Цвет как средство развития творчества
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему
Предварительный просмотр:
ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА
Литвинова Л.П. учитель изобразительного искусства МБОУ Лицей № 7 г. Химки
2014 г.
Проблема развития детского творчества приобретает все большее значение в настоящее время, когда усилия педагогов современной школы направлены на формирование способности действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.
Развитие творческих способностей одна из задач обучения на уроках изобразительного искусства. Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности, помогает видеть окружающий мир, но не даёт готовых рецептов, а требует самостоятельных решений в практическом освоении, умении творчески воплощать свои замыслы в художественных образах. (Слайд №2)
Одним из действенных средств творческого развития детей является художественная деятельность, в процессе которой ребёнок действует как художник, используя разные средства выразительности, наиболее ярким из которых является цвет. Мир предстаёт перед нами цветным. Цвет имеет свойство по - разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции, имеет огромную силу эстетического воздействия, раскрывает законы красоты окружающего мира. Далеко не все дети сами способны увидеть и определить красоту окружающего мира. Показать, что мир вокруг нас многоцветен, что он не сводится только к тем краскам, которые есть в баночках с гуашью задача учителя. Чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, познать значение цвета и использовать цвета в своём творчестве необходимо систематически и последовательно знакомить детей с цветом. Формировать умение самим создавать нужные цвета и оттенки, продумать определенную систему работы по использованию цвета как инструмента передачи чувств художника, развивать в процессе обучения чувство красоты цвета, воспитывать культуру зрительного восприятия, научить видеть цвет т. к. он является средством развития художественного творчества. ( Слайд №3)
Для формирование чувства цвета необходимо решение следующих задач:
- Выявление особенностей восприятия и использования цвета в процессе изобразительного творчества.
- Знакомство с цветовыми эталонами, со свойствами цвета и средствами художественной выразительности.
- Систематические наблюдения в природе, выделение цвета её объектов и явлений, наблюдение изменения цветовых оттенков в природе в зависимости от времени года, погоды.
- Использование упражнений и дидактических игр.
- Использование технологии эмоционального погружения: вопросы парадоксы, сказки о красках, «разноцветные стихи», музыкальные произведения, репродукции картин художников.
- Учить замечать красочность окружающего мира и переносить ее в собственное творчество.
- Развивать способность эстетически воспринимать и усваивать цвет.
Слайд №4
- В соответствии с выделенными задачами я начинаю работу с выявление особенностей восприятия и использования цвета, провожу цветовую диагностику, которая помогает: 1.выявить особенности цветовых предпочтений (даётся простое задание раскрасить дорожку разными цветами), 2. Особенности использования цветовых предпочтений в эмоциях, чувствах, ( на улице в домах живут разные хозяева, я называю, кто живёт в каждом домике, а учащиеся должны раскрасить домик таким цветом, который подходит ему. Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение) 3. особенности использования цвета (раскрасить дом в зависимости от того что мы делаем и чем занимаемся». Проанализировав цветовую диагностику можно составить психологический портрет учащегося, так как цвет раскрывает внутренний мир, показывает отношение к окружающему миру. Затем использую технологию эмоционального погружения: вопросы парадоксы (что было бы, если?) сказки о красках в которые дети «погружаются» с большим удовольствием, необычные превращения (смешения красок), необычные путешествия, осуществлённые в русле сказочного, воспринимаются более эмоционально, глубже, «разноцветные стихи», музыкальные произведения, художественные произведения, репродукции картин художников, всё это быстро и прочно запоминается, потом предлагаю серию тренинговых упражнений направленных на расширение познаний о цвете, всё это быстро и прочно запоминается и усваивается то новое, что должен познать ученик на уроке.
(Слайд № 5).
«Назови цвет” (основные цвета)
“Определи оттенки”
“Сгруппируй цвета и оттенки” (тёплые и холодные)
«Собери капельки в стакан» (цвета и оттенки)
“Найди цвет по слуховой инструкции” (словесное описание)
“Получи цвет по словесной инструкции” ( работа с палитрой)
“Составь цветовую композицию» (гармония)
“Нарисуй цветом музыку”
“Свободная тема”(творчество)
(Слайд№6)
Тренинговые упражнения направленные на умения использовать цвет (тёплая и холодная гаммы.) Использую технологию «погружение в цвет».
(Слайд №7)
Выполняем упражнения по цветоведению: характеристика цвета: цветовой тон, светлотность, насыщенность, «разбеление цветов», «потухание цветов», «перспективное изменение цвета».
(Слайд № 8)
Упражнения «Характер живописной фактуры» выполняются в виде фрагментов. Для этого показываю на доске и использую репродукции художников имеющих своеобразную фактуру ( К. Моне, Ван Гог, П. Сезан, Ж.Сера, Тициан, Грабарь, В. Суриков.) Даю образные названия мазков «столбик» «кирпичик, «дождик», «волна», « запятая», «точка», «сказка или космос», «лодочка», «мазок Ван Гога» (названия введены Е.Н. Коротеевой.
