Методическая разработка урока по ИЗО, 6 класс, тема: "Монотипия. Пятно-образ"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Логинова Ольга Васильевна

Аннотация к уроку

 

 

 

                   Урок проводится в 6 классе, по программе Неменского Б.М. Монотипия – промежуточный вид искусства. Её можно отнести к графике и отчасти к живописи. Любимый вид творчества учащихся на уроках изобразительного искусства – это создание неповторимых пятен в технике монотипия. Эта техника захватывает сразу всех моих учеников, а освоив, они используют её во многих видах тематического творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта»

Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга.

Заметки к урокам

на тему:

«Пятно, как образ».

6 класс

Логинова Ольга Васильевна

Учитель Изобразительного искусства

I категория.

2015 год

Тема урока «Монотипия». «Образ в пятне».

Место урока в программе: ИЗО Неменского Б.М., 6 класс,

II четверть, «Пейзаж в графике», «Пейзаж в живописи».

Тип урока: комбинированный.

Цель:
- Создание всех условий для ассоциативно-образного развития учащихся.

Цель и задачи: 

- продолжать расширять представления учащихся о возможностях графики и живописи;

- показать технический приём в монотипии;

- продолжать развивать у учащихся воображение и фантазию, чувство гармонии и красоты, восприятие цвета и их сочетания;

- продолжать развивать творческую индивидуальность и самостоятельность учащихся;

- продолжать прививать интерес к творчеству и искусству;

- продолжать учить основам композиции, подбирать цветовую гамму согласно настроению, переданному в произведении.

Оборудование для учителя:

- Мультимедийная установка, звуковые колонки, презентация «Пятна монотипий», наглядные пособия.

Оборудование учащихся:

Акварельные краски, кисти, папка бумаги А 4, гелевые ручки разного цвета, акварельной или глянцевой, плоская кафельная палитра, трубочка из-под сока, баночка с водой, салфетки.

Творческая тетрадь, ручка.

 


Ход урока:

Этапы урока

Основное содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Планируемый результат

1

Организационный момент

 3 мин.

Создаёт все необходимые условия для урока.

Проверяет готовность к уроку.

Отмечает отсутствующих в журнале.

Проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих.

включение учащихся в учебный процесс.

умение подготовиться к уроку.

2

Завязка урока.

7 мин.

На доске написаны слова

«Эстамп» и «Монотипия».

Сейчас я включу музыку Клода Дебюсси, вы её внимательно прослушайте и подумайте какого цвета эта музыка.

 Звучит музыка Клода Дебюсси «Душа».

Что вам напомнила музыка Клода Дебюсси?

Какие цвета можно подобрать к услышанной музыке?

Есть ли среди этих слайдов похожие цвета?

На экране медленно сменяются  цветные акварельные монотипные абстрактные пятна.

(Подводит к тому, что это живопись, пятна).

Что вы только что просмотрели?

Какую форму имеют пятна?

Все ли пятна одинаковые?

Что пятна напоминают?

 Чему могут научить пятна?

 «Побольше всматривайтесь в пятна на старых стенах. Вы обнаружите фантастические образы»

                                                                                                                                                                                   Леонардо да Винчи.

Что имел в виду Леонардо да Винчи?

Зачем  человеку следует развить фантазию?

Где нам так необходима фантазия?

Кем был Леонардо да Винчи

Где можно встретить пятна в природе?

Можно ли увидеть в пятне скрытый образ?

Учитель подводит к тому, что фантазию следует развивать, она нужна во всех областях деятельности человека.

Включает музыку

Задаёт вопросы

Слушает ответы

Показывает слайды.

Смотрят

Слушают

делятся собственным мнением.

Отвечают

Задумываются

Отвечают

Уточняют

Умение воспринимать музыку,

Умение соотнести к музыкальному образу соответствующий цвет.

аргументировать, высказать своё мнение, привести примеры.

3

Основная часть урока.

10 мин.

Знакомство с особенностями монотипии.

Знаете ли вы значение слов

«ЭСТАМП», «МОНОТИПИЯ»?

Монотипия: Два слова: «моно» и «типия». Монотипия (от «моно» - один и греч. — отпечаток, оттиск, касание, образ...) — вид печатной графики.

