Рабочая программа и КТП изо-студии "Юный художник"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Данная программа предназначена для занятий в изобразительных студиях во внеурочное время или в системе дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_i_ktp_studii_yunyy_hudozhnik.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на педагогическом совете «Утверждаю»
(№ протокола, дата. Печать не ставится) ______________
Директор Центра _____________Асташева Н.В.
(печать)
Художественно-эстетическое направление
Календарно - тематическое планирование Изо-студии
«Юный художник».
Возраст детей: 7-11лет. Педагог ДО:
Срок реализации: 3года (2012 – 2015гг). Жесткова Е.А.
2012год
«Изобразительное и декоративно-прикладное искусство»
Возраст обучающихся – 7-11лет.
Срок реализации – 3 года
Введение
В данный момент наше общество находится в кризисе: культурном, экономическом, социальном, экологическом, политическом… Мы вынуждены жить в мире массовой культуры и стандартизации, чуждом порой русскому образу жизни. Зачастую происходит подмена идеалов, разрушение традиций предшествующих поколений. Особенно страдает от этого молодежь, те, чье мировоззрение только формируется. Решить всевозможные психологические проблемы детей в школе и семье, отвратить подростка от алкоголизма и наркомании помогает творчество, так как ведущую роль в становлении личности ребенка и формировании его духовного мира играет эмоциональное воздействие.
А потому велика сила воздействия искусства на подрастающего человека. Для общества в целом именно сейчас очень важно формирование нравственных ценностей и эстетическое воспитание каждого ребенка. Основой цивилизованного социума всегда является культура, цель которой – воспитание духовно богатой и социально адаптированной личности. Этот процесс немыслим без восприятия произведений искусства и осознания красоты окружающего мира в ходе практической творческой деятельности. От уровня нравственной культуры отдельной личности зависит состояние общества в целом. Л.Н. Гумилев писал в своих сочинениях: «Каким-то шестым чувством люди угадывали: культура тягостна, но жить без нее нельзя. И поэтому самый глубокий упадок не снижал уровень культуры до нуля. А с течением времени начинался новый подъем».
Пояснительная записка
«Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» как целостный курс включает в себя: живопись, графику, пластику малых форм, дизайн, роспись по керамике, стеклу, ткани, а так же традиционное народное творчество (костюм, игрушку, роспись по дереву ).
Такой комплекс направлений позволяет всесторонне развиваться творческим способностям ребенка (воображению и фантазии, пространственному мышлению, колористическому вкусу), а также дает возможность учащимся приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами. Обоснованием такого подхода служит и тот факт, что детям, занимающимся в изостудии, занятия в рамках одного направления постепенно наскучивают, а это ведет к потере интереса к творчеству. Также при более узком подходе могут остаться нераскрытыми возможности воспитанника в других областях изобразительной деятельности.
Язык различных видов искусства делает художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития ребенка. Кроме того, занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством дают возможность раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать, создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, дизайна, народной культуры, научиться видеть красоту окружающей природы.
Целью программы является развитие творческих способностей детей средствами изучения различных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств личности.
Задачи программы:
∙ формирование у детей представления о различных видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, декоративно-прикладном искусстве, народном художественном творчестве;
∙ становление умений и навыков в области рисования, декоративно-прикладного и народного искусства в ходе работы с различными материалами и инструментами: красками, кистями, глиной, бумагой, тканью и т. д.;
∙ развитие у воспитанников художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления;
∙ формирование нравственно-эстетической отзывчивости на добро и зло, красивое и уродливое;
∙ воспитание интереса к искусству, наблюдательности, эстетического чутья и понимания прекрасного.
Обучение детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат.
Основное внимание в программе уделено декоративно-прикладному искусству и народному творчеству. Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории возникновения и развития различных видов искусства и народного художественного творчества, их отличительных особенностях. Основное время уделяется практическим занятиям. Предусмотрено также посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства с целью ознакомления воспитанников с красотой и богатством окружающего мира, а также воспитания интереса и любви к родной культуре и народу, любви к природе, родному очагу, дому, матери…
Данная программа разработана для детей, не имевших начальной подготовки в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Она основана на программе «Изобразительное искусство и художественный труд» (1- 4 классы) авторского коллектива под руководством Б.М. Неменского. Программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 12 лет. Форма организации занятий – групповая, что обусловлено целями и задачами программы. При этом воспитанникам в возрасте от 7 до 10 лет целесообразно заниматься группой от 10 человек по 1,5 часа 2 раза в неделю, что связано с их возрастными особенностями и необходимостью уделять внимание каждому ребенку. Дети от 10 до 12 лет могут посещать группы по 10-13 человек и заниматься по 2 – 3 часа 2 раза в неделю, что обусловлено необходимостью индивидуального подхода к каждому воспитаннику, поскольку дети как младшего, так и среднего школьного возраста, впервые занимающиеся изобразительной деятельностью, одинаково чувствуют беспомощность и необходимость поддержки. Подобные занятия легче осуществить в студийной практике учреждений дополнительного образования, нежели в рамках жесткой программы средней школы или художественной школы.
