие технологии, важно не переборщить с использованием компьютера на уроке. Поэтому желательно использовать информационные технологии как элементы на уроке. Не все уроки целесообразно проводить с использованием мультимедийных презентаций. Содержание учебного материала некоторых тем предполагает общение учащихся, рассказ, сообщения, беседы, диспуты. Важно отметить и тот факт, что я не забываю использовать на уроках и традиционные методики устного опроса, как условия развития устной и письменной речи учащихся. Одним словом, полагаю, что учитель должен сочетать в своей педагогической практике инновационные технологии с традиционными. Это позволит педагогу устранить все те риски, которые возникают при использовании информационных технологий.   

6. Результативность

     Качество знаний учащихся выше при применении ИКТ для отработки навыков учащихся по теме и контроле, проведенном с помощью данной технологии, чем при традиционных методах.

        Школьники  учатся работать в различных поисковых системах при участии во всероссийских конкурсах,  интернет-проектах по технологии и ИЗО, всероссийских олимпиадах, дистанционных олимпиадах  и других конкурсах.

    Использование компьютера позволило каждому учащемуся:

- работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации. Качество обученности слабых учащихся при этом повысилось;

- создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, следовательно, повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет;

- повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, мастер-классы, построение чертежей  т.д.);

- снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.

    Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

      Использование ИКТ за три  последних учебных года способствовало:

-повышению качества усвоения знаний по технологии  школьников  до 95 %;

-    развитию самостоятельности;

-   повышению их творческой активности.

7. Возможность тиражирования.                                                                                           Мною  разработаны система уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, дидактические материалы: карточки-задания, задания в тестовой форме, кроссворды, схемы, эскизы наглядных пособий, мастер-классы, мультимедийные презентации. Применяются следующие приѐмы: закрепление теоретических положений примерами из электронных баз, использование различных средств наглядности.    Для обеспечения результативности деятельности школьников  разработаны информационно-образовательные ресурсы: словари, справочники,  рабочая тетрадь, методические рекомендации для выполнения практических и проектных работ.

          Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях,  выступлениях на семинарах. По распространению опыта проводятся районные методические объединения учителей технологии, на которых идет обмен опытом по использованию методических приемов по изучению этой интересной темы, общение с коллегами в сети Интернет.

В 2011 году выступала по теме  «Актуальные проблемы преподавания технологии  и пути их преодоления».

В 2012-2013 году  проходил районный семинар-практикум "Создание дидактических материалов для уроков технологии с использованием ИКТ"

В 2013 году на районном семинаре учителей технологии  по теме «Инновационные технологии в становлении творческой личности» был показан мастер - класс: «Использование исследовательской деятельности и метода проектов на уроках технологии, с целью вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс», а так же на семинаре по теме

"Развитие творческих способностей на уроках технологии"  были проведены мастер-классы "Изготовление цветов канзаши", "Изготовление роз  из атласных лент", "Изготовление декоративных  цветов из текстиля". Все мастер-классы сопровождались презентациями.

Таким образом, опыт показывает, что применение информационно-коммуникационных технологий  на уроках и во внеклассной деятельности,

активизируют процесс обучения, делают его более продуктивным, а также формируют и далее развивают мотивацию обучения. В  процессе  такого  обучения  происходит  активное  участие  в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы  которой  обеспечивают  ученику  возможность  самообразования,  саморазвития  в   ходе овладения знаниями.

Resource id #5020

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы"

Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приёмам обучения исследовательской деятельности....

Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы

Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приемам обучения исследовательской деятельности....

Использование ИКТ-технологий на уроках математики как средство развития познавательной активности учащихся.

Одна из основных целей внедрения информационных технологий является формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по изучаемому предмету. Кроме перечисленного, имеет большое значение тот ф...

Публичное представление инновационного педагогического опыта. "Использование ЭОР в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся"

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы.Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литера...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства развития познавательной активности учащихся

Статья содержит материал о том, как использование ИКТ способствует  активизации познавательной деятельности , что позволяет   уроки сделать  более интересными и продуктивными....

Статья " Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы"

Статья в научно-методическом журнале  "Образовательный альманах", г.  Екатеринбург  выпуск № 4 от 14 апреля 2021г....