Адаптированные программы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Адаптированные программы по предметам начальная школа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_izo_programma.docx | 28.62 КБ |
iskusstvo_muzyka_programma.docx | 25.89 КБ |
literaturnoe_chtenie_programma.docx | 28.7 КБ |
matematika_programma.docx | 27.67 КБ |
okruzhayushchiy_mir_programma.docx | 28.26 КБ |
rpsp_programma.docx | 32.44 КБ |
russkiy_yazyk_programma.docx | 28.76 КБ |
tehnologiya_programma.docx | 31.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа «Искусство (Изобразительное искусство)» 3 класс для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. На изучение предмета отводится 9 часов (0,25 часа в неделю).
Целью данной программы является:
- оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы;
- способствовать формированию личности ребенка;
- воспитание положительных навыков и привычек.
Основные задачи:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико - синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 №АФ -150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами; Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 №861 «Об утверждение порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, коррекционных занятий.
Содержание программы учебного предмета
«Искусство (Изобразительное искусство)»
ДЕКОРАТИВНОЕ РАСКРАШИВАНИЕ
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Количество часов |
1. | Декоративное раскрашивание | 2 ч. |
2. | Рисование с натуры | 2 ч. |
3. | Рисование на темы | 2 ч. |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 3 ч. |
Итого | 9 ч. |
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
- различать и знать названия цветов;
Виды контроля:
• Предварительный контроль
• Текущий контроль
• Периодический (рубежный) контроль
• Итоговый контроль
Формы контроля:
• устный контроль (беседа, рассказ ученика, объяснение)
• практический контроль (выполнение самостоятельных работ)
• дидактические тесты, наблюдение.
Учебно-методические средства обучения.
Е.И. Коротеева, под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. 2 класс. М.: Просвещение, 2008.
Л.В. Орлова. Хохломская роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 16с.
Ю.Г. Дрожжин. Городецкая роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 24с.
Т.Я. Шпикалова, Г.А. Величкина. Дымковская игрушка. М.: мозаика-Синтез, 2008. – 24с.
Дополнительная литература:
И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2002. – 208с.
И.А. Грошенков. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. Книга для учителя.– М.: Просвещение, 1993. – 175с.
Т.Н. Головина. Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1974. – 120с.
В.Г. Перова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: Просвещение. – 1983. – 208
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа «Искусство (Музыка)» 3 класс для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. На изучение предмета отводится всего 9 часов (0,25 часа в неделю).
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 №АФ -150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами; Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 №861 «Об утверждение порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, коррекционных занятий.
Содержание программы учебного предмета «Искусство (Музыка)»
ПЕНИЕ
· Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
· Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами.
· Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания).
· Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог.
· Развитие умения контролировать слухом качество пения.
· Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.
· Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен.
· Работа над чистотой интонирования и устойчивостью книсона. Пение выученных песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
· Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения.
· Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении.
· Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель, балалайка.
· Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне.
· Обучение детей игре на балалайке, ложках (или других доступных народных инструментах).
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Количество часов |
1. | Пение | 5 ч. |
2. | Слушание музыки | 4 ч. |
Итого | 9 ч. |
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
· музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная);
· музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка).
Учащиеся должны уметь:
· выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;
· сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре;
· распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;
· сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог;
· воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.
Виды и формы контроля
Виды контроля:
• Предварительный контроль
• Текущий контроль
• Периодический (рубежный) контроль
• Итоговый контроль
Формы контроля:
• устный контроль (беседа, рассказ ученика, объяснение)
• практический контроль (выполнение самостоятельных работ)
• дидактические тесты, наблюдение.
Учебно-методические средства обучения.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция): Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство». Примерная программа основного общего образования по музыке. Авторская программа по музыке. Хрестоматии с нотным материалом. Сборники песен и хоров. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки). Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. Книги о музыке и музыкантах.
Печатные пособия: Атласы музыкальных инструментов. Портреты композиторов. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Дидактический раздаточный материал: Карточки с признаками характера звучания. Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств. Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий». Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо». Мультимедийная программа «Музыка. Ключи». Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.». Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов». Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».
Технические средства обучения: Музыкальный центр. Видеомагнитофон. Компьютер. Экран.