(Слайд №9)
Дидактические игры и упражнения. Цель этих упражнений - научить вглядываться в многоцветье мира, удивляться, открывать для себя мир природы и пытаться передать эти впечатления цветом.
Упражнение «Палитра осени» развивает зрительную память, цветовую зоркость, формирует знания по цветоведению. Предлагаю « Ребята, нам художники оставили свои палитры и тюбики с красками. Вам нужно подобрать к каждой картине свою палитру и разложить на ней те краски, которые соответствуют каждой картине. Краски». Можно придать упражнению игровую ситуацию: дождём нечаянно смыты цвета с некоторых осенних листьев, предложить восстановить их цвет. Предлагаются карточки-задания в форме листьев с указанием, какие цвета нужно смешать, чтобы получить третий, и наоборот: дан цвет, нужно определить, какие два цвета следует смешать, чтобы получить данный цвет (например, карточка-листик раскрашена цветом начала осени зеленовато-желтым, рядом две не раскрашенные карточки соединённые знаком «+». Такое задание учит смешивать цвета для получения нужного
(Слайд№11.)
Творческие задания на умения использовать цвет в процессе изобразительного творчества.
Какого цвета небо»
«Пейзаж в заданной гамме»
“Цвет водной стихии”;
“Здравствуй осень”;
“Зимняя сказка”;
“Встреча с весной”;
“Летняя палитра».
«Цвет в натюрморте»
“ Цвет в портрете”
“Добро и зло”.
«Ассоциации
Слайд №12)
Формирование чувства цвета .
«Какого цвета небо» игра проводится в начале урока перед работой цветом, прежде чем приступить к выполнению задания, внимательно рассматривают репродукции картин, на которых воздушная стихия выступает главным персонажем, например репродукции А.К. Саврасова:
1 «Пейзаж с радугой»,
2 «Луннаяночь.Болото, «Закат»,
3 «Оттепель»
4 «К концу лета на Волге»,
5 «Рожь»
6 «Степь днём»,
7 «Вид в окрестностях Ораниенбаумана»
Или репродукции импрессионистов: «Парламент, Лондон. Солнце, пробивающееся сквозь туман» Клода Моне
Рассматривая, учащиеся делают маленькие открытия: оказывается небо расцветает всеми красками и они вспоминают, что тоже видели утром по дороге в школу, вечером на прогулке, летом на даче
Учащиеся достают из пакетиков разноцветные карточки, и внимательно вглядываясь в репродукции картин, сравнивают цвета в репродукции с цветом карточек и выкладывают цветовую палитру. Учащиеся должны получить на палитре те цвета, которые рассмотрели в репродукциях. А затем выполняют практическую работу
Слайд№ 13,14,15,16
«Пейзаж в заданной гамме» это рисование одного и того же пейзажа в разных цветовых гаммах. Рассматриваем следующие репродукции:
- А Матисс. Вид Колиура.(Цвета составляющие радости)
- И.К. Айвазовский. Утро на море. (Радость-улыбка, ожидание встречи)
- И.Глазунов. Петербург Ф.М. Достоевского (грустный-хмурый, тоскливый)
- М.Чурленис Весна (Светлая грусть, надежда)
- В.Васнецов Иллюстрации к сказкам «Хрустальная гора» (страшный-таинстенный, пугающий)
- К.Брюлов Последний день Помпеи» Страх, отчаяние)
- З.Е. Серебрякова Озими (Спокойствие, раздолье)
- А. Матисс. Вид Колиура.(Цвета составляющие радости)
- И.К. Айвазовский. Утро на море. (Радость-улыбка, ожидание встречи)
- И.Глазунов. Петербург Ф.М. Достоевского (грустный-хмурый, тоскливый)
- К.Брюлов Последний день Помпеи.( Страх,отчаяние)
- З.Е. Серебрякова Озими (Спокойствие,раздолье)
- В.Васнецов Иллюстрации к сказкам «Хрустальная гора» (страшный-таинстенный, пугающий)
- М.Чурленис Весна (Светлая грусть, надежда)
- В Борисов Мусатов. Сон Божества (Нежность ,ласка)
Учащимся предлагается нарисовать пейзаж и скопировать его несколько раз, затем для каждого эскиза выбрать определённую цветовую гамму: тёплую, холодную, контрастную и дать соответствующую характеристику: нежный, тревожный, радостный, солнечный и т.д.
Такой подход делает процесс рисования знакомой темы более интересным за счёт непредсказуемости результата.