Программа рассчитана на 3 года обучения при неизменном составе детей.
Учебно – тематическое планирование изо-студии «Юный художник».
1 ГОД:
№ занятия | Тема занятия |
Вводное занятие. Художник – творец. | |
Знакомимся с материалами. Гуашь. | |
Знакомимся с материалами. Гуашь. | |
Восковые мелки. Уголь или тушь. | |
Знакомимся с материалами. Акварель. | |
Знакомимся с материалами. Акварель. | |
Мазок – как основной прием живописи. | |
Цвет как средство выражения. Абстракция. | |
Пятно как средство выражения. | |
Ритм. Композиция. | |
Аппликация и её возможности. | |
Аппликация и её возможности. | |
Мир животных. | |
Знакомимся с материалами. Пастель. | |
Мир природы. Последовательность рисования пейзажа. | |
Мир природы. Последовательность рисования пейзажа. | |
Образ человека. | |
Образ человека. | |
Знакомимся с материалами. Восковые мелки, уголь или тушь. | |
Знакомимся с материалами. Восковые мелки, уголь или тушь. | |
Знакомимся с материалами. Восковые мелки, уголь или тушь. | |
Архитектурные образы. | |
Архитектурные образы. | |
Кляксография. Фантастическое животное. | |
Постройки в природе и воображении человека. | |
Знакомимся с техникой «набрызг». Рисунок «Таинственный космос». | |
Знакомимся с техникой «набрызг». Рисунок «Таинственный космос». | |
Аппликация «Осенний букет». Используем: бумагу, ткань, бусины. | |
Лепка «Любимое животное». Пластилин, глина. | |
Лепка «Любимое животное». Пластилин, глина. | |
Основные приемы работы простым карандашом. Приемы штриховки. | |
Рисунок пастелью на тему «Какой бывает дождик». | |
Рисование гуашью «Грибок – Лесовичок». | |
Представление об основных и составных цветах. | |
Рисунок на тему «Осенний лес». Акварель. | |
Аппликация «Зимний пейзаж». Бумага, кружева, вата. | |
Аппликация «Зимний пейзаж». Бумага, кружева, вата. | |
Теплые и холодные цвета. | |
Рисунок на тему «Волшебное превращение цвета». | |
Рисунок на тему «Волшебное превращение цвета». | |
Глухие и звонкие цвета. | |
Рисунок на тему «Зимняя сказка». Гуашь. | |
Рисунок на тему «Зимняя сказка». Гуашь. | |
Выразительный характер линий. | |
Солёное тесто. «Снеговик». | |
Солёное тесто. «Снеговик». | |
Знакомимся с техникой «Декупаж». | |
Декоративная композиция «Веселые снежинки». | |
Декоративная композиция «Веселые снежинки». | |
Подарок: Тарелка «Новогодние часы». Техника «Декупаж». | |
Подарок: Тарелка «Новогодние часы». Техника «Декупаж». | |
Декоративная работа «Шкатулка» .Аппликация, декупаж | |
Декоративная работа «Шкатулка» .Аппликация, декупаж. | |
Декоративная работа «Рамка для фотографий». Декупаж. | |
| Декоративная работа «Рамка для фотографий». Декупаж. |
Ёлочные игрушки из солёного теста. | |
Ёлочные игрушки из солёного теста. | |
Знакомимся с материалами. Акриловые краски. | |
Ёлочные шары. Роспись. | |
Декоративная работа «Новогодняя игрушка». | |
Декоративная работа «Новогодняя игрушка». | |
Ритм пятен. Объем. | |
Ритм, характер. Подмалёвок. | |
Рисунок на тему «Ель смотрит на солнышко». | |
Искусство вокруг нас. | |
Виды декорирования стекла: роспись, декупаж, травление. | |
Виды декорирования стекла: роспись, декупаж, травление. | |
Виды декорирования стекла: роспись, декупаж, травление. | |
«Витражная ваза» | |
«Витражная ваза» | |
Обрывной декупаж. Искусство бумажной живописи. Коллективная работа. | |
Игрушки народов мира. Способы изготовления игрушек. | |
Игрушки (лепка, роспись). | |
Игрушки (лепка, роспись). | |
Игрушки и пампонов. | |
Игрушки и пампонов. | |
Игрушки и пампонов. | |
Гжель. Роспись чайника. | |
Украшение посуды. История. Способы. | |
Посуда. Роспись тарелки. | |
Посуда. Роспись тарелки. | |
Украшение посуды. Декупаж. | |
Знакомство с рисованием паролоном. | |
Открытки. Рисованием паролоном. | |
Рисование чаем. | |
Истоки родного искусства. Хохлома. | |
Истоки родного искусства. Хохлома. | |
Рисунок «Задумчивый лес». Гуашь. | |
Рисунок «Волшебная страна». Пастель. | |
Лепка: Олень. | |
Лепка: Олень. | |
Бочонок из Полхов-Майдана. | |
Бочонок из Полхов-Майдана. | |
Рисунок «Мой любимый город». Гуашь. | |
Рисунок «Мой любимый город». Гуашь. | |
Лепка жар-птица. | |
Лепка жар-птица. | |
Рисунок с натуры: «Букет цветов». Акварель. | |
Городецкие узоры - яичко. | |
Рисунок «древний город». Гуашь. | |
Рисунок «древний город». Гуашь. | |
Рисунок «Интерьер русской избы». Карандаши. | |
Аппликация «Тканый пояс». | |
Аппликация «Тканый пояс». | |
Панно «Деревня». | |
Панно «Деревня». | |
Рисунок «Русская красавица». | |
Витраж «Русь». Коллективная работа. | |
Витраж «Русь». Коллективная работа. | |
Каждый народ художник. | |
Обобщающий урок года. Выставка работ. |
2013 - 2014 учебный год.