Экранно-звуковые пособия: Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, фрагментов из оперных спектаклей, фрагментов из балетных спектаклей, с записью известных оркестровых коллективов, фрагментов из мюзиклов. Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Оборудование комнаты: Ученический стол двухместный с комплектом стульев. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Магнитная доска.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа «Чтение и развитие речи» 3 класс для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. На изучение курса «Чтение и развитие речи» отведено: 1,5 ч. в неделю (52 ч.).
Цель программы - коррекция личности детей с глубоким нарушением интеллекта средствами обучения их чтению, письму, формированию коммуникативной функции речи.
Задачи:
- научить правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст, выработать навыки элементарного письма;
- коррекция речи, мышления на основе выполнения упражнений по чтению и письму, развитие мелкой моторики рук;
- воспитание нравственных и культурных качеств учащихся.
По мере обучению чтению необходимо расширять словарный запас учащихся, постепенно усложнять структуру слов, тем самым закладывать базу для устной речи.
После прочтения учащимися слов, фраз необходимо повторить их.
При обучению письму постоянно закреплять с учащимися правильному начертанию букв, выученных в первом классе, а также учить написанию новым. Продолжать работать над соединением букв в слоги, в слова. Упражнять в написании слов, предложений опираясь на звукобуквенный анализ. Буквы, слова писать по образцу, по слуху. Упражнять в списывании с печатного текста.
На уроке использовать разнообразные методы, приёмы с учётом психофизических возможностей учащихся. Доминирующей остаётся игровая деятельность.
При освоении программного материала необходимо проведение диагностики в начале и конце учебного года.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 №АФ -150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами; Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 №861 «Об утверждение порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, коррекционных занятий.
Содержание программы учебного предмета «Чтение и развитие речи»
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Последовательное повторение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап: Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное и отчётливое произнесение изучаемых звуков, различие их в начале, в конце и в середине слова. Образование из усвоенных звуков и букв слогов и слов. Чтение предложений из 2-3 слов.
2-й этап: Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
Правильное артикуляторное произношение звуков. Определение местонахождение звука и буквы в слове. Различие гласных и согласных. Образование и чтение предложений виз 2-3 слов и воспроизведение их устно.
3-й этап: Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
Правильное артикуляторное произношение этих звуков. Подбор слов с заданным звуком и определение местонахождения звука в слове. Различие гласных и согласных. Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слова. Выборочное чтение слов и предложений по картинке. Чтение предложений из 2-3 слов.
4-й этап: Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Четкое правильное произношение этих звуков. Различие гласных и согласных, согласных звонких и глухих, твердых и мягких. Образование и чтение слогов со стечением согласных. Послоговое чтение коротких текстов. Выделение в тексте заголовка, элементарное понятие содержания текста.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).
Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.
Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.).
Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
Учебно-тематический план
№ п.п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Букварный период | |
2 | Повторение пройденного | 5 |
ИТОГО | 52 |
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- дифференцировать цвета, правильно называть их
- выкладывать изображения предметов из геометрических фигур по образцу;
- различать звуки на слух и в собственном произношении;
- читать по слогам слова , предложения и короткие тексты;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 3 – 4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.
2-й уровень
Учащиеся должны уметь:
- дифференцировать основные цвета, правильно называть их;
- выкладывать простейшие изображения предметов из геометрических фигур по образцу;
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
- читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
- слушать небольшую сказку, рассказ, с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 1 – 2 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.
Виды и формы контроля
Виды контроля:
• Предварительный контроль
• Текущий контроль
• Периодический (рубежный) контроль
• Итоговый контроль
Формы контроля:
• устный контроль (беседа, рассказ ученика, объяснение)
• практический контроль (выполнение самостоятельных работ)
• дидактические тесты, наблюдение.
Учебно-методические средства обучения.
Учебники:
1.В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение»,2006.
2.С.Ю. Ильина Чтение 2 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида. Санкт-Петербург «Просвещение», 2014.
Методические пособия:
- картотека дидактических игр и упражнений по чтению для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
- картинная азбука;
- карточки для индивидуальной работы;
- настенная касса для букв разрезной азбуки;
- наборное полотно;
- касса слогов;
- слоговые таблицы;
- индивидуальные кассы с набором букв и слогов;
- веер букв;
- таблицы, плакаты.
Технические средства обучения
Доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Компьютер.
Оборудование класса
Ученический стол двухместный с комплектом стульев.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа «Математика» 3 класс для адаптированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. На изучение математики в учебном плане отводится 2 часа в неделю, всего – 70 часов.