Слайд №17«Цвет в пейзаже» - важно обратить внимание, как художникам удаётся передать не только удивительные цветовые сочетания, но и едва уловимые оттенки настроения. Развиваем творческое мышление и воображение.
«Пейзаж настроение»- использование сочетания мелких мазков разной формы и в разном направлении, цвета почти не смешиваются их, смешает глаз при рассматривании.
Слайд №18-19 Цвет в натюрморте.
Цель этих уроков – закрепить использование цвета как средство художественной выразительности. Выполняем натюрморты в разной цветовой тональности – тёплая, холодная, контрастная гамма красок. Использую тренинговые упражнения: на столах лежат краски и палитра, показываю репродукции и предлагаю подобрать краски которые использовал художник для этой картины.
Слайд №20
«Цвет в портрете» - вначале используем рабочие тетради в которых выполняем упражнения «Раскрась волшебника таким образом, чтобы было видно, злой он или добрый»…..Именно такие задания дают возможность объяснить приём получения палитры телесного цвета» и учащиеся начинают понимать, что цвет тела человека- это не цвет охры, а тот что получен путём смешения нескольких красок. Можно предложить изобразить портрет одного и того же человека, но с разным настроением, или создать портреты «Зимы», «Осени» и т. д. используя прием смешивания красок.
Слайд 21-22
«Ассоциации» – это возможность творческой интерпретации содержания, например, ставится проблема «Как изобразить радость или пушистого котёнка не используя образы - формы?» Конечно цветом. Цвет, который связан с нашими ощущениями, представлениями, чувствами и восприятием окружающего мира. Музыкальные ассоциации. Можно провести игру, напомнить детям, что с помощью цвета можно передать настроение, но ведь музыка может быть разной: задорной, весёлой, нежной, сердитой, тревожной. Звучит музыка разная по характеру, учащиеся рисуют цветовые пятна, которые, по их мнению, подходят к этому музыкальному произведению. А потом подобрать репродукцию которая подходит к этой музыке. Метод ассоциации способствует развитию творческого мышления и фантазии.
Материал к игре:
Музыкальные произведения: Римский – Корсаков «Море»,отрывок из оперы Садко; П Чайковский «Болезнь куклы», «Времена года»; Бизе фрагмент из оперы «Кармен»; Р.Щедрин.
Все эти методические приёмы оказываваются очень эффективными, естественно и органично вписываются в сценарий урока, обеспечивая увлеченный подход к обучению.
Таким образом, цвет, как инструмент построения уроков с применением перечисленных методов и технологий, даёт учащимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через своё личное восприятие, помогает им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивает художественный вкус, развивает творчество.
Список литературы
- Алёхин А.Д. Когда начинается художник. М., 1993
- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М.: Просвещение, 1989
- Балашова Е.Ф. Развивать чувство прекрасного. М., 1960
- Белякова Л.Г., Казакова Р.Г. Особенности проявления эстетической одаренности у детей в процессе рисования. Воспитание свободной, независимой, ответственной личности. - СПб.,1994
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Просвещение, 1981.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973
- Волков Н.Н. Цвет. Композиция в живописи. - М.: Просвещение, 1977.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
- Выготский Л.С. Психология искусства. 5-е изд., заново сверенное с оригиналом, исправленное и дополненное. - М.: “Лабиринт”, 1997.
- Дмитриева Н.А., О прекрасном. М., 1960.
- Зубарева Н.М. Изобразительное искусство как средство эстетического воспитания детей 5-7 лет. Автореф. дис. д.п.н. - Л.,1983.
- Копцева Т.А. Формирование образного восприятия цвета у школьников. М., 1990
- Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. М.,2002
14.Корабельников В.А. Краски природы. М.,1989
15.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе, Изд.3-е, переработанное и дополненное. М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторизованная программа по декоративно - прикладному творчеству «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»
Программ "цветы как средство развития творческих спрсобностей воспитанников школы - интерната" ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала по средствам декоративно - прикладной и ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»
Программа по декоративно-прикладному и изобразительному искусство переработанная и оформленная в соответствии с ФГОС (для интернатов и детских домов)...
Опыт работы по теме: « Нетрадиционные уроки , как средство развития творчества на уроках английского языка».
Нетрадиционные уроки...
Цвет как средство развития творчества
Материал из опыта работы...
Статья "Технология театральной педагогики как средство развития творчества и социализации"
Что же такое театральная педагогика? Театральная педагогика — это практическое направление современной психологии и педагогики искусства, реализующее в образовании принципы событийности, прожива...
Мастер – класс «Применение метода фокальных объектов как средства развития творчества и изобретательства у обучающихся»
Цель мастер-класса – повышение профессиональной компетенции педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению метода ...
Дидактические материалы мастер – класса «Применение метода фокальных объектов как средства развития творчества и изобретательства у обучающихся»
Подборка игр, испульзуемых при применении метода фокальных объектов...