Методическая разработка урока по ИЗО, 6 класс, тема: "Монотипия. Пятно-образ"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Аннотация к уроку
Урок проводится в 6 классе, по программе Неменского Б.М. Монотипия – промежуточный вид искусства. Её можно отнести к графике и отчасти к живописи. Любимый вид творчества учащихся на уроках изобразительного искусства – это создание неповторимых пятен в технике монотипия. Эта техника захватывает сразу всех моих учеников, а освоив, они используют её во многих видах тематического творчества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта»
Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга.
Заметки к урокам
на тему:
«Пятно, как образ».
6 класс
Логинова Ольга Васильевна
Учитель Изобразительного искусства
I категория.
2015 год
Тема урока «Монотипия». «Образ в пятне».
Место урока в программе: ИЗО Неменского Б.М., 6 класс,
II четверть, «Пейзаж в графике», «Пейзаж в живописи».
Тип урока: комбинированный.
Цель:
- Создание всех условий для ассоциативно-образного развития учащихся.
Цель и задачи:
- продолжать расширять представления учащихся о возможностях графики и живописи;
- показать технический приём в монотипии;
- продолжать развивать у учащихся воображение и фантазию, чувство гармонии и красоты, восприятие цвета и их сочетания;
- продолжать развивать творческую индивидуальность и самостоятельность учащихся;
- продолжать прививать интерес к творчеству и искусству;
- продолжать учить основам композиции, подбирать цветовую гамму согласно настроению, переданному в произведении.
Оборудование для учителя:
- Мультимедийная установка, звуковые колонки, презентация «Пятна монотипий», наглядные пособия.
Оборудование учащихся:
Акварельные краски, кисти, папка бумаги А 4, гелевые ручки разного цвета, акварельной или глянцевой, плоская кафельная палитра, трубочка из-под сока, баночка с водой, салфетки.
Творческая тетрадь, ручка.
Ход урока:
№ | Этапы урока | Основное содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат |
1 | Организационный момент 3 мин. | Создаёт все необходимые условия для урока. Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих в журнале. | Проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих. | включение учащихся в учебный процесс. | умение подготовиться к уроку. |
2 | Завязка урока. 7 мин. | На доске написаны слова «Эстамп» и «Монотипия». Сейчас я включу музыку Клода Дебюсси, вы её внимательно прослушайте и подумайте какого цвета эта музыка. Звучит музыка Клода Дебюсси «Душа». Что вам напомнила музыка Клода Дебюсси? Какие цвета можно подобрать к услышанной музыке? Есть ли среди этих слайдов похожие цвета? На экране медленно сменяются цветные акварельные монотипные абстрактные пятна. (Подводит к тому, что это живопись, пятна). Что вы только что просмотрели? Какую форму имеют пятна? Все ли пятна одинаковые? Что пятна напоминают? Чему могут научить пятна? «Побольше всматривайтесь в пятна на старых стенах. Вы обнаружите фантастические образы» Леонардо да Винчи. Что имел в виду Леонардо да Винчи? Зачем человеку следует развить фантазию? Где нам так необходима фантазия? Кем был Леонардо да Винчи Где можно встретить пятна в природе? Можно ли увидеть в пятне скрытый образ? Учитель подводит к тому, что фантазию следует развивать, она нужна во всех областях деятельности человека. | Включает музыку Задаёт вопросы Слушает ответы Показывает слайды. | Смотрят Слушают делятся собственным мнением. Отвечают Задумываются Отвечают Уточняют | Умение воспринимать музыку, Умение соотнести к музыкальному образу соответствующий цвет. аргументировать, высказать своё мнение, привести примеры. |
3 | Основная часть урока. 10 мин. Знакомство с особенностями монотипии. | Знаете ли вы значение слов «ЭСТАМП», «МОНОТИПИЯ»? Монотипия: Два слова: «моно» и «типия». Монотипия (от «моно» - один и греч. — отпечаток, оттиск, касание, образ...) — вид печатной графики. Даёт рекомендации по её выполнению и показывает, как получить отпечаток с палитры. Эстамп (фр. estampe, от итал. stampa) — произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). | Обращает внимание на слова, написанные на доске. Объясняет значение слов. Рассказывает об особенностях монотипии. Показывает технику исполнения монотипии. | Записывают слова в творческую тетрадь, задают вопросы, слушают объяснения учителя наблюдают Учатся | умение сосредоточится на главном