Цель рабочей программы: заложить основы элементарных математических знаний и умений учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Задачи:
Образовательная задача: дать знания о элементарных математических представлениях.
Коррекционно-развивающая задача: развитие основных мыслительных операций.
Воспитательная задача: воспитывать интерес к математике, любознательность, настойчивость, терпеливость, трудолюбие.
Методы обучения математике: словесный, наглядный, практический: работа с учебником, упражнение, самостоятельная работа, экскурсия, наблюдение, демонстрация и т.д.
Приёмы работы: дидактические игры; игровые приёмы; занимательные упражнения; создание увлекательных ситуаций; сравнение (один из важных приёмов обучения); материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 №АФ -150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами; Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 №861 «Об утверждение порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, коррекционных занятий.
Содержание программы учебного предмета «Математика»
Повторение
1.Свойства предметов: цвет, форма, величина, назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные ( оставшиеся), другие.
2.Сравнение предметов: 2-3-х предметов по величине, по размеру
(больше, меньше, равны, одинаковые); 3-4-х предметов по длиннее, по ширине, глубине, толщине ( шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); по массе, по весу ( тяжелее, легче).
3.Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих: сравнение 2-3 предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного. Сравнение предметных совокупностей после изменения количества предметов, её составляющих. Установление взаимно-однозначного соответствия путём сравнения небольших предметных совокупностей путём установления взаимно-однозначного соответствия их элементов.
4.Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ: сравнение объёмов жидкостей и сыпучих веществ, находящихся в одинаковых ёмкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же. Сравнение объёмов жидкостей, сыпучего вещества в одной ёмкости до и после изменения объёма.
5. Положение предметов в пространстве, на плоскости: относительно учащегося, по отношению друг к другу, впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, срава, слева, в середине (в центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; тоже для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы. Отношение порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.
6.Временные представления: сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро. Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Числа и величины
7. Названия, обозначение чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счет предметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые числительные. Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду (0—9). Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно.
8.Число 10. Число и цифра. Десять единиц — 1 десяток.
Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в пределах 10, ее использование при выполнении действия вычитания. Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование).
9. Название, обозначение, десятичный состав чисел 11—20. Числа однозначные, двузначные. Сопоставление чисел 1—10 с рядом чисел 11—20. Числовой ряд 1—20, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишние, недостающие единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания.
10. Единицы (меры) стоимости — копейка, рубль. Обозначение: 1 к., 1 р. Монеты: 1 к., 5 к., 10 к, 1 р., 2 р., 5 р. Размен и замена.
11. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.
12. Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1—2 точки.
13. Единицы (меры) длины — сантиметр. Обозначение: 1 см. Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины.
14. Единицы (меры) массы, емкости — килограмм, литр. Обозначение: 1 кг, 1 л.
15. Единица времени — сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя — семь суток, порядок дней недели.
Геометрические фигуры и формы
Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Повторение | 7 ч. |
2 | Числа и величины | 50 ч. |
3 | Геометрические фигуры и формы. | 13 ч. |
Итого | 70 ч. |
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать (1-ый уровень): количественные, порядковые числительные в пределах 20; состав однозначных чисел из двух слагаемых; десятичный состав двузначных чисел, место десятков и единиц в двузначном числе; линии — прямую, кривую, отрезок; единицы (меры) стоимости, длины, массы. ёмкости: 1к., 1р., 1см, 1кг, 1л; название, порядок дней недели, количество суток в неделе.
Учащиеся должны уметь (1–ый уровень): читать, записывать, откладывать на счётах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1.2,3,4.5; выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10,20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения; решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заменителей, рисунков. Составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие; узнавать монеты, заменять одни монеты другими; чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок; чертить квадрат, прямоугольник, треугольник по заданным вершинам.
Учащиеся должны знать (2-ой уровень): количественные, порядковые числительные в пределах 10; состав однозначных чисел из двух слагаемых; линии — прямую, кривую, отрезок; единицы (меры) стоимости, длины, массы. ёмкости: 1к., 1р., 1см, 1кг, 1л; название, порядок дней недели, количество суток в неделе.
Учащиеся должны уметь (2-ой уровень): читать, записывать, откладывать на счётах, сравнивать числа в пределах 10 присчитывать, отсчитывать по 1,2,3,4,5; выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, опираясь на знание состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения; решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заменителей, рисунков; узнавать монеты, заменять одни монеты другими; чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок; чертить квадрат, прямоугольник, треугольник по точкам, поставленным учителем.