Даёт рекомендации по её выполнению и показывает, как получить отпечаток с палитры.

Эстамп (фр. estampe, от итал. stampa) — произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы).

Обращает внимание на слова, написанные на доске.

Объясняет значение слов.

Рассказывает об особенностях монотипии.

Показывает технику исполнения монотипии.

Записывают слова в творческую тетрадь,

задают вопросы,

слушают

объяснения

учителя

наблюдают

Учатся

умение сосредоточится на главном

 

4

Техническая часть урока.

5 мин.

1 этап:

Перед вами палитра-плитка, нанесите на неё не более трёх разных красок чистого цвета, так, чтобы они не смешались. Акварель должна быть в меру густой.

2 этап

Приложите лист бумаги к плитке и слегка пригладьте

Есть несколько вариантов, как снять бумагу:

  1. взяв бумагу за обе противоположные стороны с натяжкой
  2. взяв бумагу за обе стороны без натяжки
  3. за одну сторону и поднять

взяв её за уголок и прижать противоположный угол бумаги, разворачивая веером

Даёт задание самостоятельно выполнить каждому несколько своих оттисков на бумаге, различными вариантами, предварительно напоминает о цветовой гамме.

Предостерегает от ненужных ошибок.

Следит за работой, помогает учащимся, советует, наблюдает.

Самостоятельное выполнение монотипии.

Рассматривают результат, советуются друг с другом и с учителем.

умеют подойти творчески к заданию.

Самовыражаются.

Практическая часть урока.

10 мин.

Идёт творческий эксперимент с палитрой и бумагой.

Чем интересны эти монотипные пятна?

Можно ли выполнить копию пятна?

В чём особенность монотипии?

На чём можно выполнить монотипию?

Как вы думаете, есть ли среди монотипий неудачные оттиски?

Есть выразительные пятна и не совсем.

Нам нужны все.

Однообразные фоновые пятна пригодятся для другого урока, отложите их в папку и подпишите.

Выразительные пятна-образы нужны для создания композиций.

Каждый, глядя на одно пятно, предлагал свой вариант дорисовки, следовательно, сколько людей – столько и мнений. Вы можете обменяться своими пятнами по обоюдному согласию. Теперь наступает самая ответственная работа для вас – на этом монотипном листе свой увиденный образ.

Какими средствами графики можно работать дальше?

Выразительные средства графики – линия, пятно, точка, штрих.

Пятно у вас уже получилось.

Теперь осталось вам выбрать образ и дополнить его нужными средствами графики.

Показывает листы монотипных пятен.

Задаёт вопросы

Объясняет

Спрашивает,

Напоминает.

Учит

Помогает

Рассматривают.

Высказывают своё мнение.

Соглашаются или не соглашаются с выводами других товарищей.

Смотрят, обсуждают.

Предлагают своё решение.

Вспоминают

Отвечают

Умение видеть ассоциативно в пятне образ.

Умение творчески подойти к заданию.

Умение самостоятельно принимать решение.

Умение быть прилежным и внимательным.

Умение быть аккуратным.

 Умение слушать товарищей и уважать их мнение.

5

Заключительная часть урока.

Подведение итогов.

4 мин.

Показ и обсуждение работ учащихся.

Что хорошего в этих монотипиях?

К чему следует вам стремиться?

Показывает  и обсуждает лучшие работы.

Слушает учащихся.

Смотрят

Отмечают лучшие,

Делают выводы.

Умение высказать своё мнение.

Умение увидеть и отметить свои лучшие и отрицательные стороны в работе.

6

Домашнее задание

1 мин.

1. Дома поучиться выполнять монотипию различными способами.

Принести листы с оттисками.

2. Принести акварель, трубочки из под сока.

3. Ответить в творческой тетради на вопрос:

К какому виду искусства относится монотипия?

4. Прочитать о творчестве Елизаветы Кругликовой.

Даёт домашнее задание.

Записывают. Уточняют, задают вопросы, если непонятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...

Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС

Тема: Путешествие по АфрикеТип: урок обобщения и систематизацииЦель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».Задачи:Образовательные:обобщить и расширить знания учащих...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....

Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)

Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....