(Одно занятие – два учебных часа с учётом перерыва для отдыха)
№ занятия | Тема занятия | Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения. |
1 | «Чему я научусь» | Беседа. Знакомство с различными техниками изобразительной деятельности |
1 | «Воздушный шар». Коллективная работа ко Дню учителя | Рисование примакиванием кусочком поролона. Акварель |
2 | «Мои волшебные ладошки». Введение в технику рисования ладошками | Рисование ладошками. Акварель |
3 | «Петушок – золотой гребешок» | Рисование ладошками. Акварель. |
4 | «Праздничный букет»- коллективная работа | Рисование осенних цветов. Масляные мелки, акварельные краски, маркер. |
5 | «Волшебные листья» - введение в технику печатания листьями | Беседа; сбор природного материала (листьев с разной листовой пластиной). Пробные упражнения. |
6 | «Осенний день» | Рисование листьями; техника «по-сырому». Акварель. Маркер. |
7 | «Капелька за капелькой» - знакомство с техникой «набрызг» | Беседа. Пробные упражнения по усвоению техники «Набрызг». Творческие работы с использованием новой техники. |
8 | «Кленовый лист». Конструктивное рисование | Конструктивное рисование кленового листа. Акварель. Цветные мелки. |
9,10 | «От точки к точке». Рисование по точкам | Игровое занятие (соединение пронумерованных точек). Масляные мелки, акварель. |
11, 12, 13 | «Вкусно и полезно!» Рисование фруктов | Конструктивное рисование фруктов. Использование техники «по-сырому».Акварель. |
14 | «Натюрморт». Аппликация | Составление композиции из ранее нарисованных фруктов. Аппликация. Коллективная работа. |
15 | Морозные узоры. | Знакомство с техникой«рисование воском» |
16, 17 | «Новогодний сувенир» | Бумагоплатиска. Техника «торцевание». Аппликация. |
18 | «Новогодняя елка». Смешанные техники | Рисования руками: ладонью, пальцем. Акварель. |
19 | «Моя картина». Творческая работа по замыслу ребёнка | Использование знакомых способов и техник рисования |
20-21 | Декоративное рисование. Роспись стеклянного сосуда. | Техника рисования на стекле. Акриловые краски, контурная краска. |
22 | Зимний пейзаж | Кляксография (рисование деревьев способом выдувания из кляксы). Акварель. Тушь |
23 | Рисование птиц | Конструктивное рисование птиц. Акварель |
24 | Февральская лазурь | Рисование берёз Акварель. Гуашь. Техника «по-сырому», «вливание цветов» |
25 | Весенний букет | Конструктивное рисование цветов. Акварель. Цветные карандаши, маркер. |
26, 27 | «Котёнок и щенок». | Рисование ладошками. Акварель. Маркер. Мелки. |
28, 29 | Дек.рис. «Пасхальный сувенир» | Бумагопластика. Прорезная аппликация. |
30 | Портрет друга | Знакомство с портретным жанром. Рисование фигуры человека. Смешанные техники. |
31 | «Моя семья» | Жанр портрета. Акварель. Гуашь |
32,33 | Сувенир «Последний звонок» | Тестопластика. Гуашь |
34 | Рисование бабочек | Коллективная работа. Украшение интерьера школы к лету |
35 | «Моя картина» | Творческая работа по замыслу детей. Смешанные техники. |
36 | «Я - художник» | Выставка лучших работ. Оформление альбома «Мои рисунки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1, 2, 3 классов "Юный художник"
Данная программа содержит пояснительную записку, содержание программы, развёрнутый календарно - тематический план....
Рабочая программа кружка Юный художник
программа кружка Юный художник для детей 7 - 13 лет....
Рабочая программа кружка "Юный художник"
Программа кружка «Юный художник» рассчитана на 3 года. Она ориентирована на обучающихся 2 и 3 ступени. На первом году обучения рассматриваются темы, вызывающие наибольшие трудности у детей при ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов...
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому напралению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов...
Рабочая программа «Начинающий художник»
Программам художественной направленности «Начинающий художник» предоставляет возможность для развития у учащихся творческих способностей, художественного вкуса, эстетического вос...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный художник"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный художник"...