Виды и формы контроля
Виды контроля:
• Предварительный контроль
• Текущий контроль
• Периодический (рубежный) контроль
• Итоговый контроль
Формы контроля:
• устный контроль (беседа, рассказ ученика, объяснение)
• практический контроль (выполнение самостоятельных работ)
• дидактические тесты, наблюдение.
Учебно-методические средства обучения.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006.
Демонстрационные пособия.
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10: от 1 до 20; от 1 ДО 100.
Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками).
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки).
Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.
Демонстрационная таблица умножения.
Учебно-практическое оборудование
Объекты (предметы для счёта).
Пособия для изучения состава чисел.
Пособия для изучения геометрических величин, фигур, тел.
Технические средства обучение
Доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Компьютер.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 3 класс для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. На изучение данного курса отводится 0,5 часов в неделю, всего - 18 часов.
Изучение курса «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, к России, её природе и культуре;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 №АФ -150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами; Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 №861 «Об утверждение порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, коррекционных занятий.
Содержание программы учебного предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»
· Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.
· Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей
· Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.
· Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.
· Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.
Примерная тематика
· Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.
Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
· Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.
· Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».
· Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).
· Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).
· Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).
· Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).
· Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
· Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.
· Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.
· Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.
· Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.
· Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).
· Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.
· Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.
· Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.
· Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.
· Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.
Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.
· Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.
· Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.
· Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.
· Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.
Повторение пройденного.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
· Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.
· Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
· Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Количество часов |
1. | Сезонные изменения в природе | 4 ч. |
2. | Мой дом. | 1 ч. |
3. | Одежда и обувь. | 2 ч. |
4. | Овощи и фрукты. | 2 ч. |
5. | Растения. | 1 ч. |
6. | Домашние животные и дикие животные. | 2 ч. |
7. | Птицы и насекомые. | 2 ч. |
8. | Охрана здоровья и ПДД. | 4 ч. |
Итого | 18 ч. |
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны уметь:
· называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
· участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
· связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
· ухаживать за одеждой и обувью;
· поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
· соблюдать правила личной гигиены;
· соблюдать правила уличного движения.
Учащиеся должны знать:
· названия и свойства изученных предметов;
· выученные правила дорожного движения.
Виды и формы контроля
Виды контроля:
• Предварительный контроль
• Текущий контроль
• Периодический (рубежный) контроль
• Итоговый контроль
Формы контроля:
• устный контроль (беседа, рассказ ученика, объяснение)
• практический контроль (выполнение самостоятельных работ)
• дидактические тесты, наблюдение.
Учебно-методические средства обучения.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006.
Печатные пособия
Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Информационно-коммуникативные средства
Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова (СД)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» 3 класс для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья разработана на основе авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г На изучение предмета отводится 18 часов (0,5 часа в неделю).
Целью данной программы является: коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Основные задачи:
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 №АФ -150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами; Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 №861 «Об утверждение порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»; Программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г; Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, коррекционных занятий.
Содержание программы учебного предмета
«Развитию психомоторики и сенсорных процессов»
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий
Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трёхзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации.
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие.
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – жёсткие, мелкие – крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие.
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений – имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру…), инсценирование.
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объёмных геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).
Развитие осязания (теплее – холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трёх предметов (тяжелее – легче – самый лёгкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.
Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
Раздел 8. Восприятие пространства.
Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше – ниже, левее – правее, рядом и др. Вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.
Раздел 9. Восприятие времени.
Определение времени по часам. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Количество часов |
1. | Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий. | 2 |
2. | Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков. | |
3. | Тактильно-двигательное восприятие. | 1 |
4. | Кинестетическое и кинетическое развитие. | 1 |
5. | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. | 5 |
6. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. | 1 |
7. | Восприятие особых свойств предметов. | 1 |
8. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. | 1 |
9. | Восприятие пространства. | 1 |
10. | Восприятие времени. | 1 |
Итого | 18 ч. |
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;
- дорисовывать незаконченные изображения;
- группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;
- составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;
- конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
- определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;
- зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;
- классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
- различать запахи и вкусовые качества, называть их;
- сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;
- действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
- определять время по часам.
Виды и формы контроля
Виды контроля:
• Предварительный контроль
• Текущий контроль
• Периодический (рубежный) контроль
• Итоговый контроль
Формы контроля:
• устный контроль (беседа, рассказ ученика, объяснение)
• практический контроль (выполнение самостоятельных работ)
• дидактические тесты, наблюдение.