|
4 | Техническая часть урока. 5 мин. | 1 этап: Перед вами палитра-плитка, нанесите на неё не более трёх разных красок чистого цвета, так, чтобы они не смешались. Акварель должна быть в меру густой. 2 этап Приложите лист бумаги к плитке и слегка пригладьте Есть несколько вариантов, как снять бумагу:
взяв её за уголок и прижать противоположный угол бумаги, разворачивая веером | Даёт задание самостоятельно выполнить каждому несколько своих оттисков на бумаге, различными вариантами, предварительно напоминает о цветовой гамме. Предостерегает от ненужных ошибок. Следит за работой, помогает учащимся, советует, наблюдает. | Самостоятельное выполнение монотипии. Рассматривают результат, советуются друг с другом и с учителем. | умеют подойти творчески к заданию. Самовыражаются. |
Практическая часть урока. 10 мин. | Идёт творческий эксперимент с палитрой и бумагой. Чем интересны эти монотипные пятна? Можно ли выполнить копию пятна? В чём особенность монотипии? На чём можно выполнить монотипию? Как вы думаете, есть ли среди монотипий неудачные оттиски? Есть выразительные пятна и не совсем. Нам нужны все. Однообразные фоновые пятна пригодятся для другого урока, отложите их в папку и подпишите. Выразительные пятна-образы нужны для создания композиций. Каждый, глядя на одно пятно, предлагал свой вариант дорисовки, следовательно, сколько людей – столько и мнений. Вы можете обменяться своими пятнами по обоюдному согласию. Теперь наступает самая ответственная работа для вас – на этом монотипном листе свой увиденный образ. Какими средствами графики можно работать дальше? Выразительные средства графики – линия, пятно, точка, штрих. Пятно у вас уже получилось. Теперь осталось вам выбрать образ и дополнить его нужными средствами графики. | Показывает листы монотипных пятен. Задаёт вопросы Объясняет Спрашивает, Напоминает. Учит Помогает | Рассматривают. Высказывают своё мнение. Соглашаются или не соглашаются с выводами других товарищей. Смотрят, обсуждают. Предлагают своё решение. Вспоминают Отвечают | Умение видеть ассоциативно в пятне образ. Умение творчески подойти к заданию. Умение самостоятельно принимать решение. Умение быть прилежным и внимательным. Умение быть аккуратным. Умение слушать товарищей и уважать их мнение. | |
5 | Заключительная часть урока. Подведение итогов. 4 мин. | Показ и обсуждение работ учащихся. Что хорошего в этих монотипиях? К чему следует вам стремиться? | Показывает и обсуждает лучшие работы. Слушает учащихся. | Смотрят Отмечают лучшие, Делают выводы. | Умение высказать своё мнение. Умение увидеть и отметить свои лучшие и отрицательные стороны в работе. |
6 | Домашнее задание 1 мин. | 1. Дома поучиться выполнять монотипию различными способами. Принести листы с оттисками. 2. Принести акварель, трубочки из под сока. 3. Ответить в творческой тетради на вопрос: К какому виду искусства относится монотипия? 4. Прочитать о творчестве Елизаветы Кругликовой. | Даёт домашнее задание. | Записывают. Уточняют, задают вопросы, если непонятно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)
Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2. Воспитательные...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...
Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс
Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....
Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)
Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...
Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС
Тема: Путешествие по АфрикеТип: урок обобщения и систематизацииЦель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».Задачи:Образовательные:обобщить и расширить знания учащих...
Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."
Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6 классе при изучении темы " Здоровый образ жизни"....
Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)
Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....