Учебно-методические средства обучения.
1. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Книголюб, 2007. - 119 с. - (Специальная психология).
2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика : (дошкольный возраст : советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.
3. Фомина Л.В. Сенсорное развитие : программа для детей в возрасте 5-6 лет / Л.В. Фомина. - М. : Сфера, 2001. - 77 с. : ил.
4. Р.Волков «Радужная страна» Знакомство с цветом./ Р.Волков -Волгоград «Учитель» 2003г -56с
5. Алябьева Е.А Занятия по психогимнастике.Методическое пособие./Е.А Алябьева-М.:Сфера,2008.-158с.
6. КряжеваН.Л Развитие эмоциональног мира детей./КряжеваН.Л.-Ярославль.-1996
7. Чистякова М.И Психогимнастика./ М.:-Сфера, 1990г
8. Вачков И.В. «Сказкотерапия» М. Ось-89 2001г.
9. Короткова Л.Д. « Сказкотерапия для детей дошкольного и школьного возраста» ЦГЛ М. 2003 г
10. Самоукина Н.В. «Первые шаги школьного психолога» Дубна «Феникс» 2002г.
11. Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника» ЦГЛ Москва 2004г
12. Диагностический альбом Цветковой М.Ю., Семенович А.С. «Диагностика топологических свойств нервной системы», Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Оценка развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст)» С-П., «Триумф», 2007г.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа «Письмо и развитие речи» 3 класс для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. Для достижения планируемых результатов обучающихся количество часов сокращено за счет объединения тем. На изучение курса отведено 2 часа в неделю (70 ч.).
Цель обучения: формировать основы знаний из области фонетики и графики.
Задачи:
Образовательные задачи:
- вырабатывать элементарные навыки грамотного письма.
Коррекционно-развивающая задача:
- повышать уровень общего и речевого развития учащихся.
Воспитательная задача:
- прививать интерес к русскому языку, формировать нравственные качества.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 №АФ -150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами; Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 №861 «Об утверждение порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, коррекционных занятий.
Содержание программы учебного предмета «Письмо и развитие речи»
Формирование графических умений.
Развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контуру. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры. Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка – заборчик, прямая палочка с закруглением внизу – крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу – уточка, овал – слива, полуовал – месяц и др.
Развитие моторных умений. Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
Букварный период
1-й этап: Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Усвоение рукописного начертания изучаемых букв. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Работа с прописями.
2-й этап: Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
Усвоение рукописного начертания изучаемых букв. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Работа с прописями.
Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого протяжного их проговаривания (интонирования).
Запись под диктовку букв и слогов.
3-й этап: Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный шрифт) букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из двух слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения.
Письмо на слух букв, слогов и хорошо знакомых слов после анализа их звукового состава.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4-й этап: Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв.
Списывание с классной доски и букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений, состоящих из трех-четырех слов. Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Большая буква в именах людей.
Письмо на слух букв, слогов, слов и предложений из двух-трех слов после предварительного анализа.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов |
1 | Формирование графических умений. | 14 |
Букварный период | 56 | |
2 | Букварный период: 1 этап | 9 |
3 | Букварный период: 2 этап | 10 |
4 | Букварный период: 3 этап | 23 |
5 | Букварный период: 4 этап | 14 |
ИТОГО | 70 |
Требования к уровню подготовки учащихся.
Требования к уровню подготовки учащегося, оканчивающих I класс (обучение грамоте)
Обучающейся должен знать:
Все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Обучающейся должен уметь:
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
знать способы их буквенного обозначения;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
определять место ударения в слове;
вычленять слова из предложений;
чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
знать гигиенические правила письма;
правильно писать формы букв и соединения между ними;
уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих I класс (русский язык)
1-й уровень
Учащиеся должны уметь:
- писать строчные и прописные буквы;
- списывать с печатного (букваря) и рукописного (классной доски) тексто прочитанные и разобранные слова и предложения;
- писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением ( последние после звуко-слогового проговаривания).
2-й уровень
- писать строчные и прописные буквы;
- списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.
Виды и формы контроля
Виды контроля:
• Предварительный контроль
• Текущий контроль
• Периодический (рубежный) контроль
• Итоговый контроль
Формы контроля:
• устный контроль (беседа, рассказ ученика, объяснение)
• практический контроль (выполнение самостоятельных работ)
• дидактические тесты, наблюдение.
Учебно-методические средства обучения.
Учебники:
В.В.Ворнкова, И.В.Коломыткина «Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» М. «Просвещение», 2006.
Методические пособия:
- азбука в картинках;
- плакаты со строчными и прописными буквами;
- прописи;
- картотека дидактических игр и упражнений по письму для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
- карточки для индивидуальной работы;
- настенная касса букв разрезной азбуки
- наборное полотно;
- касса слогов;
- слоговые таблицы;
- индивидуальные кассы с набором букв и слогов;
- веер букв; - таблицы, плакаты.
Касса букв и сочетаний.
Технические средства обучения
Доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Компьютер.
Оборудование комнаты
Ученический стол двухместный с комплектом стульев.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Магнитная доска.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа «Технология» 3 класс разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. При индивидуальном адаптированном обучении количество часов уменьшается за счет объединения тем программы, следовательно отводится 18 часов (0,5 часа в неделю).
Цели изучения технологии в начальной школе:
Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
Освоение продуктивной проектной деятельности.
Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
· воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
· уважение к людям труда;
· сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
· формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
· ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
· предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
· контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 №АФ -150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами; Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 №861 «Об утверждение порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, коррекционных занятий.
Содержание программы учебного предмета «Технология»
Первая четверть
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)
Практические работы
· Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
· Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.
· Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.
· Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
· Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.
· Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
· Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
· Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.
· Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Практические работы
· Экскурсия в слесарную мастерскую.
· Выплавление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.
· Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.
· Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.
· Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
Вторая четверть
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
· Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).
· Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
· Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
· Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
· Изготовление елочных игрушек.
· Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.
· Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.
· Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.
· Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.
Третья четверть
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
· Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.
· Изготовление обложки для проездного билета.
· Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.
· Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.
· Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.
· Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
· Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.
· Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.
· Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
· Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
· Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком).
· Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
· Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.
Четвертая четверть
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)
Практические работы
· Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.
· Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы.
· Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
· Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.
· Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места.
· Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Количество часов |
1. | Вводное занятие | 1 ч. |
2. | Работа с природными материалами | 4 ч. |
3. | Работа с бумагой и картоном | 4 ч. |
4. | Работа с проволокой | 4 ч. |
5. | Работа с текстильными материалами | 5 ч. |
Итого | 18 ч. |
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны уметь:
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Составление плана работы самостоятельно и по вопросам учителя. Подбор материалов и инструментов для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно. Выполнение изделий с помощью учителя и самостоятельно. Умение придерживаться плана при выполнении изделия. Осуществлять необходимые контрольные действия. Отчет о последовательности изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов. Анализ своего изделия. Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов, закрепление слов и фраз, усвоенных в 1 и 2 классах.
Виды и формы контроля
Виды контроля:
• Предварительный контроль
• Текущий контроль
• Периодический (рубежный) контроль
• Итоговый контроль
Формы контроля:
• устный контроль (беседа, рассказ ученика, объяснение)
• практический контроль (выполнение самостоятельных работ)
• дидактические тесты, наблюдение.
Учебно-методические средства обучения.
Книгопечатная продукция
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006.
Учебники
Л.А. Кузнецова, Я.С. Симукова Технология Ручной труд 2 класс, Учебник для специальных (коррекционных) организаций VIII вида, С.-П., 2014
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя.
Магнитная доска.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Наборы цветной бумаги, картона в том числе гофрированного; кальки, картографической, миллиметровой, бархатной, крепированной и др. видов бумаги.
Заготовки природного материала.
Оборудование
Ученический стол двухместные с комплектом стульев.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального сопровождения ребёнка с умственной отсталостью как часть адаптированной программы
Программа направлена на коррекцию и развитие психических функций учащихся, и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММЕ КРО по математике для 5 класса
Предложенная рабочая программа рассчитана на учащихся, имеющих ЗПР, влекущее за собой быструю утомляемость, низкую работоспособность, повышенную отвлекаемость, что, в свою очередь, ведет ...
Рабочая программа для детей, обучающихся по адаптированной программе (8 вид) Письмо и развитие речи 6 класс
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывает...
Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отст...
Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ФГОС ОВЗ УО, вариант 2 - СИПР)
Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в ...
Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с НОДА, УО – легкой, ТНР – ФГОС с ОВЗ
Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, УО – легкой, ТНР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом ра...